Опыт работы по театрализованной деятельности
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА»
Описание опыта работы по театрализованной деятельности музыкального руководителя Батаговой Е.В.
Актуальность:
На протяжении длительного времени в педагогике господствовало убеждение, что на определенном этапе развития навыков, деятельность ребенка становится творческой. Но современные психолого-педагогические исследования (Т.Риасс, Н. Басина, Е.Храмцова и др.) доказывают, что у большинства детей в результате многочисленных упражнений, направленных на формирование навыков, вообще исчезает интерес к творческой деятельности.
Современному педагогу следует знать и помнить, что "образование XXI века - это образование через ощущения; игра - метод развития ассоциативного мышления, при этом чувства становятся инструментом фантазии", а "если ребенок не может ни с кем поделиться миром своей фантазии, то этот мир, живущий внутри него, зачахнет"
Сегодня мы должны воспитывать детей через искусство, через эстетическое восприятие окружающего мира, интенсивно развивать творческий потенциал детей.
Психологами (М.В.Ермолаева, Г.А.Урунтаева и др.) доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, если оно вызывает у них интерес.
По словам Макаренко самым интересным и любимыми занятием для дошкольников является зрелище. В детском саду такими зрелищем являются театр и театрализованные игры.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Благодаря произведениям, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу..
Таким образом, театрализованные занятия всесторонне развивают ребёнка. Они дают возможность часто и ненавязчиво давать знания детям по сенсорике, математике, знакомить их с окружающим миром, совершенствовать движения, моторику пальцев, приобретать умение в изодеятельности.
Театральная деятельность даёт возможность каждому ребёнку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им хочется приходить.
Цель:
Формировать художественно-эстетическое развитие личности дошкольника средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
— создавать условия для художественно-эстетического развития личности дошкольников в театрализованной деятельности, взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе, а также поэтапного освоения детьми различных видов театрализованно-игрового творчества по возрастным группам;
— организовать творческое взаимодействие в совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;
— гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром с целью защиты от социальных и межличностных противостояний посредством формирования думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой сфере;
— формировать в ДОУ творчески развивающуюся среду, способствующую решению задач всестороннего развития личности ребенка.
Ведущие ключевые идеи
Основная идея системы моей работы: помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развить творческие способности средствами театра. И я считаю, что заинтересовать ребенка сможет только увлеченный человек, поэтому моё кредо в работе - заинтересовать каждого дошкольника миром прекрасного, всячески поддерживая его малейшие успехи. Я уверена, что кому посчастливилось в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет, а театр, как вид искусства, только наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников.
Научная основа опыта работы
В своей работе, в качестве методологической базы я использую концепцию деятельностного подхода (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), идея развивающего обучения (Л.С.Выготский), теория игры (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, М.Д.Маханёва, Л.В.Артёмова и др.), теория воспитания и развития дошкольников (Л.А.Венгер, Н.Ф.Виноградова, Н.Н.Поддъяков и др.), теория эмоционального развития детей (И.А.Сикорский, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец и др.).
В основе моей системы лежат идеи гуманистического центра "Театр" г. Екатеринбурга, под руководством талантливого педагога и режиссера Г.Л.Риасс, этюды М. Чехова и М.И.Чистяковой, программа Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, С.И. Мерзляковой, М.В.Ермолаевой "Театр-творчество-дети"
I. Значение театрализованных игр и постановок в эстетическом развитии ребенка
Изучив теоретический материал научных работ по данной проблеме и опыт работы коллег в организации театральной деятельности в ДОУ, я составила программу «Мир театра». В программе обозначены цели и задачи, которые отражены в системе работы.
Так же я целенаправленно обозначила ряд подзадач: создавать эмоционально - благоприятную обстановку, способствующую каждому ребенку обучаться с увлечением, развивать виды речевой деятельности (словарь, грамматический строй речи, диалогическую речь) и двигательную активность детей, формировать их готовность к школьному обучению.
Программа рассчитана на 5 лет. В описании опыта работы, я хочу описать направления работы данной программы и показать первые результаты и достижения.
Принципы работы.
Для организации театрализованной деятельности с дошкольниками разного возраста используются следующие дидактические принципы:
психологического комфорта — создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности;
творчества (креативности) — максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
вариативности — развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи, умение искать выход из трудного положения, понимать, что безвыходных ситуаций практически не бывает. Кроме того, этот принцип дает свободу творчества и самому педагогу, помогает ему находить различные варианты реализации требуемого содержания в работе с детьми;
учета индивидуальных особенностей детей и обеспечение им продвижения вперед своим темпом (минимакса). Так, один ребенок ограничится минимумом, а другой — возьмет все и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами, т.е. дети самостоятельно выберут свой уровень по своему возможному максимуму.
Данные принципы используются не эпизодически, а постоянно и в системе.
