"Музыка дома"
Дистанционное обучение дошкольников стало реальностью нашего времени. Изоляция детей и взрослых в связи с распространением малоизученной коронавирусной инфекции способствовала поиску педагогами новых форм и методов работы с дошкольниками и их семьями. Благодаря дистанционному обучению стало реальным изучать любой предмет, и даже музыку, не выходя из дома. Безусловно, такие занятия не рассчитаны на профессиональное образование, их цель – дать ребенку общее музыкальное развитие.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыка в жизни вашего ребенка | 81.42 КБ |
Праздники дома | 32.97 КБ |
Музыкальное воспитание в семье | 1.41 МБ |
Музыка и здоровье ваших детей | 39.5 КБ |
Учим слушать музыку | 662.5 КБ |
Картинки - Жанры музыки | 1.58 МБ |
Памятка | 379.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУЗЫКА В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЕНКА
Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима.
Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и осознаёт окружающий его мир. Музыка вносит в жизнь ребёнка радостные переживания, развивает фантазию, творческие способности. Дети слушают музыку, двигаясь под неё, пляшут, играют, поют, подпевают.
Какова же роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка?
Вы можете привлекать ребёнка к слушанию музыки. Начинать можно с маленьких игр-попевок. Мелодии у них спокойные или плясовые, которые доступны неподготовленным в музыкальном отношении детям. Исполнять их можно во время умывания, одевания, бодрствования, кормления, прогулок. Можно пользоваться пособием «Поём, играем, танцуем дома и в саду» М.А.Михайловой и Е.В.Горбиной.
Чтобы воспитать интерес у ребёнка к музыке с ним нужно заниматься с самого раннего возраста. Как можно больше петь ребёнку, привлекая внимание к музыке, к подпеванию песен, движению под музыку. Ваш ребёнок уже способен узнать песню по мелодии. Мы с вами должны развивать музыкальную память, обращать внимание на композиторов, давать простейшие сведения о них. Помните, что при исполнении детьми взрослых песен они перенапрягают голосовые связки, а это плохо сказывается на развитие певческих навыков.
Слушая с ними песню или инструментальную музыку, обратите внимание на содержание, выразительные средства музыки, характер. Если ребёнок пляшет, обратите внимание на ритмичность движений, выразительность, красоту. Хорошие результаты приносит знакомство детей с различными музыкальными инструментами, прослушивание знакомых мелодий на этих инструментах. Обязательно прослушивайте с детьми музыкальные сказки, песни, предварительно рассказав об их содержании.
Эти приёмы не сложны и вполне доступны: результат скажется в том, что ваш ребёнок полюбит музыку и станет она для него необходимостью. Пусть дети не станут музыкантами-профессионалами, но зато обогатится их духовный мир.
Музыка, помимо своего эстетического значения, способна оказать благотворное влияние на здоровье ребёнка. На это в своё время указывал профессор В.М.Бехтерев. И он же предупреждал о том, что нельзя безнаказанно терзать детский слух различными побрякушками и несвойственными детскому возрасту резкими звуковыми эффектами.
Органу слуха необходима тренировка: способность правильно улавливать звуки, понимать их гармонию, которая приходит не сама собой – она воспитывается. Такой тренировке и воспитанию могут немало способствовать музыкальные игрушки.
В возрасте от года до трёх лет детям полезны поющий волчок или органчик, механически воспроизводящие звуки – несложные музыкальные мелодии. Другие музыкальные игрушки в руках таких малышей, ещё не обладающих ни развитым музыкальным слухом, ни необходимыми навыками, обычно превращаются лишь в источник шума. А шум утомителен и вреден не только взрослым, но и самим детям.
Ребёнок 4-5 лет способен самостоятельно извлекать певучие созвучия и простейшие мелодии из детских муз.инструментов: труб, металлофонов, роялей и т.д. Но мало дать ему такую игрушку, надо терпеливо, не раз и не два показать, как ею пользоваться, проследить, усвоил ли он ваши уроки.
