Описание опыта
«Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы».
Академик Семёнов А.П.
На свете много профессий, но лишь одна согрела мне душу. Та, которая позволяет подарить частичку себя каждому человечку, который находится рядом, впитывая в себя, как губка, всё то, чему учишь его. Ведь как прекрасно осознавать, что полезен кому-то, помогать стать каждому, кто в тебе нуждается, быть настоящим человеком, познать много нового и интересного в жизни.
Я работаю учителем начальных классов в обыкновенной сельской школе, в которую приходят учиться дети с разным уровнем подготовки. В их глазах горит огонек любопытства и любознательности, они готовы впитывать в себя все еще им неизвестное, радуются всем своим новым знаниям и навыкам. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Моя задача на уроке состоит в том, чтобы заинтересовать мальчишек и девчонок, привлечь их внимание так, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Поиск эффективных методик и пройденные курсы ИКТ привели меня к новым компьютерным технологиям. Эта тема очень заинтересовала и воодушевила меня. Поэтому я сейчас работаю над проблемой: «Использование информационно-коммуникативных технологий для активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся в условиях здоровьесбережения».
Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своём темпе, а учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, даёт возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Использование ИКТ на уроках стали для меня и моих учеников привычными. ИКТ применяю как вспомогательный элемент учебного процесса.
Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет мне:
1. Повысить образовательный эффект урока.
2. Усилить мотивацию обучения.
3. Извлекать, перерабатывать, преобразовывать информацию.
4. Формировать информационную культуру ученика.
5. Расширять духовный, социальный, культурный кругозор учащихся.
6. Подходить дифференцированно к учащимся с разным уровнем
подготовки и организовать их деятельность.
7. Реализовать идею развивающего обучения.
8. Повысить темп урока, сократить потерю времени на уроках.
9. Увеличить объем самостоятельной работы.
10. Сделать урок увлекательным, ярким.
ИКТ на уроках я внедряю по направлениям:
1. Применение готовых электронных, мультимедийных продуктов,
обучающих программ.
2. Подготовка и оформление презентаций к урокам.
3. Использование сети Интернет.
4. Использование тренажеров, тестов с целью тренировки и контроля за
знаниями учащихся.
5. Интерактивный демонстрационный материал
(упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия).
6. Самостоятельная творческая, поисковая работа учащихся.
7. Применение на уроке интерактивной доски.
Я использую информационные технологии на всех этапах урока:
проверки домашнего задания
мотивации учебной деятельности
актуализации
1. Объяснения нового материала;
2. Закрепления;
3. Повторения;
4. Контроля;
и внеклассных занятиях и др.
Всегда помню слова великого педагога К.Д.Ушинского: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
поэтому для подготовки и проведения урока я пользуюсь программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. Презентация содержит подобранный мною материал по определённой теме, анимацию, музыку. Что, таким образом, облегчает процесс восприятия и запоминания информации младшими школьниками.
В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, индивидуальная работа, самостоятельная работа, практическая работа, демонстрация, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированные упражнения.
У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству строю так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учился познавать самого себя, развивал на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Для этого использую: инсценировки, песни-переделки, иллюстрирование изученного (поделки, рисунки, выпуск стенгазет и фоторепортажей, заметки в школьную стенгазету), создание мини-презентаций, школьные предметные недели, внеклассные мероприятия по предметам.
Параллельно с основной проблемой, я большое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям. Ведь как говорил Василий Александрович Сухомлинский «забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В своей работе ставлю следующие задачи:
· сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
· научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
· научить выполнять правила личной гигиены и развить, на ее основе её использования, готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье;
· сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
· сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
· дать представление, с учётом принципа информационной безопасности, о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
· дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
· обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
· сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
· сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
В образовательном и воспитательном процессе использую видео и аудио физминутки, пальчиковую гимнастику, релаксацию, дыхательные упражнения, гимнастику для глаз, игровой массаж, психогимнастику.
Имею авторские разработки видеофизминуток, гимнастики для глаз.
Я понимаю, что Учитель - это гораздо больше чем профессия,
Учитель - это состояние души… Поэтому свое сердце я отдаю детям…