«Инновационная деятельность на базе КФУ»
Инновационная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_koleydoskop.doc | 209.5 КБ |
biryukova_sosh_175_kazan.pdf | 503.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей ________/Д.Р.Усманова Протокол №1 от «26» августа2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР __________\ Ю.И.Измайлова от «27» августа 2016г | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ № 175» __________\А.С.Валеева\ Приказ № 317 от «29» августа 2016г |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»
ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
для обучающихся 5- 7 классов
Усмановой Дины Расимовны,
учителя музыки
высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 175»
Советского района г. Казани
Срок реализации программы: 3 года
Рассмотрено и принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 2
от «29» августа 2016 г.
2016- 2017 учебный год
Пояснительная запискаПредлагаемая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам;
- письма Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).
- Приказ Министерства образования Республики Татарстан от 24 апреля 1995 года №135 ( с изменениями на 7 декабря 2000 года) «Об утверждении штатных нормативов руководящих работников, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала образовательных учреждений»
Программа имеет общекультурное направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.
Цель программы: создание условий для формирования музыкальной культуры детей как важной и неотъемлемой части всей духовной культуры.
Задачи:
- формировать духовные качества личности ребенка, расширять музыкальный кругозор;
- создавать условия для формирования у детей коммуникативных качеств;
- использовать целостный подход к музыкальной деятельности в исполнении, слушании музыки, импровизации, драматизации и т.д.;
- воспитывать любовь и интерес к музыке:
- воспитывать музыкальный вкус;
- формировать становление нравственных позиций личности ребенка;
- развивать комплекс музыкальных творческих способностей, таких как: способности к восприятию музыки, певческих хоровых навыков, музыкальной творческой активности, нравственно-эстетических чувств детей через проектную деятельность;
- познакомить с разными композиторами - песенниками и с их творчеством.
Данные задачи достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.
Планируемы результаты.
Личностные результаты: - умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, их понимание и оценка; – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса; - уважительное отношение к культуре; - реализация творческого потенциала.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально – эстетической деятельности; - освоение познавательной и личностной рефлексии; - позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей; - овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации.
Предметные результаты изучения курса отражают: - опыт учащихся в музыкально – творческой деятельности; - формирование представления о роли музыки в жизни человека; - формирование общего представления музыкальной картины мира; - формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
Содержание программы:
1 год обучения (5 класс)
1 раздел: «Введение. Народные песни» (10 часов). Роль народной песни в жизни народа. Просмотр видеоматериалов народном творчестве, о композиторах. Вокально-хоровые упражнения. Специфика пения народных песен.
2 раздел: «Композиторы-песенники нашего времени» (15 часов). И.О. Дунаевский – основоположник отечественной эстрадной музыки. М. Дунаевский – легенда в современной музыке. А. Пахмутова – композитор-патриот. Творчество Е. Крылатова в кинематографе. Марк Минков и «детские мульфильмы». Образ России, природы в песнях Ю. Чичкова. Прекрасный творческий союз А. Зацепина, Л. Дербенева и Ю. Энтина. Просмотр презентаций и видеофильмов о композиторах- песенниках. Выполнение творческих проектов.
3 раздел: «Песни военных лет» (10 часов). Вводное занятие. Просмотр видеофильмов о Великой Отечественной войне. Фронтовые песни. Песни послевоенных лет (Д. Тухманов, М.Таривердиев, Д.Шостакович, С.Прокофьев и др). Песни о героях наших дней. Просмотр презентаций о творчестве композиторов и исполнителей (В.Высоцкого, О. Газманова, Я.Френкеля, А.Новикова и др.). Выполнение творческих проектов.
2 год обучения (6 класс)
1 раздел: «Музыка в театре» (15 часов). Вводное занятие. Народный и профессиональный театр. Разнообразие и богатство театрального искусства. Великие исполнители оперного искусства (Ф.Шаляпин, И.Козловский, Т.Карсавина, Э. Карузо, Л. Паваротти, П. Доминго, Д. Хворостовский и др.). Профессия дирижера. Знаменитые театры мира (Ла Скала, Ковен Гарден, Парижская опера). Музыкальные театры нашего города. Подготовка к концерту с элементами театрализации.
2 раздел «Музыка в концертном зале» (10 часов). Вводное занятие. Особенности музыкального концерта. Великие исполнители А.Моцарт, М.Плетнев, С.Рихтер , В.Спиваков, М.Ростропович и др. Знаменитые залы России. Эстрадная музыка и электронные инструменты. Музыкальная сцена сегодня. Музыкальная жизнь нашего города. Выполнение творческих проектов.
