"Инновационная деятельность на базе КФУ".

Гарифуллина Гульнара Рафисовна

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:   Исследование и разработка вариантов решения

                                экологических проблем села Старое Чурилино

 

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

                      1.Изучить законодательную базу по экологическим  проблемам,

                      2.Провести социологический опрос среди населения села Старое           

                         Чурилино по проблеме частных свалок,

                     3.Разработать и провести мероприятия, которые помогли бы

                         решить данную проблему.

 

Исследования в нашей работе носят, наверное, более социологический характер, чем научный. Перед собой мы поставили задачу- изучить проблему увеличения мусора  в нашей деревне. Каков ежегодный прирост мусора в нашей и близлежащих деревнях? Что делают с мусором в России и что мы можем сделать с ним у себя. Мы хотели выяснить отношение людей к проблеме увеличения мусора в нашей местности и методов его утилизации.

  Мы, ученики 9 класса Старочурилинской  СОШ, вместе с педагогами обсудили проблемы села Старое Чурилино .

 Мы выбрали своим объектом исследования экологическую проблему, точнее проблему мусора, так как она касается каждого, без исключения, жителя села.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районная научная экологическая конференция, посвященная

«Году парков и скверов в РТ»

Тема проекта : Экологическая ситуация села.

                                           

                                                      Работу выполнил : Бикатов  Василий  Айдарович

                                                        ученик 9класса МБОУ «Старочурилинская СОШ»            

                                    преподаватель  Гарифуллина Гульнара        

                        Рафисовна,  учитель географии


Введение

Введение3

Цели и задачи данной работы……………………………………………………………………….…..4

Что происходит в мире и в России5

Основная часть

Что происходит в данной ситуации8

Что мы предлагаем13

Заключение………………………………………………………………………………………………………

Проведенные мероприятия………………………………………………………………………………14

Что будем делать?.................................................................................................15

Литература

Приложение

                                                                   

1.ВВЕДЕНИЕ

Исследования в нашей работе носят, наверное, более социологический характер, чем научный. Перед собой мы поставили задачу- изучить проблему увеличения мусора в России, в нашей деревне. Каков ежегодный прирост мусора в нашей и близлежащих деревнях? Что делают с мусором в России, и что мы можем сделать с ним у себя. Мы хотели выяснить отношение людей к проблеме увеличения мусора в нашей местности и методов его утилизации.

Методы исследования в данной работе следующие: анкетирование, наблюдение, приблизительные расчёты и литература. Конечно, специальной литературы по данной проблеме мы в школьной и сельской библиотеках не нашли, поэтому все данные находили в специальных сайтах, посвящённых охране окружающей среды.

Исследования мы начали ещё летом 2015 года. Тогда мы поставили цель: поднять проблему утилизации мусора как у учащихся, так и у родителей; изменить сознание людей по отношению к окружающей среде.

Наши исследования на этой работе не прекращаются, потому что все поставленные задачи мы не решили.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

      Исследование и разработка вариантов решения  экологических проблем села Старое Чурилино

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

       1.Изучить законодательную базу по экологическим  проблемам.

       2.Провести социологический опрос среди населения села Старое            

          Чурилино по проблеме частных свалок,

       3.Разработать и провести мероприятия, которые помогли бы

          решить данную проблему.

                       

                                                                                               

    1.1.Что происходит в мире и в России?

Каждый год в Евросоюзе образуется астрономическое количество отходов: 1,8 миллиарда тонн, примерно четыре тонны на каждого жителя. И именно поэтому обращение с мусором стало одной из проблем, решаемых на государственном и надгосударственном уровнях.

По данным Европейского экологического Агентства (eea.eu.int), бытовой мусор (так называемый «муниципальный») составляет 14% всех отходов. Это заметно меньше, чем отходы горнодобычи (29%), производства (26%) и строительства (22%), но заметно больше, чем отходы энергетики (4%) и канализации (меньше 5%).

