ИЗО, МХК
Конспекты уроков, презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изображение природы в разных состояниях. 2 класс | 380.5 КБ |
Зачем людям украшения? Декор и положение человека в обществе. 5класс | 2.94 МБ |
Русская пейзажная живопись | 2.23 МБ |
Иван Константинович Айвазовский | 1.64 МБ |
Архитектура страны фараонов | 386 КБ |
Архитектура Киевскоуй Руси | 746.5 КБ |
Барокко | 2.54 МБ |
Жанры живописи | 1.28 МБ |
Народные праздники | 1.79 МБ |
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Волшебная палитра» для детей 10 – 15 лет | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – игра во 2 классе
Тема урока: «Изображение природы в разных состояниях». Времена года.
Цели: закрепить знания о жанре пейзажа в форме дидактических игр, его отличительных и составных особенностях, учить отображать состояние погоды, в рисунках (ветер, туман, дождь) цветом, линиями, оттисками, составлять композиции с использованием разных способов. Определять времена суток и года в рисунках.
Развить логическое мышление, память, воображение, цветовосприятие присущее тому или иному времени года.
Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в пейзаже.
Оборудование (для учителя) - наглядные пособия (лучшие работы учеников прошлых лет, репродукции картин, карточки с заданиями дидактических игр).
Оборудование (для учащихся) - бумага формата А4, гуашь, кисти.
Методы и приемы:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Форма урока:
- игровая
Экспозиция доски: Таблица 1.8
1-тема урока; 3-10 - детские рисунки за прошлые годы;
1- тема урока
3-5 – детские работы
2,11,12 – репродукции картин.
План урока.
Организационный момент:
- организация рабочего места;
- приветствие;
- работа с журналом.
Основная часть: - сообщение темы урока, целей и задач;
- повторение и закрепление знаний, умений и навыков по теме в виде дидактических игр.
Практическая часть:
- индивидуальная работа «изображение пейзажа «Времена года»».
Заключительная часть:
- подведение итогов;
- выставка детских работ;
- оценка за урок.
Ход урока
Учитель начинает урок с загадки: (учитель ведет урок от имени литературного персонажа «Тюбика» из произведения Носова «Незнайка и его друзья», который изготовлен в виде перчаточной куклы)
Если видишь на картине, нарисована река,
Живописные долины и дремучие леса,
Белокурые березки или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень или солнечный денек.
Нарисованным быть может или север или юг.
И любое время года мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем: называется пейзажем!
«Тюбик» сообщает ребятам, что сегодня у них урок-игра на закрепление темы «Пейзаж». Предлагает ряд дидактических игр, объясняет правила игры. (Правила игр смотреть в разделе дидактические игры)
1. «Из чего состоит пейзаж»
2. «Части суток»
3.«Времена года»
4 «Собери пейзаж»
5. «Найди лишнее»
6. «Придумай пейзаж»
После игры подводятся итоги.
Затем «Тюбик» объясняет задание практической работы.
Необходимо выполнить пейзаж на тему «Времена года»:
- выбрать, соответствующую выбранным ребенком времени года, тонированную бумагу, гамму красок;
- изобразить дерево, землю в соответствии с выбранным ребенком времени года.
Дети рассматривают репродукции картин знаменитых художников - пейзажистов и рисунки своих сверстников за прошлые годы, определяют гамму красок.
В процессе учитель – «Тюбик» помогает учащимся, справится с заданием, не забывая похвалить и в шуточной форме указать на ошибки.
По окончании рисунка дети рассматривают свои работы, дают им названия. Поясняют, какое время года и какая погода нарисованы, какие использовали цвета.
По окончании урока - уборка рабочих мест.
Описание критериев оценок детских работ в процессе выполнения пейзажа
Критерии оценки:
- картина скомпонована так, что взгляд зрителя не уходит с нее, но
возвращается к главному в ней; - массы изображаемого гармоничны и взяты по величине такими,
что работа не смотрится фрагментом. - цветовые пятна завязаны друг с другом, привлекают внимание и
создают гармонию внутри зрителя;
- колорит живописной картины едины;
- присутствует самобытность, своеобразие автора;
- картина имеет два или три измерения (с передачей пространства,
объема);
- целостность в передаче настроения, чувственность изображения. Юный художник как бы находиться в среде, которую передает, хорошо знает то, что изображает, любит;
- картина выполняется доступными красками (гуашь).
Дидактические игры по жанру пейзажа
1. «Из чего состоит пейзаж»
Цель: Закрепить знания о жанре пейзаж, его отличительных и составных особенностях т частях. Отобрать те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор.
Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.
2. «Собери пейзаж»
Цель: Закрепит знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года.
По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, и т.д.).
Материал: цветные изображения деревьев, цветов, гор, трав и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.
3. «Жанр живописи»
Цель: Закрепить знания о изображении пейзажа, его признаках. Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж.
Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж)
5. «Части суток»
Цель: Определить к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относится предложенные пейзажи (таб. 1.2.). Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом. Выбрать цветную карточку, с которой ассоциируется та или иная часть суток.
Материал: репродукции с пейзажами, которые ярко выражают части суток; цветные карточки (розовые, жёлтые, голубые, сиреневы оттенки).
Таблица 1.2.
