Конспект урока по теме "Пропорция" 6 класс
Предварительный просмотр:
Тема урока: Пропорция
Тип урока: урок закрепления и применения полученных знаний, умений и навыков.
Цели урока: Образовательные: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Пропорция».
Развивающие: развивать вычислительные навыки, логическое мышление, внимание, математическую речь, самостоятельность, активную мыслительную деятельность. Воспитательные: воспитывать интерес к математике, активность, дисциплину ума.
Ход урока:
Перед уроком на перемене ребята вешают листочки на «Дерево Настроения»
(красные листочки – настроение хорошее; зелёные – настроение неплохое; чёрные – настроение плохое).
- Организационный момент (5 мин)
- Здравствуйте! Начнём урок с нашего любимого упражнения.
Упражнение «Бодрячок» (для снятия психоэмоциональной нагрузки, установки позитивного психологического климата).
1. Ваше настроение в начале урока мы видим по «Дереву Настроения». Для того, чтобы оно улучшилось постараемся хорошо поработать, узнать что-то новое, интересное.
2. А теперь разгадайте ребус. (Слайд 1).
3. Итак, мы сегодня на уроке мы повторим и систематизируем материал по теме «Пропорции». (Слайд 2).
Проверим свои знания и умения при решении упражнений. Познакомимся с «Божественной пропорцией». Но в начале проведём технику вычислений.
4. Техника вычислений (по тетрадям Зайцева). Самопроверка.
- Кто сосчитал на «2», «3», «4», «5»?
Выставим результаты в дневники и запишем домашнее задание. Аналогичные задания мы будем решать в классе.
II. Актуализация опорных знаний.
Девиз «Повторенье – мать ученья». (Слайд 3)
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни бумажек, ни ручек, ни мела!
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
1) Из чего составляется отношение? (Слайд 4)
После ответа на слайде появляются карточки:
- Что показывает отношение? (Слайд 5)
2) Прочитайте отношения и ответьте на вопрос: - Что оно показывает?
- На этом слайде есть равные отношения. Найдите их.
Соединяются стрелками прямоугольники, в которых записаны равные отношения.
В пустой прямоугольник какое можно вписать отношение, равное тому, которое не соединено стрелкой.
На доске запись: 10:2
5:1 = 15:3
20:4
- Что можно составить, используя эти отношения?
- Каким знаком надо соединить отношения, чтобы получилась пропорция? (Слайд 5)
- Сколько чисел участвует в записи пропорции? (Слайд 5)
- Какое название они имеют? (Слайд 5)
- Прочитайте полученные пропорции. Назовите крайние и средние члены.
3) (Слайд 6)
- Ещё раз хочу напомнить, как записать отношение и, соответственно, в каком виде можно записать пропорцию.
4) Какие из равенств являются пропорциями? (Слайд 7)
- Почему первое равенство не является пропорцией?
- Как проверить, верна ли эта пропорция? (Два способа)
- Проговорите основное свойство пропорции.
- Назовите крайние и средние члены данной пропорции.
ИТОГ:
Мы повторили определения отношения, пропорции, основное свойство пропорции.
- А сейчас проведём небольшой графический диктант, который покажет, как вы понимаете теоретический материал по данной теме.
У каждого листы с заготовленной таблицей ответов. (Слайд 9)
(Подписать листы и собрать после взаимопроверки).
Девиз: «Торопись, да не ошибись».
Графический диктант.
Верно ли высказывание? Ответьте «да» или «нет».
«ДА» ^ ; «НЕТ» - .
Вариант 1
- Отношение 5 к 45 равно 1/9.
- Отношение 15 к 0,7 показывает, какую часть первое число составляет от второго?
- (Слайд 10). Данная пропорция составлена верно: 3 : 5 = 6 : 10.
- Пропорция останется верной, если поменять местами какой-нибудь её средний член с одним из крайних.
- Из любых четырёх натуральных чисел можно составить пропорцию.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
^ | - | ^ | - | ^ |
Девиз: «Торопись, да не ошибись».
Графический диктант.
Верно ли высказывание? Ответьте «да» или «нет».
«ДА» ^ ; «НЕТ» - .
Вариант 2
- Отношение 24 к 6 равно 1/4.
- Отношение 48 к 1,7 показывает, во сколько раз первое число больше второго?
- (Слайд 10). Данная пропорция составлена верно: 36 : 9 = 50 : 10.
- Пропорция останется верной, если оба средних члена поменять местами с крайними.
- Из любых четырёх натуральных чисел можно составить верную пропорцию.
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- | ^ | - | ^ | - |
Ф.И.____________________
Девиз: «Торопись, да не ошибись».
