Развитие речи детей в ДОУ

Ведель Ольга Павловна

Материалы страницы будут полезны воспитателям детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.t_2019_-_2020.docx16.75 КБ
Файл rabota_so_zvukami.docx289.66 КБ
Файл rabota_s_bukvami.docx383.23 КБ

Предварительный просмотр:

Лексические темы на 2019 – 2020 уч.гг.

Дата

на 2019 – 2020 уч.гг.

Неделя

Ясли, 1 мл.,2мл. группы

Средняя, старшая, подготовительная

группы

Сентябрь

16.09.2019

17.09.2019

18.09.2019

19.09.2019

20.09.2019

3 неделя

Азбука безопасности

Дорожная и пожарная безопасность

23.09.2019

24.09.2019

25.09.2019

26.09.2019

27.09.2019

4 неделя

Детский сад. Игрушки

Откуда хлеб пришел?

Октябрь

30.09.2019

01.10.2019

02.10.2019

03.10.2019

04.10.2019

1 неделя

Осень

Ранняя осень

07.10.2019

08.10.2019

09.10.2019

10.10.2019

11.10.2019

2 неделя

Фрукты

Сад. Фрукты

14.10.2019

15.10.2019

16.10.2019

17.10.2019

18.10.2019

3 неделя

Овощи

Огород. Овощи

21.10.2019

22.10.2019

23.10.2019

24.10.2019

25.10.2019

4 неделя

Лес. Грибы. Ягоды

Лес. Грибы. Ягоды

28.10.2019

29.10.2019

30.10.2019

31.10.2019

01.10.2019

5 неделя

Птицы

Перелетные птицы.

Ноябрь

05.11.2019

06.11.2019

07.11.2019

08.11.2019

1 неделя

Дикие животные

Дикие животные и их детеныши

11.11.2019

12.11.2019

13.11.2019

14.11.2019

15.11.2019

2 неделя

Домашние животные

Домашние животные (птицы) и их детеныши

18.11.2019

19.11.2019

20.11.2019

21.11.2019

22.11.2019

3 неделя

Обобщение по теме «Осень»

Обобщение по теме «Осень»

25.11.2019

26.11.2019

27.11.2019

28.11.2019

29.11.2019

4 неделя

Поход в магазин

Поход в Супермаркет

Декабрь

02.12.2019

03.12.2019

04.12.2019

05.12.2019

06.12.2019

1 неделя

Транспорт

Транспорт

09.12.2019

10.12.2019

11.12.2019

12.12.2019

13.12.2019

2 неделя

Зима

Зимующие птицы. Зима.

16.12.2019

17.12.2019

18.12.2019

19.12.2019

20.12.2019

3 неделя

Зимние забавы

Зимние забавы

23.12.2019

24.12.2019

25.12.2019

26.12.2019

27.12.2019

4 неделя

Новый год

Новый год

Январь

30.12.2019

31.12.2019

09.01.2020

10.01.2020

1 неделя

Спорт. Олимпийские игры.

Спорт. Олимпийские игры

13.01.2020

14.01.2020

15.01.2020

16.01.2020

17.01.2020

2 неделя

Я и моя семья

Моя семья

20.01.2020

21.01.2020

22.01.2020

23.01.2020

24.01.2020

3 неделя

Посуда. Продукты питания

Посуда. Продукты питания

27.01.2020

28.01.2020

29.01.2020

30.01.2020

31.01.2020

4 неделя

Профессии (доктор, водитель, повар…)

Профессии

Февраль

03.02.2020

04.02.2020

05.02.2020

06.02.2020

07.02.2020

1 неделя

Мебель

Мой дом. Мебель

10.02.2020

11.02.2020

12.02.2020

13.02.2020

14.02.2020

2 неделя

Одежда

Одежда. Обувь. Головные уборы

17.02.2020

18.02.2020

19.02.2020

20.02.2020

21.02.2020

3 неделя

Папин праздник

День Защитников Отечества. Военные профессии

25.02.2020

26.02.2020

27.02.2020

28.02.2020

4 неделя

Обобщение по теме «Зима»

Обобщение по теме «Зима»

Март

02.03.2020

03.03.2020

04.03.2020

05.03.2020

06.03.2020

1 неделя

Моя мама

Мамин праздник. Женские профессии.

