Выпускники детского дома: проблемы, поиски решений, результат. (из опыта работы)
Моя задача, как педагога, не только создать соответствующие условия для проживания детей, но и научить их жить, чтобы самостоятельная жизнь вне стен детского дома не застала их врасплох, заставив растеряться, не принять правильное решение.
Выпускники детского дома: проблемы, поиски решений, результат. (из опыта работы)
Калинина Наталья Ильинична – воспитатель высшей квалификационной категории КГБОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Алтайского детского дома им. В.С. Ершова.
Я представляю на Ершовских чтениях детский дом, который носит имя В.С. Ершова. Я горжусь тем, что я работаю в одном из старейших детских домов Сибири, который насчитывает более чем вековой путь истории. И вот уже более 30 лет моя судьба неотрывно связана с детским домом. За эти годы он претерпел преобразования. В 1982году я пришла работать в дошкольный детский дом, а с 1990года, были объединены школьный и дошкольный детский дом, и стал работать по семейному типу. В 1992 году я выпустила в жизнь своего первого выпускника. Конечно же, судьба моего первенца очень волновала меня, а это была Храмцова Света. Успешно окончив школу, Светлана поступает в Аграрный университет. И казалось бы, что еще желать: учеба в высшем учебном заведении, впереди престижная специальность - ветеринарный врач-эксперт. И вдруг возникает проблема на втором курсе. Света решает бросить учебу. Лично для меня это сигнал бедствия, следовало разобраться, ответить на вопрос – почему? Оказаться рядом в трудную минуту, решить проблему. По счастливому стечению обстоятельств, рядом со Светой в данный момент, оказался нужный, важный человек, сумевший поддержать ее и сберечь ее от неверного пути. Это была моя сестра, которая и до сих пор является душевным наставником по жизни. Света очень благодарна ей. Сейчас Светлана работает по специальности ветврачом-экспертом в г. Барнауле. Уже через 2 года, после Светы, я выпустила в жизнь еще 2-х девочек. И мне очень хотелось , чтобы они избежали неудач в своей самостоятельной жизни. Этих девочек старалась вовлекать во все мероприятия детского дома, немаловажно и активность самого воспитанника. Но и второй выпуск показывает, что работа, проводимая в детском доме по подготовке к самостоятельной жизни, оказалась недостаточной. Если Жанна(одна из девочек) поддерживала связь со мной, с детским домом советовалась, общими усилиями закончила техникум и на сбережения купила жилье. Вторая девушка (Лена Макс) выходя в жизнь, оказалась совсем неподготовленной. Растерянность, неуверенность в себе, неустойчивость психики, недоверие другим людям, равнодушие к своей судьбе подвергли влиянию негативных личностей, что привело в места лишения свободы. Выпускник входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации, у него складывается пассивная жизненная позиция, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять им. Я считаю, что выпускник – это результат всей работы педагога. Но решить все педагогическими приемами невозможно. Необходима поддержка воспитанника и со стороны общества: необходима преемственность: детский дом – учебное заведение – органы социальной защиты. Радует, что в крае действуют краевые программы по социализации выпускников детского дома, но. На мой взгляд, роль детского дома в жизни любого ребенка, оставшегося без попечения родителей, очень велика. Не получив нужного восприятия мира, он должен компенсировать это в детском доме. Для решения данной задачи наш педагогический коллектив и я, в частности работаю по программе «Жизнестойкость воспитанников детского дома в постинтернатный период». В соответствии с программой моя работа направлена на развитие взаимосвязи личности ребенка с социальной средой, развитию способности воспитанников к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, формированию познавательной и социальной активности. Я стараюсь создавать условия, побуждающие детей действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. Ведь активную работу по формированию позитивного отношения к обычаям и традициям своего народа, умению осознавать и делать выводы. Также веду мониторинг личных качеств каждого воспитанника. Это прежде всего дневники педагогических наблюдений, которые позволяют оценить развитие личностных качеств воспитанников, работу, проводимую с ними по индивидуальным планам, составленным на учебный год. Критериями диагностики являются: Санитарно-гигиенические навыки. Личностное развитие. Межличностные отношения. Профессиональная ориентация.
Провожу совместные мероприятия с ДЮЦ, ДШИ, Музеи, АСОШ. Кроме этого наши дети посещают театры, цирковые представления, аттракционы, кинотеатры, театры и т.д. – все это способствует знакомству воспитанников с дальним социумом, организация совместной деятельности наших детей со сверстниками.
