статья

Беляева Мария Викторовна

Роль проектной деятельности в развитиинавыков коллективной деятельности у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol.docx8.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Беляева М. В. воспитатель

ГБДОУ детский  сад № 1

 Красногвардейского района

Санкт- Петербурга

 

Роль  проектной  деятельности  в  развитии  навы-ков коллективной деятельности у дошкольников

  Российскому  обществу  нужны  образованные,  нравственные,  предприимчивые  люди,  которые  могут  самостоятельно  принимать  ответственные  решения  в  ситуации  выбора.  Современное  общество  ставит  перед  дошкольным образованием задачу  подготовки  ребёнка  мыслящего,  умеющего  самостоятельно  добывать  и  применять  знания.  Введение  ФГОС  предусматривает  саморазвитие,  самореализацию,  самообразование  учащихся.

Исследования  учёных  убедительно  свидетельствуют,  что  глубина  и  прочность  знаний учащегося  зависит  от  способа  усвоения.  Максимальными  знания  будут  при  самостоятельном  учебно-исследовательском  поиске,  осуществленных  в  ходе  собственных  интеллектуальных  усилий.  Напротив,  знания,  полученные  путем  заучивания  существенно  уступают  по  прочности.  В  основе  успешного  усвоения  учебного  материала  лежит  познавательный  интерес.  Он  будет  постоянно  сопутствовать  учебной  работе,  если  создать  условия  для  проведения  учащимися  наблюдений,  постановки  экспериментов,  на  основе  которых дети  могут  сделать  собственные  суждения  и  умозаключения.  Именно  проектная  деятельность в детском саду  способствует  развитию  и  индивидуализации  личности,  а  также  формированию  мотивации  к  получению  знаний.  Дети  учатся  пользоваться  информацией,  решают  познавательные  задачи.  Метод  учебных  проектов  как  технология  развития  умений    является  одним  из  вариантов  в  решении  проблемы . В  проектно-исследовательском  обучении  младших дошкольников  роль  педагога  существенно  отличается  от  той,  что  отводится  ему  в  обучении  традиционном.  Если  в  традиционной  образовательной  практике  основная  функция  педагога  —  преподавание  информации,  то  в  исследовательском  обучении  эта  функция  педагога  отходит  на  второй  план.  Учитель  превращается  в  консультанта  и  помощника.  Он  —  образец  творческой  деятельности,  тот  у  кого  можно  учиться  проектно-исследовательскому  подходу  к  учению  и  жизни  в  целом.

Как  же  грамотно  организовать  проектную  деятельность?  В  любой  проектной  работе  важно  сотрудничество  воспитателя,  ученика  и  родителя.  Воспитатель  является  корректором,  консультантом,  вдохновителем  и  стратегом.  Ученик-исполнитель.  А  родитель  помогает  ребёнку  найти  нужную  информацию.  Такая  организация  хороша  и  тем,  что  родители  активно  участвуют  в  жизни  своего  ребёнка,  их  общие  творческие  интересы  выходят  за  круг  привычного  домашнего  общения.

Итак,  проектная  деятельность  включает  в  себя  следующие  этапы  (шаги):

1.  Постановка  проблемы  проекта.

2.  Тема  проекта.

3.  Цель  проекта.

4.  Задачи  проекта.

5.  Гипотеза.

6.  План  работы.

7.  Продукт  проекта.

8.  Выводы  (итог).

Проблема  может  исходить  как  от  ребёнка,  так  и  направляться  воспитателем.  Тема  (название  проекта)  должна  отражать  его  основную  идею.  Цель  определяется  по  проблемному  вопросу.  Задачи  проекта  подразделяются  на:

1.  теоретические  задачи  (изучить,  найти,  собрать  информацию);

2.  задачи,  связанные  с  моделированием  или  исследованием;

3.  задачи,  связанные  с  презентацией  (проведение  грамотной  защиты  проекта).

Задачи  обсуждаются  с  детьми  (ещё  лучше  —  с  участием  родителей).  Гипотезу  (можно  подтвердить  или  опровергнуть)  выдвигают  из  цели.

Прежде  чем  начать  практическую  разработку  проекта,  дети  должны  ознакомиться  с  методами  исследования,  которыми  они  будут  пользоваться  при  работе:

·     подумать  самостоятельно;

·     спросить  у  взрослых;

·     понаблюдать;

·     провести  эксперимент;

 

.  Надо  отметить,  что  если  в  проекте  участвует  несколько  человек,  то  на  этом  этапе  каждый  должен  рассказать  о  личном  вкладе  в  разработку  общего  проекта.

Логическим  итогом  любого  проекта  должно  быть  представление  некоего  продукта.  Это  может  быть  презентация,  альбом,  созданная  книга, творческий ресунок или поделка  и  т.  п.  Например,  продуктом  проекта  «Мой район»  может  стать  книжка-раскладушка,покоторой можно изучить  всё о районе  «от  и  до».  Заканчивается  работа  над  проектом  подведением  итогов:  смогли  ли  добиться  цели,  подтвердилась  ли  гипотеза,  довольны  ли  работой.

  Любая  проектная  работа  (индивидуальная,  парная,  групповая)  выполняется  в  течение  определенного  промежутка  времени.

Проектные  работы  могут  быть  и  более  длительными  по  времени  (летние  проекты).  Они  направлены  на  изучение  экологического  состояния  своей  местности,  проблем  родного  края,  развитие  экологической  культуры.

.  Ценность  участия  детей  в  проекте  заключается  в  том,  что  он  позволяет  включать  их  в  разнообразные  активные  формы  обучения.  А  в  целом  происходит  постепенное,  успешное,  гармоничное  развитие  личности  и  потенциальных  возможностей  ребёнка.  Задача  метода  проектов  —  заинтересовать  ребёнка,  вовлечь  в  атмосферу  деятельности,  дать  возможность  публично  показать  достигнутый  результат.

И  пусть  дети  не  сделают  новых  открытий,  но  они  повторяют  путь  учёного: 

 от  выдвижения  гипотезы  до  её  доказательства  или  опровержения!