Узелковые орнаменты техники макраме
Конспект занятия по технике плетения макраме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uzelkovye_ornamenty.docx | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детско-юношеский творческий Центр «Васильевский остров» Санкт-Петербурга
Конспект занятия
«Узелковые орнаменты техники макраме»
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Знакомлюсь с удивительным плетением»
возраст детей: 7-10 лет
I год обучения
педагог дополнительного образования
Стрельцова Ирина Викторовна
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Данное занятие реализуется в рамках образовательной программы «Знакомлюсь с удивительным плетением». Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7 - 10 лет.
Занятие «Узелковые орнаменты техники макраме» является итоговым занятием в разделе образовательной программы «Узелковые узоры» и целесообразно для обобщения и систематизации теоретических знаний, практических умений и навыков по данному разделу программы. Формой организации данного занятия является творческая мастерская.
Цель: Обобщить и систематизировать теоретические знания, практические умения и навыки учащихся по разделу образовательной программы «Узелковые узоры».
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать углублению теоретических знаний учащихся по технике плетения макраме.
- Закрепить практические умения и навыки плетения ажурных цепочек и узелковых узоров техники макраме.
- Формировать умение устанавливать соответствия между названиями узелковых узоров и их схемами, фотографиями.
Развивающие:
- Содействовать развитию познавательного интереса к технике плетения макраме.
- Развивать логическое мышление, творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Содействовать воспитанию коммуникативных качеств личности (культуры общения, умения сотрудничать и взаимодействовать в коллективе).
- Воспитывать аккуратность в работе.
- Воспитывать эстетический вкус ребят студии.
Средства обучения:
Инструменты и материалы:
Пенал с принадлежностями, двойной скотч, проволока, коричневые и оранжевые толстые нити для плетения длиной 50 сантиметров каждая, ножницы, трафареты обезьянок в разных позах, бумага для записи отгаданных слов, кусочки кожи разных цветов.
Оборудование:
Мел, доска, ноутбук, песочные часы на три минуты.
Дидактический материал:
- Листы с заданием на определение соответствия между названиями узелковых цепочек, сеток из узлов и их схемами, фотографиями.
- Листы с ребусами ( 15 шт.).
- Схемы плетения ажурных цепочек из петельных узлов, узлов «Фриволите», двойных плоских узлов и одинарных плоских узлов.
- Презентация «Ажурные цепочки в технике макраме».
- DVD диск «Японская макака Момо» из серии Твои весёлые друзья ЗВЕРЯТА. BBC Worldwide Limited, 2010.
Литература для педагога:
- Кузьмина М.А. Макраме. // М.: «Орбита-М» при участии издательства «Культура и традиции», 1996
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Книга для учителя. - 3-е изд., перераб., и доп. // М.: Просвещение, 1992
Литература для учащихся:
- Кузьмина М.А. Макраме. // М.: «Орбита-М» при участии издательства Культура и традиции», 1996
- Кузьмина М.А. Азбука плетения, второе издание. // М.: Легпромбытиздат, 1992
Методы обучения:
Объяснение, демонстрация схем плетения, презентации, видеофильма, беседа, игра, творческие задания, практические упражнения, методы контроля и оценки (оценочные суждения), обсуждение творческих работ.
Технологии:
Технология творческих мастерских, использование электронных образовательных ресурсов.
Содержание занятия:
- Подготовительный этап:
1. Организационный момент
(Педагог активизирует внимание учащихся, сообщает тему и цель занятия, мотивирует воспитанников к познанию и творчеству).
«Узелковые орнаменты техники макраме» - тема нашего занятия, на котором мы с Вами будем повторять пройденный материал по разделу «Узелковые узоры» и обобщим теоретические знания, практические умения и навыки, полученные при изучении ажурных цепочек, сеток из основных узлов техники макраме. Давайте вместе получать удовольствие от новых впечатлений, знаний и общения.
- Подготовительный момент
(Педагог предлагает всем детям разгадать ребус, а отгаданное слово будет являться темой творческого задания данного занятия. Ребята вспоминают правила отгадывания ребусов, решают ребус, а правильность отгаданного слова проверяют, просмотрев начало видеофильма об обезьянках).
Тему нашей творческой части занятия Вы отгадаете сами, решив ребус (см. приложение 1). Сначала давайте вспомним правила отгадывания ребусов. Существует 28 правил, по которым составляются и разгадываются ребусы. Мы рассмотрим только некоторые из них:
1. Ребус читается слева направо. При его расшифровке необходимо правильно назвать изображённый на рисунке предмет в именительном падеже.
- Разгадывать ребусы следует по частям и записывать подряд расшифрованные части загаданного слова. Затем составить части и прочитать отгаданное слово.
- Если предмет на рисунке перевёрнут, то его название читают справа налево.
- Если слева от рисунка стоят запятые, то отбрасываются первые буквы слова по количеству запятых, а если справа - то отбрасываются буквы в конце слова.
- Если около рисунка изображена зачёркнутая буква, то её следует исключить из названия предмета. Если под рисунком написано П=Б, то вместо буквы П нужно прочитать букву Б. А если под рисунком написано 2=Р, то вторую букву следует заменить на букву Р.
- Если предметы, цифры или буквы изображены:
- один в другом, то их названия читаются с добавлением предлога «в» (перед или между названиями).
- один на другом, то их названия читаются с добавлением предлогов «на», «над» или «под».
- один за другим, то их названия читаются с добавлением предлогов «перед» или «за».
Внимание!
Ребус необходимо разгадать за 3 минуты. Песочные часы помогут ограничить время. Проверить правильность отгаданного слова Вам поможет видеоролик, который мы посмотрим сразу после выполнения этого задания.
(Педагог раздаёт каждому ребёнку лист с ребусом, начинается отсчёт времени на решение загадки. Ребята расшифровывают ребус, мы все смотрим начало видеоролика про обезьянку).
Итак, какое же слово является отгадкой этого ребуса? (слово обезьянка). Правильно. Каждый из вас сегодня на занятии сделает обезьянку.
(Педагог проводит беседу о материалах и инструментах, которые будут использоваться при выполнении обезьянки).
Для работы нам понадобятся такие инструменты и материалы, как:
- Картонная основа обезьянки.
Обратите внимание, на этой основе дыроколом пробиты дырочки в определённых местах.
- Как Вы думаете, зачем нам нужны эти дырочки? (Они нужны для того, чтобы прикрепить к основе обезьянки лапы и хвост).
- Толстые нити.
- Что мы сплетём из данных нитей? (Мы сплетём лапы и хвост обезьянке).
- При помощи какого материала можно показать обезьянку в движении? (Проволока поможет нам показать обезьянку в движении).
- Куда мы должны вставить проволоку? (Проволока вставляется в середину плетения узелковых цепочек и используется вместо нити-основы).
- Назовите инструменты, которые мы будем использовать в работе? (Ножницы и булавки с головками).
( Педагог проводит инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и булавками).
Давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами и булавками.
- Где должны находиться булавки с головками? (Они должны находиться только в рабочей подушке из поролона. После каждого их использования они вставляются обратно в подушку, но не оставляются на столе).
- Какие правила работы с ножницами Вы знаете? ( Режем ножницами на столе, не поворачиваясь друг к другу; передавать ножницы необходимо только кольцами вперёд; после каждого использования нужно ставить ножницы в стакан остриём вниз).
- Основной этап:
- Обобщение и систематизация теоретических знаний учащихся
(Педагог проводит устный фронтальный опрос по проверке знаний учащихся на тему «Ажурные цепочки из основных узлов техники макраме).
- Какие цепочки техники макраме Вы знаете? (Цепочка из китайских узлов).
( Учащийся произносит название одной из цепочек и выходит к доске рисовать схему её плетения. Другие ребята, пока он воспроизводит схему, вспоминают количество нитей, из которых она плетётся и в каких изделиях встречается).
- Сколькими нитями плетётся цепочка из китайских узлов? ( Цепочка из китайских узлов плетётся из двух нитей, сложенных пополам, чтобы получилось четыре конца для плетения).
- Назовите изделия техники макраме, в которых встречается данная цепочка? ( кулон, браслет, ручка).
( Далее происходит проверка схемы плетения, которая была нарисована на доске. Продолжается беседа об ажурных цепочках, в процессе которой дети вспоминают: цепочку из петельных узлов, узелковую цепочку, цепочки из одинарных плоских и двойных плоских узлов, цепочку из узлов «Фриволите». Наступает время просмотра презентации «Ажурные цепочки в технике макраме» и подведения итогов по данной теме).
- Увидели ли Вы ажурные цепочки, которые мы сегодня не вспоминали? ( Да ).
- Назовите их, пожалуйста. ( Цепочка из репсовых узлов, цепочка из узлов «Жозефина», цепочка из простых и двойных плоских узлов...)
- Перечислите все ажурные цепочки, о которых мы говорили на занятии. ( Дети вслух по очереди перечисляют цепочки).
( Педагог проводит письменный опрос по проверке знаний учащихся, при котором каждому ребёнку выдаётся лист с заданием (см. приложение 2 ) , где он должен найти соответствия между названиями узелковых цепочек, сеток из узлов и их схемами или фотографиями. На примере одной из выполненных работ происходит проверка остальных работ. Один ребёнок вслух называет свои соответствия, а все остальные проверяют свои работы и ,возможно, исправляют ошибки).
Внимание!
Каждому из Вас сейчас будет выдан лист с заданием на определение соответствий между названиями узелковых цепочек, сеток из узлов и их схемами или фотографиями. Найденные соответствия Вы будете обозначать шариковой ручкой. Задание необходимо выполнить за 3 минуты. Песочные часы помогут ограничить время. По истечении времени произведём проверку. Приступаем к выполнению задания.
- Творческая практическая деятельность учащихся
( Педагог предлагает ребятам досмотреть видеоролик об обезьянках, а затем приступить к выполнению практической части, начав плетение лап и хвоста животного и закончив декорированием деталями из цветных кусочков кожи).
Предлагаю Вам досмотреть видеоролик об обезьянках и приступить к выполнению своей работы. ( Просмотр видеоролика). Начинаем плетение лап, хвоста из данных нитей. Не забудьте использовать проволоку и по окончании плетения декорировать свою обезьянку деталями из цветных кусочков кожи. Прикреплять детали из кожи на картонную основу обезьянки будем при помощи двойного скотча.
- Подведение итогов:
( Подведение итогов практической работы проходит в форме обсуждения творческой работы — обезьянки с использованием метода оценки творческих проектов).
Подошло время подвести итоги практической работы. Давайте все вместе подойдём поближе и рассмотрим получившиеся творческие работы.
- Какая обезьянка Вам понравилась больше и почему?
( Ребята высказывают свои мнения, дают оценку работам, объясняя выбор).
- Какие детали из кожи для украшения обезьянки были наиболее оригинальными? ( шляпка, сарафанчик...)
- Заключительный этап:
( Подведение итогов занятия проходит в форме беседы педагога с ребятами. Метод беседы побуждает учащихся к рассуждениям и умозаключениям, к самостоятельному открытию выводов и обобщений. Целью подведения итогов является рефлексия или осознание всеми учащимися того, что было сделано на занятии и какое оно имеет значение для обучающихся).
Предлагаю подвести итоги всего занятия:
- Что понравилось на занятии больше всего?
- Какие ажурные цепочки техники макраме мы сегодня повторили?
- Перечислите названия сеток из основных узлов данной техники.
- Что в занятии показалось вам наиболее трудным?
- Что понравилось больше всего в работе ваших товарищей?
- Что можно было сделать лучше на этом занятии?
На следующем занятии мы начинаем изучать новый раздел программы «Техника Кавандоли и техника вертикальных брид». Вы узнаете, в чём их отличия, как из репсовых узлов составить узор в этих техниках плетения и нарисовать схемы их плетения. Научитесь составлять свои узоры и выполнять их в технике макраме.