Учитель года Кубани -2015

Конкурс «Учитель года Кубани- 2015»

 

Конкурсное задание «ЭССЕ»

«Я – УЧИТЕЛЬ»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             учитель биологии   Жаворонкова Н.В. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             г. Армавир, Краснодарский край

          «Всё, что было или есть, началось с мечты», - мне так близки эти слова, что если бы их не сказал кто-то другой, их бы обязательно сказала я. Почему я так уверенно говорю об этом? Потому что у меня всё началось с мечты - мечты стать учителем. И не просто учителем, а хорошим учителем, то есть таким, который  умеет мечтать вместе с детьми, помогает каждому ребенку научиться верить в себя.

Моя мечта сбылась: я получила ту профессию, о которой мечтала, и очень  этим горжусь. Ведь именно от учителя, а значит и от  меня,  в том числе, зависит наше завтра, какими людьми станут мои ученики, что после себя оставят на Земле.

Учитель. Много? Мало? Гордо? Рутинно и прозаично? Кто может дать сегодня однозначный ответ? В наши дни так много всего, что «должен» учитель: срочно…планы, срочно…отчет, срочно…электронный журнал, сообщества и фото с мероприятий, срочно…срочно…срочно!!! Мы всё бежим, торопимся. И некогда остановиться, посмотреть в глаза тем, ради кого, собственно, я – учитель. Некогда увлечь идеями, творить, выслушать. А они ждут…Недолго правда. А потом начинают скучать и на уроках, и в школе вообще.

         Стоп! Я так не хочу! А как хочу? Хочу, чтобы рамок, в которые волей и неволей мы сами себя загоняем, не стало. Рамки – клетка! А живущему в клетке  крылья мешают. Хочу расправить крылья, окунуться в творчество, парить над обыденностью, увлекать за собой учеников! Хочу!

Мне импонирует синтез: глубина и фундаментальность педагогики В.А.Сухомлинского и Ш.А.Амонашвили умноженная на современные технологии. Нельзя отрекаясь от прошлого, шагнуть в будущее. Сегодня моя активность как учителя уступает место активности детей, моей задачей становится создание условий для проявления их инициативы. Мне важно научить своих учеников работать осознанно и самостоятельно, сформировать навыки коммуникации и сотрудничества. И для своих учеников, я - рука помощи, которая, помогая преодолеть препятствия, приведет  к собственным открытиям (а это ли не современные стандарты). А иначе – незачем!

Звенит  звонок на урок – порывистый, настойчивый, тревожный. Я торопливыми шагами спешу в класс. Класс встречает меня открытой дверью, приглашая на урок. Двое  - трое учеников - стражи ворот, с широкими улыбками торжественно меня приветствуют. Меня ждали. Но случаются уроки, когда класс встречает меня закрытой дверью. Торопливый мой шаг замедляется. Я с тревогой задерживаюсь. Что сейчас происходит в классе? Усердно повторяют тексты в тетрадях и в учебниках? Приготовили шалость? Захотели уединиться от школьного мира, создать свой  ученический остров? Кем стану я на этом острове: аборигеном или нежеланным гостем?

В такие минуты перед закрытой дверью класса на урок я рефлекторно начинаю себя оценивать. Сомнение. Зачем пришла? Нужен твой урок? Мой урок живет в моей голове, в моём сердце задолго до того, как перешагну порог класса. Я  его обдумываю, планирую,  мысленно провожу!  Ищу, пробую, ошибаюсь, нахожу новые формы работы - хочу, чтобы мои последующие уроки  были лучше  предыдущих. Я учусь. И решительно утверждаю: урок в  старательном 7А пройдет совсем иначе, чем в шумном и реактивном 7Б. С нетерпением жду от моих думающих, любопытных детей открытий на уроке. Открытий для самой себя. Самое страшное для меня – почувствовать, что ученики безучастны на уроке. Смогу я сегодня  открыть дверь и пробудить их желание  познания? Я закрываю глаза, перед сомкнутой дверью и вижу себя  в классе. Вот они, мои ученики…. Какие же они разные: громогласные и спокойные, стремительные и задумчивые... Вот Анастасия – ее ответ всегда отличаются глубиной мысли, железной логикой, вот Левон – его рассуждения всегда оригинальны, а вот Мария -  очень чувствительная девочка, прячет глаза - неуверенна в себе. Именно  о ней я часто теперь вспоминаю… 10А  я  предупредила, что будет открытый урок, придут гости. Тема ученикам была известна, но, что именно будет происходить на уроке – загадка. Прозрачно одно – будет командная работа, а значит, успех команды зависит от решения каждого. И вдруг  перед уроком Маша подошла ко мне с просьбой заменить её, командного игрока, на  эксперта. На мой вопрос: «Почему?», Мария ответила, что причина мне известна – она стесняется отвечать. Прекрасно понимает,  что когда -то надо будет принимать решение только самой, но пусть это будет… когда то. Я попросила ещё раз подумать и убедила, что приму любой её выбор. К приходу гостей Машенька была четвертым игроком второй команды.  По ходу урока сама вызвалась защищать командный проект! Взросление? Самоутверждение? Поиск себя? Я думаю, что это была очередная Победа – победа  Марии над собой. Вот такие смелые ученики ждут меня за закрытой дверью. Я спокойно открываю дверь. Вхожу в класс.  Я Знаю, что им сказать!