На социализацию направлена работа Клуба Выходного Дня: Концерты, спектакли, конкурсы, спортивные праздники, народные праздники и т.д. Немаловажным считаю, в своей работе личный пример, постоянно стараюсь повышать свои знания, чтобы вновь и вновь заинтересовывать детей, увлекать за собой.
Хочу предоставить данные постинтернатной адаптации моих воспитанников в период с1992года:
Анализируя судьбу выпускников нашей семьи можно сделать вывод, что из 31 воспитанника: 2-е – получили высшее образование 1 – учится в высшем учебном заведении 5 человек – окончили техникум 2- учатся в техникуме 23 окончили профессиональные училища Кроме того воспитанница –Коваленко Люба окончила педагогический колледж, а сейчас учится в педагогической академии. Воспитанница Катя Кульбакина окончила Горно-Алтайское медицинское училище, а затем Алтайский Государственный Технический Университет. Большинство выпускников получили престижные и востребованные профессии, это ветврач-эксперт, закройщик, медсестра, инженер, предприниматель (имеет свой кондитерский цех), парикмахер, официанты. Водители. Рабочие на заводах, токарь, сварщик и т.д.
Многие воспитанники имеют свои семьи. Например: Оксана Пилоян, окончив ПУ, вышла замуж, растят 3-х дочек, дружная семья, постоянные участники районных, зональных, краевых семейных конкурсов: «мама, папа, я- дружная семья. Олеся Койнова – в браке. Живут хорошо, растят сына, немаловажную роль сыграла в ее жизни свекровь, которая стала для нее родной, свекровь с благодарностью отзывалась об Олеси и когда выпустилась сестра Олесина, они и ее взяли к себе на первое время, помогая адаптироваться в обществе. Сергей Срединин был одним из трудных подростков. Я очень переживала за его судьбу, за то, как он будет адаптироваться в обществе, но Сергей как –то сразу повзрослел, через год взял на себя обязанности старшего брата (так как выпустился его брат – Андрей Черников) Окончив ПУ, Сергей устроился на работу, женился, растет сын. Сам построил себе дом. Приятно было прочитать слова благодарности от супруги на одном из вечеров встреч с выпускниками. Пять воспитанников служили в рядах Советской Армии. Среди наших воспитанников есть и осужденные: Макс Лена, Гринько Сергей, Ильюхин Миша. Ильюхин Миша освободился – на данный момент устроился на работу, живет гражданским браком. Выпускники, вышедшие из стен детского дома более 10 лет назад, почти все имеют свое жилье. Остальные либо стоят на очереди в получение жилья, либо получают компенсацию на получение жилья.
Проблема адаптации выпускников существует, и выходя из стен детского дома выпускники один на один остаются со своими проблемами. Задачи по воспитанию детей, поставленные в свое время В.С. Ершовым и ныне претворяются в жизнь. Дело начатое им, продолжается в судьбах детей, для которых детский дом стал родным навсегда. Сегодня остро ощущается потребность в таких формах работы с детьми, которые помогли бы им потом в последствии успешно вписаться в современное производство, требующего от человека «социальной мобильности» - Учитывая все это, я не теряю связь со своими воспитанниками. Через телефонные звонки, интернет, посещения, связь с кураторами наблюдаю за ними, могу проанализировать успешность их постинтеррнатной адаптации, очень было бы хорошо, чтобы в такой момент у бывших воспитанников появился наставник. Мои выпускники частые гости в детском доме, приезжают на каникулы и просто когда им захочется. По вопросам жизнеобеспечения оказывает помощь – социальный педагог. Приглашаем на мероприятия в детский дом. – Традиционно устраиваем вечера встреч выпускников различных лет вместе с воспитанниками, это, конечно, незабываемые встречи. Для меня очень важно, когда мои воспитанники, мои дети, находясь где-то на учебе, или живя своими семьями – звонят, приезжают в гости, не потому что им что-то нужно, а просто поговорить с родными для них людьми. Потому что им дорог этот дом, где они выросли, и дороги те люди, которые были в минуты их детских радостей и горестей. Дорогого стоят эти и другие слова, написанные моими выпускниками, не только в мой адрес, но и в адрес всех воспитателей детского дома, удивительных людей, этой удивительной, важной и нужной профессии.