Проектная деятельность

Карповникова Елена Хамитовна

       

Проект «Разноцветный алфавит» (1 класс)

Паспорт проектной работы

 

 

Название проекта

Разноцветный алфавит

Руководитель проекта

Карповникова Елена Хамитовна

 учитель начальных классов;

 

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

Обучение грамоте

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

Изобразительное искусство, трудовое обучение

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект

6 - 7 лет

Кто работал над проектом

Учащиеся 1бкласса

МБОУ сош № 15

Тип проекта

Творческий, индивидуальный, краткосрочный, информационно–практико-ориентированный

(ребенок-родители собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы).

 

 

Цель проекта

развитие фонематического слуха детей, умения обозначать звуки буквами, обогащение словаря учащихся, развитие речи. закрепление знаний букв русского алфавита.

 

Задачи проекта

Задачи:

 знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни,

развивать умение распознавать звук и букву;

 

- формировать первоначальные  представления о роли звуков в различении смысла слов, умение сравнивать слова.

 

- развития интереса к изучению русского языка, литературы, развитие творческих способностей.

1.Развивать коммуникативные умения.

2.Формировать навыки наблюдения в процессе поисково-познавательной деятельности.

3.Формировать навыки умения действовать самостоятельно и работать сообща в команде.

4.Обучать навыкам составления рассказа на основе личного опыта на тему "Моя любимая игрушка";

5.Развивать способности эффективно включаться во взаимодействие с различными людьми.

6.Совершенствовать познавательные способности, развивая умение реалистически оценивать свою работу.

 

 

 

Постановка проблемы:

 

на этапе обучения грамоте учащиеся испытывают трудности при выделении в словах отдельных звуков (гласных и согласных), при проведении слого-звукового анализа слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), при выделении ударных слогов, при соотнесении слышимого и произносимого слова со схемой – моделью, отражающей его слого-звуковую структуру. . Проект расширит знания первоклассников об алфавите, поможет узнать больше сведений о буквах, о необходимости знания алфавита в жизни человека.

 

Вопросы проекта

Основополагающий вопрос Для чего мы изучаем буквы? Проблемные вопросы Для чего нужно знать буквы? Сможет ли человек прожить без азбуки? На что похожа каждая буква? Учебные вопросы Сколько букв в алфавите? Сколько гласных букв? Сколько согласных букв? Сколько букв, не обозначающих звуков?Зачем необходимо делать проект?

Чего мы хотим добиться в результате работы?

Предполагаемый продукт

творческие работы про буквы ( в который войдут рисунки ребят выполнят рисунки букв, подберут к рисункам стихи, загадки, пословицы, ребусы, сочинят сказки и рассказы о буквах.).

 

Этапы работы над проектом

1. Знакомство с проектом. Формулирование  вопросов, которые будут решаться в проекте.

 

2.  Работа   по поиску материалов к проекту.

 

3. Выполнение дидактических заданий к проекту

 

4. Защита ученических работ,   формулирование ответов на проблемные и основополагающие вопросы.

 

5. Оформление результатов  работы :

 

Создание творческой работы

 

6. Оценивание работы по проекту участниками, учителем.

 

7. Подведение итогов, награждение участников.

 

 

1 этап

 

Знакомство с проектом.

 

- Как нам понять друг друга?

 

- Как появился современный алфавит?

 

В I веке нашей эры на территории Европы жили наши предки — племена славян, говорившие на древнем языке (учёные дали ему название праславянский язык). Со временем эти племена расселились на разных территориях, и их общий язык тоже начал распадаться: у праславянского языка образовались различные ветви. Одной такой ветвью был древнерусский язык — предшественник русского, белорусского и украинского языков.

