Конспект урока обществознания в 5 классе "Делу время- потехе час" ( или как провести свободное время с пользой)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Дата проведения: 25ноября 2014 г.
Класс: 5
Предмет: обществознание
Тема: «Делу – время, потехе - час»
( или как провести свободное время с пользой)
Учитель: Кравцева Светлана Николаевна
Место проведения: ГБОУ СОШ №3 «ОЦ »с. Кинель-Черкассы
Цель урока: сформировать представление учащихся о времени как ценности и способах организации свободного времени.
Задачи урока:
1. Определить суть понятий: «время», «свободное время».
2. Развивать у учащихся умения планировать свое время, работать с учебником, дополнительной информацией, вести дискуссию.
3. Воспитывать качества, позволяющие рационально использовать свободное время, творчески подходить к выполнению учебных заданий; коммуникабельность.
Тип урока : урок изучения нового материала
Вид урока: комбинированный
Формы работы:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Подготовительная работа осуществлялась по алгоритму:
- Постановка проблемы:
- проведение мероприятия согласно календарно-тематического планирования.
- Планирование деятельности по проведению занятия:
- Подбор учащимися поговорок и пословиц о времени;
- Сбор организационной группы, составление вопросов для анкеты по теме, анкетирование знакомых и учащихся;
- Подготовка презентации, раздаточного материала.
- Итог.
Оборудование: компьютер с проектором, раздаточный материал.
учебник «Обществознание 5» (под редакцией Боголюбова Л. Н.), настенные часы.
Ход урока:
I. Организационный этап
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит много сложной и интересной работы.
II. Актуализация знаний.(Постановка целей и задач).
(cлайд № 1) О чём идёт речь в стихотворении?
Когда ложиться и вставать,
Когда игру нам затевать,
Когда садиться за урок,
Когда с малиной есть пирог -
Нам всё часы покажут точно,
Чтоб на вопрос: "Который час?" -
Ответить мог ты всякий раз. ( Про часы ) (cлайд №2)
Зачем человеку часы? (чтобы знать время).
Давайте подберём слова-ассоциации к слову «время».
Учащиеся без особого труда назовут такие единицы времени, как
минута, секунда, час, сутки, неделя, месяц, год, век, тысячелетие.
- Посмотрите что мы ещё не назвали (cлайд №3)
Время | |||||
«Толковый словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова даёт следующие толкования этого слова время :
(cлайд №4)
ВРЕМЯ – определенный момент, в который происходит
что-нибудь.
ВРЕМЯ – промежуток той или иной деятельности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет.
ВРЕМЯ – продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.
А вот представьте себе, что завтра во всём мире сразу сломаются все часы! Какие могут быть последствия?
Что произойдёт в этом случае? (будет беспорядок, люди потеряют счёт времени и др).
(cлайд №5)
Вывод : время-это счёт, которым оценивают учение, труд, добрые дела человека.
III. Новая тема.
-Тема нашего урока звучит так: (cлайд № 6)
Делу время -потехе час.
( или как провести свободное время с пользой)
- Откроем тетради и запишем число и тему урока.
Постановка целей урока.
- А пока вы записываете тему я вас задам следующий вопрос :
- А как можно назвать время когда вы уже пришли со школы, выполнили домашнее задание и сделали все дела по дому?
Совершенно верно, свободное время.
- Мы узнаем, как рационально использовать время, чтобы успевать делать всё – работать, отдыхать, и как можно и нужно им распоряжаться.
Предлагаю вам работать по такому плану.
(cлайд № 7)
План: 1. Что такое свободное время.
2. Свободное время и занятия физкультурой.
3. Свободное время и телевизор.
4. Мастерить своими руками.
5. Что такое хобби.
- Работа с понятием (1 пункт плана):
Есть такая восточная пословица: «Самое длинное путешествие начинается с первого небольшого шага». Давайте попробуем вместе с вами сделать этот шаг навстречу времени.
(cлайд №8 ( 1))
Чтобы правильно распределить время, давайте подумаем, какие занятия для вас являются первоочередными, главными.
cлайд № 8(2), cлайд № 8(3), cлайд № 8(4)
(предполагаемые ответы учащихся: «ходить в школу», «выполнять домашние задания», «помогать родителям», «убирать свою комнату» и т.д.);
(cлайд №9) Вывод:
Время, которое остаётся после выполнения обязательных дел, называют свободным временем.
Это не значит, что свободное время ничегонеделание.
Это время для разнообразных занятий, которые каждый сам себе выбирает.
Работаем с учебником.
Сейчас 1 вариант : знакомится с письмами ребят на с. 40 и дают оценку с точки зрения полезности проведения свободного времени.
2 вариант : записывают свои, наиболее типичные занятия в свободное время и дают оценку с точки зрения полезности его проведения.
Слово учителя: Оля Яковлева провела опрос о способах проведения свободного времени учащимися нашей школы.
Послушайте, ( зачитывает опрос) и памятку вывешивает на доску.
