Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
Экономика для детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Много тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Первобытные люди жили семьями, племенами. Все необходимое – пищу, одежду, орудия труда - они делали сами. Одни племена селились около рек и занимались рыболовством, другие жили в лесах и охотились на диких зверей. Те , кто жили в степях научились приучать животных, которые давали людям молоко, мясо, шерсть. Земледельцы научились выращивать зерно и овощи.
Постепенно у каждого племени появились излишки продуктов и вещей, которыми они могли обмениваться между собой. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры, скотоводы – быков, овец, шерсть, а земледельцы - зерно.
КАК ВЫ думаете , удобно ли это было? Вот представьте, вы хотите что-то приобрести и ведете за собой быка или корову, чтобы расплатиться. К тому же желания меняющихся совпадали не всегда
Предметы для обмена.
Люди постепенно стали понимать, что нужен такой предмет, особенный, необходимый всем товар, который можно было бы поменять любые другие
Одними из первых денег были раковины моллюска. Маленькие, удобные, прочные, красивые. Люди носили ракушки в связке и в случае опасности зарывали их в землю, как сокровище.
Но самыми удобными оказались деньги металлические. Кузнецы чеканили монеты. Кусочек серебра клался на наковальню, и по нему ударяли чеканом- молотком с рисунком или надписью. Долгое время стоимость монеты определялась по весу. Потом на монете появилась надпись, которую называли легендой, а затем – номинал, поясняющая, сколько стоит монета и какого она достоинства. Слово «рубль» произошел от слова «Рубить»
Древние монеты Руси.
Вот так чеканят и печатают современные деньги.
Монеты современной России.
Предварительный просмотр:
Цель: создание социальной ситуации развития посредством познавательной деятельности.
Задачи: создать условия для:
- развития совместного речевого диалога, способности к согласованию, договоренности со сверстниками при достижении общего результата деятельности;
- выражения детьми своего мнения, самостоятельного выбора партнеров;
- развития умения подмечать простейшие экономические явления;
- развития умения сравнивать, анализировать и делать умозаключения с опорой на имеющийся опыт и знания;
- развития воображения, фантазии.
Ход образовательной деятельности
Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ задачи | |
Вводная часть | ||||
На столе находится кошелек. В нем находятся монетка и ракушка. | - Посмотрите, что это? - Интересно, а для чего служит он? Как люди его используют? - Откроем и посмотрим, что же в нем лежит. Раздается голос монетки: «Здравствуйте ребята, я монетка и очень хочу попросить вас мне помочь, мне так хочется понять, как же я появилась на свет, и почему со мной рядом лежит ракушка» - Можем мы помочь монетке? - Все ли мы с вами знаем о деньгах? - Где можно найти ответы на наши вопросы? - Предлагаю отправиться в прошлое и узнать откуда появились деньги и наша монетка. | Отвечают на вопросы Высказывают предположения | Условия для выражения детьми своих мыслей | |
Основная часть | ||||
Презентация | - Вы когда-нибудь сталкивались с деньгами? - Почему рядом с монеткой оказалась ракушка? - Видимо придется нам стать настоящими исследователями. И первый вопрос «Что такое деньги?» (Деньги–это средство обмена. Люди меняют деньги на товар, которые им необходимы») - Посмотрите на экран. У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а все что ему было надо, давала природа. Кто-то хорошо ловил рыбу, а кто то выращивал пшеницу. Люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех, зерно, орехи, ракушки. Но люди стали понимать, что неудобно обмениваться друг с другом без денег. - Почему, как вы думаете? Затем появились – это были каменные. Они могли быть квадратными, полукруглыми, удлиненными и круглыми. Позже появились металлические монетки. Из делали из драгоценных металлов золота, серебра, делали медные, бронзовые монеты. - Металлические деньги называли монетами. А как называются бумажные деньги? (купюры) - Как вы думаете какие деньги удобнее монеты или купюры? Как нам это узнать? - Как вы думаете, интереснее проводить эксперимент одному или с другом? Почему? - Предлагаю отправиться в лабораторию и посмотреть, из какого материала денежные средства более удобны. - Посмотрит, что есть в лаборатории. - Что будет символизировать бумага? А металл? - Сколько видов материала у нас представлено? - Для того что справиться быстрее, что можно сделать? (разделиться на группы) - Результаты опытов предлагаю записывать в карты. 1. Эксперимент: бумага мнется, рвется; монета нет. 2. Кладем бумажную и металлическую денежку в воду. Что происходит? Купюра намокла и порвалась, а монетка нет. 3. Определить, что тяжелее. 4. Убрать деньги в кошелек. Что удобнее хранить? - Глядя на наши карты какой можно сделать вывод? Самостоятельная деятельность детей (Взрослый подключается поочередно к работе каждой подгруппы, уточняет, что они делают, какой материал используют, какой результат хотят получить). Презентация работ - Что задумывали? - Что использовали? - Какой результат получили? | Высказывают предположения, рассуждают . Определяют, как будут выполнять задуманное; подбирают материалы, распределяют обязанности, выполняют работу в парах Рассуждения детей, проведение сравнительного анализа. Выводы. На картах дети ставят плюс если ответ положительный, минус если отрицательный. | Условия для побуждения детей к речевой активности Условия для побуждения детей к речевой активности Условия для самостоятельного проявления экспериментальной деятельности при работе с разнообразным материалом - оценивания результата собственной деятельности | |
Заключительная часть | ||||
- Ответили мы на вопрос монетки? - Что нового мы узнали? - Что у вас вызвало затруднения и почему? - Что вам больше всего понравилось? | Дети анализируют деятельность | Условия для рефлексии деятельности |
Предварительный просмотр:
Тема: «Морозко»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности.