10.03.2020

11.03.2020

12.03.2020

13.03.2020

2 неделя

Весна

Ранняя весна

16.03.2020

17.03.2020

18.03.2020

19.03.2020

20.03.2020

3 неделя

Животные жарких стран и севера.

Животные жарких стран и севера.

23.03.2020

24.03.2020

25.03.2020

26.03.2020

27.03.2020

4 неделя

Человек. Части тела человека

Человек. Части тела человека

Апрель

30.03.2020

31.03.2020

01.04.2020

02.04.2020

03.04.2020

1 неделя

Азбука здоровья

Неделя здоровья

06.04.2020

07.04.2020

08.04.2020

09.04.2020

10.04.2020

2 неделя

Космос

Космос

13.04.2020

14.04.2020

15.04.2020

16.04.2020

17.04.2020

3 неделя

Музыкальные инструменты

Мое село, улица

20.04.2020

21.04.2020

22.04.2020

23.04.2020

24.04.2020

4 неделя

Насекомые

Моя Россия!

27.04.2020

28.04.2020

29.04.2020

30.04.2020

5 неделя

Путешествие по сказкам

Библиотека Путешествие в мир книг.

Май

06.05.2020

07.05.2020

08.05.2020

1 неделя

Цветущие растения

День победы!

12.05.2020

13.05.2020

14.05.2020

15.05.2020

2 неделя

Летние забавы и развлечения

Весна.

18.05.2020

19.05.2020

20.05.2020

21.05.2020

22.05.2020

3 неделя

-

-

25.05.2020

26.05.2020

27.05.2020

28.05.2020

29.05.2020

4 неделя

-

-

Учитель – логопед: О.П. Ведель



Предварительный просмотр:

ЗВУКОВЫЕ СИМВОЛЫ

Всем известно, что обучение дошкольников должно происходить в игре.  Подготовка к обучению грамоте - не исключение. Помочь ребенку освоить такой сложный материал, как звуки и буквы, могут игры со звуковыми символами.

Звуковой символ - это графическое изображение звука, отображающее особенности его артикуляции. Звуковые символы изображаются на карточках из картона примерно 10 х 10 см.



Звуковые символы: звук 'А' Звуковые символы: звук 'У' Звуковые символы: звук 'О'

Звуковые символы: звук 'И' Звуковые символы: звук 'Э' Звуковые символы: звук 'Ы'

Звуковые символы: твердый согласный Звуковые символы: мягкий согласный


Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: «а»«у»«о»«и»«э»«ы». Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.


Ход занятия:

  • покажите ребенку звуковой символ и назовите звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть ваши губы;
  • соотнесите символ с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», девочка охает «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и»)
  • произнесите вместе с ребенком звук перед зеркалом и обратите внимание ребенка на движение губ (когда мы произносим звук «а» - рот широко открыт; когда произносим «о» - губы выглядят как овал; при произнесении «у» - губы сложены трубочкой; при произнесении «и» - губы вытянуты в улыбку...)


После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям:

  • поймай звук
    Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
  • внимательный малыш
    Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.
  • хорист
    Пропеваем заданный звук с разными интонациями.
  • сломанный телевизор
    Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.
  • звуковые песенки
    Предложите ребенку составить звуковые песенки типа 
    «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.
  • кто первый
    Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного 
    «а»«у»«о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.
  • эхо
    Цель игры - закрепить четкое произношение гласных звуков. Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети (эхо) - повторяют то, что услышали, например: 
    [а][у], [и][о], [и]о][э], [у][а][ы], [у][а], [ы][й], [э][й], [а][о].



Фонематические сказки являются продолжением игр со звуковыми символами. Фонематические сказки помогают закрепить знания ребенка о звуках, а также познакомить его с буквами. Фонематические сказки помогают ребенку научиться разделять понятия «звук» и «буква».

СКАЗКА ПЕРВАЯ - О ЗВУКЕ «А»



Фонематические сказки: звук 'А'

Жил-был звук 
«a».
Он любил петь, широко открывая рот: 
«a__».
Иногда звук 
«a» пел очень тихо: «a, a, a».
Иногда - очень громко: 
«a, a, a».
Когда звуку 
«a» было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: «a__a__a__a__a__a__a__».
Бывали времена, когда звук 
«a» играл на барабане: «aaaaa, aaaaa».
А еще звук 
«a» пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:
a
 \
  A

a
 \
  a

a
 \
  a__a__a

a
 \
  a

a
 \
  a

a
 \
  a


Всем вокруг нравился звук 
«a» за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • Что любил делать звук «a»? (Петь).
  • Когда звук «a» пел, как он открывал рот? (Широко). Покажи, как пел звук «a» (Открывал рот).
  • Как умел петь звук «a»? (Тихо, громко). Спой тихо, спой громко.
  • Какую песню пел звук «a», когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную). Спой тихую, протяжную песню звука «a» («a__a__a__a__a__a__a__»).
  • На каком инструменте играл звук «a»? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «a» играл на барабане («aaaaa, aaaaa»).
  • Какие песни звук «a» пел детям? (Колыбельные). Спой колыбельную звука «a»:
    a
     \
      a

    a
     \
      a__a__a
  • За что всем нравился звук «a»? (Широко открывал рот и пел на разные голоса).



СКАЗКА ВТОРАЯ - О ЗВУКЕ «У»



Фонематические сказки: звук 'У'

Жил да был звук 
«у».
У звука 
«у» была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «у, у, у».
Звук 
«у» умел гудеть как пароход: «у__ у__ у__».
Умел звук 
«у» гудеть и как поезд: «у__у__у__у__у__у__».
Звук 
«у» умел гудеть и тихо: «у__у__у__», и громко: «у__у__у__».
Но больше всего звук 
«у» любил играть на трубе: «уууууууу у__».
Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали: 
«уууууууу у__ ».
Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук 
«у» трубил отбой: «у__у__ у у у__».
Все расходились, а песня звука 
«у» раздавалась все тише и тише: «у__у__ у у у__».
Так звук 
«у» утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • Какая особенность была у звука «у»? (или: Отчего песни звука «у» были похожи на гудок?) (Вытягивал губы трубочкой).
  • Как умел гудеть звук «у»? (Как пароход, как поезд; тихо, громко). Спой все песни звука «у».
  • На чем любил играть звук «у»? (На трубе).
  • Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали? Спой и прохлопай («уууууууу у__»).
  • Как звук «у» трубил отбой? Спой и прохлопай («у__у__ у у у__»).



СКАЗКА ТРЕТЬЯ - О ЗВУКЕ «О»



Фонематические сказки: звук 'О'

Жил-был звук 
«о».
Очень звук 
«о» любил петь.
Пел он много и с душою.
Когда звук 
«о» пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «о, о, о».
Звук 
«о» был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»
Звук 
«о» мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: «о о о_ о о о_ о о о_ ».
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»
Очень многим нравился звук 
«о».
Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • На что похож рот у звука «о»? (На вытянутый кружок).
  • От чего был в восторге звук «о»? (От облака, от озера, от острова).
  • Кому мог подражать звук «о» своей песенкой? (Курице). Спой эту песенку («о о о_ о о о_ о о о_ »).
  • На что были похожи рты у всех поющих со звуком «о»? (На вытянутые кружки).
  • Придумай мелодию для звука «о», прохлопай и спой ее.



СКАЗКА ЧЕТВЕРТАЯ - О ЗВУКЕ «И»



Фонематические сказки: звук 'И'

Жил-был звук 
«и».
Рот у интересного и привлекательного звука 
«и» всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «и, и, и».
Иногда звук 
«и» играл на свирели.
И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко: 
«и__иии__ »; и низко: «и и ии ии и__» и протяжно: «и__ и__ и__ » и отрывисто: «ии ии и».
Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука 
«и» песню о Чижике-пыжике: «ии ии иии__ ии и ии ии и__». Когда звук «и» прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • Как звучали песни звука «и»? (Игриво).
  • Почему песни звука «и» всегда были игривыми? (Рот широко-широко улыбался).
  • На каком музыкальном инструменте играл звук «и»? (На свирели).
  • Как могут звучать мелодии звука «и»? (Высоко, низко, протяжно, отрывисто). Исполни все мелодии звука «и» («и__иии__ »«и и ии ии и__»«и__ и__ и__ »«ии ии и»).
  • Какую песню в исполнении звука «и» любили слушать окружающие? (Чижик-пыжик.) Спой песню о Чижике-пыжике так, как ее пел звук «и», мелодию прохлопай («ии ии иии__ ии и ии ии и__»).