Графический диктант.
Верно ли высказывание? Ответьте «да» или «нет».
«ДА» ^
«НЕТ» -
Вариант 1
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ф.И.____________________
Девиз: «Торопись, да не ошибись».
Графический диктант.
Верно ли высказывание? Ответьте «да» или «нет».
«ДА» ^
«НЕТ» -
Вариант 1
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Взаимопроверка. (Слайд 11)
5 правильных ответов – оценка «5»
4 правильных ответа – оценка «4»
3 правильных ответа – оценка «3»
2 правильных ответа – оценка «2» (Собрать)
- Кто получил «5», «4», «3», «2»?
ИТОГ:
Большинство из вас справились, значит, вы хорошо усвоили понятия «отношения» , «пропорция», «основное свойство пропорции».
III.
Девиз «Победа приходит к настойчивым». (Слайд 12)
- Запишите в тетрадях число, тему урока “Пропорции”.
1) Откройте учебники. Выполняем № 765. (Ученик у доски)
Используя верное равенство 4 * 9 = 0,2 * 180, составьте четыре верные пропорции.
- На основании чего мы можем составить пропорции?
- Числа 4 и 9 какими членами пропорции могут быть?
- Если 4 и 9 – крайние, то 0,2 и 180 – средние.
Если 4 и 9 – средние, то 0,2 и 180 – крайние.
- Какие перестановки членов пропорции приводят к верным пропорциям?
- Составьте все варианты пропорции.
- Откуда ещё могут появиться новые пропорции?
2) «Математическая зарядка»
- Как называются записи? (Слайд13)
- Когда уравненье решаешь, дружок,
Ты должен найти у него корешок…
- Является ли данное число корнем уравнения?
Если «да», то поднимите обе руки вверх, если «нет», то поднимите одну руку вверх.
- Мы выполнили с вами «Математическую зарядку».
3) А теперь выполним физминутку для глаз.
Напишите глазами на стене свою фамилию, имя и рядом ту оценку, которую вы хотели бы получить сегодня на уроке.
4) Продолжаем работу. Решим № 763 (д, ж)
У доски один ученик. Остальные в тетрадях.
Одновременно у доски решает уравнение по карточке ещё один ученик.
ИТОГ:
Мы повторили, как применяется основное свойство пропорции при решении уравнений.
Девиз «Уменье везде найдёт применение». (Слайд 14)
Сейчас мы выполним самостоятельную работу (под копирку):
Самостоятельная работа
Собрать листы с копиркой. Самопроверка. (Слайд 15)
Ответы:
Напротив каждого правильного ответа ставим «+», если ответ неверный, то ставим «-».
Оценки выставляются по следующему принципу:
4 правильных ответов – оценка «5»
3 правильных ответа – оценка «4»
2 правильных ответа – оценка «3»
1 правильных ответа – оценка «2»
- Кто получил «5», «4», «3», «2»?
ИТОГ:
Большинство из вас справились, значит, вы хорошо усвоили тему «Пропорции».
Ф.И.______________________
Девиз : «Уменье везде найдёт примененье»
Самостоятельная работа
Вариант 1
Бланк ответов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
_________________________________________________
Ф.И.______________________
Девиз : «Уменье везде найдёт примененье»
Самостоятельная работа
Вариант 2
Бланк ответов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Девиз: «Не зная прошлого, трудно понять настоящее». (Слайд 16)
Выступления, подготовленные учениками с помощью учителя по теме «Золотое сечение».
Вывод.
- Пропорция играет огромную роль в скульптуре, живописи, природе, музыке. С пропорциями связывались представления о красоте, порядке и гармонии, о созвучных аккордах в музыке.
- Пропорциональность в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания и является непременным условием правильного и красивого изображения предмета. Принцип золотого сечения - высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике, природе.
- Наш урок подошёл к концу.
ИТОГ:
Сегодня на уроке мы познакомились с “золотой пропорцией”.
Повторили, что называется отношением, что оно показывает, определение пропорции, основное свойство пропорции. Проверили свои знания и умения при решении упражнений и уравнений. (Оценки за математический диктант и самостоятельную работу вы узнаете на следующем уроке).
- Что нового узнали? - Поднимите руку, кто ответил на уроке хотя бы раз.
- Поднимите руку, кто достиг желаемого.
- Поаплодируйте себе.
Если у вас изменилось настроение в течении урока, то после звонка подойдите к дереву настроений и поменяйте цвет своего листочка. Приклейте листочек, который соответствует вашему настроению в конце урока.
Слайд:
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
С. Маршак