Психологическая коррекция
Термин "психологическая коррекция" получил распространение в начале 70-х гг. ХХ в. В этот период психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Долгие годы шли бурные дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, но они носили преимущественно теоретический характер. На практике психологи успешно занимались психотерапевтической деятельностью. Поэтому появление и распространение термина "психологическая коррекция" в определённой мере было направлено разграничение полномочий врача (психотерапевта) и психолога. Однако на сегодняшний день до сих пор нет единого чёткого разграничения терминов "психотерапия" и "психокоррекция".
Психологическая коррекция — это деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а также исправление особенностей психологического развития, если они мешают человеку достигать поставленные цели.
В зависимости от целей и содержания психологическая коррекция может быть:
- познавательной сферы;
- личности;
- аффективно-волевой сферы;
- поведенческих аспектов;
- межличностных отношений:
- внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
- детско-родительских отношений.
Психологическая коррекция может быть также индивидуальной и групповой. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.
Средства и приёмы психологической коррекции могут различаться в зависимости от подхода, в котором работает психолог. Так, например, психокоррекция в рамках психоаналитического подхода будет направлена на смягчение конфликта между "Я" и "Оно". С точки зрения гуманистического направления будет преследоваться цель создания наиболее благоприятных условий для самореализации клиента и его личностного роста.
Психокоррекцинонная ситуация
Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.
Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:
- Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, психокоррекции — это клиент.
- Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, — это психолог.
- Теория, которая используется для объяснения проблем клиента.
- Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.
- Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.
Психолог стремится к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.