Задачи:
- создать условия для развития обобщенных представлений о труде и лене;
- создать условия для развития умения анализировать прочитанное произведение (выделять существенные признаки, выполнять действия сравнения);
- создать условия для побуждения детей к речевой активности по содержанию произведения;
- создать условия для развития умения додумывать эпизоды сказки;
- обеспечить развитие первичных представлений об отличительных особенностях трудолюбивых людей и лентяев;
- создать условия для приобретения опыта активного участия в процессе чтения, анализа текста;
- создать условия для развития умения составлять собственную сказку с опорой на пространственную модель
Методические приемы: самостоятельная работа детей, метод словесной передачи (рассказ воспитателя, беседа), метод стимулирования познавательной деятельности (игра), метод самоконтроля.
В группу приходит посылка, а что в ней - неизвестно. Воспитатель предлагает детям с помощью игры угадать, что именно находится в посылке.
Игра «Да-Нетка» (развитие детской вопросительности)
- Все ли люди одинаковые?
- Каких людей вы знаете и на какие группы их можно разделить? (старые. Молодые, женщины, мужчины, девочки и мальчики)
- Что общего у них?
- Чем они отличаются друг от друга?
- А можем ли мы назвать примеры отличительных особенностей различных людей?
- Мы с вами вспомнили много различий у людей. Есть такие сказки, которые объясняют, чем одни люди отличаются от других.
- Сейчас я приглашаю вас в читальный зал, где прочту сказку «Морозко»
Чтение сказки.
- Какими были главные героини сказки? (рассуждения детей)
- Объясните смысл пословицы: «Без труда, не вытащишь рыбку из пруда» (объяснения детей)
- А теперь давайте пофантазируем, придумаем свою сказку (предварительно разделить детей на подгруппы по два человека.
Последовательность сочинения.
Давным-давно….
Как девочки попали к Морозко?
Как изменилась жизнь, что стало хорошего?
Составление детьми сказки (дети договариваются и представляют ее слушателям).
Оценка детьми составленных рассказов.
Итог деятельности
- Что было новым для вас?
- Что сложным в работе?
- Как нам сохранить продукт нашей деятельности? (предложить нарисовать, вылепить)
Предложить детям на выбор краски, восковые мелки, карандаши, пластилин. Создать своего сказочного героя-животного.
Морозко (русская народная сказка)
Жили- были на белом свете дед с женой и дочкой. Дружно жили, хорошо. Да вот только однажды жена умерла, и остался дед на белом свете один с дочкой. Долго ли, недолго горевал, а женился заново. Да вот только взял он в жены бабу сварливую и недобрую. У бабы той тоже дочка была, да только баба свою дочку все по головке гладила, а падчерицу невзлюбила.
Все хозяйство дедова дочка делала: и воду, и дрова в дом носила; и за скотиной ухаживала, поила-кормила ее и доила дважды в день; и дом мела, и печку топила, и еду готовила. А родная дочка только на печи валялась, да леденцы на палочке ела. Да только баба все равно не успокаивалась, и с каждым днем все больше на падчерицу бранилась. И решила она тогда дедову дочку со свету сжить.
Пристала к деду и говорит:
- Бери дед свою дочку, и вези ее с моих глаз подальше куда хочешь. Чтобы уши мои о ней больше никогда не слышали, а глаза никогда не видели! И не куда-нибудь к родным в теплый дом, а в глухой лес да на лютый мороз! А не то я и тебя самого со свету сживу!
Заплакал дед, а деваться ему некуда, вот посадил он родную дочку в сани в одном легком полушубке, и повез ее в глухой лес на лютый мороз. Приехал в чащу непроглядную, высадил дочку под деревом, поцеловал ее, развернул лошадь, да уехал поскорее, чтобы смерти родной кровинушки не видеть.