3 раздел: «Смотри кинофильм» (10 часов). Вводное занятие. Создатели кинофильма. Великие режиссеры и актеры. Музыка экрана. Кинокомпозиторы.
3 год обучения (7 класс)
1 раздел. « Язык музыки понятен всем!» (10 часов). Музыкальное творчество народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания. Музыкальные инструменты народов мира. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
2 раздел. « Музыкальная палитра» (15 часов). Музыкальное искусство, его многообразие. Природа музыки. Формы музыки. История возникновения нотного письма. Инструменты в действии. Истоки оперного искусства. Как появился балет. Музыка «легкая» и «серьезная». Музыка сегодня. Выполнение творческих проектов.
3 раздел. «Великие композиторы мира». (10 часов) Творческие портреты композиторов мира. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Классицизм и романтизм. Выполнение творческих проектов.
Используются следующие формы занятий: групповые - «Музыкальная гостиная», экскурсии, мастерская, конкурс, фестиваль, концерт.
Учебно-тематическое планирование 1 года обучения
№ | Тема занятий | Общее количество часов | Часы теоретических знаний | Часы практических знаний |
1 | Введение. Роль песни в жизни народа. Жанры народной песни. Песни разных народов. Народные песни в произведениях композиторов. | 10 | 4 | 6 |
2 | Композиторы- песенники нашего времени | 15 | 5 | 10 |
3 | Песни военных лет | 10 | 4 | 6 |
Учебно-тематическое планирование 2 года обучения
№ | Тема занятий | Общее количество часов | Часы теоретических знаний | Часы практических знаний |
1 | Введение. Разнообразие и богатство театрального искусства. Великие исполнители оперного искусства. Знаменитые театры мира. | 15 | 5 | 10 |
2 | Музыка в концертном зале | 10 | 5 | 5 |
3 | Киномузыка и кинокомпозиторы | 10 | 4 | 6 |
Учебно-тематическое планирование 3 года обучения
№ | Тема занятий | Общее количество часов | Часы теоретических знаний | Часы практических знаний |
1 | Музыкальное творчество народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания. Музыкальные инструменты народов мира. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей | 10 | 5 | 5 |
2 | Музыкальное искусство, его многообразие. Природа музыки. Формы музыки. История возникновения нотного письма. Инструменты в действии. Истоки оперного искусства. Как появился балет. Музыка «легкая» и «серьезная». Музыка сегодня. | 15 | 5 | 10 |
3 | Великие композиторы мира | 10 | 4 | 6 |
Условия реализации:
- кабинет музыки;
- актовый зал
Материально-техническое обеспечение:
- фортепиано;
- компьютер;
- интерактивная доска и проектор;
- набор музыкальных инструментов;
- аудио и видео материал;
Методическое обеспечение:
- методические пособия: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пос. - М.: Просвещение, 1983
-интернет-ресурсы:Внеурочная деятельность по предмету http://kubrak.mptl.ru/p13aa1.html; Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся http://www.openclass.ru/pages/221595
Дополнительная литература:
Литература:
1. Аберт Г. В.А. Моцарт. Ч.2. Книга 2. /Пер. с нем. - М.: Музыка, 1985
2. Алеев В.В., Науменко Т.И. Музыкальный словарь для учителя. - СПб., 1995
3. Алексеева Л.Н., Григрьева В.Ю. Страницы зарубежной музыки 19 века. - М.: Знание, 1988
4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учеб. пос. - М.: Российское музыкальное изд-во, 1997
5. 24. Исакова И.Г., Кравчук В.М. В мире народных инстументов: Методические рекомендации. - Псков: Изд-во Псковского ОИУУ, 1995
6. Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. - М.: Просвещение, 1988
В мире музыки. 1990 : Ежегодник / Сост. Л. Григорьев, Я. Платек. -М.: Сов. композитор, 1989
7. Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. - 2-е изд. - М.: Сов. Композитор, 1986
8. Васина - Гроссман В.А. Книга о музыке и великих музыкантах : Маленькая энциклопедия. - М.: Дет. лит., 1986
9. Вендрова Т.Е Пусть музыка звучит!: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990
10. Ветлугина Н. Музыкальный словарь. - М.: Музыка, 1986
11. Волкова П.С. Играем вместе: Для тех, кто верит чудесам и открывает их сам. - Астрахань: Изд-во ИУУ, 1993
12. Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т.Е. Вендрова. - М.: Просвещение, 1991
13. Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1985
14. Галь Г. Брамс. Вагнер, Верди. Три мастера - три мира. - М.: Радуга, 1986
15. Гольцман С.В. Ф.И. Шаляпин в Казани. - Казань, 1986
16. Гордеева Е. Композиторы « могучей кучки» - 3-е изд. - М.: Музыка, 1985
17. Григорьев В.Ю. Никколо Паганини: жизнь и творчество. - М.: Музыка, 1987
18. Григорьев Л., Платек Я. Современные пианисты : Биографические очерки. - М.: Сов. Композитор, 1985
19. Григорьев Л.Г., Платек Я.М. Советские композиторы и музыковеды : Сб. в 3 томах. - М.: Сов. Композитор, 1981
20. Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках: ХУ11-первая половина ХХ века. Пособие для студентов муз. фак. пед. вузов. М,1994.
