Инновационная деятельность на базе КФУ
Практико -ориентированный подход в обучении химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практическая работа № 5ейшие классы неорганических соединений» | 24.93 КБ |
"Важнейшие классы неорганических соединений" | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 5
Решение экспериментальных задач по теме
«Важнейшие классы неорганических соединений»
учитель химии
Нуриева Зульфира Зуферовна
Цель: научить распознавать вещества, подбирать необходимые реактивы, самостоятельно проводить химический эксперимент. Закрепить знания о правилах безопасности при работе с растворами кислот и щелочей.
Задачи:
- систематизировать знания о составе, свойствах, получении и применении важнейших классов неорганических соединений; уметь экспериментальным путём подтверждать химические свойства.
- формировать навыки экспериментальной работы, умение строить логические связи, осмысленно двигаясь по цепочке: простое вещество - оксид - основание - соль.
- развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии. как к науке имеющей огромное прикладное значение.
- выработать умение самостоятельно применять знания в комплексе.
Оборудования: пробирки, штатив для пробирок, химические стаканы, стеклянная палочка,штатив, прибор для получения углекислого газа
Реактивы: растворы хлорида натрия, гидроксида натрия, соляной кислоты; оксид кальция, оксид магния, вода; мрамор, гидроксида кальция (известковая вода). Индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж.
Компьютерная презентация к уроку.
Ход урока
Организационный момент
Слайд 1
Здравствуйте ребята!
Наш урок мне хочется начать со слов великого греческого философа Аристотеля.
«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле». У нас сегодня с вами практическая работа, на которой мы будем решать экспериментальные задания по важнейшим классам неорганических соединений.
I. Актуализация знаний
Давайте вспомним, с какими неорганическими соединениями на прошлых уроках вы познакомились.
Слайд 2-3.
А теперь вспомните их состав и расположите данные формулы соединений по классам
Исходя из состава веществ, дадим определение каждому классу неорганических соединений.
Молодцы! Все классы неорганических соединений вы вспомнили и теперь мы можем приступить к практической работе. Но для начала вспомним правила техники безопасности при работе с неорганическими соединениями, в частности с кислотами и щелочами.
Слайд 4
II. Инструкция по технике безопасности при работе с кислотами и щелочами
- Работать в спецодежде.
-Не оставлять открытой посуду, в которой хранится кислота или щелочь.
-При попадании кислоты на кожу промыть проточной водой и обработать 5%-ным раствором питьевой соды.
- При попадании на кожу раствора щелочи промыть проточной водой и обработать 2%-ным раствором уксусной кислоты.
- При разбавлении концентрированной серной кислоты сначала наливают воду, потом – кислоту.
III. Ход практической работы:
Слайд 5
Задание 1. Перед вами три пронумерованные пробирки, в которых содержатся растворы:
А) хлорида натрия;
Б) гидроксида натрия;
В) соляной кислоты.
Опытным путем докажите, в каких пробирках находятся данные растворы.
Свои наблюдения и результаты опыта учащиеся записывают в тетрадях для практических работ (в произвольной форме)
Слайд 6
Задание 2. В двух стаканах даны:
а) оксид кальция; б) оксид магния.
Определите в каком стакане находится каждое из этих веществ.
- Почему оксид магния не растворяется в воде?
Учащиеся опытным путем распознают в каком стакане находится какой оксид. Уравнение практически осуществимой реакции и результаты эксперимента записывают в тетрадях для практических работ
Слайд 7
Задание 3. Дан раствор гидроксида кальция (известковая вода). Получите карбонат кальция.
Учащиеся получают углекислый газ и пропускают его через раствор известковой воды. Записывают уравнения соответствующих реакций в тетрадях для практических работ:
СаСО3 + НСL →
Са(ОН)2 + СО2 →
Итак ребята, чему мы научились сегодня на уроке? (Беседа с учащимися)
Проделав экспериментальные задания, мы еще раз вспомнили свойства неорганических соединений (оксидов, оснований, кислот и солей). Мы на уроках изучаем состав и свойства веществ, их превращения, а также явления, сопровождающие эти превращения, а в жизни, ребята, вы должны уметь правильно применять эти знания.
Внимание на экран.
IV. Применение неорганических соединений в жизнедеятельности человека.
Слайд 8
Значение химии в жизни человека очень трудно переоценить, ведь эти процессы окружают нас повсюду: начиная от элементарного приготовления пищи и заканчивая сложнейшими биологическими процессами в организме.
V. Рефлексия
А теперь открываем конверты с картинками. Это картинки, иллюстрирующие применение веществ в жизнедеятельности человека. Внимательно рассмотрите эти картинки и распределите их по классам (на магнитной доске).
Итак, вы еще раз убедились, что все изучаемые нами вещества так широко применяются в нашей жизни.
VI. Домашнее задание. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
а) Сu → СuО → СuSО4 → Сu(ОН)2
б) АL → АL2О3 → АLCL3 → АL(ОН)3
Слайд 9
Итог урока
Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью стикеров (на обложке тетради)
«Зеленый» - «Я молодец, у меня все получилось»
«Желтый» - «Мне надо еще поработать»
«Красный»- «Мне было трудно»
Спасибо всем за активное участие на уроке!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Cu(OH) 2 HCI SO 3 AL 2 O 3 NaOH MgO AL(OH) 3 H 3 PO 4 H 2 SO 4 NaCl K 2 S O 4 Na 3 PO 4
Cu(OH) 2 HCI SO 3 AL 2 O 3 NaOH MgO AL(OH) 3 H 3 PO 4 H 2 SO 4 NaCl K 2 S O 4 Na 3 PO 4
Правила техники безопасности при работе с кислотами и щелочами
Задание №1 Перед вами три пронумерованные пробирки, в которых содержатся растворы: а ) хлорида натрия; б ) гидроксид натрия; в ) соляной кислоты. Опытным путем докажите, в каких пробирках находятся данные растворы. Гидроксид натрия 3 3 Соляная кислота 2 2 Хлорид натрия 1 1 САМОПРОВЕРКА
2 1 Задание №2 В двух стаканах даны: а ) оксид кальция; б ) оксид магния. Определите, в каком стакане находится каждое из этих веществ. САМОПРОВЕРКА CaO + H 2 O → Ca (OH) 2 оксид гидроксид кальция кальция (щелочь) MgO + H 2 O → р еакция не протекает, т.к. Mg(OH) 2 – нерастворимое основание
Задание №3 Дан раствор гидроксида кальция (известковая вода). Получите карбонат кальция. Ca (OH) 2 - и звестковая вода CaCO 3 - мрамор HCl - соляная кислота САМОПРОВЕРКА CaCO 3 + 2H Cl → CaCl 2 + CO 2 ↑ + H 2 O углекислый газ Ca ( OH) 2 + CO 2 → CaCO 3 ↓ + H 2 O известковая карбонат вода кальция
Применение веществ в жизни ВОПРОС №1 ВОПРОС №2 ВОПРОС №3
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: а) Cu → CuO → CuSO 4 → Cu(OH) 2 б ) Al → Al 2 O 3 → AlCl 3 → Al(OH) 3
Оцени свою работу Я молодец, у меня все получилось! Мне нужно еще поработать Мне было трудно Зеленый Желтый Красный