Бытовые отходы называются муниципальными, и именно муниципалитеты следят за свалками и вывозом мусора. При этом муниципалитеты заключают договора с утилизаторами, находящимися в конкуренции, — мусороперевозки дороги, а за разросшуюся свалку сам муниципалитет будет вынужден заплатить штраф. В ряде стран, например, в Голландии, запрещено захоранивать мусор, который может быть переработан или использован для получения энергии. В редких случаях за разрешением захоронить такой мусор муниципалитет обязан обращаться напрямую к министру экологии.

Решением проблемы мусора является его переработка, и большая часть на сегодняшний день перерабатывается. Это произошло совсем недавно — до 2005 года большая часть бытовых отходов в Евросоюзе сжигалась. Теперь сжигать или захоранивать допускается только тот мусор, который невозможно использовать. И помогает в уменьшении объемов отходов, отправляемых в топку, именно раздельный сбор мусора.

Сортировка мусора — это целая наука. Ей посвящены школьные уроки, на которых учитель приносит в класс мешок самого разного мусора, вываливает его содержимое на пол, а ученики раскладывают отходы по кучкам и обсуждают, что должно случиться с каждой из таких кучек потом. Европа надеется, что такие уроки принесут свои результаты: планируется,

что к 2020 году доля сортируемого мусора возрастет примерно на 40%. Ещё некоторое количество отходов используется для получения энергии (и такое использование по европейским нормам допускается лишь при высокой эффективности этого процесса, когда отходы обладают энергетической ценностью более 11 тыс. килоДж/кг, а выделившееся при сжигании тепло используется более чем на 75%).

                                                Россия

К какому порядку утилизации ТБО придет Россия, пока не известно, слишком большие у нас пространства, и стимул к наведению порядка в этой сфере появится не скоро. Но, если рассуждать логически, первыми к системе упорядоченного вывоза и утилизации твердых бытовых отходов должны прийти крупные мегаполисы. В Москве уже ведутся подобные эксперименты, в центре появились необычные мусорные контейнеры с надписями — "стекло", "бумага", "пищевые отходы". С виду все, как в Европе, а внутри — обычный российский мусор. Значит, начинать надо не с внешней атрибутики, а с рекламы "чистой жизни" и жестких санкций за замусоривание Родины. Сегодня состав городских твердых бытовых отбросов составляет: 32% пищевые отходы, 30% — бумага и картон, 16% — пластмассы, 8% — стекло, 6% — металлы. Около 64% всех отходов современные технологии позволяют использовать в качестве вторичного сырья, порой весьма ценного. Однако объем переработки составляет всего 27%, а основным методом уничтожения мусора является захоронение.

Для того чтобы в природной среде разложилась бумага, требуется от двух до десяти лет, консервная банка – более 90 лет, фильтр от сигареты – 100 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, пластмасса – 500 лет, стекло – более 1000 лет

   В Москве шесть мусоросжигательных заводов, но через них проходит лишь 10% ТБО. И потом при сжигании мусора в воздух выбрасываются сильнейшие яды — диоксины.                                                                                    

Накапливаясь в организме, они поражают иммунную и репродуктивную систему. А раздельный сбор мусора с сортировкой и переработкой в 7 раз дешевле и совсем безвреден.  (2)

                                                                                                                                   

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1.Что происходит в нашей местности?

      Мы, ученики 9 класса Старочурилинской  СОШ, вместе с педагогами обсудили проблемы села Старое Чурилино   (Приложение 1)

    Самыми актуальными оказались проблема экономического  развития, демографическая проблема, проблема благоустройства, проблема незащищенности различных слоев населения и экологическая. Все эти темы значимы для нашего села, но мы выбрали своим объектом исследования экологическую проблему, точнее проблему мусора, так как она касается каждого, без исключения, жителя села. 

