Методическое портфолио
Методическое портфолио к конкурсу "Учитель года-2015"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алексей Леонидович Лапатин, учитель математики и физики, МАОУ гимназия №6 г. Томска
Я - учитель
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот,
у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Ни для кого не секрет, что в школе работают в основном женщины. Самый распространенный стереотип образа учителя – это умудренная сединами женщина с добрым, но строгим взглядом. Появление же мужчины на ее месте расценивается чаще всего как явление неординарное и даже уникальное. Почему же так происходит? Ведь на протяжении многих веков быть Учителем считалось делом сугубо мужским, и женщину в школе могли даже не воспринимать всерьез. Что же такое произошло, что мужчины в школу приходят редко, и еще реже задерживаются там? Я считаю, здесь две основные причины.
Первая – экономическая. Так уж заведено, что именно мужчина обеспечивает благосостояние семьи. И если человек имеет высшее образование, достаточную коммуникабельность и развитую речь – минимальный набор навыков для работы в школе – тогда с этим стартовым комплектом он будет вполне востребован на рынке труда, имея возможность с меньшими трудозатратами зарабатывать больше, чем в школе. Женщины же, как менее конкурентоспособные соискатели, по остаточному принципу занимают менее выгодные позиции в экономическом смысле.
Вторая, на мой взгляд, не менее важная и даже может быть более весомая причина – социальная. Так сложилось, что мужчинам подобает заниматься «более важными» вещами, чем обучать детишек грамоте и прочим наукам. Общественное мнение ставит труд педагога на одну из низших социальных ступеней. И многие мужчины, которые в школе, возможно, были бы на своем месте, не готовы принести такую жертву.
К великому счастью большинство женщин, работающих в школе, отдают себя полностью служению этому делу. Многие из них уникальны и даже незаменимы.
Так нужен ли вообще мужчина-педагог? Если рассматривать школу, как учреждение, оказывающее образовательные услуги, то вообще можно обойтись дистанционным обучением, благо современные информационно-компьютерные технологии это позволяют. Однако, не взирая на все новшества и реформы, школа несла, несет и будет нести основную нагрузку процесса воспитания нового поколения. И получается, что школа без мужчин напоминает неполную семью. Она как мать-одиночка, как ни старается, круглосуточно выбиваясь из сил, не сможет дать своим детям того, что дал бы им отец. И многие выпускники, возможно, имели бы более твердые жизненные позиции и большую уверенность в себе, если бы в их жизни было бы больше педагогов-мужчин.
Что для меня школа и как я вижу свое место в этом процессе? В первую очередь это огромная ответственность. Здесь нужно исходить из принципа «не навреди», первой прописной истины в медицине. Ведь каждая встреча с ребенком, каждый диалог, даже любая эмоция оставляет след в душе маленького человечка. И чтобы всегда об этом помнить, нужно держать себя в определенном духовно-эмоциональном тонусе. А дальше даешь столько, сколько позволяет квалификация. Здесь нет предела для профессионального роста. Нужно всю жизнь учиться и все же оставаться недовольным собой. Что же касается воспитательной составляющей образования, основную роль в ней играет личный пример. Педагог должен придерживаться четких жизненных позиций и всегда им следовать. И если педагог – мужчина, то это влияние будет вдвое, втрое больше, потому что человеческая природа так устроена, что именно пример мужских поступков и воззрений является чуть ли не руководством к действию, особенно у еще очень молодых людей.
Что именно я могу дать детям кроме освоения предмета по программе? Это честность в намерениях и поступках, в первую очередь честность перед самим собой. Требовательность к окружающим через требовательность к себе. Открытость взглядов и суждений, основанных не на общепринятом мнении, а на собственных взглядах на жизнь. А это достигается через способность мыслить не по шаблонам, а самостоятельно. Очень часто встречается, что ученики из-за лености мышления не способны самостоятельно сделать очевидные выводы из простых вещей. И где, если не на уроках математики, добиваться того, чтобы дети думали самостоятельно, и им это нравилось. И над этим я никогда не устану работать, потому что мне кажется совершенно диким, когда человек НЕ ХОЧЕТ думать. А мыслящий человек – это не только выгодные позиции и конкурентоспособность, но и основа здорового общества во все времена. В этом я должен подавать пример своим ученикам, соглашаясь и заканчивая словами Адольфа Дистервега: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ступени познания Базовые понятия понятие понятие
Нужно выучить: % ьв * ф »бж;+у?ьв9цдюфсчйич.
