Экономическое воспитание детей дошкольного возраста

Сарзанова Оксана Геннадьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация для детей старшей группы. «История возникновения денег»

Слайд 2

Много тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Первобытные люди жили семьями, племенами. Все необходимое – пищу, одежду, орудия труда - они делали сами. Одни племена селились около рек и занимались рыболовством, другие жили в лесах и охотились на диких зверей. Те , кто жили в степях научились приучать животных, которые давали людям молоко, мясо, шерсть. Земледельцы научились выращивать зерно и овощи.

Слайд 4

Постепенно у каждого племени появились излишки продуктов и вещей, которыми они могли обмениваться между собой. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры, скотоводы – быков, овец, шерсть, а земледельцы - зерно.

Слайд 5

КАК ВЫ думаете , удобно ли это было? Вот представьте, вы хотите что-то приобрести и ведете за собой быка или корову, чтобы расплатиться. К тому же желания меняющихся совпадали не всегда

Слайд 6

Предметы для обмена.

Слайд 7

Люди постепенно стали понимать, что нужен такой предмет, особенный, необходимый всем товар, который можно было бы поменять любые другие

Слайд 8

Одними из первых денег были раковины моллюска. Маленькие, удобные, прочные, красивые. Люди носили ракушки в связке и в случае опасности зарывали их в землю, как сокровище.

Слайд 9

Но самыми удобными оказались деньги металлические. Кузнецы чеканили монеты. Кусочек серебра клался на наковальню, и по нему ударяли чеканом- молотком с рисунком или надписью. Долгое время стоимость монеты определялась по весу. Потом на монете появилась надпись, которую называли легендой, а затем – номинал, поясняющая, сколько стоит монета и какого она достоинства. Слово «рубль» произошел от слова «Рубить»

Слайд 10

Древние монеты Руси.

Слайд 11

Вот так чеканят и печатают современные деньги.

Слайд 12

Монеты современной России.



Предварительный просмотр:

Цель: создание социальной ситуации развития посредством познавательной деятельности.

Задачи: создать условия для: 

- развития совместного речевого диалога, способности к согласованию, договоренности со сверстниками  при достижении общего результата деятельности;

- выражения детьми своего мнения,  самостоятельного выбора партнеров;

- развития умения подмечать простейшие экономические явления;

- развития умения сравнивать, анализировать и делать умозаключения с опорой на имеющийся опыт и знания;

- развития  воображения, фантазии.

Ход образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/  задачи

Вводная часть

На столе находится кошелек. В нем находятся монетка и ракушка.

-  Посмотрите, что это?

- Интересно, а для чего служит он? Как люди его используют?

-  Откроем и посмотрим, что же в нем лежит.

Раздается голос монетки: «Здравствуйте ребята, я монетка и очень хочу попросить вас мне помочь, мне так хочется понять, как же я появилась на свет, и почему со мной рядом лежит ракушка»

- Можем мы помочь монетке?

- Все ли мы с вами знаем о деньгах?

- Где можно найти ответы на наши вопросы?

- Предлагаю отправиться в прошлое и узнать откуда появились деньги и наша монетка.

Отвечают на вопросы

Высказывают предположения

Условия для выражения детьми своих мыслей

Основная часть

Презентация

- Вы когда-нибудь сталкивались с деньгами?

- Почему рядом с монеткой оказалась ракушка?

- Видимо придется нам стать настоящими исследователями. И первый вопрос «Что такое деньги?»

(Деньги–это средство обмена. Люди меняют деньги на товар, которые им необходимы»)

- Посмотрите на экран.

У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а все что ему было надо, давала природа.

Кто-то хорошо ловил рыбу, а кто то выращивал пшеницу. Люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи или другие товары.

Деньгами древнему человеку служили: мех, зерно, орехи, ракушки. Но люди стали понимать, что неудобно обмениваться друг с другом без денег.

- Почему, как вы думаете?

Затем появились – это были каменные. Они могли быть квадратными, полукруглыми, удлиненными и круглыми. Позже появились металлические монетки. Из делали из драгоценных металлов золота, серебра, делали медные, бронзовые монеты.

- Металлические деньги называли монетами. А как называются бумажные деньги? (купюры)

- Как вы думаете какие деньги удобнее монеты или купюры? Как нам это узнать?

- Как вы думаете, интереснее проводить эксперимент  одному или с другом? Почему?

- Предлагаю отправиться в лабораторию и посмотреть, из какого материала денежные средства более удобны.

- Посмотрит, что есть в лаборатории.

- Что будет символизировать бумага? А металл?

- Сколько видов материала у нас представлено?

- Для того что справиться быстрее, что можно сделать? (разделиться на группы)

- Результаты опытов предлагаю записывать в карты.

1. Эксперимент: бумага мнется, рвется; монета нет.

2. Кладем бумажную и металлическую денежку в воду. Что происходит? Купюра намокла и порвалась, а монетка нет.

3. Определить, что тяжелее.

