Конкурс "Профессионал 2015"
Конкурс "Профессионал 2015"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
представление 1 | 154.1 КБ |
представление 2 | 142.84 КБ |
Эссе | 15.74 КБ |
Описание системы опыта работы | 162.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Эссе.
Каждый разумный человек хотя бы раз в жизни задаёт себе такие вопросы: Кто я такой? Зачем пришёл в этот мир? Какого моё предназначение? Что я должен сделать для этого мира? На один из этих вопросов отвечаю: Я ВОСПИТАТЕЛЬ. Кто же такой воспитатель? Давайте порассуждаем…
«В-ос-питатель». Это тот, кто призван помочь ребёнку в проявлении своей сути через питание его духовной оси образами. Образование – передача образов, «образ сование». От того, какими образами мы будем наполнять детей, будет зависеть не только их, но и наше будущее. Если мы будем окружать детей образами любви, добра, сострадания, радости и сорадости, возвышенного искусства, образами природы, духовности, ответственности, героизма, оптимизма, познания, будем знакомить с традициями и творчеством родного народа, историей России и своего города, то это непременно укрепит внутреннюю духовную ось ребёнка, станет тем зерном, которое сможет прорости в нем и раскрыть истинное его предназначение, Миссию, с которой пришёл он в этот мир. И чем раньше начать этот процесс «В-ОСИ-питания», тем плодотворнее будут результаты. Не бояться этот мир, а любить, радоваться ему, познавать и совершенствовать. Вот чему воспитатель должен научить своих воспитанников. И это есть Миссия, очень ответственная и важная, та Миссия, что выпала мне как моя доля, что привела меня в этот детский сад на должность ВОСПИТАТЕЛЯ. И если быть более точной, ни я выбрала эту профессию, а она меня. Так уж получилось.
В процессе модернизации образования, современное общество требует от педагога активной жизненной и профессиональной позиции. Переключения воспитательно - образовательного процесса с передачи знаний, умений, навыков на самостоятельный творческий поиск детьми ответов на вопросы, формирования умения учиться, познавать. В связи с этим стараюсь вовлекать своих дошкольников в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Главным показателем профессионального мастерства можно назвать умение понять причину того явления, с которой педагог столкнулся. Это предполагает проведение качественного анализа ситуации. Таким образом, за профессиональным мастерством скрывается умение работать с конкретным ребёнком. А так же умение подойти к любой ситуации не стандартно. Профессиональная репутация педагога во многом зависит от его активности в достижении максимально возможного уровня развития ребёнка и интеграции в повседневной жизни. Почему личностный подход так важен, да потому, что каждый ребёнок уже с рождения имеет определённый тип характера, и его очень трудно изменить. Это значит, что у каждого ребёнка есть определённый набор качеств, в которых можно увеличить проявление одних сторон и уменьшить проявление других. Не переломить, а развить.
Моя профессиональная жизнь заключается в постоянном движении, усовершенствовании имеющихся знаний, поиском особых подходов к каждому конкретному ребёнку, поиском инновационных методов, объединённых с лучшими традиционными методами отечественной педагогики, делающими воспитательно – образовательный процесс исследовательским, более интересным, полезным и понятным, отвечающим современным требованиям общества.
Основную заботу вызывает взаимодействие с родителями. Ведь фундаментом педагогического процесса служит не только детский сад, но и семья. Именно сегодня это сотрудничество необходимо. Ведь все мы хотим видеть детей здоровыми, добрыми, умными, достойными, креативными. Работая в сотрудничестве с родителями, стараюсь создать все условия для развития ребёнка на каждом возрастном этапе жизни.
Труд воспитателя не лёгкий, кропотливый, а иногда и не благодарный. Если нет безусловной любви к детям, то не будет ни результатов, ни внутреннего удовлетворения жизнью. Воспитывая детей, стараюсь и в себе воспитывать качества, так необходимые педагогу: веру в каждого ребёнка, надежду на его успех, безусловную любовь, терпение, самообладание, спокойствие, доброту, нежность, мягкость, целеустремлённость, сострадательность, всепрощение, стойкость и др. Работая с детьми, я должна быть помощником, другом, советчиком, психологом, исследователем и, конечно же, творческой личностью, обладающей незаурядными артистическими способностями.
Я горжусь тем, что я ПЕДАГОГ, ведь суть Педагогики: забота и озабоченность о судьбе каждого ребёнка, а значит о судьбе человечества в целом.
Предварительный просмотр:
Описание системы опыта работы.
Тема опыта: «Формирование представлений о родном крае у детей с нарушением зрения средствами изобразительного творчества».
Идея: Приобщение к русской национальной культуре, формирование любви к родному краю, городу, развитие интереса к прошлому и настоящему Тульского края и России у детей с нарушением зрения, средствами изобразительной деятельности
Условия формирования опыта. Опыт сложился в МБДОУ № 120 – детском саду компенсирующего вида для детей с нарушением зрения.
На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
- Изучение программ, методической литературы;
- Изучение опыта коллег;
- Курсы повышения квалификации; посещение занятий, районных семинаров;
- Личная заинтересованность данной темой.
Актуальность и перспективность опыта. Развитие креативной личности, сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности - главный ориентир ФГОС. Опыт нацелен именно на развитие данных ресурсов воспитанников. Воспитание положительного отношения к родному краю у детей так же является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и подтверждается появлением новой Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В ней отмечено: «Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей». Противоречия, которые решаются данным опытом: между содержанием методических пособий и программными требованиями, между низкой педагогической грамотностью родителей и превосходством их влияния на ребёнка.
Теоретическая база опыта: Основой опыта являются Федеральный государственный образовательный стандарт.
В своей работе использую программы:
- «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду /Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: издательство «Экзамен», 2003 г.
- Основная Общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 120 – детский сад компенсирующего вида г. Тулы. Принята на педагогическом совете МБДОУ № 120 Протокол № 1 от 31.08.11.
- Программа: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; Маханева М.Д., Князева О.А. Детство-Пресс 2004 г.
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой,
- Программа Г.С. Швайко “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду” - М. 2002
- Авторская программа «Юный художник».
Теоретическая база опирается на дидактические принципы обучения и воспитания:
- принцип сезонности;
- принцип системности и последовательности;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности;
- принцип интереса;
- личностно – ориентированного подхода к ребенку;
- активности, контролируемости, индивидуального подхода.
Новизна опыта:
В разработке цикла занятий по филимоновской игрушке;
В использовании нетрадиционных методов в процессе рисования;
В индивидуальной работе с детьми;
В разработке и составлении картотеки дидактических игр по изобразительному искусству и патриотическому воспитанию.
Ведущая педагогическая идея. Сегодня четко осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития, т.к. в условиях стремительно развивающегося мира, увеличения и постоянного обновления информации, важно уметь самостоятельно развиваться, совершенствоваться и созидать. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями, в данном случае - нарушением зрения и зрительного восприятия - идти в ногу со временем, уметь адаптироваться, не быть оторванными от общества и развития своих сверстников. Итак, основной идеей опыта является приобщение к русской национальной культуре, формирование любви к родному краю, городу, развитие интереса к прошлому и настоящему Тульского края и России, развитие творческого потенциала через художественную деятельность у детей с нарушением зрения. Патриотическое воспитание подрастающего поколения тесно связано не только с изучением истории родного города и страны, традиций народа, но и с привитием воспитанникам нравственного и эстетического восприятия окружающего мира. Патриотическое воспитание посредством искусства рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей. Рисуя, ребёнок проявляет своё стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определённой степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее, точнее отражают они действительность в своём творчестве. Большую роль в работе с нашими детьми играет коррекционная работа. Обучение детей с нарушением зрения только на основе общеобразовательных принципов, без учета специфических трудностей в условиях зрительной патологии не всегда обеспечивает детям с нарушением зрения успешность в развитии анализирующего восприятия, преодолении недостаточности предметно – практической деятельности, развитии способностей к рисованию. На всех видах занятий, в сотрудничестве со специалистами, я веду систематическую работу по развитию зрительного восприятия, формированию реальных представлений и умений пользоваться неполноценным зрением.