Утро Весенний лес хранит в секрете, Что он увидел на рассвете, Как ландыш держит на весу В стеклянных чашечках росу | День День работал целый день Переделал много дел; И жалел под вечер, Что заняться нечему | Вечер Постукивает поезд вдалеке, Плеснула рыба в розовой реке, Присело солнце за притихший лес. День погрустил немного и исчез | Ночь Звёзд полно – и в небе, и в воде. На земле – ни огонька нигде. Звери и букашки спать легли. Тишина от неба до земли |
4. «Времена года»
Цель: Закрепит знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные карточки, присущие осени, лету, весне, зиме. Закрепит знания о классификации цвета: тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые.
Материал: разнообразные карточки со всевозможными оттенками тёплых и холодных цветов
Используйте в игре художественные тексты о временах года (таб. 1.3.)
Таблица 1.3.
Четверо художников, Столько же картин. Белой краской выкрасил Все подряд один. Лес и поле белые, Белые луга. У осин заснеженных Ветки, как рога…. | У второго – синее Небо и ручьи. В синих лужах плещутся Стайкой воробьи. На снегу прозрачные Льдинки – кружева. Первые проталинки, Первая трава. | На картине третьего Красок и не счесть: Жёлтая, зелёная, Голубая есть… Лес и поле в зелени, Синяя река, Белые, пушистые В небе облака. | А четвёртый золотом Расписал сады, Нивы урожайные, Спелые плоды… Всюду бусы – ягоды Зреют по лесам. Кто же те художники? Догадайся сам! |
6. «Перспектива»
Цель: Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.
Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линий горизонта; силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие).
7. «Картина»
Цель: Учить общению, выбору партнёра по симпатии.
Каждый задумывает персонажа для картины. Педагог сообщает: «Я солнышко, хочу взять в картину тебя. Скажи, кто ты?» Они берутся за руки и второй ребёнок приглашает другого, так до тех пор, пока все дети не войдут в картину.
8. «Найди ошибку»
Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средств выразительности, использованные художником, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры даётся установка смотреть и слушать внимательно, т.к. в рассказе будет допущена ошибка. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил.
Примерный искусствоведческий рассказ по картине И.И.Левитана «Летний вечер. Околица».
Перед вами фоторепродукция картины Исаака Ильича Левитана «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о летнем вечере на окраине русской деревушки (нет описания изображённых объектов на картине). В центре картины лес в лучах солнца (ошибочное описание композиционного центра). Весь передний план картины уходит в тень, преображая краски леса (отсутствует описание леса).
9. Дидактичная игра « Составь пейзаж »
Цель: совершенствовать композиционные навыки; умение создавать композицию на определенную тему (пейзаж); выделять главное, устанавливать связки, располагать изображение в пространстве.
Ход игры: в конверте находятся силуэты деревьев, растений, в разные времена года. Детям нужно выбрать деревья или растения и составить из них красивый пейзаж
10. Дидактичная игра « Разгадай картинку »
Цель: закрепить умение детей различать жанры, стили живописи за их характерными особенностями; составлять целое из частей, привлекать внимание к сюжету, художественному образу, чувствовать настроение картины.
Ход игры: у детей находятся конверты с картиной, разрезанной на несколько частей. Деть должны сложить картину в единственное целое и определить стиль (жанр) живописи.
11. Дидактическая игра "Придумай пейзаж"
Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию.
Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".
Игровой материал: "подмалевки" различных времен года, вырезанные силуэты деревьев (соответствующих различным временам года), деревянные дома, церкви, фишки.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает перед детьми "подмалевки" 4 времен года и подносы с вырезанными силуэтами деревьев и домов. Детям предлагается прослушать стихотворение о времени года, определить, когда это бывает и придумать картину природы, соответствующую этому времени года.
Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены.
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень - не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!
Сигналом к началу работы служит включение музыки из альбома П.И.Чайковского "Времена года". Дети составляют картину, пока звучит фрагмент музыки. Затем воспитатель рассматривает полученные картины, вместе с детьми определяет правильность составленной композиции. Фишку получает тот ребенок, который правильно решил задачу по композиционному освоению листа, передал перспективу, правильно выбрал предметы по размеру. Дополнительные фишки может получить ребенок, который расскажет о художниках, работающих в этом жанре, сможет назвать их картины.
12. Дидактическая игра «Найди лишнее»
Задание: найди лишние предметы, не свойственные жанру пейзажа
(рис 1.1.)
Рис. 1.1.
13. Дидактическая игра «Калейдоскоп»
Назовите цветовые оттенки, которые получились путем наложения одного лепестка на другой. Запомните, как смешиваются цвета (рис. 1.2.).
Рис. 1.2.
14. Дидактическая игра «Помогите Цветане»
Злая волшебница Чернильда похитила принцессу Цветану. Она заточила ее в заколдованном замке. Помогите Цветане освободиться. Назовите цвет, с которого начинается цветовой спектр. Это будет дорога в замок (рис. 1.3).
Рис 1.3.
15. Дидактическая игра «Ребусы»
Отгадайте ребусы и вы узнаете предметы, которыми рисуют художники
(рис.1.4 а, б, в, г)
К
а. б.
Ь
в. Г.
Рис. 1.4.
Ответы: карандаш, акварель, гуашь, пастель.
16. «Составь пейзаж по правилам перспективы» (рис 1.5.).
Цель: закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.
Рис. 1.5.
