Мой класс.
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ ВВЕРЕННОГО ЕМУ КЛАССА
Деятельность классного руководителя прежде всего направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в система классного самоуправления.
Классный руководитель:
а) содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка;
б) осуществляет работу по развитию сплоченного классного сообщества (коллектива);
в) осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности.
(В.П. Созонов «Организация воспитательной работы в классе». – М., 2000., С. 75-77)
И. Богуславская считает, что взаимодействие с детьми имеет следующие задачи:
а) всестороннее изучение школьников;
б) создание в классе коллектива;
в) включение детей в совместную социально значимую деятельность в соответствии с их интересами и потребностями.
ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
С УЧАЩИМИСЯ
В процессе воспитательной работы классного руководителя одной из проблемных является диагностическая функция. Ее реализация позволяет оценить эффективность воспитательного процесса, под которой понимается соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике. В основу процесса изучения эффективности процесса воспитания положено ряд принципов:
1. Диагностика результатов развития детей является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса.
2. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, содержание и способами организации воспитательного взаимодействия.
3. Диагностика изменений ситуации развития детей в течение нескольких лет, а не одноразовые срезы должна лежать в основе разработки рекомендаций и выводов проверки результатов воспитательного процесса. Целесообразно проводить многолетнее мониторинговое исследование с измененными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения. Следует продумать и создать систему хранения и интерпретации получаемой информации.
4. В ходе проверки необходимо определит наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие учащихся.
5. Контрольно-диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки и анализа получаемых результатов. Но и применение только экспресс-методик не всегда является оправданным, так может снизить качество получаемой информации.
6. Процесс изучения эффективности воспитательного процесса не должен причинять вреда детям и взрослым, его результаты не могут быть средством административного давления на педагога, родителей или учащегося.
Алгоритм изучения эффективности воспитательного процесса
- Определение цели и задачи изучения.
- Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся.
- Выбор методик изучения.
- Подготовка диагностического инструментария.
- Исследование процесса и результатов деятельности, общения и отношений в сообществе детей и взрослых.
- Обработка и интерпретация результатов исследования.
- Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения школьников или классного коллектива.
Критерии и показатели оценки эффективности воспитательной работы классного руководителя
№ п/п | Критерии | Показатели |
1. | Интеллектуальная развитость | 1. Освоенность образовательной программы 2. Познавательная активность учащихся |
2. | Нравственная развитость | 1. Сформированность основных нравственных качеств личности 2. Социальная активность |
3. | Эстетическая развитость | 1. Развитость у детей чувства прекрасного 2. Проявление эстетических чувств в актах товарищества |
4. | Коммуникативная развитость | 1. Коммуникабельность 2. Сформированность коммуникативной культуры |
5. | Физическая развитость | 1. Состояние здоровья 2. Развитость физических качеств |
6. | Самоактуализированость личности | 1. Стремление к самопознанию и самореализации 2. Наличие положительной самооценки 3. Креативность личности |
7. | Удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей жизнедеятельностью в классном коллективе |
|
Методики изучения личности учащихся и школьного коллектива
(по Е.Н. Степанову)
Название методики | Цель | Разработчик |
Методики изучения процесса и результатов развития личности | ||
1. Методика «Пословицы» | Определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, людям, самим себе | С.М. Петрова |
2. Тест «Размышляем о жизненном опыте» | Выявить нравственную воспитанность учащихся | Н.Е. Щуркова |
3. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» | Выявить нравственную воспитанность учащихся 3-4-х классов | Н.Е. Щуркова; адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым |
3. Методика «Акт добровольцев» | Определить активность и мотивы учащихся в жизнедеятельности школьного и классного сообщества | Л.В. Байбородова |
4. Методика «Цветик-семицветик» | Установить направленность интересов младших школьников | И.М. Витковская |
5. Методика определения общественной активности учащихся | Выявить наличие или отсутствие общественной активности у учащихся | Е.Н. Степанов |
6. Методика выявления коммуникативных склонностей у учащихся | Определить уровень коммуникативных склонностей учащихся | Р.В. Овчарова |
7. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся | На основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в уровне творческой активности учащихся | М.И. Рожков, Ю.С. Тюников, Б.С. Алишев, Л.А. Волович |
8. Шкала оценки потребности в достижении | Выявить уровень сформированности мотивации достижения | Ю.М. Орлов |
9. Методика изучения общей самоэффективности | Выявит уровень самоэффективности личности учащегося | Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек |
10. Школьный тест умственного развития (ШТУР) | Исследовать умственное развитие учащихся подросткового и юношеского возраста | Ученые НИИ ОПП РАН |
11. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии | Определить готовность учащихся к выбору профессии | В.Б. Успенский |
12. Методика изучения соцализированности личности учащихся | Выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся | М.И. Рожков |
13. Игра «Магазин» | Изучить уровень нравственного развития личности учащегося и духовно-нравственной атмосферы в классе | О.В. Соловьев |
14. Методика «Репка» | Определить изменения, произошедшие в личности учащегося в течение учебного года | Преподаватели кафедры общей педагогики РГПУ им. А.И. Герцена |
Методики диагностики сформированности коллектива | ||
1. Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» | Определить мотивы участия учащихся в совместной деятельности | Модифицированный вариант методики О.В. Лишина |
2. Методика «Мы – коллектив?» «Мы – коллектив…» «Мы – коллектив!» | Определить стадию развития коллектива класса | М.Г. Казанкина (модифицирована Е.Н. Степановым) |
3. Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» | Определить эталонность общности в восприятии ее членов | Р.С. Немов |
4. Методика «Какой у нас коллектив» | Определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом | А.Н. Лутошкин |
5. Социометрия | Изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и место каждого ребенка в ней | |
6. Методика «Наши отношения» | Выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива | По материалам Л.М. Фридман |
7. Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» | Изучить психологическую атмосферу в коллективе | Л.Г. Жедунова |
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
- Общие сведения об ученике.