Установлено, что из всех компонентов музыки, ребёнок раннего возраста улавливает главным образом ритм. И это не случайно. Ведь чувство ритма имеет глубокие биологические корни. Ритмично большинство функций человеческого организма: биение сердца, дыхание, ходьба. Ритм их меняется в зависимости от физического и психического состояния.
Есть наблюдения, позволяющие предположить, что в первые месяцы жизни, когда ребёнок особенно тесно связан с матерью, по ритму её дыхания и сердца улавливает её настроение.
Став старше, дети реагируют на мелодию, а позднее на тембровое звучание различных муз.инструментов. Музыка не только создаёт настроение, она воздействует на работу мышц и внутренних органов. Вот почему физкультурой приятнее и легче всего заниматься под музыку.
Будет очень хорошо, если вы привьёте ребёнку любовь к пению. А для этого необходим пример взрослого. Пойте вместе с ним. Это будут очень приятные минуты, усиливающие доверие, понимание и дружбу между вами. Музыка, игры и пляски вызывают у ребёнка желание петь. Сперва он начинает подпевать «ля-ля-ля» или «траля-ля». Потом запоминает и воспроизводит несложные куплеты и наконец, в возрасте 2-3 лет – простые песенки.
Ребёнку нужно помочь увидеть и понять прекрасное. Взрослые должны научить его видеть красоту в природе, в труде, в искусстве. Должны научить радоваться и волноваться, слыша трель соловья, журчанье ручья, видя, как человек создаёт прекрасное своими руками, своим трудом, преображая природу и быт народа. Должны научить не оставаться равнодушным к живой природе, к хорошей картине, памятнику архитектуры, к народной песне, к музыке. Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и осознаёт окружающее. Она будит его мысли и чувства, развивает творческую фантазию, формирует художественный вкус. Но музыка действенное средство тогда, когда она осознанно воспринимается ребёнком, когда он осмысливает преданные в ней чувства, настроения.
Семья должна помочь детям полюбить и понять хорошую музыку. Это воспитывает ребёнка нравственно, развивает у него хороший вкус. Ребёнок, умеющий видеть прекрасное, никогда не совершит плохого поступка.
Уже с младенческих лет ребёнка нужно приобщать к музыкальной культуре. К сожаленью, многие родители считают, что забота о муз.воспитании правомерна по отношению одарённых детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем не обязательно.
Каждому родителю следует помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Каждый нормальный здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же, главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка. Если даже ваш ребёнок посещает детский сад, вы не должны оставаться в стороне от муз.воспитания, нельзя лишать его возможности петь, плясать, слушать музыку дома. Приглядитесь, какое отношение к музыке проявляет ваш ребёнок. Если он равнодушен – это плохо! Значит, музыка не стала его потребностью. И вина семьи и педагогов здесь неоспорима. Ведь именно семья – главный помощник детскому саду в приобщении детей к муз.культуре. В семье наиболее доступным средством приобщения детей к муз.искусству является слушание музыки. Оно вызывает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает худ.вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает ребёнку понимать прекрасное в жизни.
Д.Кабалевский в одном из своих докладов приводил такой пример: «Как-то приведя к учительнице музыки свою семилетнюю дочь, её мать спросила: «Стоит ли учить девочку музыке? Есть ли у неё для этого достаточно способностей?» Вместо ответа учительница задала свой вопрос: «А вы не спрашивали у преподавателя физики, истории – есть ли у вашей дочери способности к физике, истории? Ведь вас не удивляет то, что она будет изучать эти предметы, хотя возможно она не станет ни историком, ни физиком. Почему же музыкой, этим чудесным предметом, созданием человеческого гения, без которого не может прожить свою жизнь ни физик, ни историк, должны заниматься только избранные, особо одарённые дети?!»
Музыка развивает, воспитывает, она заставляет нас смотреть на мир другими глазами. Делает нас чище, духовно богаче, культурнее, интеллигентнее.
В наше время в магазинах можно найти много интересной литературы по муз.воспитанию детей, аудиозаписей с различными сказками, детскими песнями, а также дисков с муз. фильмами. Всё это помогает значительно расширить кругозор и воспитывать здоровый, требовательный, художественный вкус. А он необходим, чтобы сделать достоянием ребёнка подлинные сокровища музыкального искусства и оградить его от того, что могло бы развратить его и исказить представления о прекрасном.
