Конспекты занятий, презентации.
На этой странице представлены конспекты занятий, выступления на педсовете, презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Как дети помогали Незнайке" Познавательное развитие | 20.62 КБ |
Занятие по речевому развитию "Чудо-дерево" | 51 КБ |
kartiny.pptx | 381.56 КБ |
Конспект итогового занятия по познавательному развитию . | 102.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности.
Некрасова Елена Викторовна, Шакулина Оксана Владимировна , воспитатели МБДОУ – детский сад «Теремок» п.г.т. Степное
Советского района Саратовской области.
Возраст: старшая группа
Тема НОД : «Как ребята помогали Незнайке»
Направления образования и развития (образовательные области): познавательное развитие.
Цель: приучение детей - будущих первоклассников – к проявлению инициативы с целью получения новых знаний.
Задачи:
Образовательные:
-дать представление о четырёхугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника;
-упражнять в подборе обобщающих глаголов, словосочетаний с противоположным значением;
-закреплять правильное, отчетливое произнесение заданных звуков в слове.
Развивающие:
-развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом;
-развивать познавательно - исследовательский интерес, привлекая к простейшим проблемным ситуациям, экспериментам;
-развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов;
-развивать фантазию, воображение, творческие способности.
Воспитательные:
-формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
Виды детской деятельности: игровая, познавательна я деятельность, изобразительная, двигательная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, решение проблемной ситуации, упражнения по развитию мелкой моторики рук.
Материалы: картинки с изображением животных (волк, тигр, лось, жираф, осел, ворона, антилопа, дикобраз, морж, лиса), наборы счетных палочек по количеству детей, сундук с предметами – загадками (золотой ключик, корзиночка, туфелька, монетка, три миски разного размера, воздушный шарик, мочалка, шапочка врача), наборы геометрических фигур «СТАММ»
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
| |
-Ребята, к нам пришли гости! Давайте их поприветствуем. Воспитатель заводит в группу мальчика в костюме Незнайки -Ребята, к нам в гости пришел новый мальчик. Давайте, с ним познакомимся. Как тебя зовут и откуда ты. Ребята, поможем Незнайке? Как мы можем ему помочь? Незнайка сказал, что любит играть в игры, если мы с ним сейчас поиграем, то возможно Незнайка все вспомнит. | -Здравствуйте – Добрый день и добрый час - Утро доброе для вас -Милости просим -Ваши добрые глаза – добрый знак - Добрым друзьям – сердце радуется - Мы вам рады – добрые люди -Хеллоу -Гуддей -Бонжур -Меня зовут Незнайка, а больше я ничего не помню: где я живу, кто мои друзья. Я только помню, что очень люблю играть в разные игры, но в какие не помню. Ответы детей. Дети предлагают свою помощь. |
II.Основная часть | |
Игра № 1 Будем играть в игру «Перестрой фразы наоборот» -Я буду работать. -Я буду говорить. -Я буду молчать. -Я буду закрывать. -Я буду плакать. -Я буду спать. -Я буду стоять. Игра № 2 «Фотографы» Представьте, что вам всем подарили фотоаппараты. И вы с ними пошли в зоопарк. Девочки фотографировали зверей в названии которых есть звук л, а мальчики в названиях, которых есть звук р. Когда фотографии были напечатаны, дети стали их рассматривать, но забыли кто кого фотографировал. Давайте еще раз в этом разберемся. Особое внимание уделяется, правильному проговариванию детьми сложного слова фотографировал(а). На доску выставляются картинки: волк, тигр, лось, жираф, осел, ворона, антилопа, дикобраз, морж. Игра№3 Игра со счетными палочками». Ребята, отсчитайте четыре палочки и сделайте из них квадрат. Как эту фигуру можно назвать по - другому? Отсчитайте, еще три палочки и сделайте еще один квадрат. Сколько квадратов? Сколько четырехугольников? Из скольких палочек вы сделан четырехугольник? Отсчитайте, еще три палочки и сделайте еще один квадрат. Сколько квадратов? Сколько четырехугольников? Из скольких палочек вы сделан четырехугольник? Игра№4. Игра «Да и нет». - Незнайка (водящий), выбери себе картинку с изображением предмета и не показывай ее детям. Ребята, вы задавайте вопросы Незнайке, а Незнайка