Работа над проблемой  включает в себя внутришкольные и внешкольные мероприятия.(Приложение 2)

      Был проведен социологический опрос среди жителей села .Опросом были охвачены самые крупные улицы села: Школьная, Матросова, Зеленая, Новая. (Приложение 3)

      Цель опроса -выяснить как относятся люди к темпам загрязнения нашего села, куда они девают свой бытовой мусор, сколько мусора одна семья выбрасывает в день, как думают они решать проблему частных свалок. Для этого   мы  с опросными листами  прошли по улицам и побеседовали с жителями села. Люди жалуются на то, что сельсовет не выделяет транспорта для  выброса мусора, поэтому народ у которого нет транспорта выкидывают куда попало. Очень много мусора около магазина  особенно весной , где нужно поставить контейнер. Результаты социологического опроса следующие:

  1. На вопрос «Что вы думаете о санитарном состоянии нашего села?» 75% жителей ответили, что село сильно загрязнено; 25% считают, что село достаточно чистое.
  2. 45% граждан считают, что в плохом санитарном состоянии села виновата администрация; 30% винят самих себя; 25% - других сельчан.

                                                                                                                                 

 3.На вопрос куда деваете бытовой мусор ? Жители ответили так  

(Приложение 4)

Закапывают во дворе – 17%

Отвозят на свалку – 24%

Выбрасывают в овраг – 56%

   С  увеличением упаковок для продуктов питания увеличился и мусор в деревнях. И каждый сельчанин освобождается от мусора по-своему: кто-то сжигает, кто-то закапывает, кто-то выбрасывает в ямы или овраги. На первый взгляд, кажется, что первые два не оказывают большого вреда окружающей среде. На самом деле все наносят вред природе.

Первый, сжигая, выделяет опасные канцерогены (диоксин), второй, закапывая, отравляет землю и грунтовые воды вредными веществами, третий также замусоривает землю, водоёмы и воздух вредными химическими веществами.

Большинство, конечно, выбрасывают мусор в ямы, овраги, кювет, так легче и меньше работы. Психология человека, выбрасывающего мусор в яму, наверно такова: выброшу , мусор в яму с глаз долой и очищу совесть и свой дворик от мусора. Мусора нет, когда его не видно. И нет проблемы.

         Почему деревенские пруды стали такими грязными, а потому что весь мусор стекает в эти пруды с весенними и дождевыми водами. Наши дедушки и бабушки говорят, что бегали в детстве босиком с весны до осени, а нам об этом стоит только мечтать, или порежешь ступню, или уколешься . Куда не пойдёшь, везде мусор: берег реки  Казанка; поляны ли, где происходят праздники ;около сельских магазинов; обочины дорог; деревенские овраги  и т.д.

Перед нами встал вопрос: Почему люди мусорят?

Провели анонимное анкетирование среди учащихся . Вот некоторые ответы:

Потому что все бросают мусор         31

По привычке                        15

Не знаю                                6

Лень собирать мусор                4                                                                            

Почему только такие ответы, а потому что нас не учили ни в школе, ни дома как обращаться с мусором. По привычке как выбрасываем шелуху семечек повсюду, так и с другим мусором мы поступаем так же.

В анкете был вопрос: Готовы ли вы сортировать мусор?

Да                23%

Нет                48%

Не знаю        29%        

Количество «не знаю» больше чем «да», наверное, из-за того, что дети не представляют себе, что значит сортировать мусор.

       По нашему селу Старое Чурилино и вокруг села  мы насчитали

6-7свалок мусора, которые все находятся в оврагах и в кюветах. (Приложение 5)

Это мы увидели, когда нас отправили с учебы убирать мусор возле дорог, оврагов и возле посадки. С этих свалок весной лёгкий мусор «уплывает», тяжёлый- остаётся. Многие обратили внимание на увеличение количества мусора и весной убирают мусор, вылезший из-под снега, и сжигают его. Этот мусор долго горит и выделяет неприятный запах дней 5-7 .