Конечно, успехи моих учеников дарят радость, приносят минуты восторга, вдохновляют к новому. Положительные эмоции – окрыляют. А отрицательные?

«Парадокс жизни заключается в том,

что именно отрицательные эмоции движут мир».

Согласитесь ли вы с этим высказыванием Сенеки? Согласна ли я? Что для меня отрицательные эмоции? Я живой человек, и как учитель тоже чувствую грусть, негодование, обиду, страх. Всё это сильные отрицательные эмоции, вызывающие протест, провоцирующие на борьбу. А сомнение? Это отрицательная составляющая эмоционального состояния души? Я сомневаюсь перед принятием решений. Сомневаюсь порой в собственных силах. А иногда, в правильности выбора. Много всего. Ребенок не выучил урок. Безоговорочно ставить «два»? Почему не выучил? Может, не проявил старание… или я не смогла донести? Сомнение!

Шесть уроков подряд. Первый, второй, третий.. В классе тишина. Почему так тихо? Дисциплина? Дремота? Снова сомнение! И я начинаю искать. Искать пути решения проблем возникающих на уроке, вне урока. Сомневаюсь – и ищу. Ищу – двигаюсь. Двигаюсь – развиваюсь. Развиваюсь – побеждаю! А победа – это радость! Возможно, Сенека прав, и отрицательные эмоции это брошенный вызов, приводящий в движение мир. Но я больше склоняюсь к мысли, что радость, даже от крошечной победы, и та может свернуть неприступные  горы, стать несмолкаемой песней духа, в отличие от обиды или негодования. А что уж говорить от радости победы, радости открытия, радости любви.

Прости, Сенека, но  мне ближе положительные эмоции, хотя сомнение дарует мне вечный поиск, даже если я споткнусь.

Я   за  неожиданные повороты, взлеты и паренье – за жизнь! Настоящую! Бурную! Даже спотыкаясь и падая, приобретаю бесценный опыт. Крылья мои распахнуться для творчества, для взлетов к новым вершинам. Только умея летать, можно детей научить видеть мир во всей красе. Делая выбор, ты несешь ответственность.

Я помню, как начинала быть учителем. Из шести классов, массу беспокойств создавал – 5А! Веду урок. Всё как всегда: стараюсь быть понятной, даю яркие примеры, иллюстрации… Впустую…Пятиклашки бесчинствуют. Для себя решила: это мой последний урок в этом классе. Откажусь. Звенит звонок. И вдруг с последней парты подходит Катюша Ледовская, худенькая девочка с тоненькими косичками, и, заглядывая в глаза, спрашивает: «А ты завтра к нам придешь?». Мир замер! Сердце остановилось! И я поняла: приду. Теперь точно приду!

Быть учителем скучным – не могу. Монологическую речь – не хочу. Зевоту и скуку с уроков прогнать можно, увлекая в мир мыслительных действий. Кто я?  Организатор – да, лидер – да, вдумчивый собеседник – и снова да. Мне претит однообразие и закостенелость. Выбор – за мной. Нет сомнений! Зажечь глаза детей. И как тогда, в самом начале, услышать заветное – «А ты придешь к нам завтра?».   

На свете так много различных профессий,

И в каждой есть прелесть своя,

Но нет благородней, нужней и чудесней,

                                                                                                                                                                 Чем та, кем работаю я!   