отвечает на вопросы только словами «да», «нет». Игра№5. «Подбор глаголов». Кто как передвигается: змея -…; птица…; кузнечик- …; рыба - … Кто как издает звуки: корова -…; свинья - …; лошадь - …; жук - …; собака - … Кто как ест: собака кость - …; курица зерно -…; кошка молоко - …; корова трава - … Игра№6 «Отвечай – фишку получай» - Кто на себе дом носит? - Самый маленький палец руки? - Модель Земли? - Что растет на елке? - Последний день недели? - Первый в мире летчик космонавт? - Цветок похожий на ежа? - Есть ли автор у сказки «Колобок»? - Друг Вини – Пуха? - Что растет со шляпкой? - Лучшее лекарство для Карлсона? - У каких деревьев осенью листья краснеют? Игра№7 Игра на внимание. - Если вы, услышите название профессии, то вы – подпрыгиваете. Лампа, водитель, ножницы, липа, учитель, яблоко, педиатр, болтун, архитектор, карандаш, воспитатель, гроза, обруч, стоматолог, водопад, парикмахер, попугай, пекарь, слесарь, дерево. Если я назову летнюю одежду, в том числе и обувь, поднимитесь на носочках и потянитесь вверх, подняв руки, если зимнюю – присядьте. (Сарафан, панамка, шуба, валенки, косынка, варежки, босоножки, футболка, пуховик, фуражка, купальник) Игра №8 «Кто здесь был и что забыл?» - Посмотрите, какой необычный сказочный сундук. Хотите узнать, что в нем? В этом сундуке находятся предметы – загадки. Назовите произведение, где этот предмет встречается. Предметы – загадки:
-Незнайка, наши ребята, любят играть с геометрическими фигурами. Я предлагаю вам сделать из геометрических фигур сказочный город. Игра№9 « Сказочный город» - Ребята, выберите себе пару и приступайте к работе. По окончании игры отмечаю и хвалю детей за необычные постройки. | Дети стоят по кругу. Мы будем отдыхать. Мы будем молчать. Мы будем говорить. Мы будем открывать. Мы будем смеяться. Мы будем играть. Мы будем бежать. Дети сидят за столами. Маша фотографировала - лося, Саша фотографировал - жирафа. Перед детьми коробка со счетными палочками. Четырехугольник. Два квадрата. Три четырехугольника. Из семи палочек. Три квадрата. Четыре четырехугольника. Из десяти палочек. Этот предмет живой природы? Этот предмет круглой формы? Это домашнее животное? Это мебель? и т.д. Ответы детей. Улитка. Мизинец. Глобус. Шишки да иголки. Воскресенье. Ю.А.Гагарин. Кактус. Нет, это русская народная сказка. Пятачок. Гриб. Варенье. Клены, рябина, осина. Дети выполняют движения в соответствии с заданием. А.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино» Ш.Перро «Красная шапочка» Ш.Перро «Золушка» К.Чуковский « Муха - цокотуха» «Курочка Ряба» А.Милн «Вини-Пух и все, все, все» К.Чуковский « Мойдодыр» А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» «Три медведя» К.Чуковский «Айболит» Дети делятся на пары и выполняют задание. |
III. Заключительная часть | |
Молодцы, ребята. В какие игры вам понравилось играть с Незнайкой? Дома с мамой и папой, придумайте и нарисуйте в какие игры можно Незнайке поиграть со своими друзьями. | Незнайка: «Я вспомнил, я все вспомнил. Я прилетел на воздушном шаре из Цветочного города. У меня много друзей: Знайка, Винтик, Шпунтик, Пилюлькин. Они ждут меня. Спасибо вам ребята за помощь. До свидания». |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в средней группе
Тема: «Чудо-дерево».
Воспитатель: Некрасова Е.В.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель: Выявить уровень знаний детей.
Задачи:
Образовательные:
- Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением.
- Учить образовывать слова при помощи суффиксов.
Развивающие:
- Способствовать развитию связной речи;
- Способствовать развитию психических процессов: внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к художественной литературе;
- Воспитывать желание заниматься и умение выполнять задания педагога.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.
Предшествующая работа: чтение художественной литературы, дидактические игры и упражнения по развитию речи и познавательному развитию, рассматривание иллюстраций и книг, отгадывание загадок.
Используемые современные технологии: личностно – ориентированная, здоровьесберегающие, социоигровая.
Материал и оборудование: ИКТ со слайдами по сказкам и времени года, демонстрационный материал для дидактической игры «Назови ласково», «Кто кем был?».
