Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Роспись деревянного яйца к пасхе»

Горбачева Оксана Михайловна

Цели занятия:

  • Познакомить с народным обрядовым праздником – Пасхой, её обычаями, традициями, новыми словами и их значением;
  • Познакомить дошкольников с православными атрибутами праздника;
  • Обогащать словарный запас детей;
  • Развивать творческие способности;
  • Воспитывать уважение к традициям русского народа;
  • Научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества;
  • Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);
  • Развивать воображение и творчество;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели занятия:

  • Познакомить с народным обрядовым праздником – Пасхой, её обычаями, традициями, новыми словами и их значением;
  • Познакомить дошкольников с православными атрибутами праздника;
  • Обогащать словарный запас детей;
  • Развивать творческие способности;
  • Воспитывать уважение к традициям русского народа;
  • Научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества;
  • Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);
  • Развивать воображение и творчество;

Предварительная работа:

Беседа с детьми о православном празднике Пасха. Рассматривание иллюстраций. Лепка яиц из папье – маше и их покраска в разноцветные тона.

Материалы для занятия:

  1. Гуашевые краски разных цветов;
  2. Кисточки;
  3. Подставки под кисточки;
  4. Ватные палочки;
  5. Яйца на подставке;
  6. Стаканчики с водой;
  7. Салфетки;
  8. Поднос для готовых яиц;
  9. Пасхальные раскраски;
  10.  Цветные карандаши.

Ход НОД:

Л: - Весна, радостная пора. Её наступления ждут, ей радуются люди. Да и как не радоваться весне!? Природа просыпается от долгого зимнего сна и оживает. В эти весенние дни колокольный звон в христианских храмах возвещает о наступлении «великого праздника».

Л: - Назовите мне, какой же главный христианский праздник мы с вами скоро будем отмечать?

(Ответы детей)

Л: - Праздник «Пасха» называется «красным». В древней Руси это слово означало не только цвет, но и красивый. «Красная пасха» - праздник победы жизни над смертью.          

Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление. Считается, что именно в этом день сын Божий Иисус Христос воскрес из мёртвых. Праздник пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, всё живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом.

Предание рассказывает, что отец послал Иисуса Христа на Землю людям – научить их жить про совести: помогать нуждающимся, делиться всем, что есть, с ближними, быть добрыми, трудолюбивыми. Люди прислушивались к нему, соглашались с ним. Но учение Христа не всем нравилось. Злые, жестокие люди решили убить Иисуса Христа. Они долго мучили его, требовали, чтобы он отказаться от своего учения, но Христос не отрекся от своего учения  - ведь он безгранично верил в то, что проповедовал людям. Иисус Христос воскрес. Пасха – самый главный праздник для православных христиан.

Л: - Как готовятся люди к этому празднику?

(Ответы детей)

Л: - В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. На пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Когда бьют во множество колоколов, то звон получается особенный, его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.

Л: - Давайте и мы послушаем прекрасную музыку – звон колоколов.

Л: - Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона?

(Ответы детей)

Л: - На Светлый праздник Пасхи на Руси всегда приято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!». И отвечать: «Воистину Воскрес!», то есть христоваться.

Л: - Это древний обычай. Из яйца выходит живое существо, зарождается новая жизнь. Это так символично для Пасхи. Яйцо занимает главное место в пасхальных обрядах. Крашеное или расписное, оно стало знаком, символом праздника. Яйцами обмениваются. Их дарят родным, соседям, всем, кто придёт поздравить с праздником. Берут с собой, отправляясь в гости.

Л: - А прежде, чем съесть крашенные яйца, с ними устаивали разные игры. И сейчас предлагаю вам поиграть в эти старинные игры.

Игры:

  1. Игра «У кого яичко крепче?». Трое детей чокаются до того момента, пока не останется один победитель;
  2. Игра «Катание яиц носом - эстафета». 2 команды по 4 человека катят яйцо носом вокруг конуса и возвращаются на место. Побеждает та команда, которая окажется быстрее;
  3. Игра «Раскрути яйцо». На столе 2 ребенка раскручивают яйца, у кого дольше крутится, тот и победил.

Л: - Молодцы. Ну, вот и наигрались, а сейчас внимательно слушайте Оксану Михайловну. *Воспитатель предлагает детям сесть за столы*

В: - На Руси использовались 2 вида праздничных яиц:

Крашенки – крашеные яйца;

Писанки – расписные яйца.

Яйца хранились целый год, яйцо играло роль оберега, считалось, что оно может уберечь от пожара, засухи, грозы, беды.

Для дочери на яйце рисовали звёздочку, для сына – дубовый листочек.

Каждый рисунок что-то означал:

Колосок – хороший урожай;

Цветы, веточки – гимн земле;

Солнышко, звёздочки – гимн солнцу;

Снежинки – небу;

Сосна – символ здоровья;

Дубок – символ силы;

Ягоды – плодородие.

Мы с вами сегодня будем расписывать яйца.

*Воспитатель показывает образцы росписи яиц (после объяснения образцы убираются)*

В: - Какими элементами расписаны яйца?

(Ответы детей).

В: - Действительно, яйца расписывались геометрическими элементами – точка, ромб, линии; растительными элементами – ветка, цветок, колосок, трилистник. На яйце элементы располагались симметрично. Делили яйцо на части вдоль и поперёк одной, двумя или несколькими линиями. Потом в эти сеточки рисовали узор. Каждый из вас сейчас может придумать свой узор. Рисовать надо кончиком кисточки, брать краски на кисточку очень мало, чтобы она не растеклась, и рисунок получался чистым и аккуратным.

(Работа детей)

В конце занятия воспитатель говорит, что все дети хорошо потрудились, предлагает им поставить свои работы на поднос и рассмотреть получившиеся работы.