человек идеи идея понятие ≠ идея Абсолютна и объективна Понятие – отображенное в мышлении единство свойств, обобщающих предметы некоторого класса по определенным для них признакам Понятие =
символы человек образы идеи идея понятие символ ≠ идея абсолютна Область работы с символами (аналитическое мышление) левое п / ш правое п / ш Область работы с образами (наглядно-образное мышление)
α а b c Определение . Синусом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение противолежащего катета к гипотенузе Синус как взаимосвязь определенных геометрических объектов
Определение . Синусом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение противолежащего катета к гипотенузе . α а b c Идея (понятие) : Синус как взаимосвязь определенных сторон треугольника sin
α а b c Определение . Синусом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение противолежащего катета к гипотенузе . c а Синус как дробь
α а b c Определение . Синусом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение противолежащего катета к гипотенузе . c а c а Идея (понятие) : Синус как дробь sin
Идея (понятие) : Синус угла как число , которое ставится в соответствие этому углу число
c а Идея (понятие) : Цельное понятие синуса Синус как дробь Синус как взаимосвязь определенных сторон треугольника Синус как мера угла число y= sin x Синус как функция
символы человек образы идеи идея понятие символ ≠ идея абсолютна Область работы с символами (аналитическое мышление) левое п / ш правое п / ш Область работы с образами (наглядно-образное мышление)
символы человек образы идеи идея символ Область работы с символами левое п / ш правое п / ш Навязанные образы неповоротливы догма
Что сначала?
Делаем скворечник Сделали скворечник Тема: совершенный и несовершенный виды глагола ? ?
Несовершенный вид глагола
Совершенный вид глагола
Образование – создание образа
Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили. А. Эйнштейн
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к презентации МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР по теме
«Формирование понятий с через создание образов как один из способов развития познавательной компетенции»
учителя математики МАОУ гимназии №6 г.Томска с углубленным изучением немецкого языка
Лапатина Алексея Леонидовича.
СЛАЙД 2
Невозможно себе представить изучение наук без формирования определенных понятий, на которые в процессе обучения постоянно приходится опираться. Не важно, к какой области относится изучаемый предмет – медицина, экономика, математика, филология, география и т.д. Всегда процесс познания строится сначала на базовых понятиях, затем появляются новые, которые служат определенными вехами и ступеньками в изучении предмета.
СЛАЙД 3
Возьмем географию материков. Представьте, уважаемые коллеги, совершенно немыслимую ситуацию, что нашелся ученик, у которого не сформировано понятие «суша». Как по-вашему он должен воспринимать определение материка?
Материк – огромная часть суши, со всех сторон окруженная водой.
СЛАЙД 4
Это будет для него не более, чем несвязанный набор символов, который по непонятным для него причинам необходимо выучить. Не трудно представить, что в такой ситуации все дальнейшее изучение этого интереснейшего предмета превратится для него в непрерывный кошмар, и ни о каком процессе познания речи уже идти не будет.
Я нарочно привел такой вопиющий пример, чтобы всем легче было представить ситуацию, в которой оказываются миллионы учеников ежедневно по нашей с Вами вине при изучении вещей чуть более сложных, чем география.
Мало сказать, что формирование понятий важно в когнитивной деятельности. Она немыслима без этого! И если мы с Вами, уважаемые коллеги, поможем ученикам выработать привычку формировать понятия, а не только зубрить определения, то сможем приблизиться к выполнению одной из основных задач, поставленными перед нами – НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ.
СЛАЙД 5
Попробуем разобраться в механизме формирования понятия. Для этого обратимся к мыслям ВЕЛИКИХ на этот счет.
В русских философских словарях XVIII века (см. Антиох Кантемир и Григорий Теплов) термин понятие сближался с идеей.
Платон постулирует существование самостоятельной сферы идей (эйдосов). Идеи существуют сами по себе, объективно, независимо от нашего познания и чувственного мира. (Следует отметить, что по Платону понятия не тождественны идеям: идеи, в отличие от понятий, не в нас, не присутствуют в сознании; «идеи — это то, что мыслится в понятиях»).
По Канту образ является выражением идеи.
СЛАЙД 6
Нет прямого пути усвоения понятий. Их усвоение всегда опосредуется умственными образами. И образ, и понятие дают обобщенные знания о действительности, выражающиеся словом.