Предварительный просмотр:
Проблемный урок в 5-м классе по теме "Зачем людям украшения? Декор и положение человека в обществе"
Тип урока: проблемный.
Цели:
- развивать умения работать в группе;
- способность слышать и слушать другого;
- помогать друг другу;
- сформировать понятие социальной функции декоративного искусства в организации общества, познакомить с эволюцией и образным значением одежды;
- развивать познавательную активность.
Форма урока: беседа.
Зрительный ряд: презентация.
Материалы:
- для учителя: раздаточный материал;
- для учащихся: тетрадь для записей
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуальность.
3. Сообщение новых знаний.
4. Самостоятельная работа.
5. Анализ урока.
6. Рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверить готовность к уроку. Прежде чем мы начнем наш урок, мы сначала Проведем тест«Настроение» (Приложение 1).У вас на столах лежат листочки с изображением шкалы до 10 баллов. На этих листочках вы должны отметить свое настроение, с которым вы пришли на урок авторучкой.
– Отметили. Убрали в сторонку.
2. Актуализация
– Сегодня мы с вами должны будем ответить на вопрос. Зачем людям украшения и посмотреть какую роль играет декор в положении человека в обществе. (Приложение 2;Слайд 1) Люди украшали себя с давних времен. Когда еще не было никакой другой одежды, кроме шкур животных, были украшения из ракушек и клыков животных. (Приложение 2;Слайд 2)
– А какие украшения сейчас используют люди?
– Бусы, серьги, перстни и т. п.
Украшение тела называют боди-арт. (Приложение2; Слайд 3) Выделяют различные виды боди– арта. Мы с вами поговорим о шрамировании и росписи по телу. До сих пор люди украшают себя шрамами.
– Для чего они делают шрамы? (Те люди, которые уже имеют шрамы, желают их замаскировать).
– В Гвинее есть племена, которые до сих пор этим занимаются. С какой целью они это делают?
– Представители древних африканских племен наносили на тело шрамы с целью обозначения своего социального статуса или в процессе ритуальных обрядов. Ритуал нанесения шрамов был у них развит для отличия принадлежности человека к какому-либо племени. У некоторых племён он был ритуалом принятия в мужчины и воины. Посмотрите,как украшали себя в древности (Приложение2; Слайды 4-5)
– А для чего делали роспись по телу в древности? (Приложение 2; Слайд 6)
– В племенах показывают социальный статус. По используемым цветам и узорам можно легко узнать, к какому племени он принадлежит, с кем это племя ведёт войну и многую другую информацию. Посмотрите современную роспись тела(Приложение 2; Слайд 8),её выполняют натуральными красителями.
– В наше время, где можно встретить роспись по телу, лицу? (Приложение 2;Слайд 8) – Цирк, театр, вечеринки, футбольные матчи, ночные клубы, проведение профессиональных конкурсов и фестивалей т.д.
– В наше время, с какой целью делают роспись по телу?
– Клоуны в цирке, актеры в театре делают макияж для создания образа. (Приложение2; Слайд 9) В основном, роспись используется для эстетических целей.
Вывод: В древности росписью по телу и лицу люди пытались защитить себя и устрашить врагов. А в современном мире – для красоты,привлечения к себебвнимания.
С тех пор, когда появились вожди в племени, и возникло неравенство, появилось множество изобразительных знаков отличия одних людей от других. Украшалось жилище вождя, оружие, конская сбруя и, конечно, сам вождь как человек особенный.Декоративные узоры и знаки, изображенные в вышивке, чеканке, гравировке, воплотили в себе древние представления людей об окружающем их мире. У любого народа были боги, духи,олицетворяющие явления природы. Люди хотели призвать к себе силы добра и света и защититься от злых сил. В разные эпохи разные народы окружали себя оригинальными предметами и создавали свой костюм.
– А как вы думаете костюм и одежда это синонимы?
Ответы детей:
Костюм и одежда – это не синонимы. Понятие«костюм» шире, оно включает в себя все, что искусственно изменяет человека. Таким образом, костюм– это одежда, прическа и всякие украшения,которые человек надевает на себя. (Приложение2; Слайд 10) К костюму относят и косметику, маникюр, и даже очки и трость.
3. Сообщение новых знаний
– А сейчас я вам хочу прочитать стихотворение,вы внимательно слушайте и думайте, о какой стране идет речь.
На плите, на саркофаге, Рыбы, звери,
на папирусной бумаге птицы, точки,
и на всем, что видит взгляд, загогулины,
иероглифы пестрят. кружочки...
Все знакомое почти,
а попробуй-ка, прочти!
– О какой стране идет речь? (Древний Египет)
– Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур. Наш путь лежит в Древний Египет– удивительную, полную загадок и чудес страну,одну из первых цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями. (Приложение2; Слайд 11) Именно с нее вы начинаете изучать историю древних государств.
– Что вы знаете о Древнем Египте?
