Статья. Адаптационный период: здоровьесберегающие технологии

Статья. Адаптационный период: здоровьесберегающие технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii_statya_portfolio.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Галина Васильевна Шляпина

Преподаватель спецдисциплин

Березниковский строительный техникум

Адаптационный период: здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе

   По выражению академика Н.М. Амосова, “…чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем”. (4) На целесообразность внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы нас наталкивают приоритетные цели и задачи, которые ставит перед нами не только государство, но и сама жизнь.

          « Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагается проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:                                              

  1. реальной разгрузки содержания общего образования;
  2. использование эффективных методов обучения;
  3. повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
  4. организация мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
  5. улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
  6. рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

Предполагаемые в Концепции меры охраны и укрепления здоровья школьников фактически определяют направления ликвидации основных школьных факторов риска, предусматривают разработку и апробацию перспективных моделей здоровьесберегающего  образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов.

 Состояние здоровья российских студентов вызывает серьезную тревогу специалистов.  Здоровье ребенка, его социально- психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

  Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать  факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:                                                                                                                    

  1. Стрессовая педагогическая тактика;                                                        
  2.  Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;                                                                                                        
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Интенсификация учебного процесса;
  7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.                                                                                                                      

      Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает  постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

    Эффективность анализа здоровьесберегающей деятельности зависит от методологических и методических  подходов и строится на принципах, отработанных в течение предыдущих десятилетий в Институте возрастной физиологии РАО, а именно:

  • комплексность;
  • системность;
  • целостность;
  • динамичность( повторяемость);
  • репрезентативность;
  • методическое единство.

     Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в

 системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:

  • медико- гигиенические технологии (МГТ);
  • физкультурно - оздоровительные технологии (ФОТ);
  • экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
  • технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
  • здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);

    По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:

  • защитно-профилактические;
  • компенсаторно-нейтрализующие;
  • стимулирующие;
  • информационно-обучающие.

   Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение 2 типов здоровьесберегающих технологий – организационных и педагогических.   В качестве системообразующего принципа здоровьесберегающей педагогики выступает приоритет заботы о здоровье учащихся.Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:

  • медико- гигиенические технологии (МГТ);
  • физкультурно - оздоровительные технологии (ФОТ);
  • экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
  • технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
  • здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ);

    По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:

  • защитно-профилактические;
  • компенсаторно-нейтрализующие;
  • стимулирующие;
  • информационно-обучающие.

   Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение 2 типов здоровьесберегающих технологий – организационных и педагогических. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы:

 -организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии ;

-психолого – педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут  на своих учеников; сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

-учебно- воспитательные технологии (УВТ),которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно- воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

   Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе в этой связи стоят следующие задачи:

  • объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции и его реализация;
  • необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих технологий;
  • ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;
  • целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с учащимися, отслеживание получаемых результатов, как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;
  • содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей .                                  

 Литература 

  1. Ахаев А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие/ А.В. Ахаев. – Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С.Аманжолова, 2004.
  2. Профилактика употребления вредных веществ в средней общеобразовательной школе. Методические указания для учителей и программа обучения г. Алматы, 1998.
  3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. – М., 1999.
  4. Классный руководитель. Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. М., 2004., №2.
  5. Методика преподавания литературы.
  6. Валеология. Физвоспитание. Спорт. №1 (13) 2003 год, январь. Ежемесячный методико-педагогический журнал.
  7. Народное образование. Российский общественно-педагогический журнал, №6 (№1339), 2004.