Предварительный просмотр:
ПРАЗДНИКИ ДОМА
Почти в каждой семье есть хорошие традиции, связанные с общественной жизнью страны, со своими памятными датами – праздник великой Победы, день города, Новый год, профессиональные дни, дни рождения и т.д.
В детских садах ведётся большая подготовка ребят к праздникам. В доступной форме ведётся рассказ о предстоящем празднике, проводятся экскурсии. Дети учат стихи, песни, танцы к праздничному утреннику, готовят костюмы, декорации, участвуют в оформлении зала. Однако остаётся широкое поле деятельности и для воспитательной роли родителей, особенно, если принять во внимание то обстоятельство, что праздничные дни проводят всегда дома. Поинтересуйтесь у своего воспитателя, музыкального руководителя, как именно идёт подготовка к празднику, о чём они беседовали с детьми, какой репертуар готовят к утреннику. И в зависимости от этого подумайте, чем вы можете дополнить знание детей о празднике.
В предпраздничные дни детям интересно, как украшают улицы, площади, дома. Во время прогулок ребята живо интересуются предстоящим праздником, задают вопросы. Это очень подходящий момент для того, чтобы рассказать ребёнку в доступной форме о предстоящем празднике. Удачно подобранные стихи, рассказ, иллюстрации в связи с основной темой праздника дадут детям более полное представление о предстоящем празднике.
Праздничные дни представляют собой интересное зрелище-украшение флагами, плакатами, разноцветными огнями улицы, концертами на площадях города, радостным настроением людей. Отдельные фрагменты дети могут послушать или посмотреть по радио и по телевизору.
Но иногда праздничный день приносит ребёнку разочарование и огорчение. Его укладывают спать пораньше, чтобы не мешал, а сами родители празднуют. Но можно так продумать праздник, что будет интересно и детям, и взрослым. Дома можно устроить театрализованное представление или небольшой концерт. Концерты бывают
музыкальными, литературными, музыкально-литературными. Для дома наиболее интересными являются музыкально-литературный концерт, где чтение стихов, рассказов чередуются с музыкальными номерами (исполнение песен, игра на музыкальных инструментах, танцы). В детском саду с детьми готовят праздничный репертуар, с которым могут ознакомиться все родители и могут помочь ребёнку вспомнить песню, стихотворение или роль, предназначенную вашему ребёнку в какой-нибудь сценке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности . В. А. Сухомлинский Нравственное и эстетическое воспитание в семье призвано развивать талант и дарования детей Музыка- величайший источник нравственного развития. Она открывает перед ребёнком мир ощущений, переживаний, и позволяет в самой доступной форме знакомится с окружающими явлениями. Первые шаги в мире музыке ребёнок делает в семье. С раннего детства он впитывает в себя мелодии и ритмы колыбельных, детских, народных песен. Привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам любит музыку, чувствует и воспринимает её. Поэтому возникает вопрос о музыкальной культуре самих родителей. Как организовать работу с родителями по обучению в области музыки, как привлечь родителей к совместной работе с педагогическими учреждениями, какую помощь оказать, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные результаты?
Основные усилия должны исходить от образовательных учреждений: детских садов, школ, центров внешкольной работы, школы искусств. Родителям надо изучать литературу по семейному воспитанию и начинать надо с произведений А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других . В. А. Сухомлинский в своей замечательной книге "Сердце отдаю детям" говорит: " Ребёнок - это зеркало нравственной жизни родителей". Как это актуально в нашей дни. Музыкальное воспитание в семье должно быть направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, развивать общую музыкальность.
Каковы же основные признаки музыкальности? Первый признак - способность чувствовать характер музыки, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение. Музыка волнует маленького слушателя. Ритмичный марш вызывает у него радость, грустная песня заставляет грустить. Второй признак - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Дети различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев), простейшие свойства музыкального звука (высокий, низкий, тембровое звучание рояля, скрипки), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный или энергичный, подвижный). Постепенно накапливается запас любимых песен. Третий признак музыкальности - проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребёнок по своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для марша, тяжело ступающего медведя, прыгающего зайчика, летающей птички.
