Статья. Адаптационный период: здоровьесберегающие технологии
Статья. Адаптационный период: здоровьесберегающие технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii_statya_portfolio.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Галина Васильевна Шляпина
Преподаватель спецдисциплин
Березниковский строительный техникум
Адаптационный период: здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе
По выражению академика Н.М. Амосова, “…чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем”. (4) На целесообразность внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы нас наталкивают приоритетные цели и задачи, которые ставит перед нами не только государство, но и сама жизнь.
« Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагается проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:
- реальной разгрузки содержания общего образования;
- использование эффективных методов обучения;
- повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
- организация мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
- улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
- рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.
Предполагаемые в Концепции меры охраны и укрепления здоровья школьников фактически определяют направления ликвидации основных школьных факторов риска, предусматривают разработку и апробацию перспективных моделей здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов.
Состояние здоровья российских студентов вызывает серьезную тревогу специалистов. Здоровье ребенка, его социально- психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.
Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- Стрессовая педагогическая тактика;
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- Провалы в существующей системе физического воспитания;
- Интенсификация учебного процесса;
- Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
Эффективность анализа здоровьесберегающей деятельности зависит от методологических и методических подходов и строится на принципах, отработанных в течение предыдущих десятилетий в Институте возрастной физиологии РАО, а именно:
- комплексность;
- системность;
- целостность;
- динамичность( повторяемость);
- репрезентативность;
- методическое единство.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в
системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:
- медико- гигиенические технологии (МГТ);
- физкультурно - оздоровительные технологии (ФОТ);
- экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
- технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
- здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);
По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:
- защитно-профилактические;
- компенсаторно-нейтрализующие;
- стимулирующие;
- информационно-обучающие.
Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение 2 типов здоровьесберегающих технологий – организационных и педагогических. В качестве системообразующего принципа здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы о здоровье учащихся.Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:
- медико- гигиенические технологии (МГТ);
- физкультурно - оздоровительные технологии (ФОТ);
- экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
- технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
- здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);
По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:
- защитно-профилактические;
- компенсаторно-нейтрализующие;
- стимулирующие;
- информационно-обучающие.
Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение 2 типов здоровьесберегающих технологий – организационных и педагогических. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы:
-организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии ;
-психолого – педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
-учебно- воспитательные технологии (УВТ),которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно- воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе в этой связи стоят следующие задачи:
- объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции и его реализация;
- необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих технологий;
- ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;
- целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с учащимися, отслеживание получаемых результатов, как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;
- содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей .
Литература
- Ахаев А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие/ А.В. Ахаев. – Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С.Аманжолова, 2004.
- Профилактика употребления вредных веществ в средней общеобразовательной школе. Методические указания для учителей и программа обучения г. Алматы, 1998.
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. – М., 1999.
- Классный руководитель. Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. М., 2004., №2.
- Методика преподавания литературы.
- Валеология. Физвоспитание. Спорт. №1 (13) 2003 год, январь. Ежемесячный методико-педагогический журнал.
- Народное образование. Российский общественно-педагогический журнал, №6 (№1339), 2004.