 

Необходимость в письменности возникла у славян в IX веке с появлением таких государств, как Сербия, Болгария, Польша, Хорватия, Чехия. А когда на смену древнему язычеству пришло христианство (Русь приняла христианство в 988 году), необходимость в письменности возросла ещё больше (возникла потребность в экономических и культурных связях с другими государствами). Наши далёкие предки славяне образовали древнерусскую народность, куда вошли восточнославянские племена полян, древлян, кривичей, вятичей. На территории, прилегающей к среднему течению Днепра, заселённой полянами, появилось могущественное государство — Киевская Русь. В VIII—IX веках, кроме Киева, образовались древнерусские города Псков, Чернигов, Полоцк, Смоленск, в которых развивались различные ремёсла. В Киевскую Русь начали поступать первые церковные книги, написанные на старославянском языке. Этот язык сложился на основе переводов с греческого языка первых христианских книг и оказал большое влияние на развитие многих славянских языков. Продолжением старославянского языка как языка литературного был церковнославянский. Люди уже пользовались некоторыми буквами греческого алфавита для счёта и письма, но его надо было упорядочить, систематизировать, приспособить к употреблению в новых условиях. Первая славянская азбука — кириллица — была создана на основе греческого алфавита в 863 году. Этой азбукой (конечно, в видоизменённом варианте) мы пользуемся и сейчас. Славянская азбука названа кириллицей в честь своего создателя — Кирилла. Правда, настоящее его имя — Константин. Кириллом его нарекли незадолго до смерти, так как он постригся в монахи (а монахам после обряда пострижения даётся новое имя). Кирилл разрабатывал азбуку на основе греческого алфавита вместе со своим братом Мефодием. Часто их называют солунскими братьями, так как родом они из греческого города Салоники (по-другому называемого Солунью).

 

В 863 году Кирилл и Мефодий отправились с важным поручением в Великое княжество Моравское (территория современных Чехии и Словакии). Миссия братьев состояла в том, чтобы растолковать людям христианское вероучение на их родном языке. А для этого нужно было сначала перевести богослужебные книги с греческого языка на славянский. Вот потому и занялись Кирилл и Мефодий разработкой новой азбуки. Они создали даже 2 азбуки — кириллицу и глаголицу, но глаголица со временем была забыта (на Руси ею пользовались только в самые первые годы развития и распространения письменности). От кириллицы и происходит наш русский алфавит. На её основе были созданы также украинский, белорусский и болгарский алфавиты — вот почему эти языки так похожи.

 

Конечно, тот алфавит, которым мы пользуемся сейчас, мало похож на древний старославянский алфавит. И современный русский язык тоже сильно отличается от старославянского и древнерусского языков.

 

Кириллица во многом похожа на наше современное письмо. Если вы посмотрите на буквы этой азбуки, то увидите, что многие буквы исчезли из нашего современного употребления: юс большой и юс малый (они обозначали носовые гласные; эти звуки остались в польском и французском языках); вместо фиты и ферта мы используем букву ф; вместо зело и земля — букву з; вместо ять и есть — букву е; кси и пси.

 

Ну и конечно, многие буквы кириллицы с течением времени изменили своё начертание. Названия современных букв тоже стали короче.

 

Буквы кириллицы имели первоначально ещё и числовое значение, то есть употреблялись вместо цифр.

 

У кириллицы было несколько видов начертаний. Долгое время (особенно у восточных славян) сохранялось уставное письмо, или устав: кириллические буквы писались прямо, одна отдельно от другой. Уставом писали в основном богослужебные книги. С течением времени устав заменился полууставом, который встречается в книгах XV—XVII веков. По образцу полуустава был отлит шрифт первых русских печатных книг.

 

Полуустав сменился скорописью, в которой первоначальное начертание кириллических букв значительно изменилось. Начиная со времени Петра I кириллица, из которой были исключены некоторые буквы, получила название русской гражданской азбуки. Так несколько видоизменённая кириллица легла в основу нашего современного алфавита. Грамотность высоко ценилась на Руси. Из глубины веков дошли до нас памятники древней русской письменности: церковные книги, своды законов, деловые документы, летописи, литературные произведения. Старейшие сохранившиеся русские рукописные книги относятся к XI веку. Переписывание от руки в Древней Руси было единственным способом "тиражирования" книги и распространения её среди грамотных людей. Появление книгопечатания на Руси стало началом новой эпохи.