21. Гульянц Е.И. Детям о музыке. - М.: Аквариум, 1996
22. Дементьева Е.Е. Музыка в школе: результаты и достижения: Методические рекомендации. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998
23. Детские музыкальные праздники : Русский фольклор / Авт. - сост. Т.Ю. Камаева. - М.: Лайда, 1994
25. Истратов Н.В. Борис Александров: Очерк жизни и творчества. - М.: Музыка, 1986
26. Кабалевский Д.Д. « Ровесники» : Беседы о музыке для юношества. - М.: Музыка, 1987
27. Калинина Н.А. П.И. Чайковский : Повесть . - М.: Сов. Композитор, 1988
28. Калинина Н.А. С.В. Рахманинов: Повесть. - М.: Дет. лит., 1989
29. Канн - Новикова Е. Маленькая повесть о Михаиле Глинка. - М.: Музыка, 1987
30. Ковалев К.П. Глагол таинственный...: Очерки о русской музыке 18 века. - М.: Сов. Россия, 1988
31. Коган П. Вместе с музыкантами. - 2-е изд. - М.: Сов. Композитор, 1986
32. Коломиец Г.Г. Зарубежная музыка ХХ века в курсе музыкальной литературы детских музыкальных школ и музыкальных училищ. Учебное пособие. Оренбург, ОГПУ,1998
Критерии и показатели эффективности реализации программы внеурочной деятельности
- представление коллективного результата деятельности обучающихся в творческих проектах;
- индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого
обучающегося на основании оценки личного портфолио;
- участие в концертной деятельности, тематических мероприятиях, классных часах.
- индивидуальные и групповые творческие работы.
Тематическое планирование 5 класс
№ | Тема занятий | Формы организации внеурочной деятельности | Вид деятельности | Кол-во часов |
1-2 | Вводное. Роль песни в жизни народа. Жанры народной песни | Музыкальная гостиная | познавательная | 2 |
3-4 | Песни разных народов. Народные песни в произведениях композиторов. | фестиваль | творческая | 2 |
5-10 | «Осенние посиделки» Разучивание и исполнение народных песен | мастерская | творческая | 6 |
11-12 | И.О.Дунаевский – основоположник отечественной эстрадной музыки. Подготовка проекта | Музыкальная гостиная | проектная | 2 |
13-14 | М.Дунаевский – легенда в современной музыке. Презентация проекта | Музыкальная гостиная | проектная | 2 |
15-16 | А.Пахмутова – композитор-патриот. Разучивание и исполнение песен. | Музыкальная гостиная | познавательная | 2 |
17 | Р. Яхин- сын своей земли. Знакомство с романсами. | экскурсия | познавательная | 1 |
18-20 | Творчество Е.Крылатова в кинематографе. Разучивание и исполнение песен. | Музыкальная гостиная | творческая | 3 |
21-22 | Марк Минков и детские фильмы и мульфильмы | концерт | творческая | 2 |
23-24 | Образ России, русской природы в песнях Ю.Чичкова и Е.Мартынова | Музыкальная гостиная | проблемно-ценностное общение | 2 |
25 | Композиторы- песенники Татарстана | концерт | творческая | 1 |
26-27 | Песни о войне. История создания. | Музыкальная гостиная | проблемно-ценностное общение | 2 |
28-29 | Музыка и песни послевоенных лет композиторов- песенников (В.Высоцкого, М.Таривердиева, Д.Тухманова, А.Пахмутовой) | Музыкальная гостиная | познавательная | 2 |
30-31 | Песни о героях наших дней (песни современных авторов- О.Газманова и др.) | Музыкальная гостиная | познавательная | 2 |
32-34 | Песенный марафон | конкурс | творческая | 3 |
35 | Фестиваль «Наши звонкие голоса» | фестиваль | творческая | 1 |
Тематическое планирование 6 класс
№ | Тема занятий | Формы организации внеурочной деятельности | Вид деятельности | Кол-во часов |
1-2 | Введение. Театр народный и профессиональный. | мастерская | познавательная | 2 |
3-5 | Разнообразие и богатство театрального искусства. Творческий проект «Афиша» | мастерская | проектная | 3 |
6-9 | Великое мастерство исполнителей. Подготовка проектов. | мастерская | проектная | 4 |
10-11 | Калейдоскоп великих имен (презентация проектов) | Музыкальная гостиная | проектная | 2 |
12 | Профессия – дирижер. | экскурсия | познавательная | 1 |
13-14 | Знаменитые театры мира (Ла Скала, Ковен Гарден, Парижская опера) | Виртуальная экскурсия | познавательная | 2 |
15 | Музыкальные театры нашего города. | экскурсия | познавательная | 1 |
16-17 | Вводное занятие. Особенности музыкального концерта. | Музыкальная гостиная | познавательная | 2 |
18-19 | Великие исполнители. Подготовка проектов. | Музыкальная гостиная | проектная | 2 |
20-21 | Мастера своей эпохи. Презентация проектов | Музыкальная гостиная | проектная | 2 |
22 | Знаменитые залы России | Виртуальная экскурсия | познавательная | 1 |
23 | Музыкальные залы нашего города | Виртуальная экскурсия | познавательная | 1 |
24 | Эстрадная музыка и электронные инструменты | Музыкальная гостиная | творческая | 1 |
25 | Музыкальная сцена сегодня. | концерт | творческая | 1 |
26 | Вводное занятие. Создатели кинофильма. | Музыкальная гостиная | познавательная | 1 |
27-28 | Великие режиссеры и актеры. | Музыкальная гостиная | познавательная | 2 |
29-31 | Музыка экрана. Кинокомпозиторы. | Музыкальная гостиная | познавательная | 3 |
32-34 | Музыкальная жизнь нашего города. Подготовка работ к выставке | мастерская | творческая | 3 |
35 | Выставка творческих работ | выставка | творческая | 1 |
Тематическое планирование 7 класс
№ | Тема занятий | Формы организации внеурочной деятельности | Вид деятельности | Кол-во часов |
1 | Введение. Музыка объединяет сердца. | фестиваль | творческая | 1 |
2-5 | Музыка со всего света. Музыка народов мира. Творческие проекты «Музыка мира» | фестиваль | творческая | 4 |
6-9 | Музыкальные инструменты народов мира. Творческий проект «Виртуальный музей муз. инструментов» | Виртуальная экскурсия | проектная | 4 |
10 | Песенный марафон. Исполнение песен народов мира. | концерт | творческая | 1 |
11 | Музыка древних цивилизаций | Музыкальная гостиная | познавательная | 1 |
12 | История нотного письма. | Музыкальная гостиная | познавательная | 1 |
13-14 | Симфоническая музыка. | Музыкальная гостиная | Познавательная творческая | 2 |
15-16 | Эволюция инструментальной музыки | мастерская | Познавательная творческая | 2 |
17-18 | От братства менестрелей до заслуженного коллектива страны | Музыкальная гостиная | познавательная | 2 |
19-21 | Музыка в комнате. Презентация творческих проектов. | мастерская | проектная | 3 |
22-23 | Музыка эпохи классицизма и романтизма | Музыкальная гостиная | познавательная | 2 |
24 | Рождение оперы. | Музыкальная гостиная | познавательная | 1 |
25 | Балет: от классики к современности | Виртуальная экскурсия | Познавательная творческая | 1 |
26 | Гайдн- первооткрыватель | Музыкальная гостиная | познавательная | 1 |
27 | Великий философ и добродушный шутник. И. С.Бах | Музыкальная гостиная | познавательная | 1 |
28-29 | Композиторы- романтики | Музыкальная гостиная | познавательная | 2 |
30 | Маг и волшебник русской музыки П. Чайковский | Музыкальная гостиная | Познавательная творческая | 1 |
32 | Инструментальное творчество татарских композиторов | концерт | творческая | 1 |
33-34 | Композиторы 20 века | конкурс | творческая | 2 |
34 | Композиторы за пультом. Знатоки музыкального искусства | мастерская | творческая | 1 |
35 | Жизнь рождает музыку. Презентация проектов. | Фестиваль проектов | проектная | 1 |