ЭЙДЕТИКА

Наумова Альбина Анатольевна

Эйдетика — это методика для развития памяти, мышления и воображения посредством ярких образов. Она позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали. Но самое главное — она признана одним из ведущих направлений, способствующих формированию неординарного мышления. К ней можно обратиться в любом возрасте. Конечно, больших результатов добьются те, кто регулярно занимается с малых лет. Но, как показывает практика, для взрослых она тоже полезна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx29.99 КБ
Файл razvivayushchie_igry_po_eydetike.docx1.49 МБ
Файл propisi_dlya_dvuh_ruk_2.docx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

на тему

«Эйдетика как метод развития памяти у дошкольников»

Подготовил:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Наумова Альбина Анатольевна

2022-2023г.г.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»,- писал К. Д. Ушинский. 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Чтобы быть успешным, современный человек должен уметь удерживать в памяти огромное количество информации. Никакие записные книжки, заметки и «напоминалки» в смартфонах не способны охватить всё. Особенно, если дело касается некоторых мелочей. Они могут быть не только визуальными (например, какой режим работы указан на входе в новый магазин), но и вкусовыми (какой вкус был в прошлый раз у ликёра), слуховыми (кому принадлежит этот голос, доносящийся из телевизора в другой комнате), а также обонятельными, двигательными и тактильными.

Думаете, все эти мелочи невозможно удерживать и воспроизводить при необходимости? На самом деле современные техники и приёмы развития памяти позволяют это делать. При регулярных тренировках человек способен надолго запоминать самые незаметные детали в больших объёмах. Имя методики, которая помогает всё это реализовать на практике, — эйдетика.

Система эйдетики - память без границ. "Эйдос" в переводе с греческого - "образ". Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры. Термин "эйдетизм" был впервые введен в психологию немецким ученым Э.Йеншем, который доказал, что образное мышление - закономерная стадия детского развития. Каждый ребенок - эйдетик, говорили ученые, но различали при этом явный эйдетизм и скрытый.

Занимаясь развитием с детьми дошкольного возраста, не устаёшь восхищаться их неограниченными возможностями.

В отличие от абстрактных слов, таких как «девять», ребёнок может легко запоминать слова, обозначающие конкретные предметы — «жираф»«енот»«лиса» — как бы трудны они не были. Если взрослому человеку приходится прилагать сознательные усилия к запоминанию, то ребёнок обладает замечательной образной памятью.

Это одна из особенностей мозга ребёнка — видеть предмет, которого нет в поле зрения. Дети мыслят образами. Как искренне ребёнок боится «волка», или может видеть «чудище» под кроватью!

М.В. Осорина считала, что способность образно представлять в уме и фантазировать, развивается у ребёнка по возрастающей. В первые 5-7 лет правое полушарие, которое отвечает за воображение, развивается у ребенка быстрее, чем левое, ответственное за аналитическое и логическое мышление. По этой причине яркие образы очень важны в жизни детей, они хорошо запоминают с их помощью необходимую им информацию.

 Мы можем воспользоваться этим умением и помочь его развитию. Если постоянно включать в занятия с ребёнком игры на создание образов, то такой способ запоминания станет для ребёнка привычным, образы будут возникать без напряжения. Стоит нам только поддержать то, что дано ребёнку природой, и мы получим отличные результаты. Важно помнить о том, что если мы чем-то не пользуемся, мы это утрачиваем, эти способности атрофируются.

Результаты наблюдения развития памяти детей дошкольного возраста, показывают следующую тенденцию: всё чаще наблюдаются ограниченное запоминание у детей. Неполноценное развитие памяти накладывает отпечаток на формирование следующих психических процессов - недостаточное устойчивое внимание, сниженная память, слабая продуктивность запоминания. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно- обоснованных путей развития речи и памяти у детей дошкольного возраста.

Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Эйдетика лучший помощник в обучении детей. Дети мыслят «формами, звуками, красками и ощущениями». Эта возрастная закономерность требует, чтобы мышление маленького ребенка развивалось среди природы, чтобы он одновременно видел, слышал, переживал и думал. В основе всех методов в эйдетике лежат ассоциации. Любой предмет представляется, сравнивается.

Методика запоминания на основе эйдетики изменяет весь подход к запоминанию информации. 

ЦЕЛЬ: 

Повысить уровень теоретических знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, углубить знания по применению технологии  обучения детей по развитию памяти, учитывая их индивидуальные возможности, способности и интересы.

ЗАДАЧИ:

  • Овладение прогрессивными педагогическими технологиями обучения и совершенствование методов обучения
  • Изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения.
  • Создание условий и предпосылок способствующих развитию связной речи, зрительной и слуховой памяти, воображения и творческой активности.
  • Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. 

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • мастер-класс
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

\

ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ: 

Содержание работы на 2022-2023 уч.год

Сроки выполнения

Работа по самоподготовке

Определение цели, задач, подбор литературы. Ознакомление с новой эффективной методикой, материалами и литературой по данной тематике

Сентябрь-май

Ознакомление и внедрение изученного метода в практических занятиях

Сентябрь-ноябрь

Работа с педагогами

Мастер-класс «Секреты эйдетики»

Открытое занятие «Путешествие в лесную школу»

Работа с детьми

Создание предметно-развивающей среды. «Ассоциации» «Посмотри, запомни, повтори»

Сентябрь-ноябрь

Игры на зрительное восприятие «Найди звезду», «Где кто живет», «Лабиринты», «Найди предмет», и др

Октябрь -апрель

Игры на слуховое восприятие «Запомни цепочку», «Чья карточка», «Что так звучит», «Звуки вокруг нас»

Игры развивающие восприятие запахов «Угадай аромат»

Игры развивающие памяти у детей «Запомни слова» «Запомни движение»

Игры развивающие тактильную память «О чем ты подумал»

Работа с родителями

Консультации для родителей: «Что такое эйдетика»

Сентябрь

Консультации для родителей: «Тренируем память детей по методике «Эйдетика»»

Январь

Литература для изучения по теме самообразования:

  • Ибука М. После трех уже поздно. Москва 1991г.
  • Осорина М. Секретный мир детей. Санкт-Петербург 1999г.
  • Оклендер В. Окна в мир ребёнка. Москва 1997г.
  • Доман Г. Как развить интеллект ребёнка. Москва 1998г.
  • Матюгин И. Как запоминать цифры. Москва 2001г.
  • Матюгин И. Зрительная, тактильная, обонятельная, память.
  • Игра “Геометрические формі” Россия. Москва.
  • Игра “ Ассоциации” Россия. Москва.

Методы эйдетики

Рассмотрим детально некоторые инструменты методики "Эйдетика". Этими методами желательно пользоваться не только педагогам и воспитателям, но и родителям в ходе ежедневных совместных игр и общения. На их основе можно придумать хорошие и интересные задания, направленные на развитие у детей памяти, образного мышления, речи, фантазии, зрительной памяти.

  • Метод зрительной прорисовки. Хорошо работает при изучении цифр и букв. Он заключается в том, что контур знака дополняется деталями и, таким образом, он превращается в какой-то предмет. Например, из цифры 6 можно нарисовать навесной замок, из 7 — кочергу, а из 8 — очки. Рисуя, ребенок развивает память и прочно запоминает написание цифр или букв, а когда он встречает в своем окружении предмет, вспоминает «зашифрованный» в нем знак.
  • Метод мысленной прорисовки. С его помощью детям легче запоминать тексты и стихотворения. Перед тем как заучивать строки, детей нужно «погрузить» в атмосферу, описанную в них. Возьмем, например, известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина о лукоморье. Попросите детей представить морской берег, почувствовать запах морской воды, услышать шум прибоя. Затем дети представляют, что у берега растет огромный многолетний дуб, опоясанный тяжелой золотой цепью, а по цепи неспешно ходит кот.
  • Метод запоминания точной информации. Эта техника включает в себя мнемонику, цепной метод и акровербальную технику.
  • Мнемоника — это приемы запоминания сложной информации путем смены ее вида. Хорошим примером приема мнемоники может быть всем известная фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В этом предложении первая буква каждого слова обозначает цвет спектра в порядке их расположения в радуге.
  • Цепной метод — заключается в построении цепных ассоциативных связей, то есть таких, когда одна ассоциация вытекает из другой и тем самым помогает воспроизводить информацию в правильной последовательности. Подбор ассоциаций можно сделать занимательной игрой.
  • Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово) основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр. Кроме того, система эйдетики предлагает для малышей интересные и веселые методики, позволяющие активнее запоминать необходимую информацию в процессе игры.

Эйдетика для детей — упражнения

Заниматься с ребенком, используя эйдетические упражнения можно с 3-4х лет. Важно, чтобы ребенок сам проявлял интерес к занятиям – тогда и наука пойдет впрок. Важнейшее условие – это желание ребенка и его радостное настроение во время обучения.

