Индивидуальная методическая тема самообразования педагога
Индивидуальная методическая тема самообразования педагога: «Повышение качества образования в лингвистических дисциплинах через использование инновационных технологий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_metodicheskaya_tema_samoobrazovaniya_pedagoga.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная методическая тема самообразования педагога: «Повышение качества образования в лингвистических дисциплинах через использование инновационных технологий».
В одобренной Правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования перед системой образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущим является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями. Поэтому жить в современном мире, адекватно этому миру, сможет тот, кто сам умеет использовать информационные технологии, владеет современными ИКТ. Кроме этого, на сегодняшний день уровень и темпы внедрения, использования информационных и коммуникационных технологий во многом определяют состояние экономики, качество жизни населения, национальную безопасность, место государства в современном мире.
Накапливая изо дня в день все большие массивы информации, иногда недостаточно достоверной и противоречивой. Интернет требует разработки специальных методик и подходов его использования в образовательном процессе.
Одним из основных результатов обучения сегодня становится информационно-коммуникативная компетентность, или грамотность, учащихся и учителей. Это понятие включает, прежде всего, умение учиться, искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе в Интернете, структурировать и обрабатывать их в зависимости от конкретной задачи, выстраивать процесс собственного труда, уметь плодотворно работать в группе и творческом коллективе - участвовать в дискуссиях, уважать мнение оппонента, аргументированно отстаивать собственную точку зрения.
Учителя в различной степени обладают информационными компетенциями. Но в настоящее время уже все педагоги осознают необходимость усовершенствования в применении компьютера и невозможно представить современный урок без использования информационно-коммуникационных технологий.
Основными направлениями применения современных ИКТ в процессе обучения можно выделить следующие:
- Использование мультимедийных презентаций в программе Power Point. Слайды помогают создать образ объекта или явления, увеличивают наглядность, занимательность, оживляют учебный процесс. А привлечение учащихся к созданию презентаций только удваивает эффект приобретения новых знаний.
- Создание авторских тестов, дидактических материалов или проведение занятий контроля и коррекции знаний по готовым электронным носителям, что позволяет разнообразить формы проверки и оценки знаний, умений, навыков учащихся.
- Выполнение учащимися творческих работ, исследовательских проектов способствует овладению умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
- Использование электронных учебников, компьютерных дисков по предмету позволяет сэкономить время как на уроке, так и при подготовке к нему, разнообразить виды учебной деятельности учащихся.
- Использование Интернет-ресурсовУчастие в Интернет-конкурсах способствует развитию творческих, исследовательских способностей школьников.
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет реализовать деятельностный подход к изучению материала, рационально использовать время на уроке, дифференцировать работу учащихся, продемонстрировать им аккуратные, четкие образцы оформления решений, развить у них мотивацию на дальнейшую учебную деятельность и удовлетворение собственных познавательных интересов.
Использование Интернет является ещё и одной из форм повышения профессионально-личностного потенциала педагога. Учителя имеют возможность на образовательных порталах создать свое виртуальное сообщество и обсуждать интересующие проблемы. Учителя школы зарегистрированы на сайтах АКИПКРО, Издательский дом «Первое сентября», «Интернет-педсовет», Завуч.Инфо, Российский общеобразовательный портал, Открытый класс, Учительский портал, клуб учителей «Доживем до понедельника» и других, знакомясь с опытом, наработками других педагогов, принимая участие в конкурсах, форумах, публикуя свои разработки, транслируя собственный педагогический опыт. Через Интернет учителя повышают свой образовательный уровень, как в форме самообразования, так и проходя дистанционные курсы повышения квалификации.
К взаимодействию через Интернет подтягиваются и родители учащихся, знакомясь в свободном режиме с работой учителей и результатами работы своего ребенка через сайт колледжа.
Что дает применение ИКТ для осуществления образовательного процесса?
Для педагога:
- повышение эффективности учебного процесса;
- поиск новых, нетрадиционных форм и методов обучения;
- быстрый доступ к интересной информации;
- знакомство с новыми методическими разработками, направленными на внедрение инноваций в педагогический процесс;
- помощь в работе с текущей документацией;
- методическое обеспечение педагогического и воспитательного процесса;
- мониторинг образовательной деятельности.
Для обучающихся:
- повышение интереса к обучению и мотивации к учебной деятельности;
- развитие активности, самостоятельности, творческих способностей;
- быстрый доступ к интересной информации;
- знакомство с позитивными возможностями интернет-технологий в процессе поисковой деятельности;
- приобщение к современным средствам коммуникации;
- обеспечения доступности образования;
- виртуальное общение на вербальном и визуальном уровне.
Таким образом, целенаправленное использование возможностей ИКТ в образовательной деятельности позволяют повысить у учащихся мотивацию к обучению, формировать компоненты исследовательской культуры обучающихся, способствуют развитию ребенка и повышению качества образования. Хотя проблемы использования информационно-коммуникационных технологий остаются, и их разрешение, на наш взгляд, во многом зависит от учителя. Прежде всего, это должно быть самообразование, самосовершенствование в овладении информационными технологиями, творческий поиск нового каждым учителем с целью развития каждого обучающегося и повышения качества образования в целом.