Технология опыта. Целью моей педагогической деятельность является создание условий для формирования представлений о родном крае средствами изобразительного творчества, а так же формирования творческой личности, активной и самостоятельной, через включение в систему творческих занятий и положительной мотивации творческой деятельности, индивидуальный подход к развитию каждого ребенка, учитывая специфические особенности нарушения зрительного восприятия. Достигнуть творческого развития каждого ребенка можно за счет использования разнообразных видов творческой деятельности, активизации творческого мышления в воспитательно – образовательной деятельности.
Этапы работы над опытом: Изучение программ, методической литературы, знакомство с опытом коллег, постановка цели и задач опыта, составление авторской программы, составление перспективного и календарного планов, подготовка и разработка конспектов занятий, дидактических игр, презентаций, подбор иллюстративного материала.
Формы работы с детьми: НОД (групповая, подгрупповая и индивидуальная), свободная деятельность.
Опыт включает в себя следующие разделы:
Результативность.
Диаграммы проведённых мониторингов показывают положительную динамику развития детей по теме опыта. Последний мониторинг показал, что 50% детей группы показали высокий результат и овладели требованиями программы, 40 % обладают достаточным уровнем, 10% находятся на среднем уровне.
В результате развития изобразительной деятельности у детей:
- повысился уровень эмоционального благополучия;
- дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества;
- планируют последовательность своей работы и выбирают техники ее воплощения;
- через рисунок и цвет выражают свое отношение к родному краю, окружающему миру;
- могут сочетать несколько технологий для создания задуманного образа;
- дают оценку результатам своей деятельности;
- дети с желанием участвуют в выставках и конкурса.
В дальнейшем буду продолжать совершенствовать систему работы, вносить новое, обогащать и расширять художественный опыт.
Адресная направленность опыта. Опыт может быть использован воспитателями в обычных и специализированных дошкольных учреждениях.
Использование инновационных образовательных технологий в совместной деятельности с воспитанниками.
Технологии | Использование |
Личностно – ориентированные: Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка; Приоритет личностных отношений; Индивидуальный подход к воспитанникам. | НОД; Дидактические игры; Образно – ролевые игры; Индивидуальная коррекционная работа; Экспериментальная деятельность; Наблюдения. |
Социоигровые: Развитие взаимодействия «ребёнок – ребёнок», «ребёнок- взрослый»; Коррекция демонстративного, протестного, агрессивного поведения; Формирование дружеского коммуникативного поведения; Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребёнку понять самого себя. | Работа в малых группах в рамках НОД и в свободной деятельности; Сюжетно – ролевые игры, игры с правилами, режиссерские игры; Метод создания проблемной ситуации с элементами самооценки; Сказкотерапия. |
Технология проектирования. Развитие т обогащение социально – личностного опыта посредством включения детей в проектную деятельность | Социально – активные методы:
Взаимодействие различных видов НОД, ВОД и свободной деятельности. Работа в малых группах. |
Информационно – коммуникативные технологии: использование ТСО и мультимедийных презентаций в образовательной работе. | Проведение НОД с использованием презентаций; Использование ТСО в индивидуальной, коррекционной и подгрупповой работе, в досуговой деятельности. |
Здоровьесберегающие технологии: Увеличение резервов здоровья ребёнка; Формирование ценностного отношения к своему здоровью у ребёнка. | Технология восстановления зрения; Все виды гимнастик: утренняя, коррекционная, пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, ортопедическая и т.д.; Динамические паузы; Двигательная терапия (спортивные и подвижные игры, прогулки, спортивные досуги, физкультурные занятия); Закаливающие процедуры; Технология музыкального воздействия; Самомассаж, точечный массаж, тактильные дорожки; сухой бассейн. |