Эссе "Я - учитель"
Предварительный просмотр:
Эссе «Я - учитель»
Чтобы научить другого,
требуется больше ума,
чем чтобы научиться самому.
М. Монтень
Я – учитель…
Как много смысла в этом коротком предложении, каким большим количеством качеств, умений и навыков должен обладать человек, могущий сказать о себе это. Но, прежде всего, учитель должен быть человеком. Он должен любить детей в любом их проявлении. Учитель должен чувствовать, как учится ученик, он должен быть всегда на стороне ребенка и стремиться улучшить мир вместе с ним, с непосредственной его помощью. В чудесном стихотворении Вероники Тушновой говорится:
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями,
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен
Потому нам так и дорого
Имя нашего учителя.
И, действительно, профессия учителя возникла очень давно. Согласно легенде, первые школы были основаны Симом, сыном Ноя, сразу после Великого Потопа. Таким образом, необходимость передачи собственного опыта и знаний новым поколениям и их подготовка к новым условиям жизни и труда, привела к появлению профессии учителя и различных учебных заведений. Именно с тех давних пор школа является основой для эволюции человека.
Школы существовали еще на Древнем Востоке и в Древней Греции, из которой к нам пришли термины «педагогика», «дидактика», «педагог», «риторика». С течением времени изменялась роль школ и роль учителя в обществе. Но неизменным оставалась важность учителя в становлении личности. Еще Лев Николаевич Толстой сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель»
Но совершенным учителем быть нелегко. Для этого, прежде всего, нужно научиться в условиях тяжелой экономической и политической ситуации в стране не перекладывать свои проблемы на детей, ну и, конечно же, организовывать воспитание и развитие детей в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет общество к современным молодым людям.
Я начала свою педагогическую деятельность в 2008 году, незадолго до введения в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Именно поэтому при введении ФГОС НОО у меня не было необходимости в кардинальном переосмыслении роли учителя, его позиции по отношению к ребенку.
Я считаю, что учитель – это профессия особая. В моей работе я всегда стараюсь руководствоваться любовью к детям, т.к. без нее невозможно стать учителем; любовью к труду, т.к. эта профессия предполагает ежедневную упорную работу; любовью к жизни, т.к. радость открытия невозможна без оптимизма.
Я нахожусь в постоянном профессиональном поиске. В связи с тем, что я работаю недавно, я постоянно стараюсь самосовершенствоваться, т.к. профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть и на шаг впереди.
Каждый учитель, как и каждый человек, индивидуален. У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, руководствуясь которыми мы формируем личность ребенка. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть его таланты и вызвать в нем желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Я всегда стараюсь найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нем инициативу, именно это я считаю целью своего общения с детьми. Я считаю очень важным достичь именно той тонкой грани взаимопонимания, которая позволяет детям видеть в учителе не только наставника, но и друга, не теряя к нему уважения как к старшему и педагогу.
Мой школьный день начинается с уроков и заканчивается ими. Но одновременно с этим он плотно заполнен событиями, советами, замечаниями, встречами. Мне некогда скучать. Иногда я считаю, что я чего-то не успеваю, не доделываю…Иногда, наоборот, иду с опережением, как часто говорят педагоги «ориентируясь на зону ближайшего развития ребенка».
На уроках я не только улыбаюсь, еще бываю требовательной и строгой, стараюсь вовлечь в деятельность каждого ученика; учу критически мыслить и уважать мысли других, используя методы и приемы различных педагогических технологий, стараюсь сделать учебный процесс разнообразным.
Планируя урок, я стараюсь сделать материал понятным и интересным, доступным для выполнения, добиваясь «ситуации успеха» для каждого конкретного ученика.
В связи с этим, я считаю важным использование в своей работе дифференцированного подхода в обучении. Это позволяет сформировать у детей умение учиться, являющееся основой самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Для того, чтобы достичь главной цели обучения английскому языку – формирования языковой компетентности учащихся, я стараюсь использовать все формы работы: фронтальную, индивидуальную, парную, групповую, работу в микро группах, самостоятельную работу.
При этом, в своей работе я стараюсь не забывать и о здоровьесберегаюших технологиях, так как, если нет здоровья, то в учебе нет смысла. Я организую минутки релаксации, физминутки для глаз, динамические паузы; слежу за своевременностью смены видов деятельности, стараюсь всегда создавать благоприятный психологический климат.
Да, у меня особая профессия! Я – учитель английского языка, который каждый день открывает детям большой, непонятный мир.
Самая большая награда для меня за мой труд – это сияющие огнем интереса детские глаза. Очень важно не потушить, а еще больше разжечь этот огонь, пробудить интерес к новым открытиям.
И я могу сказать, что без этих глаз я жить не могу и не хочу.