4. Убрать деньги в кошелек. Что удобнее хранить?

- Глядя на наши карты какой можно сделать вывод?

Самостоятельная деятельность детей

(Взрослый подключается поочередно к работе каждой подгруппы, уточняет, что они делают, какой материал используют, какой результат хотят получить).

Презентация работ

- Что задумывали?

- Что использовали?

- Какой результат получили?

Высказывают предположения, рассуждают

.

Определяют, как будут выполнять задуманное; подбирают материалы, распределяют обязанности,

выполняют работу в парах

Рассуждения детей, проведение сравнительного анализа. Выводы.

На картах дети ставят плюс если ответ положительный, минус если отрицательный.

Условия для побуждения детей к речевой активности

Условия для побуждения детей к речевой активности

Условия для самостоятельного

проявления экспериментальной деятельности при работе с разнообразным материалом

- оценивания результата собственной деятельности

Заключительная часть

- Ответили мы на вопрос монетки?

- Что нового мы узнали?

- Что у вас вызвало затруднения  и почему?

- Что вам больше всего понравилось?

Дети анализируют деятельность

Условия для рефлексии деятельности



Предварительный просмотр:

Тема: «Морозко»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности.

Задачи:

  • создать условия для развития обобщенных представлений о труде и лене;
  • создать условия для развития умения анализировать прочитанное произведение (выделять существенные признаки, выполнять действия сравнения);
  • создать условия для побуждения детей к речевой активности по содержанию произведения;
  • создать условия для развития умения додумывать эпизоды сказки;
  • обеспечить развитие первичных представлений об отличительных особенностях трудолюбивых людей и лентяев;
  • создать условия для приобретения опыта активного участия в процессе чтения, анализа текста;
  • создать условия для развития умения составлять собственную сказку с опорой на пространственную модель

Методические приемы: самостоятельная работа детей, метод словесной передачи (рассказ воспитателя, беседа), метод стимулирования познавательной деятельности (игра), метод самоконтроля.

В группу приходит посылка, а что в ней - неизвестно. Воспитатель предлагает детям с помощью игры угадать, что именно находится в посылке.

Игра «Да-Нетка» (развитие детской вопросительности)

- Все ли люди одинаковые?

- Каких людей вы знаете и на какие группы их можно разделить? (старые. Молодые, женщины, мужчины, девочки и мальчики)

- Что общего у них?

-  Чем они отличаются друг от друга?

- А можем ли мы назвать примеры отличительных особенностей различных людей?

- Мы с вами вспомнили много различий у людей. Есть такие сказки, которые объясняют, чем одни люди отличаются от других.

- Сейчас я приглашаю вас в читальный зал, где прочту сказку «Морозко»

Чтение сказки.

- Какими были главные героини сказки? (рассуждения детей)

- Объясните смысл пословицы: «Без труда, не вытащишь рыбку из пруда» (объяснения детей)

- А теперь давайте пофантазируем, придумаем свою сказку (предварительно разделить детей на подгруппы по два человека.

Последовательность сочинения.

Давным-давно….

Как девочки попали к Морозко?

Как изменилась жизнь, что стало хорошего?

Составление детьми сказки (дети договариваются и представляют ее слушателям).

Оценка детьми составленных рассказов.

Итог деятельности

- Что было новым для вас?

- Что сложным в работе?

- Как нам сохранить продукт нашей деятельности? (предложить нарисовать, вылепить)

Предложить детям на выбор краски, восковые мелки, карандаши, пластилин. Создать своего сказочного героя-животного.

Морозко  (русская народная сказка)