Слова великого Цицерона как нельзя лучше объясняют суть профессии Учителя. Надо только верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_karta.doc262 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта участника конкурса
«Учитель года Кубани» в 2015 году

(основной конкурс)

(поля информационной карты, выделенные курсивом, не обязательны для заполнения)

Жаворонкова

(фамилия)

Наталия Васильевна

(имя, отчество)

  1. Общие сведения

Муниципальное образование

город Армавир

Населенный пункт

г.Армавир

Дата рождения (день, месяц, год)

21.05.1980

Место рождения

Тамбовская область, р.п. Сосновка

Адрес личного сайта, страницы на сайте образовательного учреждения, блога и т. д., где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами

http://nsportal.ru/zhavoronkova-nataliya-vasilevna

Адрес школьного сайта в Интернете

http://armavirschool8.ru/

2. Работа

Место работы (наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 8

Занимаемая должность

Учитель биологии

Преподаваемые предметы

Биология

Классное руководство в настоящее

время, в каком классе

имею классное руководство в 5 «А» классе

Общий трудовой педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)

общий трудовой стаж – 14 лет

педагогический стаж – 8 лет

Квалификационная категория

1 категория

Почетные звания и награды (наименования и даты получения)

Почетная грамота Управления образования администрации муниципального образования города Армавира, 2014 г.

3. Образование

Название и год окончания учреждения профессионального образования

ТГУ им.Г.Р. Державина», 2003 год

Специальность, квалификация по диплому

Биолог

Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок и т. п., места и сроки их получения) 

Знание иностранных языков (укажите уровень владения)

Немецкий язык, читаю, перевожу со словарем

Ученая степень

нет

Название диссертационной работы (работ)

нет

Основные публикации (в т.ч. брошюры, книги)

2014 год:

- Муниципальная научно-практическая конференция «Здоровьесберегающие технологии» (размещение в сборнике статей)

4. Общественная деятельность

Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления)

Профсоюзный комитет МБОУ-СОШ № 8, вступление – декабрь 2012 года.

Участие в деятельности управляющего (школьного) совета

Руководитель МО классных руководителей МБОУ – СОШ № 8

5. Семья

Семейное положение (фамилия, имя, отчество и профессия супруга)

Жаворонков Роман Владимирович, военный

Дети (имена и возраст)

Жаворонков Вадим Романович, 11 лет

6. Досуг

Хобби

Путешествия, цветоводство

Спортивные увлечения

Велоспорт

Сценические таланты

артистический талант (комедийный)

7. Контакты

Мобильный телефон с междугородним кодом

8 928 424 35 21        

Рабочая электронная почта

e - mail: zav9arm@mail.ru

Личная электронная почта

vadimka05052004-solnze@yandex.ru

8. Профессиональные ценности

Педагогическое кредо участника

«Плохой учитель преподносит истину, хороший — учит ее находить»

(А. Дистервег)

Почему нравится работать в школе

 Школа дает мне возможность ежедневно вместе с детьми совершать открытия, творить и профессионально расти. Люблю детей и свою работу, которая позволяет мне реализовать свой творческий потенциал.

Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие участнику

Профессионально важные качества учителя – любовь к детям, стремление понять и помочь. На уроках ученики должны чувствовать себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и учеников. Я предпочитаю демократический стиль преподавания, так как  открытость, естественность и доброжелательность в общении способствуют эффективности обучения. Мне интересен  процесс и результат своей деятельности; конструктивные взаимоотношения с коллегами и руководством, основанные на взаимоуважении. 

В чем, по мнению участника, состоит основная миссия победителя конкурса «Учитель года Кубани»

  Миссия победителя конкурса «Учитель года Кубани» заключается в распространении инновационного опыта, поддержке эффективно работающих педагогов, сопровождении реформ модернизации образования, инициировании проектов по преобразованию педагогической деятельности

9. Приложения

Сведения для проведения открытого урока (класс, предмет, перечень необходимого оборудования)

Класс: 5

Предмет: Биология

Оборудование: компьютер, проектор, ватманы, цв. карандаши, ножницы, клей, раздаточный материал

Подборка цветных фотографий в электронном виде:

  1. Портретная – 1 шт.;

  2. Жанровая (с учебного занятия,

внеклассного мероприятия, педагогического совещания и т. п.) – 5 шт.

На компакт-диске

Интересные сведения об участнике, не раскрытые предыдущими разделами (не более 500 слов)

 «Всё, что было или есть, началось с мечты», - мне так близки эти слова, что если бы их не сказал кто-то другой, их бы обязательно сказала я. Почему я так уверенно говорю об этом? Потому что у меня всё началось с мечты - мечты стать учителем. И не просто учителем, а хорошим учителем, то есть таким, который  умеет мечтать вместе с детьми, помогает каждому ребенку научиться верить в себя. Ведь любая самая безумная мечта не настолько безумна, как может показаться на первый взгляд. И у моей мечты есть основа: способности ребенка можно и нужно развивать. Для меня это первый шаг, самый важный, он позволит открыть ребенку новые горизонты. В этом и есть предназначение учителя.

Не публиковавшиеся ранее авторские статьи и разработки участника, которые хотел бы публиковать в средствах массовой информации

На компакт-диске

Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю:  __________________ (Жаворонкова Н.В.)

     «____» ____________2015 г.