Основные направления в работе, результативность реабилитационного процесса.

Вдовина Людмила Мухарамовна

В течении периода работы(шесть лет) в сфере социальной реабилитации несовершеннолетних, попавших в трудную житзненную ситуацию и реабилитации детей с ОВЗ занималась поиском и реализацией различных направлений музыкального воспитания, образования и терапевтического воздействия музыки на  детей от 3 до 18 лет. Сложность в результативности процесса - короткий срок пребывания детей (от 3-6 месяцев), совершенно разное содержание психолого - педагогической характеристики каждого ребенка.

«Все мысли, которые имеют огромные последствия, — всегда просты» — «Война и мир» , эпилог, 1, 26.
«Самые простые решения — одновременно самые лучшие» (приписывается Наполеону) .
«Alle guten Einfälle sind einfach» (Ремарк, «Земля обетованная» , роман опубликован посмертно) . В пер. М. Рудницкого: «Все гениальные идеи просты» .
Ранняя и самая краткая формулировка: «Слова истины просты» (Еврипид, «Финикиянке») .
"Но поймите же вы: все великое - просто; поймите же: незыблемы и вечны только четыре правила арифметики. И великой, незыблемой, вечной - пребудет только мораль, построенная на четырех правилах. "
Замятин Евгений Иванович "Мы", 1920

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активная музыка

Джанни Родари прекрасно сказал о детском творчестве,

что «учить… не для того,

чтобы всех сделать художниками (музыкантами),

а для того, чтобы никто не стал рабом!»

     В сфере современного музыкального образования происходит большой творческий подъём. Создаются различные программы и технологии.

     Поиски путей более естественного и интенсивного музыкально-эстетического воздействия на детей привели меня к убеждению «обучать – играя», не принуждать – заставляя – «Мир музыки с радостью и улыбкой и пусть растёт творческий потенциал!».

    При обучении игре на музыкальных инструментах ставлю следующие задачи:

  1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
  2. Подготовить детей к освоению приёмов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
  3. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
  4. Обучение пению и игре на клавишных инструментах, духовых (блокфлейта), ударных (металлофон, треугольник и т.д.).
  5. Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).

Методические принципы:

  1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, раскрепощено (дать возможность освоиться, захотеть принять участие).
  2. Целостный подход в решении педагогических задач:

а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование);

б) приобщение к народной культуре (слушание, пение, разучивание русских народных песен и попевок).

  1. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности учащихся, что способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдачи, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

Использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала:

  1. Иллюстрации и репродукции.
  2. Дидактический материал.
  3. Игровые атрибуты.
  4. Музыкальные инструменты.
  5. Аудио и видео материалы.

В занятие обязательно входит:

  1. Музыкально-ритмические движения.
  2. Развитие чувства ритма, музицирование.
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Слушание музыки.

 Обучение игре на музыкальных инструментах – протяженный во времени, многогранный и очень сложный процесс.

 Обучение – это в значительной степени импровизация, что требует от учителя гибкости, артистичности, интуиции. Приходится искать особые приемы, методы обучения, прежде всего потому, что у детей разные темпераменты, характер, способности. Но в любом случае ребёнок нуждается в поощрении, тем более в музыкальных занятиях.

Больших успехов достигается, если специалист облечёт свои уроки в игровую форму. Он должен пребывать в творческом состоянии духа. Каждое занятие – это маленький спектакль, это – мини-театр.

Используем знакомые ассоциации, стихи о звуках и нотах, что развивает память. Начинаем играть с рук, затем нота-звуки (цветовые), длительность сравниваем с знакомыми, родными (бабушка-солдат, девочка – припевочка).

Нотный материал выстраивается от простого к сложному. Тексты песенок образны и доступны по содержанию, небольшие пьесы дополняются яркими иллюстрациями, пробуждающие детскую фантазию (сб. Корольковой И.С. «Крохе – музыканту», Е. Железнова «Игра на клавишных инструментах», Н. Ветлугина «Музыкальный букварь», Е.В. Евтух «Игра на свирели» и др.).

Данный нотный материал и программы обеспечивают всестороннее развитие личности ребёнка. Перед тем, как разучивать песенку – пьесу, учитель должен спеть её как бы для себя в присутствии ребёнка. Напевая, играть на каком-нибудь клавишном инструменте: синтезаторе, металлофоне, пианино.

Рассказать о содержании картинки, стараясь заинтересовать. Рассказ чередуется с пением песенки. Игра на музыкальном инструменте, если она не требует больших усилий, очень нравится всем детям.

В процессе разучивания у детей развивается чувство ритма, память, появляются первые навыки игры по слуху. Важно, чтобы до разучивания песенки на музыкальном инструменте у ребёнка появился к ней интерес, понравился текст или картинка. Ребёнок умеющий петь, играть на музыкальных инструментах, исполнять музыку движением, более глубоко и осмысленно воспринимает музыку.

Вывод: игра на музыкальных инструментах повышает познавательную активность детей, способствует координации музыкального мышления и двигательной сферы, развивает фантазию и творческие способности и, наконец, доставляет детям большое удовольствие.

Каждому ребёнку педагог отдаёт много сил и теплоту своей души. Но проблемный ребёнок – это в сто крат больший труд, огромные затраты энергии – физической, психической, душевной.

Многолетний опыт музыкально-коррекционной работы доказывает, что пассивное слушание музыки детям с ограниченными возможностями здоровья недоступно или дается с огромным трудом путем волевой организации педагогом статичных поз детей, «насильственной тишины», что само по себе обесценивает применение музыки в терапевтических целях. Я всегда провожу активное слушание музыки совместно с игрой на детских музыкальных инструментах (шумовых, ударных, струнных, духовых) или в движении, с применением разнообразных атрибутов (лент, шарфиков, платочков, шляп, деревянных палочек и т.п.)

Большим успехом пользуются самодельные шумовые инструменты – скрипелки, свистелки, погремушки, разнообразные коробочки и емкости с различными наполнителями, которые в совокупности с настоящими музыкальными инструментами позволяют очень нетрадиционно, образно украсить любую мелодию, сказку.

В процессе развития интереса к музыкальному творчеству предлагаю простейшие музыкальные игры с инструментами.

При обучении игре на музыкальных инструментах происходит всесторонне развитие личности ребёнка:

  1. Эстетическое – развитие чувства прекрасного, эмоциональная отзывчивость, прививается любовь к народному творчеству.
  2. Умственное – развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление.
  3. Нравственное – формируется дружелюбие, активность и самостоятельность.

Результат – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.