Жили-  были на белом свете дед с женой и дочкой. Дружно жили, хорошо. Да вот только однажды жена умерла, и остался дед на белом свете один с дочкой. Долго ли, недолго горевал, а женился заново. Да вот только взял он в жены бабу сварливую и недобрую. У бабы той тоже дочка была, да только баба свою дочку все по головке гладила, а падчерицу невзлюбила.
Все хозяйство дедова дочка делала: и воду, и дрова в дом носила; и за скотиной ухаживала, поила-кормила ее и доила дважды в день; и дом мела, и печку топила, и еду готовила. А родная дочка только на печи валялась, да леденцы на палочке ела. Да только баба все равно не успокаивалась, и с каждым днем все больше на падчерицу бранилась. И решила она тогда дедову дочку со свету сжить.
Пристала к деду и говорит:
- Бери дед свою дочку, и вези ее с моих глаз подальше куда хочешь. Чтобы уши мои о ней больше никогда не слышали, а глаза никогда не видели! И не куда-нибудь к родным в теплый дом, а в глухой лес да на лютый мороз! А не то я и тебя самого со свету сживу!
Заплакал дед, а деваться ему некуда, вот посадил он родную дочку в сани в одном легком полушубке, и повез ее в глухой лес на лютый мороз. Приехал в чащу непроглядную, высадил дочку под деревом, поцеловал ее, развернул лошадь, да уехал поскорее, чтобы смерти родной кровинушки не видеть.
Бедная дочка под лапу еловую присела, платком дырявым запахнулась и замерла. А в это время рядом сам Морозко проходил. Увидел он: девица красная под елкой в сугробе сидит, замерзает, подобрался к ней недалеко, и говорит:
- Я, Морозко. Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
Тепло дедушка Морозко, тепло миленький. –Отвечает дочка.
Тогда Морозко еще сильнее холоду напускает, с елки на елку перепрыгивает, ветками потрескивает.
-Ну а теперь тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе, красная?
-Ой тепло, дедушка, тепло родненький. – отвечает девица посиневшими от холода губами.
Еще ближе Морозко подбирается, совсем холоду на бедняжечку напускает:
-И теперь тепло тебе, милая? Тепло, красавица?
- Тепло Морозушко, тепло. – отвечает дедова дочь, а сама уже и языком от холода еле шевелит.
Тут Морозко девушку пожалел, шубу теплую со своего плеча снял, да ее укутал.
Отогрел, а потом и спрашивает:
-Это кто ж тебя на лютую смерть в лес завез?
Заплакала тогда девушка, да и рассказала Морозке все про жизнь свою горькую. И как мачеха ее со свету сживала, а свою дочь в платки красные наряжала. Рассердился тогда Морозко, и сказал:
-Ты дочка, не грусти. За то, что ты все хозяйство вела, и столько натерпелась, я тебя награжу. И подарил он дедовой дочке сундуки с золотом, мехами собольими, да камнями драгоценными.
А дед в это время дома сидит, да дочку оплакивает. Сидел, сидел, да и не выдержал. И говорит старухе:
-Злая ты и глупая баба! И меня глупым сделала! До чего додумался: дочку родную в лес увез! Будь что будет, а дочку погубить не дам!
Собрался, сел в сани, да и поехал в лес спасать кровинушку. Летит, торопится. Приезжает, а дочка его под деревом сидит в шубе теплой, в платке пуховом, а перед ней стоят сундуки с сокровищами царскими, Морозко подаренными. Обрадовался дед, погрузил все сундуки в сани и повез дочку домой.

А дома старуха сидит, блины печет, поминки по падчерице справлять готовится. А под столом собачка сидит и тявкает:
-Тяв, тяв. Дедову дочку с подарками да золотом везут, а старухину дочку замуж не берут.
- Неправильно тявкаешь, скажи: старухину дочку замуж возьмут, а стариковой – одни косточки везут!
А собачка все свое:
-Тяв, тяв. Дедову дочку с подарками да золотом везут, а старухину дочку замуж не берут.

Тут ворота раскрылись и во двор сани въехали. Увидела старуха, что дедова дочка приехала живая – здоровая, да с подарками царскими. Узнала у падчерицы, что Морозко к ней приходил – и пристала к деду:
Скорее старик, запрягай лошадей, да вези мою дочку в лес к Морозко за подарками. Посади ее на то же место, куда и свою дуреху. Моя красавица вдвое больше богатства от Морозко получит. А сама надела дочку в тулуп теплый, укутала платками пуховыми и пирожков корзинку нагрузила.
Посадил дед старухину дочку в сани, отвез ее в лес, да и высадил на том месте, где дочку оставлял. А сам домой уехал.


Долго ли, коротко ли, а идет по лесу Морозко. Видит: сидит под деревом укутанная бабкина дочка, да пирожки за обе щеки уплетает. Подобрался Морозко к ней поближе, и говорит:
- Я Морозко. Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
-Да ты что, дед! Холодно, конечно.
Морозко от слов таких сам дар речи потерял, и еще сильнее холоду напускает, с елки на елку перепрыгивает, ветками потрескивает.
-Ну а теперь тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе, красная?
-Ты что, издеваешься, старый? Не видишь, замерзаю совсем! Давай скорее подарки, некогда мне! – отвечает дочка.
Ах так! - Рассердился Морозко, да и заморозил старухину дочку совсем за глупость ее и грубость.
А старуха в это время дома ее встречать готовится:
Поезжай говорит, старый, в лес, да вези мою дочку домой! Ей Морозко, наверняка, злата да серебра много сундуков насыпал. Да аккуратнее вези, золото не рассыпь!
А собачка под столом:
-Тяв, тяв. Дедову дочку замуж возьмут, а старухиной дочки из лесу косточки везут.
Баба ей кричит:
- Не ври! Скажи: старухину дочку в мехах со златом везут да замуж возьмут!
А собачка все свое:
-Тяв, тяв. Дедову дочку с подарками да золотом везут, а старухину дочку замуж не берут.
-Тяв, тяв. Дедову дочку замуж возьмут, а старухиной дочки из лесу косточки везут.
 Тут ворота раскрылись и во двор сани въехали. Увидела старуха, что Морозко ее дочку совсем заморозил, заплакала, запричитала, а ничего уже и сделать нельзя. Сама своей жадностью и глупостью ее погубила.