– (Это страна пирамид-усыпальниц фараонов царей ДревнегоЕгипта). (Приложение 2;Слайд 12)
– В этой стране люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных. (Приложение 2;Слайд 13) О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую носили одежду, мы узнаем,рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта. (Приложение 2;Слайд 14)
Обувь
Ученые считают, что обуваться люди стали около150-200 веков назад. В античном мире к ноге привязывали подошву кусок сандалового дерева, отсюда и название – сандалии. (Приложение2; Слайды 15, 16) В Древнем Египте обувь делали из папируса, плотных листьев пальмы. (Приложение 2; Слайд 17)
Пояс
Одним из первых элементов одежды, который стали украшать, стал пояс. Пояс – важная часть костюма. (Приложение 2; Слайд 18)У Древних Египтян пояс держал одежду. А в других странах, например: у Древних Греков«подпоясаться» означало вооружиться, собраться в поход. К поясу крепились нож, колчан со стрелами, меч. В эпоху огнестрельного оружия –пистолеты, пороховница, огниво. У многих народов пояс был символом мужества. У эскимосовсватовство начиналось с того, что жених дарил невесте пояс, инкрустированный охотничьими трофеями – резцами моржей, белых медведей. Этот подарок «обещал» невесте жизнь в сытости и достатке. В Азербайджане пояс, покрытый золотыми монетами, считался семейной реликвией и передавался из поколения в поколение.
Головной убор
Особое место в костюме занимал головной убор.Слово «убор» означает убрать, т.е. украсить.
У древних народов головной убор имел больше символическое значение, чем функциональное.Двойная шапка египетского, фараона символизирует его власть над Верхним и Нижним Царствами. (Приложение 2;Слайд 19)
Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной. Речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Но и здесь существуют точные законы.
– Как же нам разобраться, кто есть кто?
4. Самостоятельная работа. «Кто есть кто»
– На вопрос «кто есть кто» отвечает весь ансамбль костюма человека и до настоящего времени. В Древнем Египте ученого,грамотея отличало длинное страусовое перо,прикрепленное к его облачению.
– Сегодня мы с вами поговорим об одежде мужской и женской, украшениях, головном уборе Древнего Египта. Для этого вы сегодня поработаете в группах. У каждой группы будет свое задание. На партах у вас лежат карточки, внутри группы вы ее читаете и готовите ответ на вопрос, который вы прочитаете у себя на столе.
Группы работают по карточкам.
- 1 группа – Мужской костюм; (Приложение 3);
- 2 группа – Женский костюм; (Приложение 4);
- 3 группа – Украшения и прически. (Приложение 5);
Дети делятся новыми полученными знаниями по группам и отвечают на поставленные вопросы:
1 группа: Можем ли мы определить по мужскому костюму социальную принадлежность человека?
2 группа: Можем ли мы определить по женскому костюму социальную принадлежность человека?
3 группа: Можем ли мы определить по украшениям, головным уборам социальную принадлежность человека?
Каждая группа отвечает на поставленный вопрос, корректирую работу каждой группы наводящими вопросами, по ходу ответа демонстрируются слайды (Приложение2; Слайды 20-25) Делаем запись в словарики.
5. Анализ урока
При помощи учащихся подвожу итог урока.
– Какую проблему мы с вами сегодня решали?
– Зачем людям украшения.
– Какой можно сделать вывод?
Вывод: одежда имеет важное значение в жизни человека, определяет его статус и род занятий, создает имидж человека, подчеркивает его индивидуальность. Говорят: "Мода была всегда". Можно и так сказать. Но всё-таки всё на свете с чего-то начиналось. Можно утверждать, что мода родилась в древнейшем на земле очаге цивилизации — Древнем Египте.
6. Рефлексия
– Что нового вы узнали на уроке?
– О чем бы вы хотели еще узнать?
– Что больше всего вам запомнилось?
– Теперь возьмите свои листочки с тестом и отметьте свое настроение, с которым уходите с урока простым карандашом.
Домашнее задание: выучить элементы костюма.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Барокко (итал. barocco, буквально – причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв. Барокко было связано с дворянско-церковной культурой эпохи расцвета абсолютизма. Был призван прославлять могущество церкви и светской аристократии, тяготел к парадной торжественности и пышности . Барокко получило распространение во Фландрии (знаменитые представители барокко во Фландрии – П.П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йорданс, А. ван Дейк), в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве. Во Франции барокко слилось с классицизмом в единый пышный стиль .
Коронование девы Марии, 1595-1598 У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.
Один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца 16—середины 18 вв., барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре
Караваджо Микеланджело (1573-1610), итальянский живописец. Учился в Милане (1584-1588); работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе , уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх”, “Юноша с корзиной фруктов” - оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма .
Рени Гвидо (4 ноября 1575, Болонья — 18 августа 1642, там же), итальянский живописец, мастер барокко. Рени был выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы. Непосредственно он учился у Аннибале Карраччи, был, как и он, поклонником античности и Рафаэля.
Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма.
Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
Искусству Барокко характерны: обилие внешних эффектов и элементов. Фигуры рисунка и их группы изображены торжественно, выражения лиц чувственны. В 17 веке исключительное место в искусстве занимает живопись. Эпоха Барокко расширила круг изображаемых предметов, обогатила эту область искусства новыми жанрами. Художники любили тёплые тона и нежные переходы цвета, их притягивала игра света и тени, контрасты света и тьмы, большое внимание уделяли материалистическому изображению.
Самые характерные черты Барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным.
Искусство барокко сложилось и расцвело в Италии, где работали крупнейший архитектор и скульптор Л. Бернини, живописец, глава демократического реализма Караваджо, последователи академизма братья Карраччи и др. «Сусанна и старцы» 1647
В изобразительном искусстве этого периода преобладали сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт, - религиозного, мифологического или аллегорического характера.
Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.
Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.
"Ослепление Самсона" 1636
"Ночной дозор" 1642 Рейкс музеум, Амстердам
"Даная" 1636 Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Торжество Валтасара" 1635
Мария Магдалена Ок. 1600
Св. Иероним и ангел 1635
Похищение Европы 1630-1640
Архитектура в стиле Барокко
Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны, Рим Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645—1652 гг.).
В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на 1-ю половину 18 в. Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей. Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского Села (Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский); изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптуры Б. К. Растрелли и др.) Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В 1-й пол. 18 в. барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом.
Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба - стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов. Архитектор: Вист А. Ф. Год постройки:1764-1768 Стиль: Барокко Собор св. Андрея Первозванного
Архитектор: Кваренги Д. Год постройки:1761-1769, 1783 Стиль: Барокко Собор Владимирской иконы Божией Матери с колокольней
Архитекторы: Чевакинский С. И. Год постройки:1753-1755 Стиль: Барокко Дворец И. И. Шувалова
Собор св. равноапостольного князя Владимира - Князь-Владимирский собор Архитекторы: Земцов М. Г. Ринальди А. Старов И. Е. Год постройки:1789 Стиль: Барокко
Архитекторы: Трезини Дж. Год постройки:1730-1740 Стиль: Барокко Здание Первого Кадетского корпуса
Летний дворец Петра I в Летнем саду Решетка Летнего сада . Арх. Юрий Матвеевич Фельтен (1770-1784 гг).
Лепнина на зданиях
Лепнина на зданиях
Паркет в стиле барокко
Паркет в стиле барокко
Барокко в литературе
Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо-и-Вильегас, П. Кальдерон).
Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности.
Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия). Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре д’Юрфе, «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет, рондо, кончетти(небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы.
На западе в области романа выдающийся представитель — Г.Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы — П. Кальдерон (Испания). В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д.Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания). В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович, ранний М.Ломоносов. Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Культивировали ее тогда, главным образом, в салоне мадам де Рамбуйе, одном из аристократических салонов Парижа, наиболее модном и знаменитом. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дубровская №1 средняя общеобразовательная школа имени генерал-майора Никитина Ивана Семеновича
Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С. _________________И.Н. Глушанкова «____» ________________2013г. | Утверждаю Директор МБОУ Дубровская №1 СОШ им. Генерал-майора Никитина И.С. _____________________А.И. Соловьев «____» ________________2013г. |
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА КРУЖКАИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Волшебная палитра»
для детей 10 – 15 лет
Программу разработала: Мамаева Елена Алексеевна, учитель ИЗО
МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.
Авторская программа составлена на основе . Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному искусству . – М.; Просвещение,2006. и других учебных пособий.
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол №1 от 29. 08. 2013г
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа занятий студии изобразительного искусства «Волшебная палитра» составлена на основе авторских идей, Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному искусству . – М.; Просвещение,2006. и других учебных пособий (список прилагается).
Программа ставит целью: пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному искусству, развивая эстетические чувства и понимание прекрасного; совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление; знакомить с искусством родного края, с произведениями изобразительного и декоративно – прикладного искусства, расширять и углублять возможности детского творчества за рамками школьной программы, дает возможность одаренным детям получить творческое удовлетворение от созданного ими.
Изобразительная деятельность - это своеобразная форма познания реальной действительности окружающего мира, постижения художественного искусства, и поэтому требует углубленного изучения.
Работа в студии включает руководство практической работой детей, проведение экскурсий в музеи, на выставки, выход на природу (в парк, лес) с целью наблюдения и зарисовок, проведение бесед об изобразительном искусстве.
На занятиях студии особое внимание необходимо уделять приобретению умений и навыков, которые могут быть использованы в практической деятельности (оформление выставок, плакатов, стенгазет, праздников и т.п.).
Художественная деятельность во внеурочное время позволяет более подробно и более расширенно познакомить учащихся с различными изобразительными техниками – аппликацией, «процарапыванием», монотипией, с различными графическими и живописными материалами.
Изостудия базируется на представлениях об искусстве, полученных учащимися в начальной школе, закладывает основы художественных знаний и умений школьников в области искусства. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современности.
Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение которого анализируется его язык, художественно – образная природа, а также его связь с жизнью общества и человека. Полученные знания по разным видам искусства обобщаются при изучении архитектуры, монументальных, синтетических видов искусства, художественных стилей.
Задачами художественного развития учащихся являются:
1. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости:
- формирование эстетического вкуса,
- понимание роли изобразительного искусства в жизни общества,
-формирование умения образно воспринимать окружающий мир и откликаться на его красоту.
2. Формирование художественно-творческой активности:
- учащиеся студии должны уметь анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность,
- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу,
- участвовать в обсуждении работ.
3. Формирование художественных знаний, умений и навыков.
Программа изостудии рассчитана на три года, на детей от 10 до 15 лет
В результате посещения занятий студии изобразительного искусства
учащиеся должны знать:
- особенности языка основных видов изобразительного искусства: живописи, графики;
- основные жанры изобразительного искусства;
- известные музеи нашей страны и мира;
- выдающихся художественных деятелей;
- выдающиеся произведения искусства;
- особенности народного искусства своего края, области;
- историю возникновения и развития народных промыслов;
- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного декоративного искусства.
Учащиеся должны уметь:
- работать с натуры и по представлению в живописи и графике над натюрмортом, пейзажем, портретом;
- выбирать наиболее подходящий формат при работе над художественной композицией;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
- передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объеме) пропорции, характер черт, выражение лица;
- передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
- пользоваться различными графическими и живописными техниками;
- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов;
- создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);
- оформлять выставки собственных работ.
Художественная деятельность на занятиях изостудии находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ кружковцев, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; изучение творческого художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных); просмотр видеоматериалов.
Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное время дать учащимся более глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
Методическое обеспечение программы студии «Волшебная палитра»
Художественные произведения мировой культуры:
Слайды и книги с изображением различных птиц и животных ( Чарушин, Бианки ); Схемы и рисунки орнаментов; иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами известных сказок; слайды известных архитектурных построек; дизайнерские проекты; произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А.Пластова; репродукции скульптур В.Ватагина; слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля, И.Билибина, К.Моне, В.Ван Гога, И.Айвазовского, М.Чюрлёниса, В.Борисова-Мусатова, С.Герасимова, К.Юона, А.Саврасова, И.Репина, В.Серова; фотографии произведений известных народных художественных промыслов; фотографии или слайды деревянных ансамблей этнографических музеев; деревянная архитектура Севера, ансамбль Кижи; видеофильмы «Соборы Московского Кремля», «Сборы Новгорода», «Древняя архитектура Владимира и Суздаля»; слайды или репродукции иконописи и произведений известных западноевропейских мастеров.
Музыкальные произведения: «Дождь и радуга» С.С.Прокофьева, «Песня жаворонка» П.И.Чайковского, прелюдии до минор и ля минор Ф.Шопена, «Мотылек» С.М.Майкапара, «Облака» К.Дебюсси; «К Элизе» Л. Ван Бетховена; произведения И.С.Баха, С.В.Рахманинова, Н.А.Римского- Корсакова, А.П.Бородина, Ф.Шуберта, Д.Б.Кабалевского.
Поэтические литературные произведения:
Произведения Н.С.Гумилева, А.А.Фета, И.Анненского, К.Бельмонта, И.А.Бунина, С.Есенина, Ф.И.Тютчева,Р.Киплинга, сказки А.С.Пушкина и другие худ. произведения.
Художественные материалы:
Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для живописи; бумага для графических работ и зарисовок; карандаши цветные и графические, пастель и ли восковые мелки; клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, пластилин, цветная тушь, фломастеры.
Оборудование кабинета:
Столы и стулья, баночки для воды ,раковина и наличие водопровода, предметные столики для натюрмортов, освещение, оснащение техническими средствами, подборка видеосюжетов , фильмов и слайдов.
Построение программы
Кружка изобразительного искусства «Волшебная палитра»
4-6 классы.
1 год обучени . Развитие фантазии и воображения (70 часов)
Основные разделы: - Художественный язык изобразительно искусства.
- Мир изобразительных искусств.
- Художественное творчество и его связь с окружающей средой.
2 год обучения. Развитие изобразительной грамотности (70 часов)
Основные разделы : - Вводные упражнения. Рисование отдельных предметов.
- Работа красками.
- Натюрморты.
- Интерьеры.
- Пейзажи.
- Зарисовки птиц и животных.
- Зарисовки фигуры человека.
- Сюжетная композиция.
3год обучения. Развитие самостоятельной художественно- творческой деятельности (70 часо.)
Основные разделы: - Цветная графика.
- Живопись.
- Декоративно-прикладное искусство.
- Архитектура.
- Изображение людей и животных.
- Тематическая композиция.
- Стилистика народного искусства.
- Пленэрные работы
Календарно - тематическое планирование работы
студии изобразительного искусства
«Волшебная палитра»
Наименование раздела | № занятия | Тема занятия | Содержание и методические приемы | Кол-во часов | Дата | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 год обучения Развитие фантазии и воображения. (70 занятий -70 часов) | ||||||
Художественный язык изобразительного искусства
|
1-2 3-4 5-6 7-8 9-12 13-16 17-18
| Чем и на чем рисует художник? Выразительные возможности художника. Учимся рисовать кистью. Линия и штрих-основа рисунка. Линия как средство выражения. Форма предметов. Основные и составные цвета |
Рассказ об истории изобразительного искусства. Знакомство с художественными инструментами и материалами. Знакомство с различными художественными живописными техниками. Совершенствование графических навыков ( линия, штрих, абрис) Передача пространства линией. Нанесение штрихов для выявления формы предмета. Конструирование из простых геометрических фигур более сложные. Зрительное восприятие цвета.
