Кубанский Третьяков
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа №73
им. А.В. Молчанова
IX муниципальный интеллектуально-творческий конкурс
«Екатеринодарские юношеские чтения»
НОМИНАЦИЯ: «КУЛЬТУРА И СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЕКАТЕРИНОДАРА-КРАСНОДАРА»
ТЕМА: «КУБАНСКИЙ ТРЕТЬЯКОВ»
Работу выполнил:
Ученик 5 «Б» класса
МБОУ СОШ №73
Тарасенко Григорий
Руководитель:
Учитель истории
МБОУ СОШ №73
Середа А.П.
Краснодар - 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Биография Ф. А. Коваленко……………………………………..4
Глава 2. «Всю мою коллекцию… я приношу в дар городу Екатеринодару»…………………………………………………………………...6
Заключение…………………………………………………………………8
Список использованной литературы……………………………………...9
Введение
Одним из крупнейших деятелей культурной жизни Кубани конца XIX – начала XX века, безусловно является Федор Акимович Коваленко, основатель первой на Северном Кавказе картинной галереи.
В данной работе необходимо определить роль выдающегося деятеля Кубани и его личный вклад в развитие культуры. Этим и обусловлена актуальность данной научно-исследовательской работы.
Цель работы: определить вклад Ф.А.Коваленко в художественную культуру Кубани. Эта цель осуществляется в следующих задачах:
- рассмотреть биографию Коваленко;
- проанализировать деятельность Федора Акимовича;
- выяснить почему его называют «Кубанским Третьяковым».
Глава 1. Биография Ф. А. Коваленко
Федор Акимович родился 16 мая 1866 году в многодетной крестьянской семье. Любовью к искусству горело сердце Федора Акимовича всю жизнь. С детства в захолустном м.Опошне на Полтавщине Федя любил рисовать; переписывал в альбомчик стихи Пушкина, Некрасова. Мечтал стать художником. Но ему довелось окончить лишь двухклассное училище. С 1881 года он стал жить в Екатеринодаре. Возмужав, пройдя путь от рассыльного до кассира, осознав, что учиться уже не придется, он все свои сбережения, заработки пустил на приобретение книг, художественной керамики и вечной своей страсти – картин.
Героем юности Федора Акимовича стал итальянский художник эпохи Возрождения Рафаэль. Об этом свидетельствуют и библиотечные собрания Коваленко, и любительские фотографии, запечатлевшие экспозицию на стене жилой комнаты, которую он снимал.
Особой заботой Коваленко стало приобретение произведений русских художников. Этот интерес пробудила выставка в 1893 году – единственная, случайно заезжая на два дня в периферийный Екатеринодар, но зато какая! Экспозиция картин Товарищества передвижных художественных выставок включала произведения В.Е.Маковского, В.Д.Поленова, Г.Г.Мясоедова.
«Эта выставка возбудила во мне страстное желание и сильную заботу о моей коллекции. Вскорости представился случай мне побывать в Петербурге, Москве и других городах, где я все дни моего путешествия посвящал обозреванию музеев и знакомству с искусством, и в тоже время кое-где приобретал картины», - писал Коваленко, делясь воспоминаниями с В.М.Городецким.
В 1907 году Ф.А.Коваленко вспоминал: «Мысль у меня о собирании коллекции художественных произведений явилась после того, как я был лишен всякой возможности поступить в художественную школу и быть художником...».
На скудные заработки, на свои сбережения он покупает недорогие картины, этюды, старинные вещи, монеты и постепенно создает свою интересную, богатую коллекцию. Позже он признался: « На покупку картин я утрачивал все свои средства».
На улице Базарной (сейчас это улица имени Орджоникидзе), где он жил на квартире Федор Акимович в 1890году устраивает свою первую выставку. Коваленко продолжает приобретать картины, теперь уже более известных мастеров.
Так начинает свой путь Федор Акимович, он начинает собирать свою коллекцию.
Глава 2. «Всю мою коллекцию… я приношу в дар городу Екатеринодару».
Почему же Ф.А. Коваленко называют «Кубанским Третьяковым»?