Организация занятия: Дети сидят полукругом перед экраном – мультимедиа. Обратить внимание детей, что на столе стоит Чудо – дерево.
Ход ООД:
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
| |
- Ребята, мы с вами читали стихотворение Корнея Ивановича Чуковского «Чудо-дерево». вспомните, что росло на том дереве? Посмотрите, на столе стоит необычное дерево. На этом дереве растут с разные плоды с заданиями. Сегодня, мы будем выполнять разные задания Чудо - дерева. Справитесь ли вы со всеми заданиями? Тогда начинаем. | Ответы детей. |
II.Основная часть | |
1-е задание «Угадай сказку». Снимаю с дерева плоскостной плод с заданием "Угадай сказку". «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» «Печка, матушка, спрячь нас!» -Скачет сито по полям, а корыто по лугам, За лопатою метла вдоль по улице пошла. Топоры-то, топоры, так и сыплются с горы. На экране появляется слайд из сказки "Федорино горе". -Одеяло убежало, улетела простыня, И подушка, как лягушка, ускакала от меня. Я за свечку-свечка в печку! Я за книжку та-бежать и вприпрыжку под кровать. На экране появляется следующий слайд из сказки "Мойдодыр" -Ехали Медведи на велосипеде, А за ними Кот задом наперед, А за ним Комарики на воздушном шарике, А за ними Раки на хромой Собаке. На экране появляется следующий слайд из сказки "Тараканище" У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? - Слон. - Откуда? - От Верблюда. - Что вам надо? - Шоколада. - Для кого? - Для сына моего. На экране появляется слайд из сказки "Телефон" - Молодцы! Приступаем к следующему заданию. 2-е задание «Каким что бывает?». Снимаю с дерева плоскостной плод с заданием - Что бывает круглое? - Что бывает зеленое? - Что бывает сладкое? - Что бывает прямоугольное? - Что бывает пушистое? 3-е задание «Назови ласково». Снимаю с дерева плоскостной плод с заданием 4-е задание «Отгадай, какое время года?». Снимаю с дерева плоскостной плод с заданием На экране появляются картинки с изображением времени года. Музыкальная пауза. Танец «Арам-зам-зам». 5-е задание «Кто кем был?». Снимаю с дерева плоскостной плод с заданием 6-е задание «Скажи наоборот». Снимаю с дерева плоскостной плод с заданием Называю слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением. Большой -…; Добро -…;Мягкий –…; Жара –…; Тяжелый –…;Чистый - …; Светлый –…; Ложиться –…; Говорить –… 7-е задание « Назови три слова». Снимаю с дерева плоскостной плод с заданием Предлагаю обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова. Животные -..; Игрушки - ….;Одежда -…; Растения -…; Птицы -…; Транспорт -…. 8-е задание «Один – много». Снимаю с дерева плоскостной плод с заданием | Колобок из сказки «Колобок» Маша из сказки «Маша и медведь» «Гуси-Лебеди» Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Дети отгадывают время года и называют его признаки. Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей |
III. Заключительная часть | |
- Молодцы, ребята. Все справились с заданиями. Какая игра вам показалась сегодня самой интересной? Поиграйте дома в эти игры с вашими родителями, а Чудо – дерево дарит вам свои яблочки. Угощаю детей яблоками. | Ответы детей. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социально – коммуникативное развитие в ДОУ «направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; Развитие всех компонентов устной речи ( лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в разных формах и видах детской деятельности; Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Виды высказываний: Описание – название объекта, перечисление его свойств, качеств, действий с ним, затем эмоциональную оценку говорящего. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять его компоненты. Повествование – Это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Структура повествования более жесткая (начало, середина, конец), перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения события. Рассуждение - содержит в себе тезис, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. В рассуждении развиваются такие умения ребенка, как объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказывание.
Методика проведения обучения рассказыванию по картине: Эмоциональное начало . 2. Краткая вступительная беседа, устанавливающая связь НОД с предшествующими наблюдениями, играми, другой деятельностью. 3. Подготовительная работа по обучению рассказыванию. 4. Основная работа: составление рассказов. Есть два основных вида рассказывания: р епродуктивный (воссоздающий, использующий опору) вид рассказывания и творческий вид рассказывания. 5. Итог .
Методы используемые на этапе подготовительной работы по обучению рассказыванию: Наглядный метод : Рассматривание. Цель : привлечь внимание детей к картине; способствовать развитию зрительного восприятия . Словесный метод : 1. Беседа по картине. Цель: помочь ребенку проанализировать сюжет картины; активизировать знания детей об окружающем. Чтобы продуктивно построить беседу, нужно включить в нее разные виды вопросов. 2 . Чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине. Цель : обогатить речь детей литературными речевыми образцами; пополнить знания детей о предметах и явлениях, изображенных на картине. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае, если педагог соотносит речевые литературные образцы с картиной. Практический метод : игровые упражнения.
Игровые упражнения по словарной работе. Цель: обогатить и активизировать словарный запас детей . Называние предметов, изображенных на картине, и объяснение их предназначения: Это спицы, они нужны для того, чтобы вязать шарфы, носки и т. п. Предметы для называния и объяснения: покрывало, кресло, кактус и т. п. Построение антонимичных пар - педагог называет слова, дети подбирают к ним антонимы: большой -маленький; мягкий - твердый, жесткий; белый - черный; темный - светлый. Построение синонимичных рядов - педагог называет слово, дети подбираютк нему синонимы (в том числе и контекстуальные): кошка - Мурка, домашнее животное, общая любимица, домашний питомец; лента - бант, украшение; девочка - школьница, дочка, Маша; цветы - растения, зелень. Нахождение на картине предметов, имеющих несколько значений (многозначные слова): ручки (у девочки и у рамы), ножки (у стола, кресел, девочки). Подбор родственных слов, которые можно использовать при описании картины (с объяснением значения слова в отдельных случаях): кошка - котенок, котята, кошачий, кошатник, кошатница.
Игровые упражнения на акцентуацию внимания. Цель : развивать зрительное восприятие, зрительную память и зрительное внимание; активизировать словарь. «Назови детали картины». Картина демонстрируется, через некоторое время убирается, а дети должны назвать как можно большее количество деталей. Затем картина возвращается и называются те детали, которые выпали из зоны внимания детей. Можно усложнить инструкцию: называть предметы вместе с признаком: красные туфли, каштановые волосы, игривый котенок и т. п . «Найди предмет». Педагог просит найти предмет на картине (обычно это маленький, наименее заметный предмет или предмет, имеющий важное значение для понимания ситуации): кактус, пуговица, молоко и т. п . « Классификации». Педагог просит назвать имеющиеся на картине игрушки, живые предметы, все зеленое, мебель, шерстяное, мягкое и т. п.; предметы, имеющиеся на картине в нескольких экземплярах, звучащие, имеющие запах и т. п.
Игровые упражнения на установление связи между предметами. Цель: научить детей находить связи между предметами, определять причинно-следственные отношения; активизировать словарь. «Что с чем?». Дети называют по два предмета, имеющихся на картине, и объясняют связь между ними: кошка и котята - у кошки 3 котенка; тарелка и рыба - на тарелке лежит рыба . « Ассоциативные ряды или круги ». Педагог называет слово, а дети должны найти предметы или слова, ассоциативно связанные с ним: животные - кошки; человек - девочка; еда - рыба, молоко; мебель - стол, кресла; кошка - корзина, рыба, котята (в этом случае каждая связка объясняется
Сенсорные игровые упражнения. Цель : развивать тактильное чувство; формировать цветовые представления; обогатить детей сенсорными впечатлениями, ввести их в жизненный опыт ребенка; активизировать словарь признаков. Такие игры особенно важны для детей младшего дошкольного возраста . « Сенсорная копилка». Подобрать предметы, изображенные на картине, предоставить их детям для тактильного ознакомления. По мере ознакомления называть признаки. Здесь можно использовать прием сравнения с другими предметами: клубок - теплый, как мех кошки; кресло мягкое, как подушка ... « Чудесный мешочек». Подобрать предметы, аналогичные предложенным в сюжете. Дети на ощупь угадывают их, объясняя, что помогло им отгадать предмет . « Раскрась так же». Воспитатель предлагает детям контурные изображения предметов. Нужно найти на картинке соответствующий предмет, определить его цвет и раскрасить по образцу, назвать предмет вместе с признаком, называющим цвет ( красный мяч ).