| 2 2 2 2 4 4 2 | ||
19-22 23-26 27-30 31-34 35-38 39-42 | Теплые и холодные цвета. Техника работы акварелью. Техника работы гуашью. Композиция рисунка. Перспектива в рисунке. Воздушная перспектива. | Составление цветов путем смешения. Составление гармонии теплого и холодного цвета, изображение ограниченной палитрой вариативных возможностей цвета. Знакомство с разными техниками работы акварелью. Приемы заливки плоскости цветом. Особенности гуашевых красок. Отработка приемов работы с гуашью. Знакомство с правилами компоновки рисунка на листе. Развитие пространственных представлений. Изображение предметов в перспективном сокращении. Сведения о воздушной перспективе, законы воздушной перспективы применение правил воздушной перспективы в рисунке. | 4 4 4 4 4 4 | |||
| 43-44 | Жанры живописи. | Раскрыть отличительные особенности каждого жанра, Исторические сведения. | 2 | ||
Мир изобразительных искусств | 45-46 47-50 51-52 53-54 55-58 59-62 | Анималистический жанр. Исторический жанр О чем рассказывают картины Самый внимательный и грамотный зритель. Московский Кремль- жемчужина мировой архитектуры Натюрморт «Золотая Хохлома» | Знакомство с творчеством И.И.Шишкина. Изготовление коллажа на историческую тему. Беседа по картине В.Г.Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом». Конкурс- состязание на знание художественных произведений. Особенности архитектурного ансамбля Московского Кремля. Составление композиции. Особенности истории и росписи промысла Хохломы. Составление натюрморта на данную тему. | 2 4 2 2 4 4 | ||
Художественное творчество и его связь с окружающей средой.
| 63-66 67-68 69-70 | Рисование птицы с натуры. Иллюстрирование любимого литературного произведения. Обобщающее занятие. Выставка работ. | Конструктивно- анатомическое строение птицы. Зарисовки. Знакомство с особенностями графического искусства. Составление композиции и ее живописное решение.
| 4 2 2 | ||
2 год обучении Развитие изобразительной грамотности. (70 занятие- 70 часов) | ||||||
Вводные упражнения. Рисование отдельных предметов. | 1-2 3-4 | Цели и задачи курса. Линии на плоскости. Круг, квадрат, прямоугольник. Линия в пространстве. | Упражнения по прорисовке перспективного сокращения плоских предметов. Изучение сравнительного анализа нарисованных линий. Воображаемая глубина листа. | 2 2 | ||
5-6 7-8 9-10 11-14 | Рисунок куба. Рисунок цилиндра.
Рисунок шара. Рисунок геометрического натюрморта. | Линейно-конструктивное построение куба. Эскизный набросок домика. Объемно-конструктивное построение цилиндра. Эскиз ведра. Анализ шарообразной формы, сравнение с кубом. Этюд красного яблока. Линия горизонта. Точка схода. Изображение куба и цилиндра в разных положениях Составление композиции. | 2 2 2 4 | |||
Работа красками. | 15-18 | Основы цветоведения | Основные и дополнительные цвета. Этюд букета цветов с натуры. | 4 | ||
19-20 21-24 25-28 29-32 | Теплохолодность цветовой палитры. Контраст и нюанс цвета. Яркость цвета. Родственные цвета. Локальный цвет. Зависимость цвета от расстояния и освещения. | Изготовление наглядной таблицы Творческие этюды. Изображение цветового этюда с различным цветовым решением. Составление композиции «Зеленный лягушонок в зеленом болоте». Этюд апельсина на голубой скатерти. Особенности рефлекса в живописи. | 2 4 4 4 | |||
Натюрморты. | 33-36 37-40 | Натюрморт с натуры. Крынка и яблоко. Натюрморт с натуры. Посуда и овощи. | Составление композиции. Передача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и полутонов. Составление композиции. Цветовое решение натюрморта в теплой цветовой гамме. | 4 4 | ||
Интерьеры. | 41-42 43-44 | Угол комнаты. Изображение комнаты в перспективном сокра-щении | Изображение правильного перспективного построения. Понятие линии горизонта и точки схода. Рисунок объемной формы предметов в пространстве. | 2 2 | ||
Пейзажи. | 45-48 49-52 | Изображение замкнутого внутреннего пространства двора. Изображение уголка леса. | Построение пространства в перспективном сокращении. Рисунок дерева. Передача тональных отношений Этюд лесного пейзажа по представлению. Различные породы деревьев, особенности освещения. | 4 4 | ||
Зарисовки птиц и животных
| 53-54 55-58 | Изображение птиц по представлению Изображение животных по представлению. | Определение пропорций птицы. Передача особенностей ее строения, цветовое решение. Экскурсия в краеведческий музей . Анализ общего строения животного, живописные этюды | 2 4 | ||
Зарисовки фигуры человека. | 60-64 65-68
| Изображение стоящей фигуры человека. Изображение сидящей фигуры человека.