СКАЗКА ПЯТАЯ - О ЗВУКЕ «Э»



Фонематические сказки: звук 'Э'

Жил да был звук 
«э».
Звук 
«э» всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «э, э, э».
Звук 
«э» задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»
Звук 
«э» был известен и тем, что любил петь протяжные песни: «э__ э__ э__ э__ э__».
Больше других ему нравилась такая песня: 
«э э э__ э э э__ э э э э э__э__»
Так и жил звук 
«э»: задавал вопросы и, получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • В каком положении всегда находился рот и язык у звука «э»? (Рот приоткрыт, язык приподнят).
  • Какие вопросы задавал звук «э»? (Это что? Это зачем? Это почему?)
  • Какие песни пел звук «э»? (Протяжные). Спой и прохлопай мелодию протяжной песни («э__ э__ э__ э__ э__»).
  • Исполни песню, которая больше других нравилась звуку «э» (»э э э__ э э э__ э э э э э__э__»).
  • Как пел звук «э»? (Приоткрывая рот и приподнимая язык).



СКАЗКА ШЕСТАЯ - О ЗВУКЕ «Ы»



Фонематические сказки: звук 'Ы'

Жил-был звук 
«ы».
Известен был звук 
«ы» своим низким голосом.
Звучал его голос низко-низко оттого, что пел звук 
«ы», немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «ы, ы, ы».
Звук 
«ы» умел петь и протяжно: «ы__ы__ы__», и отрывисто: «ы ы ы ы ы».
Иногда звук 
«ы» играл на барабане: «ыыыыы ы, ыыыыы ы».
Иногда - пел тихие колыбельные песни: 
«ы ы ы ы ы__ы ы__, ы ы ы ы ы__ы ы__».
Звук 
«ы» жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • Чем был известен звук «ы»? (Низким голосом).
  • Почему у звука «ы» был очень низкий голос? (Пел с приоткрытым ртом и оттянутым назад языком).
  • Как умел петь звук «ы»? (Протяжно, отрывисто). Спой протяжную и отрывистую песню звука «ы», прохлопай мелодии («ы__ы__ы__, ы ы ы ы ы»).
  • На чем иногда играл звук «ы»? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «ы» исполнял на барабане («ыыыыы ы, ыыыыы ы»).
  • Какие песни иногда пел звук «ы»? (Тихие, колыбельные). Спой колыбельную песню звука «ы» («ы ы ы ы ы__ы ы__, ...»).
  • Как всегда улыбался звук «ы»

.



СКАЗКА ЖИВЫЕ ЗВУКИ



Часть первая

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер:
«а» - радостный и веселый,
«у» - угрюмый, задумчивый,
«о» - очень любил всему удивляться,
«и» - игривый, улыбчивый,
«э» - медлительный, рассудительный,
«ы» - самый серьезный и хмурый.


Фонематические сказки: гласные звуки

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько - высоко: «а, у, о, и, э, ы». И низко: «а, у, о, и, э, ы».

Звуки пели по одному и парами: «ау, ои, эы».


Фонематические сказки: гласные звуки Фонематические сказки: гласные звуки Фонематические сказки: гласные звуки

Пели звуки также и по трое: «ауо, иэы».


Фонематические сказки: гласные звуки

Фонематические сказки: гласные звуки

А ещё звуки могли петь хором: «ауоиэы».


Фонематические сказки: гласные звуки

Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть гласными и красные рубашки подарили.

Но однажды задумались звуки:
- Как же так, - говорит 
«а», - у всех есть дома, а у нас нет.
- У зверей - у кого дупло, у кого берлога, - поддержал 
«у».
- О, и у каждой птички есть гнездо, - подхватил 
«о».
- И люди в домах живут, - тихонько заметил 
«и».
- Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, - возмутились 
«э» и «ы».