О Коваленко как коллекционере многие знали понаслышке, и от того, что он представлял возможность посетить свое собрание на дому. Его увлеченность, человеческое обаяние подкупали современников. По мере разрастания коллекции, у собирателя зрела мысль о необходимости поделиться с другими этой красотой. Щедрой души человек, по натуре – просветитель, Коваленко, по примеру П.М. Третьякова, решил передать свое собрание городу, чтобы все, кто не мог бывать в больших городах, могли знакомиться с искусством живописи и археологическими памятниками в галерее. Так в городе появляется малая Третьяковка.
7 января 1903 года он направил в Екатеринодарскую Городскую Думу письмо: «…Всю мою коллекцию… я приношу в дар городу Екатеринодару. Цель моя сделать это посвящение не для личных моих выгод, а для общего блага». Коваленко дарит свою коллекцию городу, для того чтобы развивать искусство. На торжестве было много приглашенных. Художественный музей на переферии был редкостью в России.
В 1907 году город арендует под картинную галерею красивый двухэтажный особняк инженера путей сообщения Шарданова. Музей здесь расположен и поныне.
Началась жизнь, посвященная искусству. С той поры все последующие годы почетный пожизненный попечитель будет самоотверженно заботиться о сохранении и пополнении галереи, о регулярном издании каталогов, буклетов, афиш, о проведении ремонта и заготовке топлива. Число посетителей ежегодно превышалось на пять тысяч. В летнее время галерею посещали приезжие из других городов и станиц Кубанской области, а также Черноморской губернии и города Владикавказа.
Некрепким было здоровье, но неукротимым было желание укрепить галерею, добиться ее расцвета. Стремясь найти поддержку, Коваленко сплачивает интеллигенцию города, ведет обширную переписку с деятелями культуры, художниками, писателями. Из года в год Ф.А.Коваленко расширяет галерею, покупает картины с выставок. Даже Академия художеств приносит в дар много разных картин.
В 1911 году, благодаря активному участию Фёдора Акимовича, при поддержке и помощи Репина, в Екатеринодаре открылось художественное училище, а в 1912 году – художественный магазин, назначением которого было «проводить в массу художественный вкус».
Коваленко, как и Павел Михайлович Третьяков собрал целую коллекцию изобразительного искусства и основал галерею. Благодаря ему, на Кубани началось развитие художественной культуры. Благодаря Коваленко, мы обладаем такой чудесной галереей и потрясающими картинами. Поэтому мы гордо можем назвать Федора Акимовича Коваленко – «Кубанским Третьяковым».
Заключение
Краснодарский краевой художественный музей, старейший на Северном Кавказе, был открыт в 1904 году. Его основатель, Федор Акимович Коваленко, подарил городу свою коллекцию картин, книг и археологических ценностей. Вскоре музей стал центром художественной жизни города: дважды в год организовывались выставки, в которых участвовали петербургские и московские, а впоследствии и кубанские художники; пополнялись художественные и литературные фонды, росло число посетителей. Коваленко сыграл огромною роль в развитии художественной культуры на Кубани.
Жизнь Коваленко тесно переплеталась с жизнью Екатеринодарской картинной галереи. Они неотделимы друг от друга.
Коваленко – уникальная личность, гордость нашего города. Он оставил великолепную коллекцию картин и замечательную картинную галерею. Каждый житель города Краснодара, гуляя по улице Красной, должен знать, что за голубое старинное здание скрывается за взором огромного Краснодарского краевого суда. Сколько памяти и событий хранят эти залы, каждый краснодарец должен знать, кто такой Ф.А. Коваленко и обязательно заглядывать в эту прекрасную картинную галерею. Мы с благодарностью думаем об этом собирателе, коллекционере, кубанском Третьякове, который положил начало развитию культуры на Кубани – Краснодарскому художественному музею, который носит его светлое имя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бардадым В. Кубанские портреты. Краснодар., 1999.
Бардадым В. Этюды о Екатеринодаре. Краснодар., 1992.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Сайт Краснодарского художественного музея им.Коваленко [http://www.kxmuseum.ru]