ДО одаренных детей: материалы по организации элективного курса в 10 классе "Решение качественных задач по химии".
Программа данного курса составлена на основе программы элективного курса «Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии» (автор – Прохорова Ирина Александровна, учитель химии и биологии МОУ «Рождественская СОШ» Собинского района Владимирской области, 2011 г.).
Полагаю, что практико – ориентированное направление элективного курса окажет поддержку десятиклассникам, у которых в перспективе – сдача ЕГЭ по химии, т.к. и на разных этапах Всероссийской химической олимпиады, и при сдаче экзамена по химии предполагается знание теоретических основ качественного решения химических задач (например, для задания части С 2).
Занятия в рамках элективного курса предварялись анкетированием учащихся по теме "Умеете ли вы учиться?" (по Шамовой Т.И.)
Результаты (приоритетные области знаний, исходя из умений ученика):
Ученик 1 (вм): естествознание, филология.
Ученик 2 (дк): естествознание, филология.
Ученик 3 (мк): естествознание, филология
Ученик 4 (сю): филология и естествознание.
Обучающиеся готовили плакаты по технике безопасности в кабинете химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анкета "Умеете ли вы учиться" (по Шамовой Т.И.) | 18.37 КБ |
Техника безопасности при работе в кабинете хими | 19.73 КБ |
pravila_tehniki_bezopasnosti_v_kabinete_himii.docx | 327.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета «Умеете ли вы учиться».
Ребята! Вам предлагается самим оценить уровень овладения Вами общими учебными навыками. По каждому из перечисленных ниже умений постарайтесь определить: насколько вы им владеете. Критерии оценки: 2-владею полностью, 1-частично , 0- не владею.
Умения | Предметы | ||||||||
Русс кий | Алгеб ра | Геомет рия | Литера тура | Хи мия | Физии ка | Биоло гия | Исто рия | Иностран. язык | |
1. Принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель. | |||||||||
2. Прогнозировать результаты работы. | |||||||||
3. Готовить рабочее место в соответствии с заданием | |||||||||
4. Планировать ход выполнения задания | |||||||||
5. Рационально выполнять задания. | |||||||||
6. Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы. | |||||||||
7. Руководить работой группы или коллектива. | |||||||||
8. Высказываться устно в виде: а) пересказа | |||||||||
б) рассказа | |||||||||
в) тематического ответа | |||||||||
г) характеристики | |||||||||
д) сообщения или доклада | |||||||||
е) рецензии или аннотации текста | |||||||||
ж) рецензии на ответ товарища | |||||||||
9. Участвовать в учебном диалоге | |||||||||
10. Включаться в коллективное обсуждение проблем | |||||||||
11. Работать с учебником: а) понимать и пересказывать прочитанное (после объяснения учителя) | |||||||||
б) находить нужную информацию в учебнике (по ранее изученному материалу) | |||||||||
в) самостоятельно проработать пункт или параграф учебника | |||||||||
г) выделить главное в тексте | |||||||||
д) пользоваться иллюстративным и справочным материалом учебника | |||||||||
е) составлять план пункта или параграфа учебника | |||||||||
ж) представить основное содержание текста в виде тезисов (9) | |||||||||
з) конспектировать текст | |||||||||
и) составлять вопросы к тексту | |||||||||
12. Работать со справочной и дополнительной литературой | |||||||||
13. Усваивать информацию с помощью технических средств: а) кинофильма | |||||||||
б) диска или магнитофонной записи | |||||||||
в) телепередачи | |||||||||
г) компьютера | |||||||||
д) видиомагнитофона | |||||||||
14. Усваивать информацию со слов учителя. | |||||||||
Итого |
ФИ обучающегося 10 класса:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к планированию дистанционной работы
с одаренными детьми в рамках изучения элективного курса «Решение качественных задач по химии».
Цель ДО в рамках изучения элективного курса «Решение качественных задач по химии»: содействовать мобильности включения учащихся в интернет-среду через повышение качества их образования по химии.
Задачи ДО в рамках изучения элективного курса по химии:
- содействовать в перспективе удовлетворению потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах в направлении изучения естественнонаучных дисциплин,
- создавать условия для удовлетворения потребности личности школьника в химическом образовании, тем самым содействуя профилизации обучения в старшем звене ОУ,
- содействовать интенсификации самостоятельной работы учащихся с разными источниками,
- предоставление возможности учащимся в освоении образовательных программ в удобный для них временной интервал,
- создавать условия для усиления личностной направленности процесса обучения через интеграцию химической области знаний школьников в их бытовое окружение.
Дистанционное обучение в рамках элективного курса «Решение качественных задач по химии» рассчитан на 17 часов, предназначен для учащихся 10 класса со средним уровнем обученности, Сроки реализации элективного курса: сентябрь 2016 года – май 2017 года.
Требования к знаниям и умениям школьников.
По окончании дистанционного обучения в рамках элективного курса учащиеся должны знать:
- Правила этикета в Интернете и безопасного общения в Сети.
- Основные направления дистанционного обучения.
- Электронные адреса предприятий Владимирской области, профиль работы которых так или иначе связан с изучением дисциплины «химия».