Языковые игровые упражнения. Цель : выявлять языковые закономерности; формировать навык использования данных закономерностей в речи; формировать грамматические формы русского языка; развивать языковое чутье . « Скажи ласково». « Множественное число». « Действия». « Рифмы». « Доскажи словечко »
В ходе этапа подготовительной работы и на других этапах используется основной словесный прием: вопрос. прямые ; создающие стимул к фантазированию: направленные на истолкование внутреннего состояния , подсказывающие искомые признаки ; помогающие в логической и временной последовательности ; п оисковые; побуждающие к сравнению, метафоре ; требующие сопоставления фактов и простейшего вывода. требующие ответов-размышлений, доказательств ,); направленные на анализ сюжета картины: направленные на пополнение запаса представлений о тех или иных предметах и явлениях, связанных с данной картиной мобилизующие прошлый опыт ребенка требующие ответа-предположения Пресс-конференция .
Методы и приемы к составлению описательных (репродуктивных) рассказов по предметной картине и сюжетной картине. Следующий этап обучения рассказыванию по картине: основной этап работы - составление рассказов . Есть два основных вида рассказывания: репродуктивный (воссоздающий, использующий опору) вид рассказывания и творческий вид рассказывания. Приемы: Составление описательного рассказа сюжетной картины, серии по плану Частичное описание сюжетной картины, серии Описание сюжетной картины, серии с помощью ориентировочных схем Описание сюжетной картины, серии с помощью схематично изображенных деталей. Описание сюжетной картины по памяти с появляющимися деталями . Составление рассказа по сюжетной картине по опорным символическим изображениям Составление рассказа по сюжетной картине по аналогии Составление рассказа по сюжетной картине по предложениям, составленным из опорных слов Составление рассказа по сюжетной картине по картографической схеме Составление текста коллективно (командами). Прием вхождения в картину Прием «разговор по телефону » Прием составления письма
ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ КАРТИНЫ игровой прием «Расскажем кому-то»: «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке» (М. Конина). выбор объекта для описания («Выбери себе щенка и расскажи о нем» — по картине «Собака со щенятами»). сочетание рассматривания картины с показом игрушки («Такой же котенок, петушок; похожий щенок, цыпленок»). Это можно сделать в виде инсценировки (в гости к детям приходят кукла, кошка, собачка и разговаривают с ними). Можно предложить описание любого предмета по выбору. иногда можно как бы поставить ребенка на место того, кто нарисован («Как будто это мы гуляем. Как будто эта наш котенок»); образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой (используются, например, картины из серии «Наша Таня»); Составление рассказа по вопросам воспитателя: Что это за предмет? Какого он размера? Какой он формы? Какого он цвета? Из каких частей и деталей он состоит? Из какого материала он сделан? (Если он изготовлен руками человека.) Каким образом им можно манипулировать? Если это живой предмет, то вопросы будут другими. Для девочки: имя, возраст, внешний вид (волосы, глаза, нос), одежда, действия. Для кошки: обобщающее слово, внешний вид, где живет, чем питается, детеныши, польза для человека. Составление описательного рассказа по схеме. Разделы обычно соответствуют предыдущим вопросам; можно использовать готовые схемы Т. А. Ткаченко, можно составить свои схемы. Пример рассказа: Это мячик. Он красный, круглый, маленький. Сделан мяч из резины, поэтому он упругий и хорошо прыгает. Мячиком играет рыжий котенок.
Составление описательного рассказа по сенсорным символам. При составлении рассказа не всегда используются все символы, так как предмет исследуется не всегда всеми анализаторами. Пример рассказа: Это корзина. Она желтая, потемневшая от времени. Корзина большая и глубокая. Она овальной формы. Когда в нее запрыгивают котята, корзина протяжно скрипит. Ее сплели из гладких ивовых прутьев, поэтому она очень прочная. Составление описательного рассказа по мнемотаблице . Мнемотаблицу можно заполнять вместе с детьми; можно предложить готовую таблицу для составления рассказа; можно предложить таблицу-загадку. В последнем случае дети должны отгадать загадку и доказать свое мнение по каждой ячейке таблицы. Составление описательного рассказа по цветовым символам. Пример рассказа: На картине нарисована девочка. Ее зовут Маша. У Маши каштановые волосы и карие глаза. У нее синяя юбочка, белая с полосками кофточка с красными пуговицами. А на голове голубые банты . Составление сравнительного рассказа по аналогии. Воспитатель описывает один предмет, а ребенок, по аналогии выстраивая фразу, описывает другой либо самостоятельно сравнивает два предмета. Пример рассказа: Посмотрите на двух котят. Один котенок рыжий, а другой черный. Рыжий котенок шустрый, игривый, а черный более спокойный. Рыжий котенок играет мячиком вместе с серым котенком. А черный лакает из блюдца молоко. Спят котята с мамой-кошкой в корзине на мягкой подстилке. Девочка поит их молоком. Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов. Например, вот как могут быть составлены описания на тему «У кого какой зверь» Сначала следует брать предметные картины, похожие внешне и отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и гусенок, медведь и заяц, курочка и козлик).
ОПИСАНИЕ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЫ, СЕРИИ: Составление описательного рассказа сюжетной картины, серии по плану. ПЛАН : Квартира. Девочка Маша. Домашние питомцы. Кормление кошки и котята. Место для сна кошки и котят. Частичное описание сюжетной картины, серии. Описание одной части картины - зала, прихожей и т. п. Можно разделить рассказы или соединить их в коллективный рассказ. Описание сюжетной картины, серии с помощью ориентировочных схем. Эти схемы помогают детям ориентироваться в пространстве картины и планировать свой рассказ. Описание картины происходит по выделительным символам на картинном пространстве. Можно использовать 5 пошаговых схем, а можно из них составить одну общую схему и работать по ней пошагово . Описание сюжетной картины, серии с помощью схематично изображенных деталей. Описание сюжетной картины по памяти с появляющимися деталями. Воспитатель закрывает всю картину, а потом открывает один за другим фрагменты картины и предлагает детям описывать их. Составление рассказа по сюжетной картине по опорным символическим изображениям. Девочка, кошка, котята, магазин, рыба, молоко, дом, тарелка, блюдце, корзина.
Опорные символические изображения для динамического сюжета в старшей группе (по Ушаковой) Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг, разделенный на три части — зеленую (начало), красную (середина) и синюю (конец), по которой дети самостоятельно составляют текст. Составление рассказа по сюжетной картине по аналогии. Детям зачитывается рассказ, они по сюжетной картине должны составить свой рассказ аналогично услышанному. Составление рассказа по сюжетной картине по предложениям, составленным из опорных слов. Жить, девочка, Маша. (Жила девочка Маша.) Маша, кошка, Мурка. (У Маши была кошка Мурка.) Мурка, родить, котята ... Маша, кормить, рыба, молоко ... Кошка, котята, спать, корзина ... Составление рассказа по сюжетной картине по картографической схеме (методика В. К. Воробьевой). Маша - кошка. У девочки Маши жила кошка. Кошка - котята. У кошки были котята. Маша - рыба, молоко. Маша кормила кошек рыбой и молоком. Рыба - тарелка. Рыбу Маша выкладывала на тарелку. Молоко - блюдце. Молоко девочка наливала в блюдце. Кошка котята - корзина. Кошка и котята спали в корзине. в подготовительной группе (по О.С.Ушаковой ) составление текста коллективно (командами). При этом каждый раз изменяются варианты показа картин. Прием вхождения в картину. Ребенку предлагается поставить себя на место конкретного объекта, изображенного на картине. При этом объектом может быть как одушевленный персонаж, так и неодушевленный предмет (восприятие себя как героя картины или в качестве объекта с заданной характеристикой). Для повышения мотивации рассказывания используется прием «разговор по телефону», когда один ребенок рассказывает другому о содержании картины (Лебедева) Прием составления письма вводит ребенка в игровую ситуацию. Он заключается в повторении высказываний ребенка или взрослого и их последующей записи (Лебедева).
Описание пейзажных картин и натюрмортов. Этот вид рассказывания используется в старшем дошкольном возрасте ( Виноградова Я. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф . Виноградова. М., 1978). Для описание пейзажных картин и натюрмортов можно использовать приемы: использование вопросов типа: «Что художнику кажется интересным, красивым?»; Что художнику хотелось рассказать о?..». Почему художник так назвал свою картину? Что художнику кажется интересным, красивым? Вопросы типа «про что...», «о чем...» побуждают ребенка истолковывать картину, а не ограничиваться перечислением отдельных предметов, объектов изображенного (Зубарева Н.М.); использование поэтических произведений (А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина и др.) о природе, музыке. Это, с одной стороны, вызывает пристальное внимание к картине, а с другой — подчеркивает ее настроение, помогает подобрать для описания эпитеты, меткие сравнения, метафоры; одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему (например: «Березовая роща» И.Левитана и А. Куинджи) помогает увидеть композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла; сравнение пейзажа на картине с личными наблюдениями. Воспитатель может задать вопрос: «Видите ли вы здесь что-нибудь похожее на то, что мы с вами наблюдали в парке?»; показ двух картин, чтение отрывков из произведения и спросить : «К какой картине они подходя? Почему?» описание того, что больше всего понравилось в картине , а остальные дети должны догадаться, о каком предмете (месте) идет речь; сравнение разных по настроению картин. Например, интересно проходит сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники». Настроение, переданное художником, определяется прежде всего состоянием изображенной природы: начало осени — яркое, солнечное, золотое и середина — хмурая, дождливая, туманная (Зубарева Н.М.).