Подумали-подумали да и начали дома мастерить. «а» да «и» нашли по три палочки. «а» сделал шалаш с перекладиной. «и» к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
«у» и «ы» взяли по две палочки. «у» смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. «ы» к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
«о» увидело колесо, оно ему и подошло.
«э» долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился - домик появился и у него.


Фонематические сказки: гласные буквы Фонематические сказки: гласные буквы Фонематические сказки: гласные буквы

Фонематические сказки: гласные буквы Фонематические сказки: гласные буквы Фонематические сказки: гласные буквы

Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами. У звука «а» - домик-буква «а», у звука «у» - домик-буква «у», у звука «о» - домик-буква «о», у звука «и» - домик-буква «и», у звука «э» - домик-буква «э», у звука «ы» - домик-буква «ы». С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.



Часть вторая

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «й й й й...». Смотрят - какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «й... й... й...». Прислушался «и» и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали «и-кратким», потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.


Фонематические сказки: звук И-краткий

Слушали-слушали звуки и наконец поняли - это «и-краткий» в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же «и-краткого» петь научить. Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может...

Для начала домик ему построили - такой же, как у его родственника, звука «и», но с козырьком, для отличия. Домик «и-краткого» назвали буквой «и-краткой».


Фонематические сказки: буква И-краткая

Обрадовался «и-краткий», благодарит всех за домик-букву: «й й й й...». Поселился «и-краткий», в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать: «й й й й...».

Слушал-слушал «а», да и говорит:
- А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.
«и-краткий» согласился, и они запели:
«йа, йа, йа».
- У вас здорово получается, - задумчиво протянул 
«у», - ну а со мной петь будешь? - обратился он к «и-краткому».
- Буду, - ответил тот, не задумываясь.
И тут же все услышали:
-
«йу, йу, йу».
- О, как хорошо! Спой теперь со мной, - попросил 
«О».
- Пожалуйста.
«йо, йо, йо», - полилась новая песня.
- Э, я не хочу оставаться в стороне, - рассудил 
«Э», - споем вместе, - предложил он «и-краткому».
Следующая песня звучала так:
«йэ, йэ, йэ».


Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Я' Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ю'

Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ё' Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Е'

Радуется «и-краткий»: поет с «а» - получается «йа, йа, йа», поет с «у» - получается «йу, йу, йу», поет с «о» - получается «йо, йо, йо», поет с «э» - получается «йэ, йэ, йэ».

Опечалены были только «и» да «ы».
- Мило, очень мило, - вздыхал 
«и», слушая пение друзей, - хотелось бы мне спеть с «и-кратким», но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники.
- Мы с 
«и-кратким» тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, - горевал «ы».

Так сидели они, слушали песни: «йа», «йу», «йо», «йэ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы «и-краткий» мог выступать с концертами со звуком «а»,, со звуком «у», со звуком «о», со звуком «э».

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой 
«я», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «а».
Второй домик назвали буквой 
«ю», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «у».
Третий домик назвали буквой 
«ё», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «о».
Четвертый домик назвали буквой 
«е», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «э».
Так до сих пор и поют в домиках-буквах 
«я», «ю», «ё», «е».


Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Я' Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ю'

Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ё' Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Е'

А звук «и-краткий» за то, что согласился петь с гласными, стали называть «согласным», да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у «и-краткого» действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.

Пели звуки много - и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а «и-краткий» - в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.


Фонематические сказки: мягкий согласный Фонематические сказки: твердый согласный



Вариант окончания сказки для дошкольников

Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета. Все остальные звуки - согласные. Мягкие согласные обозначаются зелеными кружками. Твердые согласные - синими. Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!


Вариант окончания сказки для школьников

Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть.


Фонематические сказки: гласные звуки



Гласных букв десять: «а», «у», «о», «э», «ы», «и», «я», «ю», «ё», «е». В четырех буквах-домиках: «я», «ю», «ё», «е» поет «и-краткий» дуэтом, то есть вдвоем с гласными «а», «у», «о», «э».

Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются согласными. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие - зеленый, согласные твердые - синий.

Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!



Предварительный просмотр:

Изографы
пособие по обучению грамоте (подготовительная группа)

Рассмотри, найди буквы, из которых составлен рисунок.

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/08/31/img011.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/08/31/img014.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/08/31/img017.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/08/31/img018.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/08/31/img019.jpg