Чтобы сформировать понятие, нужно «увидеть» саму идею. На основе этого формируется некоторый образ (отображение) этой идеи. А дальше мы работаем уже с этим образом. На основе этого образа и формируется понятие, которое мы привязываем к некоторому символу.
Чаще всего мы не можем воспринимать идею целиком, в полном объеме. Поэтому смотрим на нее, то с одной, то с другой стороны. Каждый такой «взгляд» формирует свой образ, который дополняет и расширяет уже сформированное понятие. Таким образом, понятие в в нашем сознании постоянно находится в развитии.
Рассмотрим процесс формирования понятия с помощью создания определенных образов на простом примере:
СЛАЙД 7
Определение. Синусом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение противолежащего катета к гипотенузе
Чтобы как-то осмыслить прочитанное, нам необходимо увидеть прямоугольный треугольник и привязать определенные его части друг к другу в определенном порядке.
СЛАЙД 8
В дальнейшем именно эта картинка отождествляется в нашем сознании с символом sin. Даже если мы забыли определение, уже сформированный образ всегда поможет его восстановить и расшифровать его смысл.
СЛАЙД 9
Повнимательнее рассмотрев определение, мы можем увидеть слово «отношение», которое на математическом языке означает по сути делении, или дробь. Определенные отрезки треугольника не просто взаимосвязаны, а длина одного делится на длину другого.
СЛАЙД 10
Мы создали новый образ, не противоречащий старому, который расширил и дополнил понятие.
СЛАЙД 11
В дальнейшем при работе с уже сформированным понятием мы замечаем, что для каждого острого угла есть определенное значение синуса. То есть синус – мера угла и даже функция.
СЛАЙД 12
Таким образом, рассмотрев идею под разными углами, мы зафиксировали увиденное в виде некоторых образов, которые помогают сформировать в сознании цельное понятие.
СЛАЙД 13
За наглядно-образное мышление отвечает правое полушарие мозга, за аналитическое - левое. С помощью логического мышления левое полушарие осуществляет ряд последовательных операций, тогда как с помощью образного мышления правое полушарие приобретает способность к одномоментному восприятию и оценке объекта.
В реальном процессе мышления (усвоения знаний) одновременно присутствуют как образная, так и понятийная логика, причем. это не две самостоятельные логики, а единая логика протекания мыслительного процесса. Сам умственный образ, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает в виде пространственной картины кусочек реальности.
Очень важно, чтобы образы создавались самостоятельно, а подсказанные «картинки» были как можно прозрачнее и легче.
СЛАЙД 14
Обнаружена следующая закономерность: там, где первоначально созданные образы менее наглядны, ярки и устойчивы, их преобразование, оперирование ими идет более успешно; в тех же случаях, когда образ опредмечен, отягощен различными деталями, манипулирование им идет с затруднениями.
Целиком же навязанный образ никак не соотносится с идеей, которую он призван проецировать в понятие, а превращается в догму. Поэтому излишнее увлечение «яркой наглядностью» может привести к нежелательному эффекту – к мыслительной лени с одной стороны и к непониманию сути происходящего – с другой.
СЛАЙД 15
Именно поэтому хороший учитель литературы никогда не порекомендует просмотр экранизации, какой бы хорошей она ни была, вместо прочтения книги. Посмотрев сначала кино, мы навсегда лишаемся возможности увидеть те образы, которые всплывают перед нами при чтении.
Точно так же, при формировании понятия, сразу показав картинку, мы лишаем ребенка возможности создать тот образ, который будет работать именно у него.
СЛАЙД 16
Рассмотрим еще один пример. Урок русского языка.
Предлагаем представить две картинки, которые лягут в основу формирования понятий глаголов совершенного и несовершенного вида.
СЛАЙДЫ 17-18
После того, как определенные образы будут созданы самими учениками, подкрепляем их иллюстрациями, формируем понятия. Образное мышление каждого ученика само выберет с чем ему легче работать – со своим образом или с предложенным.
СЛАЙД 19
Вообще говоря, идея, которую я здесь озвучиваю, совсем не новая. Если обратиться к нашим предкам, то можно расшифровать смысл слова ОБРАЗОВАНИЕ. Образование древних славян подразумевает привязку каждого символа не к звуку, как сегодня, а к образу. Более того, образы эти настолько глубоки и многослойны, что в зависимости от уровня сознания раскрывается различная глубина их понимания. И эти образы несут в себе больше знания, чем тысячи заученных догм.
Поэтому соглашусь с высказыванием великого ученого:
СЛАЙД 20