Далее организуется работа по «рядам»:
А теперь работаем по рядам:
1 ряд: готовит ответ на вопрос:
Почему в свободное время нужно заниматься физкультурой? + с. 40-42учебника.
(cлайд № 10) Вопросы после прочтения:
- Кто из вас делает по утрам зарядку?
- А кто регулярно занимается спортом или хореографией?
3.Кто может похвастаться своими успехами в спорте или другом занятии ?
2 ряд : Свободное время , телевизор, компьютер и
мобильный телефон. С.42.
(cлайд № 11) Вопросы после прочтения:
1.Что приносит человеку телевизор : пользу или вред?
2.Можно ли считать потерянным временем долгое сиденье у телевизора?
3.Каким телепередачам вы отдаёте предпочтение, учась в начальной школе, и каким — теперь.
3 ряд: Мастерить своими руками.
(cлайд№12) Вопросы после прочтения:
1. А что можете сделать вы?
2. Кто из ребят сам или с помощью родителей смастерил что-то полезное для дома и семьи.
(cлайд №13) Физминутка
Чтобы быть всегда в порядке
Надо делать физзарядку!
Раз- подняться,
Два- присесть.
Развернуться, улыбнуться
И на место снова сесть.
4. Что такое Хобби?
В жизни каждого человека есть увлечение. Люди рисуют, поют, собирают марки, часами просиживают за компьютером, разводят рыбок или слушают музыку, читают или выращивают кактусы. Кто-то занимается спортом, кто-то рисует…
На это вы тоже тратите свободное время.
Есть ли польза от такого времени?
Без сомнения, часть свободного времени необходимо отвести своему хобби. Что это такое?
Работа со словарем с. 126 ( Записать в тетрадь)
(cлайд №14)
Хобби - постоянное длительное увлечение чем-то во время досуга, занятие для себя.
А сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие в прошлое и узнаем, «Чем занималась молодежь, подростки в XIX веке? Как проводили свое свободное время?»
Откроем с.45-46 ( Обсуждение по картинам учебника)
А у вас, ребята, есть хобби?
IV. Коллективная работа.
Ребята, предлагаю вам создать «Дерево ваших увлечений»
Возьмите листочки которые лежат у вас на партах и напишите ваши увлечения , свое хобби. Расскажите, о них, сделайте рекламу своему хобби.
(рассказы ребят) прикрепите листочек к нашему дереву.
Как вы думаете, а может ли это увлечение перерасти в вашу будущую профессию?
Ведь в жизни каждого человека есть увлечение, которое помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает с миром науки, искусства, природы, с миром людей, помогает найти смысл жизни. Это занятие для души.
Сейчас я вам расскажу, чем же увлекались великие люди. Их увлечения переросли в профессию, и помогли им стать знаменитыми.
(cлайд №15)
Известный композитор Вольфганг Моцарт с трёхлетнего возраста увлекался музыкой на клавесине. В 4 года Моцарт уже сочиняет свои пьесы и давал небольшие музыкальные концерты.
В доме, где жила Софья Ковалевская, известная женщина-математик, одна стена была оклеена листами лекций профессора .Листы с формулами привлекли внимание любопытной девочки. Вид многих формул крепко врезался в память маленького ребёнка, хотя их смысл пока ещё не был понятен 8-летней девочке. Однако чуть позднее у Софьи появился целенаправленный интерес к математике.
Прекрасный врач Владимир Иванович Даль любил собирать русские слова, пословицы, сказки. И прославился он своим толковым словарем, который всем известен сейчас как Словарь Даля.
Арнольд Шварценеггер собирает машинки марки Hammer.
Итак, как лучше проводить свободное время?
Вывод: свободное время необходимо организовывать разумно, чтобы оно приносило пользу человеку, способствовало его интеллектуальному, творческому и физическому развитию.
V. Рефлексия.
(cлайд № 16)
Задание : Закончите фразу (по выбору)
Сегодня я узнал….
Было интересно…
Было трудно….
Я понял что….
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне хотелось…
VI. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какие выводы сделали для себя?
(cлайд №17)
Вывод урока:
Замечательная пословица “Делу время, потехе час” учит нас ценить жизнь, ее быстротечность использовать с умом.
чтобы проводить время с пользой – надо умело его распределять.
Этому нас учит народная мудрость –
«Скучен день до вечера, коли делать нечего»;
«Праздность – мать пороков»;
«Без дела жить – только небо коптить»;
«Проленился – хлеба лишился».
Старайтесь понять, чем бы вам хотелось заниматься, терпеливо прислушивайтесь к себе.
Ведь жизнь увлечённого человека гораздо богаче, интереснее, красочнее.
Я надеюсь, что ваши увлечения в свободное время помогут вам развить себя
и пригодятся вам в дальнейшей жизни.
Желаю вам стать великими и знаменитыми людьми!
Вы сегодня хорошо поработали, и я хочу сделать небольшой подарок: буклеты с советами рациональной организации вашего свободного времени.
VII. Выставление оценок за урок.
(cлайд № 18)
VIII. Домашнее задание: §5, с. 40-47,
с. 47-48 , Учимся распределять время
Спасибо за работу!