Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ
Конспекты непосредственно образовательной деятельности в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_kompleksnogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx | 621.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе "Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».
Подготовила и провела
воспитатель старшей группы МКДОУ Д/с 7 с. Красное
Тихая Наталья Сергеевна
Тема: Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».
Цели: Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без
пропусков и повторений, выразительно передавая речь
персонажей; объяснять значение слов; дать представление о
наперстке, колоде, подпечье.
Помочь понять содержание сказки; обратить внимание на
необычное название (это пословица). Понимать
эмоционально-образное содержание произведения.
Продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами
оценки (уменьшительно- ласкательными и увеличительными).
Развивать зрительное и слуховое внимание — умение
рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных героев
сказки по контурному изображению; умение вслушиваться в речь
взрослого, отвечать на поставленный вопрос.
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Предварительная работа: разучивание речевой разминки, слов физминутки.
Оборудование: зайчик-игрушка, ширма, «яблоня», картинки-схемы с героями- заменителями, яблоки-эмоции, подарки для детей, дорожка, озеро-обруч, напёрсток цветы, маски, плакат.
Содержание организованной деятельности детей
1.Организация начала занятия.
«Спинка отдыхает» (шуточная тренировка, упражнение на расслабление)
Я на коврике лежу,
Прямо в потолок гляжу.
Лежат ровно пяточки,
Плечики, лопаточки.
Спинка ровная, прямая.
А могла бы быть кривая.
- Ребята, давайте подойдём к нашему озеру, водичка так успокаивает.
1 (Звучит медленная, спокойная музыка. )
Дети с воспитателем сидят на ковре, держась за руки, улыбаются друг другу.
- Посмотрите, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит, птички поют, у всех отличное настроение. Давайте немножко отдохнём и настроимся на занятие.
Самомассаж лица
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим нежно умываем,
Пальчики сгребают все плохие мысли.
Ушки растираем сверху вниз мы быстро.
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем мы щёчки.
2. Вдруг все слышат какое-то шевеление за ширмой. (запись)
- Что за странный звук?
- Ой, ребята, кто это? (зайчик) Воспитатель берёт зайчика на руки, тот ему что-то шепчет на ушко.
2. Сообщение темы и цели занятия.
- Ребята, зайчик только что мне сказал, что он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники. Я вам предлагаю послушать сказку и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик.
3. 3.Речевая разминка.( на фоне музыки «В гостях у сказки»)
- А чтобы попасть в сказку, надо взяться за руки и чётко повторять за мной волшебные слова:
«Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора,
Ги-ги-ги – нам, зайчонок, помоги. (зайчонок первый )
- Отправляемся!
Большие ноги шли по дороге (идут по дорожке)
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
(дети садятся на стульчики)
4. Первичное знакомство со сказкой. Просмотр сказки.
-Я предлагаю познакомиться с еще одной русской народной сказкой, которая называется «У страха глаза велики». Раз, два, три, четыре, пять –
Можно сказку начинать»
4. (Прослушивание грамзаписи с видео)
5. Беседа по содержанию.
- Кто запомнил, как называется сказка? (У страха глаза велики.)
- Как вы понимаете название сказки? ( Когда человек пугается, у него на лице появляются большие выпученные глаза).
Воспитатель предлагает упражнение «Говорящая мимика».
- Что такое мимика? (Движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.)
-Что может выражать мимика лица? (Она может выражать радость, гнев, печаль, обиду)
- Я буду называть эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица.(закрываем маской лицо)
Отрабатывается мимика следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх.
- Ребята, а название этой сказки ещё является и пословицей «У страха глаза велики». Давайте произнесем ее хором.
-А теперь давайте разберемся, кто и чего в этой сказке испугался.
- Вспомните, как начинается сказка.
- Жили-были…
- Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а теперь мы вспомним, кто главные герои сказки.
- Как называли бабушку? - Старушка.
- Как называли внучку? - Хохотушка.
- Как называли курочку? - Клохтушка.
- Как называли мышку? – Норушка
Воспитатель демонстрирует детям первую схему.
- А чтобы вам было понятнее, я приготовила вам схемы-помощники.