Задания с карточками

  1. Сочини свою сказку Дайте ребенку 3 картинки и попросите составить сказку (рассказ), чтобы в ней встречались изображенные предметы. Для детей постарше можно использовать 5-7 карточек. Усложнить задание можно тем, что сказка должна быть на определенную тему, например, Новый год, лето, приключения на море и т.п.
  2. Что исчезло Разложите на столе перед ребенком карточки, внимательно рассмотрите с ним рисунки. Затем попросите малыша отвернуться, а Вы тем временем уберите одну карточку со стола и измените расположение остальных. Когда ребенок повернется, ему предстоит узнать, какая карточка исчезла.

Игры на развитие зрительного восприятия

  1. Исследователи Рассмотрите с ребенком какой-нибудь предмет, например, чашку. Но смотреть нужно как исследователи, то есть, проговаривая как можно больше внешних характеристик: цвет, форму, материал, рисунок, надписи, повреждения и так далее.
  2. Сыщик Загадайте какой-нибудь предмет, который находится в вашем с малышом поле зрения. Пусть ребенок попробует отгадать, задавая наводящие вопросы. Чтобы ребенок лучше понял правила игры, можно поменяться с ним ролями: пусть сначала он сам загадает предмет, а Вы будете задавать вопросы. 

Игры на развитие слухового восприятия

  1. Что так звучит Покажите крохе по очереди предметы и музыкальные инструменты, которые могут издавать звуки и спрячьте их в коробку. Потом издайте звук одним из предметов и попросите малыша назвать, какой предмет так звучит.
  2. Звуки вокруг нас Сядьте удобнее, закройте глаза и 10-15 минут слушайте с малышом все звуки вокруг вас.
  3. Кто в домике живет Возьмите коробку – это будет домик. Положите в нее карточки с изображениями животных. Попросите малыша сказать, кто в домике живет. При этом Вам нужно издавать звукоподражательные звуки животных: мяу, гав, му-му и так далее.

Игры, развивающие восприятие запахов

  1. Угадай аромат Разложите по спичечным коробочкам пахнущие специи, травы, кофе, продукты. Попросите малыша по запаху угадать, что в коробочке. Можно разнообразить задание – сделать по 2 коробочки с одинаковым содержимым и дать задание по запаху найти коробочки с одинаковым наполнением, не открывая их. В дополнение можно попросить ребенка описать запах или, если задание окажется сложным, расскажите ему сами. Например, запах чеснока – резкий и острый, а запах лимона – свежий и бодрящий.

Упражнение на все виды восприятия

Выложите перед малышом три карточки с предметами. Назовите их вместе с ним и опишите их характеристики относительно всех анализаторов: зрительного (как выглядит), слухового (какие звуки издает), тактильного (какой на ощупь), вкусового (какой на вкус), кинестетического (как двигается).Таким образом, малыш запоминает образ предмета. Переверните карточки картинками вниз и попросите кроху вспомнить, что, где нарисовано.

Упражнения на развитие памяти

  1. Запомни словаВыберите ряд слов для запоминания и попросите ребенка сочинить из них рассказ так, чтобы слова в нем стояли в предложенном порядке. Рассказ может быть нелогичным и фантастическим: здесь важно дать полную свободу фантазии.
  2. Запомни движениеДети обычно очень любят танцевать, поэтому они с радостью будут разучивать с Вами новые движения и связки. Для лучшего запоминания к ним можно придумать ассоциации или связать с какими-нибудь историями.Эйдетика для детей, может стать отличной основой и прекрасной подготовкой к школе и взрослой жизни.

Эйдетика: книги Чтобы правильно подобрать методику, можно прибегнуть к книгам Игоря Матюгина, которые помогут развить память, мышление и фантазию.

«Как развить хорошую память?» Главная изюминка книги – это запоминание сказок, стихов с помощью пиктограммы. В издании присутствуют веселые истории про животных и мультипликационных героев. Родителям эта книга подскажет, как правильно развивать детское воображение и память. Учителя смогут найти план приведения занятий в соответствие с учебным планом. Психологические игры позволят разгрузить напряженную обстановку.

«Как развивать внимание?» Достоинством книги являются простые советы и доступность. Она написана в игровой манере и представляет собой систему упражнений, направленных на развитие памяти и внимания. Советы из этой книги помогут не только детям, но и взрослым. Вы научитесь запоминать только необходимое.

«Как запоминать слова?» В книге представлены советы, которые помогут запоминать правильность написания слов. Авторы издания предлагают интересные приемы, основанные на фантазии и воображении, которые позволяют быстро запоминать слова. Способы позволят усвоить более 120 словарных слов и быстро научиться грамотному письму. В конце книги есть кроссворд.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: