Выступление ИНТЕГРАЦИЯ НАУК ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ (Биология+Химия+География)

Лихачева Наталья Степановна

Выступление на районном семинаре учителей географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_nauk_.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ НАУК ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА КАК ОСНОВА                    РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Естественнонаучный цикл включает систему наук о природе: географию, химию, биологию, физику, астрономию, экологию. Каждая из этих наук имеет свое предметное содержание, структуру, методы исследования, описывает какую-то одну сторону природы, строит ее модель. Изучая одну из этих наук, нельзя забывать, что мир целостен и един.

            В нашей школе предметы естественнонаучного цикла изучаются только в пределах обязательного минимума.  Ни один предмет не изучается у нас углубленно. Однако эти предметы призваны раскрыть перед учащимся современную научную картину мира.

      Знания о природе составляют естественнонаучный фундамент мировоззрения

современного человека. Значит, каждый момент получения знаний должен быть одновременно и формированием целостности сознания у учащегося, единой

системы знаний о природе – интегрального ее образа [1].

При постижении великой правды природы, учащиеся ощущают объемность недостаточно систематизированных знаний о ней. Решить эту проблему позволяет интеграция предметов. Одной из форм реализации интегрированного подхода к обучению является установление межпредметных связей на уроках естественного цикла. Они играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовке учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Интегрированный характер получаемых знаний дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней

школы [1].

В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества на уровне интеграции знаний по предметам.

Так как интеграция – это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то она должна решать определённые задачи интегрированного обучения: – повышать уровень знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;

– изменять уровень интеллектуальной деятельности, путём рассмотрения учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;

– повышать познавательный интерес учащихся, проявляемый в желании

активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;

– включать учащихся в творческую деятельность [2].

В связи с требованиями ФГОС современный урок должен носить интеграционный характер и должен иметь внутрипредметные и межпредметные связи.

Поэтому учителя естественного цикла КСШ кроме классно-урочной формы организации учебного процесса используем нетрадиционные формы обучения, т. е. интегрированные уроки, или бинарные уроки.

 Они могут проводиться при изучении нового материала, при его обобщении и закреплении. Проводятся эти уроки, как правило, в виде научных конференций, очень интересны интегрированные уроки в форме ролевых игр.
Одновременно с изучением программного материала, при подготовке к урокам учащимся было предложено самостоятельно рассмотреть и осветить ряд вопросов, отражающих современное представление науки об изучаемых процессах. Кроме того, учащиеся принимали активное участие в изготовлении наглядных пособий: таблиц, схем, рисунков и т. д., используемых на таких уроках.

Первый интегрированный урок «Черное золото» дали СВ и ОВ на конкурсе «Творчество и вдохновение - 2013». Педагоги познакомили детей с  нефтью, ее составом, добычей, переработкой, значением. Учащиеся выполняли эксперимент по определению качества бензина, работали с картами, определяя страны - экспортеры, и страны, обладающие колоссальными запасами черного золота.

2014 год. На семинаре заместителей директоров СВ И НС представили урок «Значение воды на Земле». На уроке обучающиеся экспериментальным путем выяснили свойства воды. Используя видеоролик, объяснение учителя, ребята пришли к выводу, что вода имеет огромное значение в жизни организмов.

На бинарном уроке (география и биология) в 8 классе «Байкал бездна открытий», который проходил в рамках конкурса «Творчество и вдохновение – 2015» учащиеся знакомятся с уникальным озером – Байкал. Дети были разбиты на группы, и каждая группа добывала знания о свойствах воды, флоре и фауне, географическом положении озера самостоятельно. Учителя выступали в качестве тьюторов.

2016 год. Впервые провели интегрированный урок химии, биологии и географии в 8 классе «Соль жизни» на межрайонном семинаре в с. Лешуконское.  Учащиеся познакомились с минералом – галит, определили качественный состав поваренной соли. Дети добыли знания о значении соли в жизни человека путем составления предложений из словосочетаний, заполняли схемы, составляли таблицы.

2017 год. НС и ОВ проводят интегрированный урок «Экологические проблемы атмосферы», который включает в себя 4 науки: х, б, г, э.   Учащимся 11 класса было предложено заранее подготовиться к уроку, найти материал о загрязнителях атмосферы. Работая с текстом «Проблема защиты воздушного бассейна от загрязнителей», заполнили кластер. Отрабатывали навыки составления уравнений химических реакций, протекающих в результате загрязнения атмосферы.

2018 год. НС И ОВ провели в Мезенской средней школе интегрированное занятие «Шоколадное дерево» в 6 классе. Данное занятие было проведено по ФГОС. На данном занятии обучающиеся выяснили места произрастания какао-дерева, его морфологические признаки, составляли пазл, определяли качество шоколада. В конце занятия за хорошую работу каждый смог отведать шоколадную конфету с чудо-дерева.

Межпредметные связи реализуются и во внеурочной работе. Ежегодно нами проводится День Земли. Формы проведения праздника различные: игра по станциям, устный журнал, своя игра «Экология Земли» и др.

Еще одной формой интеграции наук является туристический слет, где учащимся приходится на практике применить знание ориентирования на местности при помощи компаса и природных объектов, правила оказания первой медицинской помощи. Дети активно применяют знания, полученные на уроках обж, биологии: знание внешнего вида ядовитых грибов и растений, умения определять время по биологическим ритмам растений, разжигать костер, устанавливать палатку и тд.

Ежегодно проводим мероприятия, посвященные знаменитым ученым: Ломоносовский урок, Периодическому закону посвящается, Папанин - покоритель Арктики и т.д.  

Несомненно, не можем не говорить об Арктике. В последнее время уделяем ей огромное влияние. Проводим общешкольные классные часы, на которых говорим об экологическом загрязнении Арктики, ее животном и растительном мире.  

Интеграция наук продолжается и на наших предметных неделях, о которых в прошлом году рассказывала СВ.

Интегрированные уроки и мероприятия  имеют много преимуществ, так как они решают не только общеобразовательные задачи, но и позволяют формировать у  учеников наиболее целостное   восприятие мира.

Большая возможность использования различных технологий, методов, форм - позволяет решать еще одну не менее важную задачу в условиях  нашей школы - это  здоровьесберегающий подход в обучении.  Интегрированные мероприятия имеют психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снижает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.