Бедная дочка под лапу еловую присела, платком дырявым запахнулась и замерла. А в это время рядом сам Морозко проходил. Увидел он: девица красная под елкой в сугробе сидит, замерзает, подобрался к ней недалеко, и говорит:
- Я, Морозко. Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
Тепло дедушка Морозко, тепло миленький. –Отвечает дочка.
Тогда Морозко еще сильнее холоду напускает, с елки на елку перепрыгивает, ветками потрескивает.
-Ну а теперь тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе, красная?
-Ой тепло, дедушка, тепло родненький. – отвечает девица посиневшими от холода губами.
Еще ближе Морозко подбирается, совсем холоду на бедняжечку напускает:
-И теперь тепло тебе, милая? Тепло, красавица?
- Тепло Морозушко, тепло. – отвечает дедова дочь, а сама уже и языком от холода еле шевелит.
Тут Морозко девушку пожалел, шубу теплую со своего плеча снял, да ее укутал.
Отогрел, а потом и спрашивает:
-Это кто ж тебя на лютую смерть в лес завез?
Заплакала тогда девушка, да и рассказала Морозке все про жизнь свою горькую. И как мачеха ее со свету сживала, а свою дочь в платки красные наряжала. Рассердился тогда Морозко, и сказал:
-Ты дочка, не грусти. За то, что ты все хозяйство вела, и столько натерпелась, я тебя награжу. И подарил он дедовой дочке сундуки с золотом, мехами собольими, да камнями драгоценными.
А дед в это время дома сидит, да дочку оплакивает. Сидел, сидел, да и не выдержал. И говорит старухе:
-Злая ты и глупая баба! И меня глупым сделала! До чего додумался: дочку родную в лес увез! Будь что будет, а дочку погубить не дам!
Собрался, сел в сани, да и поехал в лес спасать кровинушку. Летит, торопится. Приезжает, а дочка его под деревом сидит в шубе теплой, в платке пуховом, а перед ней стоят сундуки с сокровищами царскими, Морозко подаренными. Обрадовался дед, погрузил все сундуки в сани и повез дочку домой.
А дома старуха сидит, блины печет, поминки по падчерице справлять готовится. А под столом собачка сидит и тявкает:
-Тяв, тяв. Дедову дочку с подарками да золотом везут, а старухину дочку замуж не берут.
- Неправильно тявкаешь, скажи: старухину дочку замуж возьмут, а стариковой – одни косточки везут!
А собачка все свое:
-Тяв, тяв. Дедову дочку с подарками да золотом везут, а старухину дочку замуж не берут.
Тут ворота раскрылись и во двор сани въехали. Увидела старуха, что дедова дочка приехала живая – здоровая, да с подарками царскими. Узнала у падчерицы, что Морозко к ней приходил – и пристала к деду:
Скорее старик, запрягай лошадей, да вези мою дочку в лес к Морозко за подарками. Посади ее на то же место, куда и свою дуреху. Моя красавица вдвое больше богатства от Морозко получит. А сама надела дочку в тулуп теплый, укутала платками пуховыми и пирожков корзинку нагрузила.
Посадил дед старухину дочку в сани, отвез ее в лес, да и высадил на том месте, где дочку оставлял. А сам домой уехал.
Долго ли, коротко ли, а идет по лесу Морозко. Видит: сидит под деревом укутанная бабкина дочка, да пирожки за обе щеки уплетает. Подобрался Морозко к ней поближе, и говорит:
- Я Морозко. Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
-Да ты что, дед! Холодно, конечно.
Морозко от слов таких сам дар речи потерял, и еще сильнее холоду напускает, с елки на елку перепрыгивает, ветками потрескивает.
-Ну а теперь тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе, красная?
-Ты что, издеваешься, старый? Не видишь, замерзаю совсем! Давай скорее подарки, некогда мне! – отвечает дочка.
Ах так! - Рассердился Морозко, да и заморозил старухину дочку совсем за глупость ее и грубость.
А старуха в это время дома ее встречать готовится:
Поезжай говорит, старый, в лес, да вези мою дочку домой! Ей Морозко, наверняка, злата да серебра много сундуков насыпал. Да аккуратнее вези, золото не рассыпь!
А собачка под столом:
-Тяв, тяв. Дедову дочку замуж возьмут, а старухиной дочки из лесу косточки везут.
Баба ей кричит:
- Не ври! Скажи: старухину дочку в мехах со златом везут да замуж возьмут!
А собачка все свое:
-Тяв, тяв. Дедову дочку с подарками да золотом везут, а старухину дочку замуж не берут.
-Тяв, тяв. Дедову дочку замуж возьмут, а старухиной дочки из лесу косточки везут.
Тут ворота раскрылись и во двор сани въехали. Увидела старуха, что Морозко ее дочку совсем заморозил, заплакала, запричитала, а ничего уже и сделать нельзя. Сама своей жадностью и глупостью ее погубила.