Несколько правил для родителей по организации музыкального воспитания. Родителям необходимо поддерживать стремление детей напевать слышимую мелодию и не только песен, но и инструментальных произведений. Это положительно сказывается на певческих умениях . Пусть дети почаще делают умственные операции, такие как сравнение характера музыки (нежная, грустная, колыбельная, весёлая), различение музыки (темп), узнавание музыки (песня, танец, марш). Родители не должны развлекать детей теми же удовольствиями, которыми наслаждаются сами, они должны беречь их от пагубного воздействия антикультуры, ведущей к разрушению личности. Хрупкой психике ребёнка, особенно маленького, противопоказаны современные зрелищные шоу с громким музыкальным сопровождением, пиротехническими эффектами. Исполнение песен, хороводов, частушек, плясок объединяет всех членов семьи, а если музыкальное деятельность сочетается с другими видами - театрально-игровой, художественно словесной, изобразительной-то решаются важные нравственно- эстетические задачи воспитания .
Несколько правил для родителей по организации музыкального воспитания. Важно так организовать развлечения, чтобы они не создавали излишних трудностей, не требовали от детей дополнительной нагрузки при подготовке. Дома нужно иметь детский музыкальный инструмент бубен, на котором звучат своеобразные ритмы (путем встряхивания, скользирующих ударов, ударов "свободной кистью, пальцами"). Все это помогает развитию ходьбы и бега, улучшает осанку, координацию движений . Необходимо определить место в детской комнате, где ребёнок может музицировать, непринуждённо действовать. Купите ребёнку достаточное количество детских музыкальных инструментов: металлофон, скрипку, музыкальный молоточек, бубен . Самостоятельная музыкальная деятельность является результатом музыкальных знаний, умений, впечатлений, приобретённых на занятиях, праздниках, развлечениях.
Методы музыкального воспитания в семье. Методы семейного музыкального воспитания строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребёнка. Они разнообразны, но основными являются: 1. Метод убеждения средствами музыки. Исполнение музыки должно быть ярким, темпераментным, выразительным , доступным. Родителям самим необходимо предварительно ознакомиться в процессе многократного прослушивания с музыкальным произведением, чтобы понять, о чем рассказывает музыка, а затем слушать вместе с ребёнком, разъяснять тему, содержание песни. Музыка - "язык чувств". Она волнует, создаёт определённое настроение, вызывает ответно мысли, заставляет думать. Поэтому важно пояснением, словом усилить переживание ребёнка и направить внимание на средства музыкальной выразительности.
2.Метод приучения, упражнений. Необходимо постоянно учить детей внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, улавливать нюансы, активно действовать, постоянно вызывать интерес к музыке, потребность общения с ней. Эта работа ведётся последовательно из года в год, изо дня в день. Иногда надо ждать годами, чтобы однажды сердце ребёнка дрогнуло, переполнилось чувством прекрасного. В. А. Сухомлинский писал: "Одна из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребёнку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка". Приучая детей эстетически относиться к музыке, родители должны проявить много повседневных усилий, терпения и настойчивости.
Виды музыкальной деятельности в семье. Пение. Дошкольникам свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. Значение пения в том, чтобы ребёнок правильно понял содержание музыкальных образов, проявил свои чувства в естественном пении. Пойте почаще вместе с детьми их любимые песни. Музыкально-ритмические движения. Необходимо как можно раньше развивать умения согласовывать свои движения с музыкой в доступной и интересной для детей форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев. На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Чем сложнее и объёмнее музыкальные произведения, тем больше движений, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Рождается творческое воображение, развиваются волевые качества. .
Слушание музыки в семье. Включает в себя: знакомство детей с музыкальными произведениями, привитие навыков культуры слушания музыки, формирование музыкального вкуса. Навыки культуры восприятия формируются путём многократного прослушивания музыки, доступной детскому пониманию. В раннем детстве развивается умение прислушиваться к музыкальным звукам. Детей 3-4 лет приучают дослушивать песню до конца, не отвлекаясь. У старших дошкольников эти навыки углубляются. В более старшем возрасте благодаря этим навыкам он станет активным слушателем музыки. Игра на детских музыкальных инструментах. Вызывает у ребёнка большой интерес. Ими широко надо пользоваться в семье, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Детские инструменты должны звучать чисто, быть доступными детям по своему размеру, весу, простыми по конструкции, достаточно прочными. В раннем и младшем дошкольном возрасте применяют погремушки, колокольчики, дудочки, маленькие бубны. Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша. Старшие дошкольники должны знать названия инструментов, характер звучания (цитра по звучанию нежная, мягкая; металлофон звенящий; аккордеон звучный; тарелки звонкие, громкие; барабан гремящий), правила хранения инструментов, правила пользования. Должны играть индивидуально простейшие песенки, импровизировать ритмические и мелодические попевки .
Для того, чтобы музыкальное развитие ребёнка было эффективным, нужно: 1)Постоянно следить, чтобы ребёнок правильно произносил слова, если в речи есть дефекты, вовремя обратиться к логопеду, к лор врачу, если сильно возбуждается без причин- к невропатологу. 2)Следить за музыкальным словарем ребёнка, добиваться увеличения количества употребляемых им эмоционально - выразительных слов, объяснять каждое непонятное музыкальное слово или предложение. 3)Читать детям стихи, сказки, рассказы о детстве, творчестве композиторов. 4) Петь, играть, танцевать вместе с детьми под музыку и без. 5)Ходить всей семьёй в театры, цирк на детские музыкальные представления, оперу, балет, если нет возможности посещать их, купить диски с музыкальными произведениями и смотреть их вместе с детьми. 6)Не сравнивать музыкальные способности своего ребёнка с другими детьми.
Предварительный просмотр:
Музыка и здоровье ваших детей
Современные исследования в области детской психологии и педагогики доказывают, что раннее музыкальное воспитание благотворно влияет на интеллектуальное и психическое становление личности ребёнка. Учёные всего мира считают, что самый универсальный способ повышения интеллекта у детей – регулярные занятия музыкой. Кроме того, они обратили внимание на значительный психотерапевтический эффект воздействия музыки, которая снимает нервно-психическое напряжение у детей, обучающихся в современных условиях с огромными, подчас непосильными для детской психики перегрузками. Современному ребёнку очень сложно находиться в окружающем его технизированном и компьютеризированном мире, в ситуации глобального нравственного и духовного кризиса нашего общества. В силу этого он очень уязвим и подвержен различным стрессовым состояниям, которые негативно влияют на его психическое и эмоциональное здоровье. Раннее музыкальное воспитание благотворно сказывается и на развитии детей с уже имеющимися патологиями: нарушенной способностью к концентрации, психическими болезнями, детскими неврозами, ослабленным зрением и др.
Идея вести музыку в терапию детских болезней не нова и известна очень давно, но получила научное объяснение лишь в последние годы. Учёные разных стран проводили специальные исследования, в ходе которых была отмечена большая польза движения под музыку, инструментального музицирования и пения в лечении некоторых психических заболеваний у детей.
Механизм воздействия музыки основан на том, что организм человека отвечает на неё по структуре «зова – ответа», что, в конечном счёте, и ведёт к согласию, слиянию, упорядоченности и равновесию его физиологии и психики. Научные исследования доказывают, что ритмическое переживание музыки всегда сопровождается теми или иными двигательными реакциями. Чувство музыкального ритма двигательно-моторно по своей природе, поэтому передача ритма музыки в простых, доступных детям движениях соответствует их естественной биологической потребности в движении и даёт большой эффект в лечении больных детей, у которых часто нарушена координация. Ещё выдающийся швейцарский музыкант и педагог Э.Жак Далькроз писал, что в образовании и развитии чувства ритма участвует всё наше тело, поэтому маленького ребёнка с нервными движениями прежде всего нужно научить соразмерять свои движения. «Нервные движения всегда безотчётны и нецелесообразны, они дают неправильные ударения. Ритмическая гимнастика, вводя движение в строго определённые рамки пространства и времени, излечивает нервы». Идеи Жака – Далькроза активно развивает выдающийся немецкий композитор и педагог Карл Орф. Весьма существенная роль в его концепции музыкального воспитания принадлежит первоначальному воспитанию чувства ритма и целенаправленному развитию элементарных двигательных навыков. Он считал, что элементарная музыка – это не музыка сама по себе, а музыка, связанная с движением, танцем и словом. Это подчёркивает большую роль движения на занятиях элементарной музыкой и открывает большие возможности в области музыкальной терапии. Кроме того, игра на элементарных инструментах создаёт у ребёнка ситуацию успеха, а совместное музицирование способствует преодолению чувства страха, неуверенности, которые сопутствуют многим психическим заболеваниям.
Но ритм имеет, как известно, не только моторную, но и эмоциональную природу. Б.М.Теплов характеризует чувство ритма как способность активно отражать в движении музыку и, вследствие этого, тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального произведения. Элементарная музыка, ритмические упражнения, различные типы движения развивают, таким образом, и эмоциональное начало, которое, в свою очередь, создаёт основу для развития личности ребёнка. Карл Орф справедливо полагал, что сохранение здоровья нации, сохранение основ её культуры зависит от отношения народа к своему фольклору. Именно поэтому в Шульверке использованы древнейшие пласты аутентичного фольклора: колыбельные песни, потешки, прибаутки, игры, которые и должны составлять эмоциональную среду для формирования интеллекта и здоровой психики ребёнка. При этом он подчёркивал, что в «каждой стране «Шульверк» должен быть обогащён своим словесным и музыкальным народным достоянием, в частности, детским фольклором.
Очень важным элементом музыкальной терапии является игровые методы работы с детьми. Дети с какими-либо патологиями часто с трудом воспринимают строго регламентированные занятия. Игровые формы работы позволяют решить многие проблемы в работе с такими детьми. В процессе игры легко и естественно вырабатываются навыки согласованных действий, дети учатся концентрировать своё внимание, ориентироваться в пространстве и происходит всё это очень естественно, без всякого давления на ребёнка, который не испытывает при этом никаких психологических затруднений.
Ещё один важный момент педагогической концепции музыкального воспитания Карла Орфа, который очень позитивно воздействует на детскую психику – это тот фактор, что в процессе совместного музицирования дети активно участвуют в создании музыкального произведения, сами являются творцами, а не просто пассивно слушают музыку. Современные исследования научно доказывают, что музыка активно воздействует на ребёнка лишь при условии его собственного участия в создании и исполнении музыкального произведения. Ребёнок постигает содержание музыкального произведения в различных видах музыкальной деятельности, но особенно интенсивно этот процесс происходит только тогда, когда он сам участвует в процессе создания музыки. «Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать» – именно этот тезис Песталоцци лежит в основе «Шульверка» Карла Орфа. В начале двадцатых годов ХХ столетия эти идеи развивались и у нас в России: выдающиеся отечественные учёные теоретики и музыканты-просветители Б.Л.Яворский и Б.В.Асафьев занимались проблемами коллективного детского музицирования. Они подчёркивали, что собственно детское творчество, сам процесс создания музыки – особо воздействует на качество музыкального воспитания и создаёт оптимальные условия для активного развития музыкальности ребёнка и развития его личностных качеств.
Применение системы музыкального воспитания по принципам Карла Орфа в лечебной педагогике и музыкальной терапии вошло в европейскую педагогическую практику в 60–70-е годы ХХ века. В различных странах «Шульверк» и музыкальный инструментарий Карла Орфа используют в школах и интернатах для слепых, слабовидящих и глухонемых детей, в логопедических группах и других детских лечебных заведениях. Конечно, важно при этом помнить, что музыка одна не сможет разрешить все психофункциональные расстройства и психические комплексы у детей, но её активное использование сыграет большую роль в становлении личности ребёнка, его активной социализации в обществе и подготовке к жизни.
Предварительный просмотр:
Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку.
Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком.
В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами с взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым. Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша.
Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Не нужно
стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения.
Лучше организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки.
Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя. Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и любящего ее.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр: