проект по теме: «Патриотическое воспитание детей через изобразительную деятельность.Я люблю свой край родной»
Воспитатель
МДОУ д/с КВ № 19 «Улыбка»
Погребняк Ольга Борисовна
Образовательный проект
Образовательная область: «Художественное творчество»
с детьми подготовительной группы
по теме: «Патриотическое воспитание детей через изобразительную деятельность.
Я люблю свой край родной»
Актуальность:
Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосом и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту родной природы, поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло, почувствовать красоту окружающего мира. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь — быт человека и его труд, природа и предметный мир — все это также источник, питающий переживания ребенка.
Искусство — сильное и незаменимое средство патриотического воспитания Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Проблема :
Приобщение к культурно-историческому наследию родного города и семьи.
Цель проекта:
создать систему работы по формированию у старших дошкольников интереса к истории своего города, в частности к достопримечательностям и памятникам Южноуральска. Формировать всесторонне развитую личность дошкольника, умения понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Нравственно- патриотическое отношение и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитать чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны.
Задачи проекта:
Образовательные:
1.Знакомить детей с достопримечательностями и памятниками Южноуральска, их историей, с символами родного города, края, государства (герб, флаг, гимн);
2.Формировать умение узнавать знакомые достопримечательности и памятники, составлять о них короткий рассказ.
3.формировать нравственно-патриотические чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народно декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
4. Вызвать у детей желание подражать мужественным и смелым людям, память о которых живет в сердцах жителей города.
5. Обратить внимание на разницу в архитектуре памятников.
6. Рассказать об охране достопримечательностей и памятников государством; расширить представления детей об окружающем мире.
Развивающие:
1. Развивать любознательность, интерес и стремление к познанию родного города;
2. Развивать умение реализовывать свои впечатления в художественном творчестве
3. Развивать умение обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать у ребенка любовь к своей семье, городу, стране. Чувства собственного достоинства как представителя своего народа, патриотические чувства, гордость за свою малую родину и ее историческое прошлое.
2. Воспитывать интерес и положительное отношение к истории своего города.
Гипотеза:
Дети, познакомившись с достопримечательностями и памятниками своего города, узнают об их многообразии и истории, обогатятся духовно и проникнутся уважением к людям и событиям, связанными с ними. Будут осознавать себя причастными к историческому наследию города.
Тип проекта: тематический.
Сроки реализации проекта: краткосрочный месяц ( марта 2015 года)
Модель реализации:
Направления деятельности - Сотрудничество с родителями - Взаимодействие с детьми - Взаимодействие со специалистами
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Учебно--методическое Детская художественная литература • Методическая литература • Дидактические игры • Музыкальные произведения • Конспекты занятий и бесед «о достопримечательностях и памятниках нашего города» ,»о Великой Отечественной войне». «О героях в своей семье». • Мультимедийные презентации к занятиям и беседам о Родном крае его достижениях. И т.д по теме. Картины с пейзажами о городе.
Материально техническое
Аудио, видео системы, медиапроектор, компьютер. Материалы продуктивной деятельности
Формы работы с детьми:
Основные формы реализации проекта:
НОД; беседы с детьми. экскурсии, целевые прогулки; дидактические игры; изготовление фотоальбомов, буклетов;
ТРИЗ (метод ММЧ, морфологический анализ); сюжетно-ролевые игры; посещение музея. Музея ДОУ; исследовательская деятельность; викторина «Знатоки - Южноуральска»; творческая мастерская; организация выставок детских работ;
Работа с родителями
родительские собрания по темам проекта;
анкетирование;
Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии» консультация на тему «История названий улиц села» Работа с родителями: выставка фотографий на тему «Мой дом – моя крепость» Работа с родителями: конкурс армейских фотоальбомов пап : «Есть такая профессия – Родину защищать», развлечение «Богатырские потешки». Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.
Изучение литературных произведений
заучивание стихов о войне
Слушание музыкальных произведений
Гимн Южноуральска .слушание и пение фронтовых песен
Предполагаемые результаты
• Знание детьми истории появления памятников нашего города, их название, местонахождение.
• Понимание детьми значимости памятников в жизни людей.
• Проявление заботы и уважения к памятникам нашего города.
Продукт проектной деятельности
Выставка рисунков «Салют Победы» «Книга Памяти с фото и рассказами об участниках ВОВ Южноуральска» . Презентация видео ролика «Семейная хроника » Мультимедийная презентация проекта «Достопримечательности и памятники Южноуральска»
Практическая значимость:
Данная работа поможет воспитать чувство национальной гордости, патриотизма, нравственных ценностей, любви к своей Родине и ее историческому наследию.
Исполнение проекта
В работе над проектом выявили проблему в группе. Изучив литературу, составили план реализации проекта. Дети в недостаточной степени имеют представления о Достопримечательностях и памятниках нашего города ,о истории своей семьи
Хочется вызвать у родителей воспитанников желание знакомить детей с историей семьи ,с историей возникновения достопримечательностей и памятников, увековечивших историю и героические события нашего прошлого, сформировать соответствующее отношение к ним.
С этой целью мы подготовили консультации для родителей «Для чего нужно знакомить детей с Достопримечательностями города» «Как рассказать ребенку о войне»
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социо культурной среды – местными историческо – культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно в дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный потенциал для дальнейшего развития ребенка.
Механизм реализации проекта:
I этап — подготовительный. Моделирование ситуации, выделение проблемы.
Деятельность воспитателя:
1.подбор исторической литературы;
2. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии и т. д.);
3.подготовка разного вида материала для изодеятельности;
4. подготовка материала для продуктивной деятельности;
5.дидактические и настольные игры;
6. создание условий, для проведения открытых мероприятий. (оформление групповой комнаты, музыкального зала)
7.Вводить детей в игровую ситуацию: назначено место встречи – памятник.
8.Формулирует проблему: помочь найти место встречи – нужный памятник.
9.Определяет конечную цель: оформить альбомы «Достопримечательности и памятники нашего города», «Старый и новый Южноуральск», «Эскизы памятника детскому саду». «Мой дедушка герой». «История семьи в фотографиях»оформление папки-передвижки «Мой любимый город»
Деятельность детей
.Дети вживаются в игровую ситуацию.
.Осознают и личностно воспринимают проблему
.Принимают задачу.
II этап — основной
Организация работы над проектом (систематизация знаний детей и планирование работы педагога)
Знакомство детей с поговорками, загадками, пословицами. Сказками. Частушками, тем самым приобщаю их к общечеловеческим, нравственным ценностям.
Социально коммуникативное развитие
Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей». прогулка «Моя улица» игра – путешествие «Я живу на землеЮжноуральской» прогулка «Белая берёза под моим окном» беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война? » рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту
Познавательное развитие
2 Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».
составление схемы «Я иду в свой детский сад» дидактическая игра «Кто живёт в нашей области» беседа «Государственная символика России» игра-викторина «Россия – Родина моя» беседа о водохранилище Южноуральска, показ иллюстраций и фотографий о его красоте и людей, которые трудятся на нем. беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава» . экскурсия к памятнику погибших воинов во время В. О. В.
Художественно эстетическое развитие
Рисование на тему «Я и моя семья». «Там, где я живу, красиво» «Водохранилище Южноуральска» «Салют в честь дня Победы» слушание и пение фронтовых песен
заучивание стихов о войне. Жанровое рисование картин про «достопримечательности Южноуральска.»
Физическое развитие подвижная игра «Защита границы»
Речевое развитие рассматривание альбома «Город –Южноуральск» беседа на тему «Красная книга области» беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»
III этап — Практическая деятельность по решению проблемы
Деятельность воспитателя:
· Консультация для родителей «Для чего нужно знакомить детей с памятниками?»
· Беседы с детьми «Мы живем в Южноуральске», «Памятники воинской славы», «Символика нашего города».
· Исследовательская работа: Изучение истории появления памятников.
· Экспериментирование «Свойства глины, дерева, железа»
· Художественная деятельность.»Мастерская художника».работа с традиционным и не традиционным материалом.
Метод ТРИЗ
· Экскурсия к памятникам «Вечный огонь» и Аллея славы
· Индивидуальные беседы – консультации с родителями
· Просмотр видеофильмов: «Мальчиш – Кибальчиш»
· Разучивание гимна «Город наш Южноуральск».
Деятельность детей:
· Сюжетно – ролевые игры «Путешествие по городу», «В мастерской скульптора»,»В мастерской художника» «Армия»
· Д/И «Где находится памятник?», «Расскажи о своем городе», «Собери памятник» (разрезные картинки), «Узнай по описанию»
· лепка «Человек», «Бюст герою»
· Творческое рассказывание «Как я ходил(а) к памятнику», «Где в городе мы любим гулять»
· Познавательная викторина «Знатоки города»
· Психогимнастика «Живая скульптура»
· ТРИЗ: Морфологический ящик «Создай свой памятник»
· Рисование «Памятники воинской славы нашего города», «Памятник детскому саду»
· Рассматривание открыток, буклетов, альбомов о родном городе.
IV этап — Презентация продукта деятельности
Деятельность воспитателя: Мастер – класс для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей через рисование. Оформление выставок детских работ. Оформление стенда « Достопримечательности и памятники Южноуральска»
Деятельность детей: Презентация «Памятники нашего города» Защита детских дизайнерских проектов «Памятник детскому саду»
Творческая деятельность детей «Как я ходил(а) к памятнику», «Где мы любим гулять» выставка рисунков.
Конспекты занятий в детском саду
По ИЗО деятельности
Конспект НОД по патриотическому воспитанию через художественное творчество
в подготовительной группе
«Экскурсия в музей Южноуральска »
Цель: закрепить знания детей о Южноуральске, о героях своего города достопримечательностях и его памятниках .Воспитывать у детей интерес к истории своего города, страны, чувство любви и гордости за свой город. Закрепить знания детей о символики города: флаг, герб, гимн.
Предварительная работа: Экскурсия по достопримечательностям и памятникам города . Рассматривание репродукций картин, беседы, продуктивная деятельность. Разучить с детьми гимн Южноуральска, хоровод «Ай да березка!» муз. Т.Потапенко, сл. Ж .Агаджановой .выучить стихотворения Подготовить изобразительные материалы,
Программное содержание:
«Художественное эстетическое развитие»:
Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, совершенствовать умение рисовать по жанрам, умение сравнивать предметы между собой(дальше - ближе, выше - ниже), различать передний и задний план, умение подготавливать фон для дальнейшей работы, упражнять в умении пользоваться знакомыми приемами рисования и применять технику нетрадиционного рисования. »: Закреплять умение рассказывать стихотворения эмоционально выразительно.
«Речевое развитие»: Развивать диалогическую речь детей, упражнять в умении давать полные ответы, составляя сложные предложения.
«Познавательное развитие»: Развивать наблюдательность, внимание, память по средствам игры «Собери картинки - пейзаж в разное время года. Формировать представления детей о художниках - пейзажистах, картинной галерее, названия некоторых репродукций.
«Физическое развитие»: Развивать двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук, следить за правильным положением спины во время продуктивной деятельности.
«Социально коммуникативное развитие»: Закрепить правила поведения, обращения с материалом во время продуктивной деятельности.
Материал и оборудование: Репродукции картин героев, достопримечательностей и памятников города по разным жанрам живописи, слайды по теме. художественная литература, краски акварельные, гуашь, альбомные листы, кисти разных размеров, баночки, зубные щетки, манка, клей, салфетки.
Ход занятия
Дети входят в зал Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")
1 Слайд - Южноуральск
Воспитатель - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина?
Дети – ответы
Воспитатель – правильно. У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область ,город)
Да, мы с вами живём в городе Южноуральск, для нас он родной.
На излучине Увелки
Жили зайчики и белки.
Облюбовали казаки
Это место у реки,
Посмотрели на обрыв.
И новую открыв,
В истории страницу,
Поставили станицу.
Но решили дружно
Строить Южно-
уральск нужно.
Вот позади полвека –
Жизнь для человека.
Остается наш город
И красив и молод.
Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся в одно, очень замечательное место, для этого вам потребуется отгадать загадку.
Нам экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал.
Мумию мы посмотрели,
В чем ходили, разглядели.
Даже мамонт здесь стоит,
Глаз закрыл, как будто спит.
Если ты не ротозей,
То иди скорей в... (музей)
Дети - ответы
Воспитатель – Молодцы. Ребята, а вы хотите посетить музей нашего города. (Да) Вы помните правила поведения в выставочном зале?(не шуметь, картины руками не трогать). Ну что же отправимся в музей на выставку картин.
2 Слайд Музей Южноуральска. (звучит музыка, занавес открываете, все направляются к картинам )
Воспитатель: Мы с вами попали в картинную галерею. нашего музея, где я буду вашем экскурсоводом. Посмотрите ребята, сколько здесь разных картин, как вы думаете, как они сюда попали, откуда взялось столько картин.
Дети: ответы детей
Воспитатель: Все верно, и мы с вами отправляемся к первым картинам.
(Звучит музыка, двигаются к картинам портретов)
Воспитатель: Посмотрите ребята, какой жанр живописи изображен на этих картинах?
Дети: ответы детей
Ребенок:
«Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в каске верхолаз.
Самый главный он герой.
Может, папа или мама,
Может, дедушка и я.
Нарисована в картине.
Может, вся моя семья.
Догадаться тут несложно,
Неуверенности нет,
Что красивая картина
Называется...»
(портрет!)
Воспитатель: Какие бывают портреты.
Дети: ответы детей
Воспитатель: Как изображают людей в портрете?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Как называются художники, которые пишут портреты?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Посмотрите на эти картины, какие вам знакомы?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Давайте отправимся дальше.
(Звучит музыка, дети подходят к репродукциям пейзажа)
Воспитатель: Какой здесь жанр живописи?
Дети: ответы детей
Ребенок:
Штрих ложится за штрихом
Получился старый дом
Палисадник и крылечко
а в дали луга и речка
Узнаешь поселок наш
Полюбуйся на
(пейзаж )
Воспитатель: Ребята, что такое пейзаж, что изображают в пейзаже?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Кто пишет пейзажи?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Подойдите ближе рассмотрите репродукции, какие вам знакомы?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Давайте отправимся дальше.(Звучит музыка, дети подходят. к репродукциям. Исторического жанра)
Воспитатель: Какой здесь жанр живописи?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Суть увидеть в прошлом сложно,
Но представить, то возможно,
В ярких красках описать,
Многочисленную рать:
Меч, сияние кольчуги,
Шлём, и золото подпруги.
Сбрую, витязя, седло,
Стремя, стрелы и копьё.
Воспитатель: Ребята, что такое, Исторический жанр. что изображают в Историческом жанре пейзаже?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Подойдите ближе рассмотрите репродукции, какие вам знакомы?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Вот мы с вами рассмотрели все картины а как вы думаете что все эти картины объединяет
Дети: ответы детей
Ребёнок:
Слышишь песенку Ручья? Это Родина твоя. Слышишь голос соловья? Это Родина твоя. Звон дождей и шум ветвей, И в саду смородина - Это тоже Родина.
(М. Пляцковский)
Воспитатель: верно, эти картины написаны про наш с вами город Южноуральск о его героях , достопримечательностях ,памятниках и т д
и я предлагаю вам немного поиграть.
(проводится подвижная игра)
Воспитатель: Ребята вам понравилось на выставке картин. Хотите тоже стать настоящими художниками, тогда давайте отправимся в художественную мастерскую.
(дети проходят и садятся за столы)
Воспитатель: Ребята мы с вами знаем, что художники пишут свои
картины с натуры, по памяти или воображению а мы сейчас с вами нарисуем картины в память нашего города о его
достопримечательностях и героях . Это будет исторический жанр но также вы можете использовать в своей картине любой жанр по желанию, по вашему воображению. Давайте закроем глаза и представим себе картину. Звучит музыка
Открывайте глаза,
Хотите нарисовать ту картину которую вы представили? Для начала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Мы, художники - ребята,
Очень любим рисовать,
Пусть еще мы дошколята,
Но талант наш не отнять.
Для работы, что нам нужно
Посчитаем вместе, дружно
Карандаш, бумага, краски, кисти,
Баночки, листы, вот фломастер,
Трафареты и бумажные цветы.
Наши пальчики встряхнём,
Рисовать сейчас начнем.
Дети встают за мольберты. В ходе рисования воспитатель по необходимости помогает ,уточняет технику рисования
Нетрадиционным способом оформить работу. На клей посыпать цветной песок, иголочки зубной щеткой.
Не забывайте что рисуя акварелью, не стоит брать много воды иначе ваш рисунок будет долго сохнуть, когда ваш рисунок немного подсохнет можно положить на него немного манки используя клей. В работе также используйте и технику не традиционного рисования.
После рисования дети вешают готовые работы на стену «Галерея» рассматривают, анализируют выполненные работы свои и других ребят и приглашают на выставку детей из других групп.