- Фамилия, имя, возраст, класс, школа, время обучения в данном классе и школе.
- Физическое развитие, состояние здоровья, в том числе и нервной системы.
- Условия воспитания в семье (состав семьи, место работы родителей, характеристика ответственности родителей за воспитание ребенка, общая характеристика благоприятности отношений в семье).
- Положение ученика в структуре межличностных отношений в классе (групповой статус, авторитет, взаимоотношения одноклассниками).
- Референтная группа школьника, наиболее значимые для него лица из ближайшего социального окружения.
- Направленность личности.
- Общая направленность личности (личная, общественная, деловая).
- Ведущая мотивация основных видов деятельности (учебной, трудовой, общественной).
- Преобладающие моральные и духовные ценности.
- Интересы и склонности, их влияние на учебную и внеучебную деятельность. Глубина и устойчивость интересов.
- Нравственное развитие ученика (взгляды, убеждения, поведение).
- Профессиональные интересы и склонности, соответствие профессионального намерения возможности школьника.
- Характер, особенности эмоционально-волевой сферы.
- Самооценка и уровень притязаний.
- Преобладающие черты характера, его волевые черты (настойчивость, решительность, отношение к трудностям, дисциплинированность).
- Тип темперамента.
- Особенности эмоциональной сферы, степень эмоциональной возбудимости или устойчивости. Умение контролировать проявление эмоций.
- Познавательная деятельность и способности.
- Успеваемость, познавательная активность, соответствие успехов способностям.
- Развитие общих (интеллектуальных) и специальных способностей (математически, литературных, организаторских, музыкальных, спортивных), способности к творческой деятельности.
- Особенности восприятия и внимания, памяти, развитие образного и абстрактного мышления (последовательность и доказательность своих мыслей, умение выделять главное, обобщать и делать выводы, самостоятельность и гибкость мышления).
- Развитие устной и письменной речи, словарный запас.
V. Педагогические выводы. Основные направления воспитательной работы со школьником.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ КЛАССА
- Общие сведения (количество учащихся, половозрастной состав, время образования класса, вновь прибывшие учащиеся).
- Характеристика класса как социальной группы.
- Уровень сплоченности и организованности.
- Преобладающие виды общения: деловое, по интересам, дружеское, интенсивность контактов, конфликтность в общении.
- Характеристика структуры межличностных отношений (распределение детей по уровням популярности, интенсивность взаимных выборов, фамилии и краткая характеристика «отверженных»).
- Наличие микрогрупп, их состав, основание для объединения, влияние в классе.
- Характеристика актива, его авторитет, инициативность, способность к самоуправлению.
- Наличие традиций.
- Характеристика учебной деятельности.
- Преобладающее отношение к учебе, уровень познавательной активности, общее интеллектуальное развитие, познавательные интересы, общий уровень успеваемости.
- Фамилии хорошо успевающих школьников.
- Фамилии и краткая характеристика неуспевающих учащихся, ведущие причины неуспеваемости.
- Характеристика уровня воспитанности учащихся (знание и соблюдение этических норм поведения, дисциплинированность).
- Досуг школьников. Формы и содержание проведения досуга, преобладающие интересы, занятия в кружках, секциях и др. учреждениях системы дополнительного образования.
- Здоровье учащихся. Уровень физического развития детей, их психолого-физиологического состояния по данным школьного врача, психолога, учителя физкультуры, дети с ослабленным здоровьем.
