Интерпретация фольклорной хореографии в народно-сценический танец
В данной статье раскрывается тема "Интерпритация фольклорной хореографии в народно-сценический танец. Карельский фольклор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tatyany_sergeevny.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интерпретация фольклорной хореографии
в народно-сценический танец. Карельский фольклор»
Актуальность сохранения фольклорного наследия имеет большое значение. Сегодня, в условиях полной урбанизации общества, в век высоких технологий стоит иногда остановиться, оглянуться и окунуться в историю своего народа, его традиций и обычаев.
Точное определение термина «фольклор» затруднительно, т.к. эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции
Термин «фольклор» впервые было введен ученым Уильямом Томасом в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка), так и материальной (жилье, утварь, одежда) культуры народа
Фольклорная хореография является достижением нашего народа. Рассмотрим аспекты народного танца. Народный танец является одним из самых распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. Народный танец всегда был тесно связан с трудовым календарем крестьян, сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая). Он также связан с различными сторонами быта, обычаями, обрядами, верованиями (рождения, свадьбы, игры). В танце народ передавал и передает свои мысли, чувства, настроение, отношение к жизненным явлениям.
Рассмотрим определения народного и фольклорного танцев:
Народный танец- танец, который исполняется в своей естественной среде, и имеет определенные для данной местности движения, ритмы, костюмы.
Фольклорный танец- это стихийное появление чувств, настроений, эмоций. Особенность фольклорного танца - выполняется для себя, а потом для зрителя.
Как сегодня на сцене воссоздать колорит народного танца, как сделать его интересным для современного зрителя? Этим вопросом задаются многие хореографы, которые имеют в своем репертуаре народные танцы, как в самодеятельных, так и в профессиональных коллективах.
Одним из первых, кто стал искать ответ на вопрос как интерпретировать фольклорный танец в народно-сценический был И.А. Моисеев - великий балетмейстер, основатель Государственного ансамбля танца. Это первый в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией танцевального фольклора народов мира.
Задача, которую поставил И.А. Моисеев перед артистами, состояла в том, чтобы творчески обработать и представить на сцене бытующие в народе образцы танцевального фольклора. С этой целью участники ансамбля отправились в фольклорно-этнографические экспедиции по стране, где отыскивали, изучали и фиксировали исчезающие танцы, песни, обряды.
Раскрывая тему фольклорного и народно-сценического танца, нужно определить их различия:
Фольклорный танец | Народно-сценический танец | |
Музыкальное сопровождение | ||
|
| |
|
| |
| ||
Костюмы | ||
|
| |
|
| |
|
| |
Техническое исполнение | ||
|
| |
| ||
| ||
|
Одним из главных пунктов в постановке народных танцев - это работа с художником по костюмам. Необходимо совместно с хореографом найти самое яркое решение костюма того или иного народного танца. Хореограф и художник должны грамотно перенести на сцену самобытность фольклорного костюма, придавая при этом ему сценичность, легкость, яркость.
Чтобы сохранить самобытность национальностей, населяющих северо-западный регион страны, мы должны знать и сохранять все знания фольклоре этногрупп Ленинградской области. Малые этнические группы, населяющие Ленинградскую область представлены следующими народами:
Финны-4 366 чел., вепсы- 1380 чел., карелы-1345 чел., водь-33 чел.
Черты фольклорной хореографии, вышеуказанных этногрупп очень близки: общий язык, перекликаются костюмы, музыкальные произведения исполняются на национальных инструментах кантеле, йоухико ; общие рисунки танцев, похожие движения в танце.
Лексика хореографического языка этих народов проста и доступна исполнителям: шаги, притопы, подскоки, галоп, выстукивания.
Рисунки танцев карел и народов Скандинавии несложные:
«круг»( по-карельски «крууга»), фигура «шен»( по-карельски «шинка»).
В отдельных районах Карелии имеются свои танцы со своеобразной манерой исполнения.
В северных районах республики распространены танцы спокойного, строгого характера. Даже в танце «Пора нам веселиться», молодежь веселится сдержанно. Типичным образчиком танцевального хороводного танца считается «Молодица», в котором девушки ровно и спокойно «плывут» по кругу, в тоже время невозмутимо вяжут на спицах, а юноши следуют каждый за девушкой своей пары, стараясь привлечь ее внимание.
В южных районах (Олонецкий, Петровский) танцы более оживленные, подвижные. Очень распространен там веселый танец «Иван пойка»(Сын Ивана), а также различные кадрили
Своеобразием отличаются танцы вепсов - одной из народностей, живущих в республике. К числу вепских танцев относятся: «Восьмерка», «Крууга». По характеру они близки танцам южных народов, характеризуются большой подвижностью, живостью, порой юмором.
Легкость и мягкость движений, строгость линий, лиричность - отличительные черты всех карельских танцев.
Пространственный рисунок танцев ясен и незамысловат. Основные движения - простые и переплетающиеся шаги, легкий бег и легкие прыжки, галоп, спокойная полька.
Танцующим чужды как сложные, вычурные, так и бурные темпераментные движения. Корпус исполнителей в большей части танцев - прямой, строго подтянут. Вежливое, несколько церемонное отношение юноши к девушке сочетается в танце с грациозным изяществом и сдержанностью девушки.
Национальная культура Карелии тесно связана с именами балетмейстеров народных танцев - это Виола Мальми, Хельми Мальми, Василий Кононов, Виктор Гудков. Все эти великие люди в разные времена были руководителями Государственного ансамбля «Кантеле». Они были первопроходцами в сохранении, изучении карельского фольклора, стали интерпретировать фольклорный танец на сцене.
Концертные программы ансамбля «Кантеле» формировались в соответствии с веяниями времени. Но всегда главной задачей было сохранение богатейшего культурного наследия карельского народа. В основе репертуара были обработки вепских, ингерманладских, карельских, русских, финских народных песен и танцев, авторская музыка, инструментальные пьесы профессиональных и самодеятельных композиторов Карелии и России, аранжировки вокальных и инструментальных произведений русской и западноевропейской классики.
Сегодня в репертуаре ансамбля «Кантеле» исполняются хореографические номера, поставленные первыми хореографами коллектива - « Летка-енька»,
«Вепская круга», «Шестерка в тройках», «Танец с ложками», «Ристу-контра».
Исполняются музыкальные произведения на инструменте Кантеле, сочиненные В.Гудковым еще в 30-е годы 20 века.
«Финская полька», поставленная в 50-х годах Хельми Мальми в Государственном ансамбле танца им.И.Моисеева, и сегодня сохраняется в репертуаре легендарного коллектива.
Х.Мальми и В.Мальми внесли неоценимый вклад в развитие и сохранение национального фольклора. Они постоянно проводили семинары, лекции, практикумы по танцевальному наследию Карелии.
Экзотика карельской культуры, магическое звучание традиционных инструментов, красочность костюмов, сдержанная лирика и задорная искра национальной музыки Карелии, все эти неразделимые компоненты этностиля, которые позволяют человеку любого возраста, статуса ощутить гармоничную связь с истоками карельского фольклора.
Сегодня, когда очень выражен национальный вопрос и понятие «толерантность», необходимо с детства знакомить с наследием, с истоками народного творчества. Тогда вырастет поколение молодежи, которое будет понимать, ценить красоту национальных культур, с уважением относиться к этническим и культурным различиям народов.
Список используемой литературы:
- Антипенко Н. Возвращение истоков. Карелия. М.,1997
- Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. М.-АСТ. 2011
- Мальми В.В. Истоки карельской хореографии. Петрозаводск, Карелия, 1994
- Мальми В.В. народные танцы Карелии. Петрозаводск, Карелия, 1987