Новые возможности для творчества в образовательном процессе
Амельченко Татьяна Александровна,
учитель биологии Муниципального
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной
школы №3 с. Китаевского
Новоселицкого района
Ставропольского края
Новые возможности для творчества в образовательном процессе
Творчество – занятие трудное, но увлекательнейшее
Л. Амбарцумян
«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».
Послал Бог учителей на землю: Моисея, Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных времен рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это учителя».
Труд учителя сродни труда хлебороба и строителя — из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни, свой гражданский долг. А главное — словом своим преподает самую трудную на свете науку — быть людьми.
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся информационном мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считалась и считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету, как заинтересовать современного ученика? Как организовать обучение через желание? Как активизировать обучающегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Ведь современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Здесь нужен творческий подход, нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, проблемные, рефлексивные и другие формы и методы обучения. Одним из методов повышения интереса к
обучению является вовлеченность обучающихся в совместную творческую деятельность учителя и ученика.
В числе приоритетных задач современной системы образования особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижению информационного общества и формирование умения самостоятельно конструировать собственные знания. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее изобилия, усваивать ее в виде новых знаний. Для решения этой проблемы необходимо применение новых педагогических подходов и информационно-коммуникацилнных технологий в образовательном процессе.
Всё в жизни начинается со школы, в школе же всё начинается с учителя. Вот почему рядом с именем героя, совершившего подвиг, учёного, сделавшего замечательное открытие, конструктора, создавшего новую машину, по праву стоит имя учителя, который помог им открыть своё призвание, научил любить труд, Родину, сформулировал черты мужественных и честных людей.
Отличное знание своего предмета, методическое мастерство, эрудиция учителя высоко оцениваются учащимися. Большое уважение, любовь проявляют ученики очень часто именно к мастерам своего дела. Это обязывает каждого учителя держаться на уровне современной науки. Путь учителя – всегда вперёд, остановившегося непременно обгонит время – и молодость – самый точный хронометр века – сразу засечёт отставание. Работа над усовершенствованием себя всегда тяжела – это знает каждый. Есть службы, которые заставляют человека подниматься над своими слабостями. Избравший профессию учителя, сам себя назначает на такую службу.
Я – учитель… Пусть у меня небольшой опыт работы, но я стараюсь делать все для того, чтобы помочь ученику познать себя, самоопределиться и по возможности самореализоваться, получив возможность раскрыть свои способности, поверить в свои возможности, поверить в себя. И только тогда, когда мои ученики становятся уверенными в себе, они с интересом и увлечением относятся к получению новых знаний.
Работая с детьми, я пересмотрела, проанализировала требования времени и свои возможности, и поняла, что творчество, вне всякого сомнения, является жизнеутверждающей внутренней энергией каждого человека.
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.
Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске. Не творческий учитель не может воспитать творческого ученика. Совершенно ясно одно: на смену традиционной педагогике приходит новая, нацеленная на конкретного ребенка, для которого учеба должна быть не мукой, а увлекательным, желанным занятием. Педагогика вдохновляющая, внимательная, поддерживающая.
Наша школа имеет хорошее материально-техническое оснащение. Критерием эффективности использования новых информационных технологий в образовательном процессе является наличие единого информационного образовательного пространства, степень использования информационных технологий в урочное и внеурочное время.
Компьютерные технологии способны сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Они побуждают моих учеников к заинтересованности, активизации познавательной деятельности, углублению межпредметных связей. Хочу выделить лишь некоторые основные направления внедрения ИКТ в образовании:
- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество;
- использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, развития творческого потенциала обучающихся через участие в различных дистанционных играх-конкурсах: «Пятёрочка», Инфоурок.ру, Эрудиты Планеты и другие; олимпиадах СКФУ по общеобразовательным предметам учебного плана.
- использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого: даёт возможность размещать исследовательские и творческие работы детей в сети Интернет на портале www.nsportal.ru в разделе «Алые паруса»; в электронном журнале «Педагогический мир» (www.pedmir.ru); на портале www.konferenz-zal.ru и другие.
- Использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования.
Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют мне как учителю иметь возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, участвовать в работе многочисленных сетевых сообществ учителей: www.intergu.ru, http://zavuch.info.ru, www.it-n.ru, http://kopilkaurokov.net и многие другие.
Считаю, что использование информационных и компьютерных технологий является способом саморазвития, удобства в получении информации, способом заявить о себе и своем опыте, возможности поделиться опытом с другими учителями. Имею возможность участвовать в работе образовательных проектов Издательского дома «Первое сентября» (www.1september.ru ):
- Педагогический университет – курсы повышения квалификации работников образования;
- «Открытый урок» - учительский фестиваль педагогических идей;
- «Портфолио» - фестиваль исследовательских и творческих работ обучающихся;
- «Педагогический марафон» - каждый день – предметная конференция;
- Участие в Общероссийском проекте «Школа цифрового века»
Учитель – это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Учитель - профессия особая. Ее величие в том, что она служит развитию человека будущего. Любовью учителя воспитывается сердце ребенка, разумом учителя формируется ум его питомцев, убеждения учителя определяют убеждения его воспитанников, трудом учителя создается величайшая ценность на Земле - Человек.
Для меня жизненно важно начинать каждый урок со слов, с одной стороны простых, но вместе с тем приводящих в какой-то трепет, слов, которые должны произноситься в полной тишине: «Здравствуйте, я рада вас видеть». Иметь возможность разговаривать с детьми. Улыбаться им и получать их улыбки в ответ. Важно понимать, что в школе учитель не для того, чтобы «научить», а чтобы «учить и учиться» быть с детьми, жить с детьми, чтобы они от этого становились лучше, чтобы они росли, чтобы они взрослели при моём непосредственном участии. Это мое глубокое убеждение.
Уроки... Они помогают мне ярче раскрыться и раскрыть учеников. Я человек. Мне свойственно ошибаться. Дети чувствуют фальшь, поэтому я стараюсь признавать свои ошибки. Главное для меня – быть уверенной в том, что я знаю, что надо делать. Это мой дар. Я – учитель. Считаю, что учитель – это даже не профессия, а образ жизни. Я живу тем, что каждый день иду в школу для того, чтобы научить, помочь найти себя в этом сложном мире каждому ребенку. Я стараюсь быть доброй и строгой, открытой и понимающей.
Я люблю свою профессию и чувствую радость от того, что могу расти профессионально, раскрывая заложенный педагогический потенциал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
На кружке «Основы исследовательской деятельности» обучающиеся знакомятся с особенностями проектной деятельности, со структурой написания проекта. А также сами являются непосредственными участниками исследовательских работ и проектов.