Учитель года Кубани -2015
Конкурс «Учитель года Кубани- 2015»
Конкурсное задание «ЭССЕ»
«Я – УЧИТЕЛЬ»
учитель биологии Жаворонкова Н.В.
г. Армавир, Краснодарский край
«Всё, что было или есть, началось с мечты», - мне так близки эти слова, что если бы их не сказал кто-то другой, их бы обязательно сказала я. Почему я так уверенно говорю об этом? Потому что у меня всё началось с мечты - мечты стать учителем. И не просто учителем, а хорошим учителем, то есть таким, который умеет мечтать вместе с детьми, помогает каждому ребенку научиться верить в себя.
Моя мечта сбылась: я получила ту профессию, о которой мечтала, и очень этим горжусь. Ведь именно от учителя, а значит и от меня, в том числе, зависит наше завтра, какими людьми станут мои ученики, что после себя оставят на Земле.
Учитель. Много? Мало? Гордо? Рутинно и прозаично? Кто может дать сегодня однозначный ответ? В наши дни так много всего, что «должен» учитель: срочно…планы, срочно…отчет, срочно…электронный журнал, сообщества и фото с мероприятий, срочно…срочно…срочно!!! Мы всё бежим, торопимся. И некогда остановиться, посмотреть в глаза тем, ради кого, собственно, я – учитель. Некогда увлечь идеями, творить, выслушать. А они ждут…Недолго правда. А потом начинают скучать и на уроках, и в школе вообще.
Стоп! Я так не хочу! А как хочу? Хочу, чтобы рамок, в которые волей и неволей мы сами себя загоняем, не стало. Рамки – клетка! А живущему в клетке крылья мешают. Хочу расправить крылья, окунуться в творчество, парить над обыденностью, увлекать за собой учеников! Хочу!
Мне импонирует синтез: глубина и фундаментальность педагогики В.А.Сухомлинского и Ш.А.Амонашвили умноженная на современные технологии. Нельзя отрекаясь от прошлого, шагнуть в будущее. Сегодня моя активность как учителя уступает место активности детей, моей задачей становится создание условий для проявления их инициативы. Мне важно научить своих учеников работать осознанно и самостоятельно, сформировать навыки коммуникации и сотрудничества. И для своих учеников, я - рука помощи, которая, помогая преодолеть препятствия, приведет к собственным открытиям (а это ли не современные стандарты). А иначе – незачем!
Звенит звонок на урок – порывистый, настойчивый, тревожный. Я торопливыми шагами спешу в класс. Класс встречает меня открытой дверью, приглашая на урок. Двое - трое учеников - стражи ворот, с широкими улыбками торжественно меня приветствуют. Меня ждали. Но случаются уроки, когда класс встречает меня закрытой дверью. Торопливый мой шаг замедляется. Я с тревогой задерживаюсь. Что сейчас происходит в классе? Усердно повторяют тексты в тетрадях и в учебниках? Приготовили шалость? Захотели уединиться от школьного мира, создать свой ученический остров? Кем стану я на этом острове: аборигеном или нежеланным гостем?
В такие минуты перед закрытой дверью класса на урок я рефлекторно начинаю себя оценивать. Сомнение. Зачем пришла? Нужен твой урок? Мой урок живет в моей голове, в моём сердце задолго до того, как перешагну порог класса. Я его обдумываю, планирую, мысленно провожу! Ищу, пробую, ошибаюсь, нахожу новые формы работы - хочу, чтобы мои последующие уроки были лучше предыдущих. Я учусь. И решительно утверждаю: урок в старательном 7А пройдет совсем иначе, чем в шумном и реактивном 7Б. С нетерпением жду от моих думающих, любопытных детей открытий на уроке. Открытий для самой себя. Самое страшное для меня – почувствовать, что ученики безучастны на уроке. Смогу я сегодня открыть дверь и пробудить их желание познания? Я закрываю глаза, перед сомкнутой дверью и вижу себя в классе. Вот они, мои ученики…. Какие же они разные: громогласные и спокойные, стремительные и задумчивые... Вот Анастасия – ее ответ всегда отличаются глубиной мысли, железной логикой, вот Левон – его рассуждения всегда оригинальны, а вот Мария - очень чувствительная девочка, прячет глаза - неуверенна в себе. Именно о ней я часто теперь вспоминаю… 10А я предупредила, что будет открытый урок, придут гости. Тема ученикам была известна, но, что именно будет происходить на уроке – загадка. Прозрачно одно – будет командная работа, а значит, успех команды зависит от решения каждого. И вдруг перед уроком Маша подошла ко мне с просьбой заменить её, командного игрока, на эксперта. На мой вопрос: «Почему?», Мария ответила, что причина мне известна – она стесняется отвечать. Прекрасно понимает, что когда -то надо будет принимать решение только самой, но пусть это будет… когда то. Я попросила ещё раз подумать и убедила, что приму любой её выбор. К приходу гостей Машенька была четвертым игроком второй команды. По ходу урока сама вызвалась защищать командный проект! Взросление? Самоутверждение? Поиск себя? Я думаю, что это была очередная Победа – победа Марии над собой. Вот такие смелые ученики ждут меня за закрытой дверью. Я спокойно открываю дверь. Вхожу в класс. Я Знаю, что им сказать!
Конечно, успехи моих учеников дарят радость, приносят минуты восторга, вдохновляют к новому. Положительные эмоции – окрыляют. А отрицательные?
«Парадокс жизни заключается в том,
что именно отрицательные эмоции движут мир».
Согласитесь ли вы с этим высказыванием Сенеки? Согласна ли я? Что для меня отрицательные эмоции? Я живой человек, и как учитель тоже чувствую грусть, негодование, обиду, страх. Всё это сильные отрицательные эмоции, вызывающие протест, провоцирующие на борьбу. А сомнение? Это отрицательная составляющая эмоционального состояния души? Я сомневаюсь перед принятием решений. Сомневаюсь порой в собственных силах. А иногда, в правильности выбора. Много всего. Ребенок не выучил урок. Безоговорочно ставить «два»? Почему не выучил? Может, не проявил старание… или я не смогла донести? Сомнение!
Шесть уроков подряд. Первый, второй, третий.. В классе тишина. Почему так тихо? Дисциплина? Дремота? Снова сомнение! И я начинаю искать. Искать пути решения проблем возникающих на уроке, вне урока. Сомневаюсь – и ищу. Ищу – двигаюсь. Двигаюсь – развиваюсь. Развиваюсь – побеждаю! А победа – это радость! Возможно, Сенека прав, и отрицательные эмоции это брошенный вызов, приводящий в движение мир. Но я больше склоняюсь к мысли, что радость, даже от крошечной победы, и та может свернуть неприступные горы, стать несмолкаемой песней духа, в отличие от обиды или негодования. А что уж говорить от радости победы, радости открытия, радости любви.
Прости, Сенека, но мне ближе положительные эмоции, хотя сомнение дарует мне вечный поиск, даже если я споткнусь.
Я за неожиданные повороты, взлеты и паренье – за жизнь! Настоящую! Бурную! Даже спотыкаясь и падая, приобретаю бесценный опыт. Крылья мои распахнуться для творчества, для взлетов к новым вершинам. Только умея летать, можно детей научить видеть мир во всей красе. Делая выбор, ты несешь ответственность.
Я помню, как начинала быть учителем. Из шести классов, массу беспокойств создавал – 5А! Веду урок. Всё как всегда: стараюсь быть понятной, даю яркие примеры, иллюстрации… Впустую…Пятиклашки бесчинствуют. Для себя решила: это мой последний урок в этом классе. Откажусь. Звенит звонок. И вдруг с последней парты подходит Катюша Ледовская, худенькая девочка с тоненькими косичками, и, заглядывая в глаза, спрашивает: «А ты завтра к нам придешь?». Мир замер! Сердце остановилось! И я поняла: приду. Теперь точно приду!
Быть учителем скучным – не могу. Монологическую речь – не хочу. Зевоту и скуку с уроков прогнать можно, увлекая в мир мыслительных действий. Кто я? Организатор – да, лидер – да, вдумчивый собеседник – и снова да. Мне претит однообразие и закостенелость. Выбор – за мной. Нет сомнений! Зажечь глаза детей. И как тогда, в самом начале, услышать заветное – «А ты придешь к нам завтра?».
На свете так много различных профессий,
И в каждой есть прелесть своя,
Но нет благородней, нужней и чудесней,
Чем та, кем работаю я!
Слова великого Цицерона как нельзя лучше объясняют суть профессии Учителя. Надо только верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_karta.doc | 262 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта участника конкурса (основной конкурс) (поля информационной карты, выделенные курсивом, не обязательны для заполнения) | ||
Жаворонкова | ||
(фамилия) | ||
Наталия Васильевна | ||
(имя, отчество) |
| ||
Муниципальное образование | город Армавир | |
Населенный пункт | г.Армавир | |
Дата рождения (день, месяц, год) | 21.05.1980 | |
Место рождения | Тамбовская область, р.п. Сосновка | |
Адрес личного сайта, страницы на сайте образовательного учреждения, блога и т. д., где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами | http://nsportal.ru/zhavoronkova-nataliya-vasilevna | |
Адрес школьного сайта в Интернете | ||
2. Работа | ||
Место работы (наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом) | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 8 | |
Занимаемая должность | Учитель биологии | |
Преподаваемые предметы | Биология | |
Классное руководство в настоящее время, в каком классе | имею классное руководство в 5 «А» классе | |
Общий трудовой педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) | общий трудовой стаж – 14 лет педагогический стаж – 8 лет | |
Квалификационная категория | 1 категория | |
Почетные звания и награды (наименования и даты получения) | Почетная грамота Управления образования администрации муниципального образования города Армавира, 2014 г. | |
3. Образование | ||
Название и год окончания учреждения профессионального образования | ТГУ им.Г.Р. Державина», 2003 год | |
Специальность, квалификация по диплому | Биолог | |
Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок и т. п., места и сроки их получения) | ||
Знание иностранных языков (укажите уровень владения) | Немецкий язык, читаю, перевожу со словарем | |
Ученая степень | нет | |
Название диссертационной работы (работ) | нет | |
Основные публикации (в т.ч. брошюры, книги) | 2014 год: - Муниципальная научно-практическая конференция «Здоровьесберегающие технологии» (размещение в сборнике статей) | |
4. Общественная деятельность | ||
Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления) | Профсоюзный комитет МБОУ-СОШ № 8, вступление – декабрь 2012 года. | |
Участие в деятельности управляющего (школьного) совета | Руководитель МО классных руководителей МБОУ – СОШ № 8 | |
5. Семья | ||
Семейное положение (фамилия, имя, отчество и профессия супруга) | Жаворонков Роман Владимирович, военный | |
Дети (имена и возраст) | Жаворонков Вадим Романович, 11 лет | |
6. Досуг | ||
Хобби | Путешествия, цветоводство | |
Спортивные увлечения | Велоспорт | |
Сценические таланты | артистический талант (комедийный) | |
7. Контакты | ||
Мобильный телефон с междугородним кодом | 8 928 424 35 21 | |
Рабочая электронная почта | e - mail: zav9arm@mail.ru | |
Личная электронная почта | vadimka05052004-solnze@yandex.ru | |
8. Профессиональные ценности | ||
Педагогическое кредо участника | «Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит ее находить» (А. Дистервег) | |
Почему нравится работать в школе | Школа дает мне возможность ежедневно вместе с детьми совершать открытия, творить и профессионально расти. Люблю детей и свою работу, которая позволяет мне реализовать свой творческий потенциал. | |
Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие участнику | Профессионально важные качества учителя – любовь к детям, стремление понять и помочь. На уроках ученики должны чувствовать себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и учеников. Я предпочитаю демократический стиль преподавания, так как открытость, естественность и доброжелательность в общении способствуют эффективности обучения. Мне интересен процесс и результат своей деятельности; конструктивные взаимоотношения с коллегами и руководством, основанные на взаимоуважении. | |
В чем, по мнению участника, состоит основная миссия победителя конкурса «Учитель года Кубани» | Миссия победителя конкурса «Учитель года Кубани» заключается в распространении инновационного опыта, поддержке эффективно работающих педагогов, сопровождении реформ модернизации образования, инициировании проектов по преобразованию педагогической деятельности. | |
9. Приложения | ||
Сведения для проведения открытого урока (класс, предмет, перечень необходимого оборудования) | Класс: 5 Предмет: Биология Оборудование: компьютер, проектор, ватманы, цв. карандаши, ножницы, клей, раздаточный материал | |
Подборка цветных фотографий в электронном виде: 1. Портретная – 1 шт.; 2. Жанровая (с учебного занятия, внеклассного мероприятия, педагогического совещания и т. п.) – 5 шт. | На компакт-диске | |
Интересные сведения об участнике, не раскрытые предыдущими разделами (не более 500 слов) | «Всё, что было или есть, началось с мечты», - мне так близки эти слова, что если бы их не сказал кто-то другой, их бы обязательно сказала я. Почему я так уверенно говорю об этом? Потому что у меня всё началось с мечты - мечты стать учителем. И не просто учителем, а хорошим учителем, то есть таким, который умеет мечтать вместе с детьми, помогает каждому ребенку научиться верить в себя. Ведь любая самая безумная мечта не настолько безумна, как может показаться на первый взгляд. И у моей мечты есть основа: способности ребенка можно и нужно развивать. Для меня это первый шаг, самый важный, он позволит открыть ребенку новые горизонты. В этом и есть предназначение учителя. | |
Не публиковавшиеся ранее авторские статьи и разработки участника, которые хотел бы публиковать в средствах массовой информации | На компакт-диске |
Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю: __________________ (Жаворонкова Н.В.)
«____» ____________2015 г.