По составу деревенский мусор таков:

Изделия из пластмассы, полиэтилена, резины                        35-40%

Металлические упаковки (банки), старые железные изделия        12-17%

Стекло, бутылки                                                                10-15%

 Бумага                                                                        4-7%

Древесина                                                                        2%

Другие                                                                        2%

Тряпьё                                                                        2%

 Батарейки                                                                        1%

Сгоревшие электролампы                                                1%        

Пищевые отходы (гнилые овощи)                                        1%

Определяли мы это, разбирая 3 свалки по объёму «на глаз». Выше названные отходы мы сортировали в маленькие кучки и по величине кучки определяли количество того или иного мусора. Всё это конечно только приблизительные вычисления. Приблизительно объём всех обследованных свалок (видимой части) около 40 куб.м .                        

Пищевых отходов мало потому, что они идут в компост или для корма домашних животных. Бумаги и древесины мало потому, что они идут в печь, так как у многих ещё имеются печи в лачугах и банях. Переработке подлежит почти 60 % мусора. Это же сырьё для производства того или иного материала. Закапывать такое сырьё- это расточительство по отношению к будущим поколениям.

   Хотя можно сказать, что у нас мусора нет летом, так как густая трава укрывает, но в начале весны и поздней осенью весь мусор виден как на ладони. И это неприятно нам. Мы загаживаем своё место в природе, дом, в котором мы живём.

     Когда были подведены результаты социологического опроса, мы организовали встречу с главой сельского поселения с.Старое Чурилино  Загидуллина Гульнара Рафисовна.(Приложение 6)

     Цель встречи узнать, какая работа запланирована администрацией сельсовета по благоустройству села. Какими законами руководствуется администрация в принятии решений. Почему до сих пор не решена проблема санитарного состояния села. Чем школьники могут помочь в решении этой проблемы. В результате интервьюирования мы выяснили, что администрация сельсовета не пользуется своим правом установления мест свалок, так как это предполагает денежные расходы. В сельсовете нет денег на установление мусорных контейнеров и своевременный вывоз мусора.  Огромное значение имеет поведение самих граждан. Уменьшить количество мусора можно, если его сортировать для сжигания, компостирования и хранения на поверхности земли.

        Администрация сельсовета в ближайшем будущем собирается решать эту проблему, планируя организовать регулярный вывоз мусора по улицам, имеющим дороги с твердым покрытием. Глава администрации сельсовета Загидуллина Гульнара Рафисовна уверена, что в связи с переводом финансирования дошкольных и школьных учреждений на районный уровень, доходы сельсовета будут давать возможность планировать определенную денежную сумму на улучшение санитарного состояния села Старое Чурилино.                                              

   В ходе беседы было выяснено, что для улучшения экологической обстановки в селе Старое Чурилино  администрации сельсовета нужна помощь школьников в организации агитационной и просветительской работы среди населения села.

    Совместно были определены мероприятия, цель которых - объяснить значение сортировки мусора для сжигания, компостирования, хранения на поверхности земли. районный уровень, доходы сельсовета будут давать возможность планировать определенную денежную сумму на улучшение санитарного состояния села. На вопрос какая работа запланирована администрацией сельсовета по благоустройства села . Глава сельского поселения обещал, что будут убраны все свалки на территории села, разбор бесхозных домов, ремонт моста по улице Зеленая и посадка деревьев.


2.2.Что мы предлагаем?

1. Научить людей раздельному сбору мусора, для населения устроить лекции, которые обязательно должны сопровождаться практическим показом), т.е. вести просветительскую работу.

        Что нам это даст? Во-первых, раздельный сбор даст возможность не сжигать и не  хоронить, а перерабатывать, т.е. мусор будет представлять собой сырьё для какого-то производства, например для производства строительных материалов. Во-вторых, люди, уезжая жить в города, оставят привычку сортировать мусор.

2. Установить на улицах контейнеры для сбора пластиковой тары, стеклянной тары и неперерабатываемых  отходов (батарейки, ртутные лампы и другие опасные отходы).

3. Должно быть  сильное экологическое законодательство и должны быть штрафы за свалку мусора в несанкционированном месте. Также должны быть поощрения тем хозяйствам и деревням, в которых нет мусора, где мусор сортируют и собирают в положенном месте. Это может быть первоочередное финансирование, льготное кредитование и другие. В первую очередь там строить уличные дороги, помогать строить деревенские ограды и пруды. Надо стимулировать любую инициативу, которая направлена на благоустройство и очистку местности от мусора.

4. Полигон для захоронения  неперерабатываемых ТБО должен быть частным владением, чтобы был там хозяин, и он должен взимать плату с каждой машины, которая вываливает мусор, и чтобы этот полигон приносил ему прибыль. И там должен быть строгий контроль за привозимым мусором, как со стороны владельца, так и со стороны контролирующих органов.

5. Все магазины должны нести ответственность за чистоту близлежащей территории и это закрепить на муниципальном уровне. Не выполняют условия- штраф не 50 рублей как сейчас, а от 10000 рублей и выше. Магазины должны завозить продукцию только в перерабатываемой упаковке для того, чтобы   человек имел возможность сдать любую тару, упаковку, купленную в данном магазине, обратно.

6.   Воспитание экологической культуры населения, начиная с детского сада.

7.    Принятие законов о штрафных санкциях физических и юридических лиц.

8.  Еженедельные экологические субботники жителей во дворах своих домов.

9.   Пропаганда экологических знаний среди населения.

10.Мусор не только надо перерабатывать, но и меньше производить (упаковки.)

.                                             

                                                  

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                                        Проведенные мероприятия

1. Организованы экологические рейды по уборке мусора вокруг территории школы .

2.  Проведена пропаганда среди населения о вреде бытового мусора. Развешаны листовки «Не превращайте наше село в свалку! Не разбрасывайте мусор! Сделаем наше село чистым и красивым!»

3. Пропаганда экологических знаний среди младших школьников. Экологический спектакль «Что делать с мусором?»

4. Проведен рейд по  местам сильного загрязнения бытовым мусором, сделан фотоальбом. Все эти документы отданы в сельсовет совет народных депутатов.

   Придёт время, и в нашей стране построят много мусороперерабатывающих заводов, другого выхода просто нет, иначе мусор погубит нас. Но для того, чтобы не усугублять проблему сегодня, необходимы не только усилия властей. Мусоровоз не приедет в лес или на луг, чтобы убрать за вами пустую пластиковую бутылку, упаковку от жевательной резинки или шоколадного батончика. Нельзя где попало выбрасывать мусор. Его следует захватить с собой, чтобы он попал на свалку, где меньше будет разрушать нашу с вами среду обитания.

3.2.Что будем делать?

Весной во время субботников проведём раздельную сборку мусора, научим малышей и других учащихся нашей школы, как сортировать мусор, и объясним, почему это делается. Они в свою очередь проведут субботники по деревням вместе с родителями. Сжигать будем только тот мусор, который меньше всего наносит вред окружающей среде, а остальное- собирать и сортировать.

С нашими предложениями выйдем на собрание депутатов сельской администрации.

Воспитание людей по сортировке ТБО – это длительный процесс (в Европе 10-15 лет, в Дании- 20 лет прошло, пока часть населения научилась сортировать мусор). Поэтому мы быстрых результатов не ожидаем, но надеемся на поддержку людей и властей.

Почему говорят, что сор из избы выносить нельзя? Потому что у народа есть историческая память: куда девать мусор, если кругом своя земля, свои поля и огороды? Выход один — как можно больше перерабатывать.

Литература

1. Аничев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов. – М.: «Прогресс».-1974.
2. Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды.- М.: «Высшая школа»- 1987 Экология. – М.: «Дрофа»-2000
3. Берлянт А. М. Новая энциклопедия школьника. Земля.- М.: «Росмэн»- 2003
4. Михеев А.В., В.М. Галушин, Н.А. Гладков, А.А. Иноземцев. Охрана природы,М.:«Просвещение»,1981г.
5. Новиков Ю.В. Природа и человек, М.: «Просвещение»

        

        


Предварительный просмотр: