Материалы по литературе

Панасюк Ольга Владимировна

Здесь будут публиковаться материалы к урокам литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Александрович Блок (1880-1921) Блоку – верьте. Это настоящий – волею божией. – Поэт и человек бесстрашной искренности. М.Горький Я ничему не изменил. А.Блок

Слайд 2

Перелистаем страницы жизни А.Блок в Шахматове

Слайд 3

Владимир Соловьев Лирический герой поэзии Вл.Соловьева часто предстает в образе рыцаря, посвятившего всю свою жизнь служению Прекрасной Даме... Он на равных правах с нею участвует во вселенской битве за просветление темных сил Хаоса..., своей любовью приближая миг торжества «света» над «тьмой». (С.В.Сапожков)

Слайд 4

Учение В.Соловьева Идейный стержень – мечта о царстве теократии, которое возникает из современного мира, погрязшего во зле и пороке, но спасенного в дальнейшем Мировой Душой, Вечной Женой, которая предстает синтезом гармонии и красоты, добра, духовным началом всего живого. Эта соловьевская тема стала центральной в ранних стихах Блока. Живой отклик у поэта получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к женщине.

Слайд 5

Прекрасная Дама Образ Вечной Женственности Философия Эроса Платона Мир вещей и мир идей Сфера земной жизни – поднебесная сфера, где обитает смысл Философия В.Соловьева (идея двоемирия) Небесное, вечное, бесконечное – земное Душа мира – знак изменения всего сущего. В индивидуальной любви проявляется любовь мировая

Слайд 6

Сборник «Распутья» «Одно только делает человека человеком: знание о социальном неравенстве» (А.Блок) События окружающей жизни вторгаются в сознание поэта как стихия, вступающая в конфликт с Душой Мира. Поэт изображает сложный, противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы и ощущает себя сопричастным всему живому.

Слайд 7

Домашнее задание Проанализировать стихотворения 1вариант «О доблестях, о подвигах, о славе» (сравнить со стихотворением А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье» 2 вариант «О, я хочу безумно жить» Наизусть (4 стихотворения)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Константин Дмитриевич Бальмонт 1867- 1942 «Я в этот мир пришел, Чтоб видеть солнце»

Слайд 2

Валентин Александрович Серов, 1905 год Портрет К.Бальмонта « Когда слушаешь Бальмонта - всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развевает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его "певучей силе". Александр БЛОК

Слайд 3

Сборники 1890 – 1-й сборник стихотворений 1894 - «Под северным небом» 1895 – «В безбрежности» 1898 – «Тишина» 1900 – «Горящие здания» 1903 – «Будем как солнце» 1905 – «Только любовь», «Фейные сказки» 1906 – «Стихотворения», «Злые чары» 1907 – «Песни мстителя», «Жар-птица. Свирель славянина» 1908 – «Птицы в воздухе» 1909 – «Хоровод времени» 1917 – «Сонеты Солнца, Неба и Луны» (255 сонетов)

Слайд 4

К.Д.Бальмонт. 1920-е годы. Фотография П.И.Шумова (с сайта " Наше наследие ")

Слайд 5

Могила К.Бальмонта и его жены в местечке Нуази-ле-Гран под Парижем


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литература рубежа веков Эпоха многообразия и богатства искусства конца 19 – начала 20 века. Вспомним

Слайд 2

Литературоведческий диктант 1.Это слово означает «современный», «новейший». Это новое явление в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, соответствующей духовному возрождению человечества.

Слайд 3

Литературоведческий диктант 2.Этим термином называют рубеж 19-20 веков.

Слайд 4

Литературоведческий диктант 3. Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства. Объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа.

Слайд 5

Литературоведческий диктант 4. Это слово означает «упадок», «обреченность».

Слайд 6

Литературоведческий диктант 1.Это слово означает «современный», «новейший». Это новое явление в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, соответствующей духовному возрождению человечества. Модернизм

Слайд 7

Литературоведческий диктант 2.Этим термином называют рубеж 19-20 веков. Серебряный век

Слайд 8

Литературоведческий диктант 3. Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства. Объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа. Символизм

Слайд 9

Литературоведческий диктант 4. Это слово означает «упадок», «обреченность». Декадентство

Слайд 10

Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине… И прозрачные киоски В звонко-звучной тишине Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне… Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.

Слайд 11

Марк Шагал

Слайд 12

Пабло Пик а ссо

Слайд 13

«Демон летящий» «Демон сидящий» «Демон поверженный» Михаил Врубель

Слайд 14

Валерий Яковлевич Брюсов российский поэт, прозаик, критик, литературовед. В историю русской литературы Брюсов вошел как один из создателей поэтической культуры XX века, соединивший в своем творчестве традиции классической и новой поэзии 1873-1924

Слайд 15

Сборники 1895 – «Шедевры» 1897- «Это я» 1903 – «Граду и миру» 1912 – «Зеркало теней» 1915 – 1917 – «Девятая Камена» (в римской мифологии покровительница наук и искусства)

Слайд 16

Валерий Яковлевич Брюсов Михаил Врубель. Портрет Валерия Брюсова. 1906. Государственная Третьяковская галерея

Слайд 17

Валерий Яковлевич Брюсов «Поэт мрамора и бронзы» А.Белый «Поэт торжественности по преимуществу» С.Венгеров

Слайд 18

Валерий Яковлевич Брюсов Обращение к истории «Антоний», «Александр Великий»

Слайд 19

Валерий Яковлевич Брюсов «Сумерки» Какова тема стихотворения?

Слайд 20

Валерий Яковлевич Брюсов Обращение к истории Образ современного города

Слайд 21

Валерий Брюсов стихотворение «Я» Мой дух не изнемог во мгле противоречий, Не обессилел ум в сцепленьях роковых. Я все мечты люблю, мне дороги все речи, И всем богам я посвящаю стих. Я возносил мольбы Астарте и Гекате, Как жрец, стотельчих жертв сам проливал я кровь, И после подходил к подножиям распятий И славил сильную, как смерть, любовь. Я посещал сады Ликеев, Академий, На воске отмечал реченья мудрецов; Как верный ученик, я был ласкаем всеми, Но сам любил лишь сочетанья слов. На острове Мечты, где статуи, где песни, Я исследил пути в огнях и без огней, То поклонялся тем, что ярче, что телесней, То трепетал в предчувствии теней. И странно полюбил я мглу противоречий И жадно стал искать сплетений роковых. Мне сладки все мечты, мне дороги все речи, И всем богам я посвящаю стих... Дата написания: 1899 год

Слайд 22

Сонет Отточенный булат — луч рдяного заката! Твоя игрушка, Рок, — прозрачный серп луны! Но иногда в клинок — из серебра и злата Судьба вливает яд: пленительные сны! Чудесен женский взгляд — в час грез и аромата, Когда покой глубок. Чудесен сон весны! Но он порой жесток — и мы им пленены: За ним таится ад — навеки, без возврата. Прекрасен нежный зов — под ропот нежный струй, Есть в сочетаньи слов — как будто поцелуй, Залог предвечных числ — влечет творить поэта! Но и певучий стих — твой раб всегдашний, Страсть, Порой в словах своих — певец находит власть: Скрывает тайный смысл — в полустихах сонета. 1918

Слайд 23

Домашнее задание 1.Пордготовить сообщение о символизме 2.Подготовить сообщение о жизни и творчестве К.Д.Бальмонта 3. Подготовить анализ одного из стихотворений 4.Наизусть одно стихотворение поэта серебряного века


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Король поэтов Игорь Васильевич Северянин (настоящая фамилия - Лотарев Игорь Васильевич ) 1887-1941

Слайд 2

1913 –"Громокипящий кубок" 1914 - «Златолира», 1915 –"Ананасы в шампанском" 1920 –"Вервена". 1921 –"Менестрель".

Слайд 3

Умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллине. Похоронен на Александро-Невском кладбище. На могиле восстановлен камень с надписью "Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб".

Слайд 5

Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лирика Николая Степановича Гумилева 1886-1921 Всегда живой, всегда могучий, Влюбленный в чары красоты.. Н.Гумилев.

Слайд 2

Н.С.Гумилев «Что есть прекрасная жизнь, как не реализация вымыслов, созданных искусством? Разве не хорошо сотворить свою жизнь, как художник творит свою картину, как поэт создает свою поэму? Правда, материал очень неподатлив, но разве не из твердого камня высекают самые дивные статуи?»

Слайд 3

План одного из путешествий Н.Гумилева

Слайд 4

Гумилев с проводниками у палатки. Экспедиционное фото Н. Сверчкова. 1913.

Слайд 5

Еще одно африканское фото Н. Гумилева. 1913 год. Н. Гумилев работает над африканским дневником.

Слайд 6

Сборники «Путь конквистадоров» - 1905 «Романтические цветы» - 1908 «Жемчуга» - 1910 «Чужое небо» - 1912 «Колчан» - 1916 «Костер» - 1918 «Шатер» - 1921 «Огненный столп» - 1921

Слайд 8

Жираф

Слайд 9

Волшебная скрипка

Слайд 10

Заблудившийся трамвай


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэма Александра Блока «Двенадцать» Вьюжная тайна «Двенадцати» Художник: Константин Сомов 1907 год

Слайд 2

А.Блок «Сегодня я – гений»

Слайд 3

Мнения о поэме «Поэма Блока – это Октябрьская революция, отлитая в бронзе» (А.Луначарский) «Двенадцать» - это пародия на Библию, кощунство над православием» (П.Флоренский) «Всем сердцем, всем сознанием слушайте революцию» (А.Блок) «Одни прочли в поэме сатиру на революцию, другие – славу ей» (В.Маяковский)

Слайд 4

Художник Ю.Анненков

Слайд 5

Музыкальные мотивы? Тема?

Слайд 6

Какие образы-символы? Двенадцать Юрий Анненков, 1918

Слайд 7

Кого видим на улицах города?

Слайд 8

Как показаны отношения мужчины и женщины?

Слайд 9

Найдите описание героя после убийства. Почему убийца бедный?

Слайд 11

12 глава. Роль?

Слайд 12

Образ Христа

Слайд 13

Домашнее задание «Одни прочли в поэме сатиру на революцию, другие – славу ей» (В.Маяковский) А ваше мнение? Напишите сочинение-рассуждение Рассказать наизусть Прочитать биографию С.Есенина по учебнику. Проанализировать стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»