Система работы представляет собой взаимосвязанные этапы:
· Организация театрализованной деятельности по возрастным ступеням
· Диагностика индивидуальных особенностей и способностей детей; организация специальных актерских тренировок на играх-занятиях для овладения средствами образной выразительности (позой, жестами, мимикой, интонацией, пантомимикой);
Свою работу начала с создания условий для театрально-игровой деятельности при активной поддержке родителей. Были сшиты наборы кукол, изготовлены ширма и сменные декорации, различные виды театров (теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок, театры на фланелеграфе, ложках, палках, платках), маски-шапочки и т.д.; игровая среда пополнена наборами мелких игрушек и музыкальными инструментами.
1 возрастная ступень
В первой младшей группе организуется знакомство детей с разными видами театра. Встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту.
На этапе работы с малышами при обучении их простейшим приемам кукловождения мною использовались резиновые, мягкие, пластмассовые игрушки, различные виды театров. Работу начинала со знакомства с куклами (подержать в руках, рассмотреть, поиграть с ними), задавая вопросы детям (например, из какой сказки куклы), и предлагая кому-нибудь рассказать эту сказку, а остальным - дополнить товарища.
2 возрастная ступень (дети 3-4 года)
Во второй младшей группе происходит формирование простейших образно-выразительные умений (например, имитировать характерные движения сказочных животных). На этом же этапе происходит знакомство с видами театров, основами актерского мастерства, формируются навыки отображения различных эмоций и настроений отдельных черт характера.
3 возрастная ступень (4 – 5 лет)
В средней группе дети обучаются элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимики и пантомимы).
В данный возрастной период сочетается индивидуальное, творческое исполнение предложенной роли с выразительным ролевым диалогом. Организовывается активное участие в кукольных представлениях.
Театрально - игровой опыт детей расширяется за счет освоения игры – драматизации, разных видов театра.
На этом же возрастном этапе я побуждаю детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения, представляю возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа.
4 возрастная ступень (5-6 лет)
В данный период усложняется игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных художественных задач. Создаются творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов используя все имеющиеся возможности.
Воспитываются артистические качества, раскрывается творческий потенциал детей. Предоставляется возможность выступать перед сверстниками, родителями и гостями.
Успешному решению всех задач способствует созданная в группе предметно - развивающая среда. Тесное сотрудничество с семьей (нетрадиционные родительские собрания, досуги, консультации, наглядность, конкурсы и др.), организация работы группового кружка "Волшебная маска", целенаправленный отбор художественной литературы, изготовление различных видов театров, проведение комплексных и интегрированных занятий с участием сказочных героев, включением этюдов, психогимнастики и т.п.
В мою работу, включается поэтапное использование отдельных видов творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) не только при подготовке к детским спектаклям, но и в режимных моментах, на занятиях, в организации индивидуальной работы с детьми и через кружковую деятельность.
Содержание работы
Работу необходимо осуществлять по четырем основным направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами, организация художественно-эстетической творчески развивающей среды.
В работе по художественно-эстетическому воспитанию важна продуманная организация театрализованной деятельности детей. Это помогает выбрать наилучшие направления, формы и методы работы и будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т.д., в конечном итоге — целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая система организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых.
В организации работы использую подход, позволяющий реализовать основные этапы и логику театрализованной деятельности (А.И. Буренина и др.):
—мотивация к игре;
—определение темы и цели игры:
—выбор игровых средств, распределение ролей:
—апробация и корректировка выбранных ролей и путей для
достижения цели (апробирование различных вариантов);
—достижение игровой цели;
—осознание результатов игры.
Благодаря этому создаются условия, при которых дети самостоятельно находят способ решения проблемы, что способствует развитию дошкольников, как художественно-эстетическому, так и личностно-творческому.
В содержание работы с детьми включаются следующие направления.
· Основы театральной культуры.
· Театральная игра.
· Основы актерского мастерства.
· Основы кукольного театра.
· Культура и техника речи.
· Творческая театральная мастерская.
· Проведение праздников, досугов и развлечений на основе театрализованной деятельности.
Формы и методы работы
Виды игр-драматизаций дошкольников.
Игры-драматизации с пальчиками.
Игры-драматизации с куклами бибабо.
Импровизация.
Режиссерские игры.
Настольный театр игрушек.
Настольный театр картинок.
Стенд-книжка.
Фланелёграф.
Теневой театр.
II. Диагностика индивидуальных особенностей и артистических способностей детей.
В начале каждого учебного года провожу диагностику социально-эмоционального развития у детей. Выявляю уровни развития речи, характерных имитаций (мимики, голоса, движений). Оцениваю знания о видах театра и умения полученные в результате участия в театрализованных играх и постановках.
Планирую составление диагностики, для построения коррекционной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
· В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
· Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
· Происходит развитие различных анализаторов;
· Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
· Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
· Развивается эмоционально-волевая сфера;
· Происходит коррекция поведения;
· Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
· Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
· Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.