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе за 1-е полугодие 2022 -2023 учебный год | |
Образовательная область: познавательное развитие (РЭМП) | |
Некрасова Елена Викторовна Воспитатель МБДОУ – детский сад «Теремок» |
Программное содержание:
закрепить знания, полученные на занятиях в течение 1-го полугодия:
умение быстро отвечать на вопросы;
совершенствовать умение составлять и решать простые задачи; определять время по часам с точностью до получаса;
упражнять в ориентировке на циферблате;
развивать логическое мышление, мелкую моторику рук;
воспитывать желание показать полученные знания, интерес к занятию.
Методы и приемы: игровой, словесный, практический.
Предшествующая работа: знакомство и игровые упражнения с часами, знакомство с математическими знаками, решение задач и примеров, игровые упражнения со счетными палочками, выполнение логических заданий и т.д.
Материал и оборудование: цифры, математические знаки, карточки с заданиями (изображение циферблаты на каждого ребенка), счетные палочки, цветные дорожки, письмо.
Деятельность педагога | Деятельность детей |
| |
- Здравствуйте, ребята. А знаете ли вы, что мы с вами не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: «Здравствуйте! Здоровья желаю!». Недаром русская народная поговорка гласит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь!». Встаньте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза и вместе со мной говорим: Мы спокойны, мы спокойны. Говорим всегда красиво, Четко и неторопливо. Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях. - Ребята, сегодня утром в детский сад пришло письмо, оно от королевы Математики. «Дорогие дети. Пишет вам Королева Математики. Я знаю, что вы осенью собираетесь в школу. А чтобы узнать, готовы ли вы к школе или нет, я приготовила вам задания и приглашаю вас в свое математическое королевство. Если вы с заданиями справитесь, то вас ждет приятный сюрприз. Желаю удачи!». - Ну, что, согласны показать Королеве Математики свои знания? | Дети стоят по кругу. Говорят слова вместе с воспитателем |
| |
- Ребята, перед тем, как бывает старт чему – то, обычно дается обратный отсчет. Предлагаю начать обратный отсчет от 20 и тогда мы точно окажемся в Математическом Королевстве. - Вот мы с вами и попали в замечательную, занимательную, математическую страну. И прежде чем мы приступим к выполнению заданий Королевы Математики, вспомним правила: - Веди себя достойно и задания выполняй… (спокойно) - Стол – это не кровать и нельзя на нем … (лежать) -Ответить хочешь – не шуми, а только руку …(подними) - И так, слушаем внимательно, не перебиваем друг друга, отвечаем полными предложениями. Для того, чтобы нам легче было выполнять задания, мы с вами сделаем небольшую интеллектуальную разминку. Разминка «Не зевай – отвечай». - Назови число, которое стоит перед числом 7. - Назови число, которое стоит после числа 5. - Назови соседей числа 6. - Назови число, находящееся между числами 7 и 9. - Если число 5 увеличить на 1, то получится…? - Сколько месяцев в году? - Сколько дней в неделе? -Какое время года было перед зимой? - Сколько времен года в году? - Если сестра старше брата, то брат… сестры. - Если таблетка горькая, то варенье … Игра «Время». - Ребята, вы уже учились определять время на часах. На столах лежат карточки с изображением часов без стрелок и времени. - Как расположены стрелки, когда часы показывают ровно час? - Как двигаются минутная и часовая стрелки? - Установите часовые стрелки на ваших часах в соответствии с заданием на карточке и скажите: «Сколько времени». Напоминаю, большая стрелка показывает минуты, а маленькая часы. Решение задач. - Сейчас мы будем продолжать учиться составлять и решать задачи. Посчитайте, сколько фломастеров стоят в стаканчике. Я поставлю еще один. Придумайте задачу о том, что я сделала. - Назовите мне условие задачи. - В условии задачи всегда не менее двух чисел. Еще в задаче есть вопрос. Какой вопрос в этой задаче? Запишите задачу и решите ее: 5+1= - Какой ответ у этой задачи? А сейчас выйдем из-за столов и поиграем, а заодно и отдохнем. Физминутка «Ты давай-ка, не ленись!» Руки вверх и руки вниз. Ты давай-ка не ленись! Взмахи делай четче, резче, Тренируй получше плечи. Корпус вправо, корпус влево – Надо спинку нам размять. Повороты будем делать И руками помогать. На одной ноге стою, А другую подогну, А теперь попеременно Буду поднимать колени. Отдохнули, посвежели И на место снова сели. Игра «Геометрические фигуры». - Посмотрите на домик. В доме, жильцы математического королевства, выглянули посмотреть на нас с вами, но некоторые жильцы спрятались. Попробуем узнать, как выглядят эти жильцы? Внимательно посмотрите на домик, на строчки, на столбики. Что вы заметили? - Какие геометрические фигуры вы видите? - Фигуры в строчке повторяются? - А в столбике повторяются? - Разные формы, что еще разное? - Нарисуйте жильца, который как вы думаете спрятался в этой строчке? - Проверяем, какая геометрическая фигура спряталась в домике? Какая форма носа? Форма рта? - Осталась еще одна фигура, которая живет в домике. Что это за фигура? Какой формы у нее нос? Рот? - Продолжаем работу с геометрическими фигурами. - Сколько нужно палочек, чтобы выложить треугольник? Почему? - Возьмите три палочки и сделайте треугольник. - Для одного треугольника нужно три палочки, а сколько палочек нужно для двух треугольников? (6) - Слушайте задание. Попробуйте выложить два треугольника при помощи пяти палочек. Может такое получиться? Попробуйте. - Получилось? А как вы думаете, почему? Для двух треугольников нужно 6 палочек, а вы использовали 5? Физминутка для глаз (движение глаз детьми сопровождают словами …) Представьте, что мы пришли в волшебный лес. Сколько здесь вокруг чудес (дети делаю глазами круговые движения)! Справа береза белая стоит (глаза смотрят вправо). Слева – елка на нас глядит (глаза смотрят влево). Листики в небе кружатся, (глаза смотрят вверх), На землю красиво ложатся (глаза смотрят вниз). Листики блестят и искрятся (выставить ладошки), На ладошки к ребятам садятся (глаза смотрят на ладошку). Игра «Решение логических задач». 1. «На березе созрели три яблока, а на дубе два. Сколько созрело яблок на деревьях?» 2. «Из-под забора выглядывают 4 собачьи лапы и 2 куриные. Сколько животных за забором?» 3. «На рябине выросло 8 ромашек, две сорвали. Сколько ромашек осталось?» | Дети считают от 20 до 1. Договаривают слова по тексту. Ответы детей. Минутная длинная стрелка указывает на двенадцать, а часовая короткая – на один. Минутная длинная стрелка должна сделать полный круг, это означает, что прошел час, а часовая короткая стрелка передвинется к следующей цифре. В стаканчике стояло пять фломастеров, вы поставили еще один фломастер. Сколько всего фломастеров оказалось в стаканчике? В стаканчике стояло пять фломастеров, вы поставили еще один фломастер. Сколько всего фломастеров оказалось в стаканчике? Шесть фломастеров. Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Ответы детей. Носы, ротики – веселые, грустные и не веселые, не грустные. Ответы детей. Ответы детей Шесть. Потому что соединили два треугольника вместе, у них одна сторона общая. Дети выполняют движения по тексту. |
| |
- Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями Королевы Математики и готовы к школе. - Какое задание больше всего вам понравилось? - Какое было самым легким? - Какое трудное? - Пора нам ребята возвращаться в детский сад. РЕФЛЕКСИЯ: На полу лежат три дорожки, можно вернуться по любой, если путешествие было интересным, вы справились со всеми заданиями - пройдите по красной дорожке, если было не очень интересно, и вам трудно было выполнять задания - пройдите по желтой дорожке, а если вам не понравилось, и вы не справились с заданиями-пройдите по зеленой дорожке. | Ответы детей Дети проходят по дорожкам, поясняя свой выбор цвета. |
ПОДРОБНЕЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С МОИМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ НАХОДКАМИ МОЖНО ЗДЕСЬ | ||||
Оценка экспертов по возможностям тиражирования и использования практики: | Ограничена рамками учебного предмета | |||
Ограничена рамками предметной области | ||||
Не ограничена |