 

2 этап

 

Работа  по поиску материалов

 

1. Экскурсия в библиотеку.

 

2. Беседа с библиотекарем «Порядок книг в библиотеке»

 

 

1. При подготовке к защите проекта мы посетили школьную библиотеку. Там мы узнали, что книги на полках расставлены не только по темам, но и в алфавитном порядке, по фамилии авторов.

 

2. Библиотекарь  показала нам стеллаж с книгами для детей младшего школьного возраста.

 

3. Ещё в библиотеке есть картотека. Учётные карточки с названием книг и фамилий авторов тоже в алфавитном порядке.

 

4. В орфографическом словаре мы можем узнать правильное написание различных слов. В каждом орфографическом словаре есть список имён. Чтобы не ошибаться, надо чаще заглядывать в словарь.

 

5. У нас была прекрасная возможность поближе познакомиться с энциклопедиями и словарями. Мы поработали с толковым словариком для учащихся начальных классов. Зная наизусть алфавит, мы легко находили слово и узнавали его значение. Это было интересно!

 

6. В нашей школе у секретаря  Людмила Ивановна  есть папки с личными делами. Есть там и личное дело каждого из нас. Соблюдается строгий порядок. Все дела в алфавитном порядке.

 

Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит. Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.

 

Буквы-значки, как бойцы на парад,

 

В строгом порядке построились в ряд.

 

Каждый в условленном месте стоит

 

И называется всё …(алфавит)

 

3 этап

 

Выполнение дидактических заданий к проекту

 

1. Изучение алфавита.

 

2.Методика работы: подбор литературы, чтение художественной литературы, проведение занятий с детьми, беседы.

Предварительная работа с родителями:

Родители с детьми работали по плану:

1.Нарисовать рисунок.

2. Найти загадки, пословицы и поговорки про букву.

3. Оформить творческую работу или презентацию.

 

Это интересно знать.

 

Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок.

 

Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.

 

Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Казахский алфавит состоит из 42 букв).

 

Знакомство с алфавитом

 

- Перед нами современный русский алфавит, который мы изучили.

 

Давайте все вместе хором прочитаем весь алфавит.

 

- А кто уже знает весь алфавит? Сколько букв в русском алфавите?

 

- Назовите первую букву, последнюю.

 

- Какая буква в алфавите по счёту идёт третьей, восьмой, двадцатой?

 

- Какая буква стоит перед буквой м, д, т. После буквы ж, р, ц?

 

- Какая буква стоит между буквами ф и ц, о и р, л и н

 

Итак, в русском языке 10 букв, которые обозначают гласные звуки,  21 буква обозначает согласные звуки и 2 буквы звуков не обозначают.

4 этап

 

Защита ученических работ.

 

1. Работа с проволокой.

 

2. Работа с пуговицами.

 

3. Ниткопись.

 

4. Аппликация.

5 этап

 

Оформление результатов  работы

 

1. Книжка  – малышка  со стихами

 

2. Книжка - малышка с рисунками детей «Необычная азбука»

 

3. Презентация  «Алфавит - прописи».

 

4. Серия презентаций « 33 родных сестрицы»

6 этап

 

Оценивание работы

 

- Проведение мониторинга учащихся. Техника чтения.

 

- Результаты срезовых знаний по письму  и развитию речи

 

7 этап

 

- Подведение итогов, награждение участников.

 

 

Итог работы:

 

1. Изучен алфавит.

 

2. Подготовлены  книжки – малышки:

 

- со стихами «Веселый алфавит»,

 

- с раскрасками, рисунками детей «Необычная   азбука», 

 

- с аппликациями  «Алфавит»

 

«Символы России.  Любите  Россию от  края  до  края, за  то,  что  она  у  нас  есть!» 

Номинация: «Люблю  всё  то,  что  называют одним  широким  словом  Русь» 4 класс.