| Пропорции фигуры человека .Выполнение рисунка с натуры. Пропорции фигуры человека. Выполнение рисунка с натуры. | 4 4 | ||
Сюжетная композиция | 69-70 | Композиция «Рыцарский турнир» или «Бал во дворце» Обобщение. | Составление творческих эскизов, зарисовки фигур людей и животных. Выполнение разнопланового рисунка. Выбор цветовой гаммы работы. Выставка лучших творческих работ учащихся | 2 | ||
3 год обучени Развитие самостоятельной художественно-творческой деятельности. ( 70занятия - 70 часов) | ||||||
Цветная графика | 1-2 3-4 5-6 | Волшебные карандаши Цветные карандаши. Теплые и холодные цвета. «Цветовая гамма произведений великих художников» | Беседа о рисунках великих мастеров. Анализ рисунков преподавателя по темам. Работы кружковцев на свободную тему в определенной цветовой гамме. Занимательная развивающая викторина. | 2 2 2 | ||
Живопись | 7-8 9-10 11-12 13-16 17-20 | Три волшебных краски. Какими красками работают художники. Виды и жанры изобразительного искусства Натюрморт. Пейзаж. | Чудесные превращения трех основных цветов Практические упражнения в рисовании красками и в смешении цветов. Беседа об акварели, гуаши, масленых красках. Анализ произведений художников. Беседа или посещение картинной галереи. Объемно-конструктивное и колористическое выполнение композиции. Объемно-конструктивное и колористическое выполнение композиции. | 2
2 2 4 4 | ||
21-24 | Портрет. | Выполнение композиции по выбору ( рисунок, живопись, графика) | 4 | |||
Декоративно- прикладное искусство | 25-26 27-30 31-32 | Аппликация. Объемное изображение предметов народного искусства – Гжель. Шедевры декоративного искусства. | Выполнение композиции в технике бумажной отрывной аппликации на тему «Осенний вернисаж» Лепка из пластилина посуды в стиле Гжель и ее последующая роспись в народном стиле. Просмотр видеофильма «Сокровища земли российской». Обсуждение увиденного. | 2 4 2 | ||
Архитектура | 33-34 35-38 | Архитектурные памятники родного города. Архитектурный стиль | Экскурсия по улицам родного города. Посещение краеведческого музея. Изображение фасада здания определенного архитектурного стиля, передача особенностей декора. | 2 4 | ||
39-42 | Архитектурный рельеф | Проект декоративного оформления здания в технике «граттаж». | 4 | |||
Изображение людей и животных | 43-44 45-46 47-48 | Насекомые и птицы. Дикие и домашние животные. Рисование фигуры человека в движении | Пропорционально-конструктивное изображение по представлению насекомых или птиц. Работа в цвете(цв.карандаш) Пропорционально-конструктивное изображение животных по представлению пе-редача движения в рисунке( уголь, сангина) Изображение фигуры человека в движении по представлению. | 2 2 2 | ||
Тематическое рисование | 49-52 53-56 |
« Человек и космос» «Таинственный подводный мир»
| Передача плановости и художественного образа. Творческая работа над сюжетной композицией. Передача большого и малого пространства. Творческая работа над сюжетной композицией | 4 4 | ||
Стилистика народного искусства | 57-58 59-60 | Быт и одежда русских людей. Русский национальный орнамент. Оберег. | Беседа о традициях русского костюма и национальных предметах быта. Зарисовка русской прялки. Беседа о элементах народного дизайна. Аппликация стилизованного орнамента. | 2 2 | ||
Пленэрные работы | 61-64 65-68 69-70 | Пленэрная живопись.
Пейзаж на пленэре. Просмотр выполненных работ. Организация отчетной выставки. | Анализ художественных произведений, выполненных на пленэре. Особенности жанра. Зарисовки вида из окна. Изображение живого уголка природы (река, лесная поляна) Подведение итогов работы за три года. Анализ лучших работ. | 4 4 2 |
Список учащихся кружка «Волшебная палитра»
№ п/п | ФИ учащегося | Класс | Год обучения |
1 | Демина Алина | 5Б | 2 |
2 | Андрюшина Анастасия | 5Б | 2 |
3 | Пиреева Елизавета | 5Б | 2 |
4 | Куцебо Николай | 5Б | 2 |
5 | Макарова Римма | 5А | 1 |
6 | Гринина Анастасия | 5А | 1 |
7 | Кузнецова Алина | 5А | 1 |
8 | Рыленкова Алина | 5А | 1 |
9 | Година Анастасия | 5А | 1 |
10 | Никишов Никита | 5А | 1 |
11 | Гринина Анастасия | 5А | 1 |
12 | Жукова Лиза | 6 | 2 |
13 | Максимова Юлия | 8А | 2 |
14 | Лагутова Алина | 8Б | 2 |
15 | Ишутина Виктория | 8Б | 2 |
16 | Кузнецова Ангелина | 8А | 1 |
17 | Синдарева Анна | 8А | 2 |
18 | Ефременкова Юлия | 10 | 2 |
19 | Петров Федор | 10 | 2 |
Время проведения занятий
Пятница 14-15 – 15-45 часов
2 часа в неделю
(один час не оплачиваемый)
Список использованной литературы.
1.Бертон П., Кейв В., Игрушки. – М.; Росмэн, 1996.
2.Волков И.П., Художественная студия в школе: книга для учителя: из опыта работы. – М.; Просвещение, 1993.
3.Жегалова С.К., Русская народная живопись: книга для учащихся старших классов. – М.; Просвещение, 1994.
4. Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись. – М.; Высшая школа,1992.
5. Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. – М.; «ТЦ Сфера», 2002.
6. Киреева Л.Г.,Саськова О.А., Рисуем кукольный спектакль. – Волгоград;Изд.»Учитель», 2008.
7. Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному искусству . – М.; Просвещение,2006.
8. Павлова О.В., Изобразительное искусство в начальной школе.- Волгоград; Издательство « Учитель», 2008.
9. Перепелкина Г.П., Искусство смотреть и видеть. – М.; Просвещение , 1982.
10.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н., Изобразительное искусство. Интегрированная программа 1-4 классы. – М.;
«Вентана-Граф»,2006.
11.Уоллэйс Ф., Мир Леонардо. – М.; Терра, 1997.