- Характеристика детей с девиантным поведением.
- Педагогические выводы.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
Формы работы классного руководителя с учащимися
Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми. Прежде всего они связаны с организацией разнообразной деятельности детей. По числу участников они могу быть индивидуальные (воспитатель-воспитанник), групповые (воспитатель – группа детей) и массовые (воспитатель – несколько групп, классов).
Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и определяют успешность всех других форм. К ним относятся беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения); выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи.
Перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна задача – разгадать ученика, раскрыть его таланты, а также то, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному.
К групповым формам работы можно отнести проведение советов дел, организация творческих групп, органы самоуправления, микрокружки. Задача данных форм работы КР – создать условия для получения собственного результата, а также результата, значимого для всей группы. Деятельность педагогов направлена на развитие гуманных взаимоотношений между учащимися, формирование коммуникативных умений. Важным является пример уважительного, тактичного отношения самого педагога к детям.
К коллективным формам работы относятся конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, спортивные соревнования и др.
В этих формах работы КР могут выполнять роль ведущего участника, организатора, рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером, советчика, помощника детей в организации деятельности.
Для сплочения детей в коллектив чаще всего стремятся к проведению коллективного творческого дела (КТД).
Сущность этой методики заключается в том, что все участники КТД тесно сотрудничают друг с другом: планируют, готовят, проводят и оценивают дело совместно, при этом руководить осуществляет свое руководство незаметно, школьники как бы сами всю делают.
Организация КТД предполагает 6 стадий:
1 – предварительная работа – учащиеся под руководством классного руководителя устанавливают место и сроки проведения коллективного дела, определяют цели, продумывают варианты организации и способы реализации.
2 – коллективное планирование – сами дети ищут ответы на вопросы в микрогруппах: что лучше сделать, с кем, для кого, когда.
3 – коллективная подготовка дела – определяется руководящий орган, конкретизируется план подготовки и проведения КТД, затем организуется его выполнение. На этом этапе велика роль классного руководителя, который выступает в роли регулятора конфликтов, стимулирует охладевших к делу участников, иногда подсказывает варианты выполнения работы.
4 – подведение итогов подготовки – демонстрация участниками накопленного за время проведения дела опыта. Педагог незаметно направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.
5 – коллективное подведение итогов – общий сбор, на котором каждый высказывает свое мнение по поводу проведенного дела, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.
6 – ближайшее последствие КТД – коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе.
Классный час как воспитательное мероприятие
Час классного руководителя представляет собой форму воспитательной работы педагогов с детьми во внеурочное время, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Н.Е. Щуркова выделяет следующие функции классного часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую.
Методика организации классного часа. Содержание классного часа, в первую очередь, зависит от целей, задач воспитательной работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Могут быть разработаны циклы классных часов, например, человек и его взаимоотношение с другими людьми, наука и познание, вопросы государства и право, прекрасное в жизни и искусстве, половое воспитание, профориентация, психологическое просвещение и др.
Безусловно, что тематика классных часов определяется после изучения уровня воспитанности школьников, их интересы, взгляды на жизнь.
При подготовке классных часов используются различные методы и приемы: рассказ, чтение газетного и журнального материалов с последующим обсуждением, лекции специалистов, анкетирование и анализ результатов, беседы «за круглым столом», обсуждение конкретных событий, работа по творческим группам, выступления учащихся (познавательные или творческие) и др.
Особый цикл представляют беседы по нравственному воспитанию. Чаще всего используется этическая беседа о нравственных качествах: дружбе, честности, справедливости, душевной щедрости.
В подростковом возрасте целесообразно проводить беседы в форме занятий по решению поведенческих задач – ситуаций с нравственным содержанием.
Также эффективны классные часы-диспуты.
В зависимости от характера деятельности детей на классном часе их подразделяют на три вида.
1-й характеризуется серьезной познавательной направленностью, знанием жизни, необходимостью опыта. На этих классных часах ведущая деятельность и основанная принадлежит классному руководителю и приглашенным специалистам. Учащиеся принимают участие только в обсуждение частных вопросов.
2-й вид классных часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и учащихся. Основные идеи разрабатывает учитель, а их воплощение продумывается вместе с учениками. Под руководством учителя школьники готовят фрагменты воспитательного классного часа. Например, «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори доброе ради добра» и др.
3-й вид классных часов предполагает активную самостоятельную деятельность самих учащихся. Ответственность за подготовку и проведение возлагается на группу учеников. КР вместе с учениками продумывает композицию и содержание классного часа. Ведут воспитательный час сами учащиеся, выступление проводится по группам. После проведения такого классного часа целесообразно подвести итоги.