Конспект урока обществознания в 5 классе "Делу время- потехе час" ( или как провести свободное время с пользой)

Кравцева Светлана Николаевна

Представление учащихся о времени как ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл время- ценность 36.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Дата проведения: 25ноября 2014 г.

Класс:  5

Предмет: обществознание

Тема: «Делу – время, потехе - час»

( или как провести свободное время с пользой)

Учитель: Кравцева Светлана Николаевна

Место проведения: ГБОУ СОШ №3 «ОЦ »с. Кинель-Черкассы

 Цель урока:  сформировать представление учащихся о времени как ценности   и способах организации свободного времени.

Задачи урока:

1. Определить суть понятий: «время», «свободное время».

2. Развивать у учащихся умения планировать свое время, работать с учебником, дополнительной информацией, вести дискуссию.

3. Воспитывать  качества, позволяющие рационально использовать свободное время, творчески подходить к выполнению учебных заданий; коммуникабельность.

Тип урока  :  урок изучения нового материала

Вид урока: комбинированный

Формы работы:

  • коллективная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Подготовительная работа осуществлялась по алгоритму:

  1. Постановка проблемы:
  • проведение мероприятия согласно календарно-тематического планирования.
  1. Планирование деятельности по проведению занятия:
  • Подбор учащимися поговорок и пословиц о времени;
  • Сбор организационной группы, составление вопросов для анкеты по теме, анкетирование знакомых и учащихся;
  1. Подготовка презентации, раздаточного материала.
  2. Итог.

Оборудование: компьютер с проектором, раздаточный материал.

учебник «Обществознание 5» (под редакцией Боголюбова Л. Н.), настенные часы.

Ход урока:

I. Организационный этап

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит много сложной и интересной работы.

II. Актуализация знаний.(Постановка целей и задач).

(cлайд № 1) О чём идёт речь в стихотворении?

Когда ложиться и вставать,
Когда игру нам затевать,
Когда садиться за урок,
Когда с малиной есть пирог -
Нам всё часы покажут точно,
Чтоб на вопрос: "Который час?" -
Ответить мог ты всякий раз. ( Про часы ) (
cлайд №2)

Зачем человеку часы? (чтобы знать время).

Давайте подберём  слова-ассоциации к слову «время».

 Учащиеся без особого труда назовут такие единицы времени, как

минута, секунда, час, сутки, неделя, месяц, год, век, тысячелетие.

-  Посмотрите  что мы ещё не назвали (cлайд №3)

Время

 «Толковый словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова даёт следующие толкования этого слова время :

(cлайд №4)

ВРЕМЯ определенный момент, в который происходит
что-нибудь.
ВРЕМЯ – промежуток той или иной деятельности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет.
 ВРЕМЯ –  продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.


А вот представьте себе, что завтра во всём мире сразу сломаются все часы! Какие могут быть последствия? 

Что произойдёт в этом случае?  (будет беспорядок, люди потеряют счёт времени и др).

(cлайд №5)

Вывод :  время-это счёт, которым оценивают учение, труд, добрые дела человека.

III.  Новая тема.

-Тема нашего  урока звучит так:  (cлайд № 6)

 Делу время -потехе час.

 ( или как провести свободное время с пользой)

-  Откроем тетради и запишем число и тему урока.

  Постановка целей  урока.

- А пока вы записываете тему  я вас задам следующий вопрос :

-  А как можно назвать время когда вы уже пришли со школы, выполнили домашнее задание и сделали все дела по дому? 

Совершенно верно, свободное время.

 -  Мы узнаем, как рационально использовать время, чтобы успевать делать всё – работать, отдыхать, и  как можно и нужно им распоряжаться.

Предлагаю вам работать по такому плану.

(cлайд № 7)

План:   1. Что такое свободное время.
                2. Свободное время и занятия физкультурой.
                3. Свободное время и телевизор.
                 4. Мастерить своими руками.
                 5. Что такое хобби.

  1. Работа с понятием (1 пункт плана):

   Есть такая восточная пословица: «Самое длинное путешествие начинается с первого небольшого шага». Давайте попробуем вместе с вами сделать этот шаг навстречу времени.

(cлайд №8 ( 1))

Чтобы правильно распределить время, давайте подумаем, какие занятия для вас являются первоочередными, главными.

cлайд № 8(2), cлайд № 8(3), cлайд № 8(4)

(предполагаемые ответы учащихся: «ходить в школу», «выполнять домашние задания», «помогать родителям», «убирать свою комнату» и т.д.);

(cлайд №9)  Вывод:  

Время, которое остаётся после выполнения обязательных дел, называют свободным временем.

 Это  не значит, что свободное время   ничегонеделание.

Это время для разнообразных занятий, которые каждый сам себе выбирает.

Работаем  с учебником. 

Сейчас  1 вариант : знакомится с письмами ребят на с. 40 и дают оценку с точки зрения полезности проведения свободного времени.

 

2 вариант : записывают свои, наиболее типичные занятия в свободное время и  дают оценку  с точки зрения полезности его  проведения.

Слово учителя: Оля Яковлева провела опрос  о способах проведения свободного времени учащимися  нашей школы.

Послушайте, ( зачитывает опрос) и памятку  вывешивает на доску.

Далее организуется работа по «рядам»:

А теперь работаем по рядам:

1 ряд:  готовит  ответ на вопрос:

Почему в свободное время нужно заниматься физкультурой? + с. 40-42учебника.

(cлайд № 10) Вопросы после прочтения:

  1. Кто из вас делает по утрам зарядку?
  2. А кто регулярно занимается спортом или хореографией?

3.Кто может похвастаться своими успехами в спорте или другом занятии ?

2 ряд : Свободное время , телевизор, компьютер и

мобильный телефон. С.42.

(cлайд № 11) Вопросы после прочтения:

1.Что приносит человеку телевизор : пользу или вред?

2.Можно ли считать потерянным временем долгое сиденье  у телевизора?

3.Каким телепередачам  вы  отдаёте  предпочтение, учась в начальной школе, и каким — теперь.

 3 ряд:  Мастерить своими руками.

(cлайд№12)  Вопросы после прочтения:
1. А что можете  сделать вы?

 2. Кто из ребят сам или с помощью родителей смастерил что-то полезное для дома и семьи.

(cлайд №13)  Физминутка

Чтобы быть всегда в порядке

Надо делать физзарядку!

Раз- подняться,

Два- присесть.

Развернуться, улыбнуться

И на место снова сесть.

 

4. Что такое Хобби?

В жизни каждого человека есть увлечение. Люди рисуют, поют, собирают марки, часами просиживают за компьютером, разводят рыбок или слушают музыку, читают или выращивают кактусы. Кто-то занимается спортом, кто-то рисует…

На это вы тоже тратите свободное время.

Есть ли польза от такого времени? 

Без сомнения, часть свободного  времени  необходимо отвести своему хобби. Что это такое?

Работа со словарем   с. 126 ( Записать в тетрадь)

(cлайд №14)

Хобби - постоянное длительное увлечение чем-то во время досуга, занятие для себя.

А сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие в прошлое и узнаем, «Чем занималась молодежь, подростки в XIX веке? Как проводили свое свободное время?»

Откроем с.45-46 ( Обсуждение по картинам учебника)

А у вас, ребята, есть хобби?

IV. Коллективная работа.

Ребята, предлагаю вам создать «Дерево ваших увлечений»

Возьмите  листочки которые лежат у вас на партах  и напишите ваши увлечения , свое хобби. Расскажите, о них, сделайте рекламу своему хобби.

(рассказы ребят) прикрепите листочек к нашему дереву.

Как вы думаете, а может ли это увлечение перерасти в вашу будущую профессию?

Ведь в  жизни каждого человека есть увлечение, которое помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает с миром науки, искусства, природы, с миром людей, помогает найти смысл жизни.  Это занятие для души.  

Сейчас я вам расскажу, чем же увлекались  великие люди. Их увлечения переросли в профессию, и помогли им стать знаменитыми.

(cлайд №15)

Известный композитор Вольфганг Моцарт с  трёхлетнего возраста увлекался музыкой на клавесине. В 4 года Моцарт уже сочиняет свои пьесы и давал  небольшие музыкальные концерты.

В доме, где жила Софья Ковалевская, известная женщина-математик, одна стена была оклеена листами лекций профессора .Листы с формулами привлекли внимание любопытной девочки. Вид многих формул крепко врезался в память маленького ребёнка, хотя их смысл пока ещё не был понятен 8-летней девочке. Однако чуть позднее у Софьи появился целенаправленный интерес к математике.

Прекрасный врач Владимир Иванович Даль любил собирать русские слова, пословицы, сказки. И прославился он своим толковым словарем, который всем известен сейчас как Словарь Даля.

Арнольд Шварценеггер собирает машинки марки  Hammer.

Итак, как лучше проводить свободное время?

Вывод: свободное время необходимо организовывать разумно, чтобы оно приносило пользу человеку, способствовало  его интеллектуальному, творческому и физическому развитию.

V. Рефлексия.

(cлайд № 16)

Задание : Закончите фразу (по выбору)

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Было трудно….

Я понял что….

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне хотелось…

 VI. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какие выводы сделали для себя?

(cлайд №17)

Вывод урока: 

Замечательная пословица “Делу время, потехе час” учит нас ценить жизнь, ее быстротечность использовать с умом.

чтобы проводить время с пользой – надо умело его распределять.

Этому нас учит народная мудрость –

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»;

«Праздность – мать пороков»;

 «Без дела жить – только небо коптить»;

«Проленился – хлеба лишился».

   

Старайтесь понять, чем бы вам хотелось заниматься, терпеливо прислушивайтесь к себе.

    Ведь жизнь увлечённого человека гораздо богаче, интереснее, красочнее.

Я надеюсь, что ваши увлечения в свободное время помогут вам развить себя  

и пригодятся вам в дальнейшей жизни.

     Желаю вам стать великими и знаменитыми людьми!

Вы сегодня хорошо поработали, и я хочу сделать небольшой подарок: буклеты с советами рациональной организации вашего свободного времени.

VII. Выставление оценок за урок.

(cлайд № 18)

VIII.  Домашнее задание:  §5, с. 40-47,

с. 47-48 , Учимся распределять время    

 Спасибо за работу!