Из опыта работы

Ризванова Алсу Камиловна

Совершенствование образовательной среды как условие развития активной мыслительной деятельности учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №171  Советского района г.Казани Шагабиевой Алсу Камиловны

Совершенствование образовательной среды как условие развития активной мыслительной деятельности учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО

                           «Если Вы хотите построить корабль, не надо созывать людей,

                            чтобы всё спланировать, разделить работу,

                            достать инструменты и рубить деревья,-

                            надо заразить их стремлением к бесконечному морю,

                            тогда они сами построят корабль»

Антуан де Сент-Экзюпери

        Еще А.С.Макаренко отмечал, что воспитывает не столько воспитатель, сколько среда, организованная наиболее выгодным образом.

Реальные процессы гуманизации, вызванные знакомством педагогов с личностно-ориентированным и индивидуально-ориентированным подходами, создают потенциальные возможности для перехода от обучения и воспитания всех к работе с каждым по формированию социально-ценного отношения воспитанника к окружающему миру и к самому себе, по расширению горизонтов реализации его индивидуальных возможностей.

В связи с этим государство в Законе Российской Федерации "Об образовании" (1992г.), Доктрине национального образования в РФ (2000г.), «Концепции общего среднего образования»(2000г.) как одну из приоритетных своих задач определяет создание такой образовательной среды, которая способствовала бы развитию творческой индивидуальности каждого ребенка.

 

В связи с этим моя методическая тема звучит так: «Совершенствование образовательной среды как условие развития активной мыслительной деятельности учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО».

Соответственно, предметом моей методической темы является становление развивающей образовательной среды в начальной школе, а объектом исследования выступает образовательная среда начальной школы как фактор развития учащихся.

Проблема, объект, предмет и цель моей методической темы обусловили постановку следующих задач:

1. проанализировать теоретические аспекты проблемы развития младших школьников;

2. выявить особенности образовательной среды современной начальной школы;

3.охарактеризовать процесс становления образовательной среды начальной школы как фактора развития учащихся;

4.разработать учебно-методические материалы.

Образовательная среда начальной школы является чрезвычайно важным фактором развития учащихся, т.к. именно к ней дети в силу возрастных особенностей наиболее сензитивны. Она помогает ребенку воспринять образование как личностно-значимую ценность, овладеть способами эффективного взаимодействия с другими людьми, осмыслить задачи своей жизни; удовлетворяет основные потребности личности (физиологические, идеальные, в безопасности, уважении, самоактуализации и пр.).

Общее развитие учащихся рассматривается в научной литературе как один из аспектов проблемы динамики человека и описывается с помощью различных понятий. Центральное среди них - развитие. Оно трактуется по-разному как в отечественной литературе, так и в зарубежной.

Анализ этимологии понятия «развитие» показывает, что в нем присутствует корень «вита» - жизнь и приставка «раз», означающее «распределение», а также «усиление», «напряженное проявление действия» (С.И.Ожегов). Сравним: расцвет, разворот, распространение и т. д. Отсюда, развитие- это «наращивание жизненности», динамичное существование, сопровождающееся обретением новых жизненных сил. Развитие - эволюция, изменение, приводящее к новому состоянию субъекта развития, повышению его социальной ценности.  В этом определении для нас важно то, что в нем подчеркивается субъектная природа развития человека, идентичность рассматриваемого процесса саморазвитию, его связь с социальной значимостью человека.

Одно из ключевых условий, обеспечивающих эффективность образовательной среды - установление личных контактов с каждым ребенком, личный контакт создает у ребенка уверенность в том, что его заметили, им интересуются, ему уделяют внимание, о нем заботятся. Формы установления личного контакта довольно мноообразны: внимательный взгляд, улыбка, приветливое слово, доброжелательный вопрос, реплика, шутка, невербальная коммуникация (тактильный контакт и т.п.) Искренность, вежливость, доброжелательность взрослого, особенно учителя, во многом определяют стиль и атмосферу общения младших школьников друг с другом. В общении педагога и ребенка у последнего развивается способность не только осознавать социальные отношения и культурные ценности мира, но и самого себя, свои связи с ценностными объектами.

Для создания оптимальной образовательной среды ценным условием оказалось умение учителя выявлять и «оглашать» достоинства ребенка, опираться на его, пусть небольшой, жизненный опыт. Жизненный опыт каждого ребенка уникален, самобытен, неповторим. Он определяет сложившуюся картину мира ребенка, представления о людях и вещах, личностные смыслы, ценностные ориентации. Иногда он не совпадает с научной картиной мира, но всегда личностно значим для ученика, поэтому опора на жизненный опыт ребенка включает в себя работу не только по выявлению и анализу этого опыта, но и по стимулированию ученика к согласованию своего и чужого опыта.

Я, как педагог, занимаю гуманистическую позицию по отношению к обучающимся, проявляю внимание к личности ученика, стараюсь являться для окружающих образцом этики и общей культуры. Только работая в тесном контакте с детьми, можно строить отношения с ними на доверии, уважении, требовательности. Умение организовывать свою деятельность и деятельность обучающихся помогает  достичь всех намеченных целей урока.  

      Цели и задачи занятий формулируются на основе как требований стандартов ФГОС второго поколения, так и возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Использование в своей практике  методов развивающего обучения, способствуют  развитию  мышления, и особенно самостоятельности, гибкости мышления, формированию у обучающихся навыков  поисковой деятельности.  

Эффективному формированию образовательной среды как фактора развития учащихся способствуют также создание специальной управленческой структуры, которая осуществляет перспективное планирование деятельности как развивающей детей среды; обеспечивает инновационанную и методическую информированность учителей и родителей; проводит систематический мониторинг развития детей. Эта структура стимулирует регулярную рефлексию всех участников образовательного процесса; знакомит родителей с особенностями деятельности современной школы вообще и конкретного учебного заведения, в частности; активно включает в образовательную среду родителей младших школьников.

Появление компьютерной и мультимедийной техники в школе активизировали деятельность учителя не только по их освоению, но и по активному использованию в учебном процессе со школьниками. В своей работе использую материалы мультимедийных дисков, интернет - материалы (коллекции видеофрагментов и 3D моделей, анимации), а также фрагменты научно - популярных фильмов. Использую на уроках Netbookи, документ-камеру, цифровой микроскоп, SMART-доску. Применение дисков стало частым явлением при организации повторения домашнего задания по демонстрируемым фрагментам, при изучении нового материала, а также при контроле знаний учащихся (проведение тестирования, которое также способствует дифференциации учебного процесса). Результатами инновационной деятельности являются: Участие в работе сообщества учителей начальных классов в информационной системе «Электронное образование», 2013 г; участие в районном инновационном проекте «Реализация Национальной программы поддержки и развития речи» (приказ отдела образования Советского района города Казани № 685 от 24.12 2014года), 2014-2015 г.; участие во Всероссийском конкурсе        инновационных методических разработок «Профессионал-2015», 2015 г.; выступление в Общероссийской дистанционной педагогической конференции «Педагогические технологии: инструментарий современного педагога», проходившая на сайте pedakademy.ru на тему «Применение цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся».

В своей работе использую  метод проектной деятельности  при изучении отдельных тем, так и во внеурочной деятельности. Ученики  не просто изучают материал по составленному учителем  плану, а  путём наводящих вопросов, проблемных ситуаций стараются научиться  планировать деятельность на уроке по заданной теме. Для активации исследовательской и проектной деятельности, применяются разнообразные приемы: проблемные вопросы, организация самостоятельной работы по осмыслению и усвоению нового материала.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.

Одним из мощных ресурсов преобразований в сфере образования является информатизация образования - целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровье сберегающих условиях

Без использования современных средств ИКТ уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. Согласно ФГОС НОО,  ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью использования информационных технологий.

Дальнейшее развитие начального образования будет связано с более глубоким внедрением  ИКТ-технологий для развития познавательной способности младших школьников. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой школа сегодня.  

        Реализовать эти задачи на уроках естественнонаучного цикла помогает  работа с цифровым микроскопом. Использование цифрового микроскопа на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у обучающихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Именно естественно-научные и технические интересы обучащихся могут положить начало их научно-исследовательской деятельности и стать основой будущих профессиональных интересов. 

        Предмет «Окружающий мир» в начальной школе - сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.

        Использование цифрового микроскопа при проведении школьных биологических исследований дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников, то есть формирования так называемых обучающих возможностей, развития способностей обучающихся к приобретению и усвоению знаний.

        Использование цифрового микроскопа в образовательном  процессе нацелено на: повышение уровня мотивации и познавательной активности обучающихся; проведение лабораторных и практических работ на уроках окружающего мира индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора, научно - исследовательской и проектной деятельности обучающихся; реализацию задач интеллектуально-направленной педагогики как средства развития и саморазвития одаренных детей в ИКТ - насыщенной среде; изменение способов взаимодействия между школьниками и учителем в ходе совместной учебной и внеурочной деятельности; организацию исследовательской деятельности учащихся.

        Использование на уроке окружающего мира цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата) на экране монитора (при работе в группе или в классах с малым числом обучающихся) или на большом экране (при работе с целым классом) с помощью выносного проекционного устройства, подключаемого к компьютеру. Цифровой микроскоп позволяет: изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно; использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе обучающихся;  изучать объект в динамике; применять разноуровневые задания для учеников одного класса;  создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме; использовать изображения объектов на бумажных носителях в качестве раздаточного или отчетного материала.

Достоинствами цифровых микроскопов является: возможность использования компьютерных методов анализа и редактирования изображения; сохранение промежуточных и конечных результатов исследований; возможность без дополнительных трансформаций микроскопа производить наблюдения как визуально, так и на экране монитора, спроецировать при помощи проектора; возможность передачи результатов исследований на расстояния.

         Что такое цифровой микроскоп?  Цифровой микроскоп – вид интерактивного оборудования, включающий в себя оптическую либо электронно-лучевую системы получения данных (собственно микроскоп) и систему кодирования (цифровая камера).

        Что позволяет сделать цифровой микроскоп? Увеличивать изучаемые объекты, помещённые на предметный столик в 10, 60 и 200 раз; использовать в качестве исследуемых равно как прозрачные, так и непрозрачные объекты, как фиксированные, так и нефиксированные; исследовать поверхности достаточно крупных объектов, не помещающихся непосредственно на предметный столик; фотографировать, а также производить видеосъёмку происходящего, нажимая соответствующую кнопку внутри интерфейса программы. Фиксировать наблюдаемое, не беспокоясь в этот момент о его сохранности – файлы автоматически оказываются на жёстком диске компьютера; производить простейшие изменения в полученных фотографиях, не выходя из программы микроскопа: наносить подписи и указатели, копировать части изображения и так далее;  распечатывать полученный графический файл в разных режимах; демонстрировать исследуемые объекты и все производимые с ними действия на мониторе персонального компьютера и/или на проекционном экране.

Работа с цифровым микроскопом или разнообразными программными продуктами  ни в коем случае не должна заменять классических приемов работы с натуральными объектами, гербариями, световыми микроскопами. Нужно понимать, что это всего лишь один из методических приемов, позволяющих разнообразить проведение урока

Отрывки уроков окружающего мира с применением  цифрового микроскопа

  • Тема  урока: Тела, вещества, частицы.

Лабораторная работа: Рассматривание и фотографирование клетки.

Цель: доказать, что все живое состоит из клеток

Объекты изучения: Кожица лука

Оборудование: цифровой микроскоп.

- Мы знаем, что все предметы, которые нас окружают, ученые называют телами.

- Предлагаю рассмотреть тело, небольшой кусочек репчатого лука.

Я отделила от разрезанной луковицы тонкую пленочку. На предметное стекло капнула воды, положила на нее пленочку, иглой расправила. Затем капнула на нее водный раствор йода. (Если использовать фиолетовую луковицу, то йод не нужен). Полученную красоту нарываю сверху покрывным стеклом и промокаю выступившую жидкость.

- Рассмотрим препарат сначала при маленьком, а потом при большом увеличении.

- Что вы видите? (клеточки, кирпичики)

- Эти кирпичики ученые назвали КЛЕТКОЙ.

- Что вы можете рассказать про клетку?

(она полужидкая – это цитоплазма; внутри еще круглое ядро –                    помогает расти и размножаться; каждая клетка от соседних отделяется оболочкой , перегородкой – она защищает клетку и помогает сохранить нужную форму)

- Более подробно вы будете рассматривать строение клетки в старших классах.

- Какой можно сделать вывод: Лук состоит из клеток.

- Что такое лук? (тело, живой организм)

- Продолжите вывод: Все живое состоит из клеток: и человек, и растения, и лягушка, и микроб, и водоросли.

- Есть ли расстояние между клетками? (нет)

Тогда вывод: луковица состоит из твердого вещества.

- Только микроб – это одна клетка, а например лист  – миллионы клеток. В одном листе древесного растения их около 20 000 000.

Есть клетки – гиганты, вы их знаете, но не догадываетесь об этом.

Н-р, рыбная икринка, куриное яйцо.

- Для чего использовали микроскоп?

- Могли мы рассмотреть клетки без микроскопа?

- В чем нам помог микроскоп? (мы смогли узнать, что все живое состоит из клеток)

Делаем фото клетки, накладываем текст.

  • Тема  урока: Строение листа. Виды жилкования.

Лабораторная работа: Рассматривание листьев, знакомство с различными видами жилкования, создание слайд-шоу с помощью микроскопа.

Цель: узнать различные виды жилкования

Объекты изучения: различные листья растений

Оборудование: цифровой микроскоп.

- Другой вариант работы – создание слайд - шоу.

- Перед нами листья с разных растений.

- Что мы видим  на живом зеленом листе? (жилки)

- Жилки – транспортные пути, по которым передвигаются в листе питательные вещества, жилки придают листья прочность.

- Перед нами стоит задача рассмотреть листья разных растений и выяснить: Одинаково расположены жилки на образцах?

1) Циссус – комнатный виноград.

- На что похоже расположение жилок на листе? (на сетку)

Такое жилкование называется СЕТЧАТОЕ

2) Хлорофитум

- На что похоже расположение жилок на листе? ( на прямые линии)

Крупные жилки проходят вдоль пластинки параллельно друг другу,

жилкование ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ

3) Лавр

- Как на этом листе располагаются жилки? (линии похожи на дуги, кроме центральной)

Такое жилкование ДУГОВОЕ.

4) Молочай

- На что похоже расположение жилок на листе? ( на перышки)

Жилкование – ПЕРИСТОЕ

- Сейчас я предлагаю рассмотреть колючку кактуса.

- Что такое колючка для кактуса? (Они являются видоизмененными листьями, напоминающими микроскопически тонкие трубочки)

- Для чего кактусу колючки?  ни служат для впитывания влаги.  Кактусы способны впитывать воду всей поверхностью стебля, но колючки делают это особенно интенсивно. В какой-то степени колючки служат и для защиты.

Ещё одна задача колючек – защита стебля от палящего солнца. У некоторых видов кактусов колючки настолько плотно покрывают стебель, что его практически не видно. А есть виды, покрытые густым белым пухом, напоминающим роскошный мех. А холодной ночью такая шубка защитит от холода, когда бывают нередкие в этих местах минусовые температуры.
А ещё колючки
служат украшением.) 

Рассматриваемые образцы фотографируются, заносятся в коллекцию.

Затем делаем из полученных фотографий слайд-шоу, подписываем, можно добавить музыкальное сопровождение.

- В чем нам помог микроскоп?

  •  Тема  урока: Строение вещества.

Лабораторная работа: смешивание различных веществ, создание фильма с помощью микроскопа.

Цель: узнать, что происходит с веществами при смешивании друг с другом?

Объекты изучения: вода, акварельные краски, кусочек сахара, растворимый кофе.

Оборудование: цифровой микроскоп.

- Итак, мы с вами знаем, что нас окружают тела, тела состоят из веществ, а вещества состоят из частиц.

-Сейчас нам предстоит выяснить, что произойдет с веществами, если их смешать друг с другом?

- Приведите примеры любых веществ.

- Проведем исследование. Снимем фильм, чтобы показать на уроках учащимся класса.

- Смешаем два жидких вещества: воду и краску.

В воду аккуратно положить каплю чернил или краски.

Наблюдаем за окрашиванием воды и снимаем фильм.

- Почему окрасилась вода?

- Возможно ли окрашивание воды, если бы она была сплошной?

(Нет, вода окрасилась, потому что состоит из отдельных частиц, между которыми есть промежутки). 

- Почему окрашивание происходило в разные стороны? ( частицы двигаются в разных направлениях)

- Сейчас проведем следующее исследование, которое поможет нам узнать:  могут ли частицы твердого вещества смешаться с частицами жидкого вещества?

- В воду положим кусочек сахара.

- Что происходит с сахаром? (Он тает и становится  невидимым)

- А что станет с водой?  (Она станет сладкой)

- Почему это происходит?  (частицы воды смешались с частицами сахара)

 - Теперь добавим гранулу кофе.

- Что мы видим?

- Почему гранулы кофе хватило, чтобы окрасить воду?

(В нем много частиц).

- Так почему же окрасилась вода? (гранула кофе распалась на мелкие частицы и ее частицы смешались с частицами воды)

- Что мы смогли увидеть, лучше рассмотреть с помощью микроскопа?

- Давайте еще раз посмотрим фильм, но уже  на большом экране.

 Итог

Использование на уроке окружающего мира цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата) на экране монитора (при работе в группе или в классах с малым числом учащихся) или на большом экране (при работе с целым классом) с помощью выносного проекционного устройства, подключаемого к компьютеру. Цифровой микроскоп позволяет

  • изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно;
  • использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;
  • применять разноуровневые задания для учеников одного класса;
  • создавать презентационные видеоматериалы по изучаемой теме;
  • использовать изображения объектов на бумажных носителях в качестве раздаточного или отчетного материала.

Использование цифрового микроскопа при проведении школьных биологических исследований дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников, то есть формирования так называемых обучающих возможностей, развития способностей учащихся к приобретению и усвоению знаний.

   

Опрос учащихся показал, что наибольшее предпочтение они отдают урокам, проводимым с новыми средствами наглядности, с применением компьютерных технологий. Поэтому  серьёзное внимание уделяется предметно-практической деятельности.

           После сравнительного анализа учебных программ, выявив их достоинства и недостатки, я остановилась на УМК «Планета знаний». Реализую модифицированные с учетом принципов индивидуализации и дифференциации образовательные программы и целенаправленно обновляю методические и дидактические материалы, готовлю авторские компьютерные презентации по темам, изучаемым в 1-4 классах. Ученики обеспечены учебниками, дидактическими, раздаточными материалами. Имеется комплект типовых заданий, тестов, контрольных работ для диагностики.

        Систематически выступаю на методических и педагогических советах школы. Выступление на педагогическом совете  учителей школы по теме: «Панорама деятельности классного руководителя в рамках воспитательной системы школы», организованного муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная  школа № 171 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района города Казани по теме «Роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности обучающихся», 2014 г.

        Большое внимание уделяю методической работе. За последние годы принимала участие в профессиональных конкурсах, семинарах, выступала на конференциях:

1. Открытый урок русского языка на республиканском семинаре для учителей начальных классов по теме: «Роль школьного методического объединения в повышении качества начального образования», организованном  муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная  школа № 171 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района города Казани, тема «Назначение зависимого слова в словосочетании. Падежные формы имен существительных, имен прилагательных», 3 класс, 2015 г.;

2. Открытый урок математики на республиканском семинаре для учителей начальных классов по теме: «Деятельностный подход как основа достижения планируемых результатов образования в начальных классах», организованном  муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная  школа№ 171 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района города Казани, тема «Вычисляем доли», 3 класс, 2015 г.;

3. Открытое внеклассное мероприятие на республиканском семинаре для учителей начальных классов по теме: «Деятельностный подход как основа достижения планируемых результатов образования в начальных классах», организованном  муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная  школа№ 171 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района города Казани, Инсценированный спектакль «Белоснежка» 3Б класс, 2015 г.;

4. Мастер-класс на республиканском семинаре для учителей начальных классов по теме: «Совершенствование программы «1 ученик - 1 компьютер»в условиях внедрения ФГОС НОО», организованном на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная  школа № 171 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района города Казани, на тему «Способы применения цифрового микроскопа в начальной школе в условиях введения ФГОС», 2015 г.;

5. Выступление с презентацией проекта в рамках реализации программы повышения квалификации для учителей начальных классов «Использование информационных и коммуникационных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО», организованных Приволжским межрегиональным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования на тему «Системно-деятельностный подход как основа формирования универсальных учебных действий», 2015 г.;

6. Выступление с презентацией проекта в рамках реализации программы повышения квалификации для учителей начальных классов по теме: «Особенности преподавания курса «Основы религиозной культуры и светской этики»», организованных Приволжским межрегиональным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования на тему «Технологическая карта урока ОРКСЭ», 2015 г.;

7. Участие в III открытом международном дистанционном конкурсе педагогических проектов «Мир знаний-2015», 2015 г.

Имею следующие публикации: методическая разработка урока по теме «Периметр многоугольника», в интернет-портале «Открытый урок», htth://open-lesson.net/661/; статья «Система оценивания достижений по ФГОС» в информационной  системе «Электронное образование» для сообщества     учителей начальных классов и очень много публикаций на своем персональном сайте http://nsportal.ru/shagabieva-alsu-kamilovna.

Современный педагог, используя багаж знаний и новые электронные средства обучения, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности на занятиях, более эффективно осуществляет целостный образовательный процесс обучения, воспитания и развития детей в соответствии с их природными задатками, склонностями, способностями и интересами.

Считаю  свою работу очень важной и горжусь своими воспитанниками. В каждом из них заложен большой творческий потенциал, который предстоит мне раскрыть. Учу их найти новый и оригинальный путь  решения творческих задач. В процессе творческой деятельности ребенок совершенствует свои способности. На занятиях обучающиеся получают  хорошие практические и теоретические знания. Полученную информацию и практический опыт дети используют в дальнейшем.