- Природные индикаторы и особенности их окраски в разных средах.
- Основные загрязнители воды и способы ее очистки в домашних условиях.
- Условия практического осуществления реакций ионного обмена в лаборатории и дома.
- Качественные реакции на некоторые катионы и анионы и условия их протекания.
Требования к знаниям и умениям школьников.
По окончании дистанционного изучения в рамках элективного курса учащиеся должны уметь:
- Использовать информационно – коммуникационные навыки: работать с собственной электронной почтой, участвовать в обсуждении в группе.
- Работать с разными литературными источниками, в том числе Интернет.
- Проводить химический эксперимент в школе и дома с соблюдением правил по технике безопасности.
- Распознавать тип среды растворов с применением природных индикаторов (растительного происхождения).
- Производить расчеты массовой доли растворенного вещества применительно к пищевым растворам (молоко, уксусная кислота, глюкоза).
- Составлять уравнения реакций ионного обмена и подтверждать их экспериментом.
- Проводить работы по изготовлению фильтра для воды в домашних условиях и осуществлять его апробацию.
Планирование дистанционного обучения школьников 10 класса
в рамках элективного курса
«Решение практических задач по химии»
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Примерная дата проведения |
1 | Результаты анкетирования по теме «Умеете ли вы учиться?» | Обработка анкет учащихся по теме «Умеете ли вы учиться», направленной на самооценку уровня овладения ими общими учебными навыками | |
2 | Безопасность химического эксперимента | Изготовление памяток при проведении химического эксперимента в школьной химической лаборатории и в домашних условиях. | |
3 | Профессии, связанные с использованием знаний по химии. | Знакомство с перечнем специальностей («химик – лаборант», «химик – технолог», «фармацевт») и требований к ним. | |
4 | Виртуальная экскурсия на предприятия химической промышленности Владимирской области | Знакомство с предприятиями Владимирской области, где так или иначе требуются знания по химии. Сбор фото. | |
5 | Отчет по Виртуальной экскурсии. | Фото-отчет о спецификации профессий и направлений деятельности предприятий, связанных с химической наукой. | |
6 | Качественные реакции на катионы и анионы. | Знакомство с таблицей «Качественные реакции в неорганической химии», составление кратких ионно – молекулярных уравнений по данным реакциям. | |
7 | Реакции ионного обмена и условия их проведения. | Составление РИО в соответствии с таблицей «Качественные реакции в неорганической химии» | |
8 | Реакции ионного обмена в домашних условиях. | Отчет и фото-отчет о проведении РИО в домашних условиях. | |
9 | Решение задач с использованием понятия «Массовая доля растворенного вещества» | Решение задач на определение массовой доли растворенного вещества применительно к пищевым растворам: - столового уксуса, - молока и т.д. |
|
10 | Природные индикаторы в домашних условиях. | Изготовление растворов природных индикаторов (на примере раствора сока синего лука, картофеля, свеклы), испытание ими растворов с разной средой (щелочной – раствора хоз.мыла , кислотной – раствора уксусной кислоты, нейтральной – дистиллированной волы). Фото-отчет по работе. | |
11 | Получение солей. | Выращивание кристаллов солей (хлорида натрия, сульфата меди (2)) в домашних условиях. | |
12 | Вода: загрязнители и способы очистки. | Знакомство с основными загрязнителями воды (на примере Владимирской области), изготовление фильтров для воды из подручного материала. | |
13 | Практику – в теорию. | Подготовка к ЕГЭ при решении заданий части С2 | |
14 | Практику – в теорию. | Подготовка к ЕГЭ при решении заданий части С2 | |
15 | Практику – в теорию. | Подготовка к ЕГЭ при решении заданий части С2 | |
16 | Практику – в теорию. | Подготовка к ЕГЭ при решении заданий части С2 | |
17 | Пробный ЕГЭ по химии | Проведение пробного тестирования учащихся в форме ЕГЭ. |
Предварительный просмотр:
Правила техники безопасности в кабинете химии.
Общие требования:
- Соблюдать все требования безопасности при работе в кабинете химии.
- Во время работы в кабинете химии соблюдать дисциплину, поддерживать порядок на рабочем месте.
- Начинать выполнение практической работы только с разрешения учителя.
- Соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами и оборудованием.
.В кабинете химии запрещается:
- переходить на другие рабочие места без разрешения учителя;
- перебрасывать друг другу какие-либо вещи;
- брать приборы и вещества с рабочих мест, не занятых учащимися;
- проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные лабораторной работой;
- оставлять без присмотра нагревательные приборы.
- По первому требованию учителя остановить выполнение работы (опыта).
- Немедленно сообщить учителю: о получении травмы (порез, ожог), плохом самочувствии; обо всех разливах жидкостей, а также о рассыпанных твердых реактивах; обо всех неполадках в работе оборудования.
- При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций не допускать паники и подчиняться указаниям учителя.
- Не забудь! После работы с веществами необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
- Определяя запах веществ, направляйте осторожно к себе газ или пар рукой. Не делайте глубокого вдоха.