- Посмотрите, большой кружок – это бабушка…
- Куда герои ходили каждый день? (За водой)
- С чем они ходили за водой? ( С ведрами)
- Какие ведра были у бабушки, внучки, курочки, мышки?… (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток) показывают дети.
Воспитатель уточняет, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом зайчик показывает наперсток и объясняет его истинное предназначение)
Воспитатель демонстрирует вторую схему.
- Откуда брала воду бабушка?... (из колодца, колоды, лужицы, поросячьего следа)
Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит, что из колоды, при этом поясняет, что колода - это старинный термин, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.
Воспитатель обращает внимание детей на прилагательное поросячий, но не свинячий.
Воспитатель демонстрирует следующую схему.
- Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом? (Водоносы)
- Почему они так названы? ( Потому что каждый день носили воду)
- В этот день водоносы донесли воду? ( Нет)
- Кто им помешал? (Зайка)
- Где он сидел? (Под яблоней)
- Как он помешал? (Зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)
-Давайте покажем.- А под яблонькой зайка сидел.(ушки показали) Налетел на яблоньку ветерок, (руками машут)яблоньку качнул, яблочко хлоп - и зайке в лоб!(по лбу хлопают))
Воспитатель демонстрирует следующую схему.
- Что произошло с водоносами? ( Они побросали ведра и убежали домой)
- Куда спряталась бабушка? (на лавку)
- Куда спряталась внучка? (за бабушку)
- Куда взлетела курочка? (на печку)
- Куда спряталась мышка? (под печку)
Воспитатель демонстрирует очередную схему.
- Кто со страху померещился бабушке? (Медведище)
Воспитатель обращает внимание детей на ту форму слова, которая употреблена в сказке.
- Почему медведище сказано в сказке? (Потому что большущий медведь привиделся бабушке)
- Кто привиделся внучке? (волк), курочке? (лиса), мышке? (котище)
Воспитатель демонстрирует схему.
- Что произошло с зайчиком? (спрятался в лесу под кустом)
- Как вы думаете, что он испытал? (Страх)
- Кто привиделся зайчику? (Четыре охотника)
- Какова концовка сказки? ( У страха глаза велики: чего нет, и то видят)
Произносят хором.
6. Физминутка.
-Давайте покажем, как это было, превратившись в главных героев.
Покружитесь, покружитесь
в героев сказки превратитесь!
«Бабушка-старушка ведёрки взяла
И по воду пошла . (еле-еле идут, охают)
А за ней вприпрыжку
Внучка да мышка. (бегут, смеются, пищат)
А за ними бегом
Курочка с ведром. (бегом, кудахчет :ко-ко-ко)
Воды набрали и
Домой зашагали». (спокойно идут)
(Подходят к озеру ,черпают воду из озера и идут по дорожке назад)
-Давайте опять превратимся в ребяток.
Покружитесь, покружитесь
И в ребяток превратитесь!
5. 7. Повторное прослушивание сказки и пересказ по схемам.
- Послушайте сказку еще раз, а затем предлагаю вам пересказать ее по схемам.
(на ковре)
8. Подведение итогов.
– Понравилось вам путешествие по сказке? Какие задания мы с вами выполняли? А что больше всего вам понравилось?
- Чему вас научила эта сказка?
- Если чего-то испугался, нужно подумать , а на самом ли деле это так страшно и преодолеть страх.
- Давайте подойдём к стене настроения. Выберите ту картинку, какое настроение у вас было на занятии. Переверните. Я очень рада, что у всех ребят хорошее настроение, и они выбрали именно те фрукты, о которых сегодня шла речь. Заинька, посмотри, сейчас ребята прикрепят фрукты к дереву и они больше не упадут, и не испугают тебя.
(Зайчик что-то шепчет воспитателю на ушко)
Ой, ребята, это ещё не всё, зайчик не хочет так просто с вами прощаться.
Вот пенёк.
А что внутри?
Если хочешь,
Посмотри! – (дети открывают и заглядывают)
Посмотрели детишки
А в пенёчке - игрушки!
-Ребята, зайчик хочет подарить вам фигурки с изображением персонажей сказки. Они надеваются на пальчики.( показ)
6. (запись «В гостях у сказки»)
– Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и повторим волшебные слова:
«Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»
(дети идут в группу).