Рабочая программа факультативного курса по биологии «Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки к ГИА» для учащихся 9 классов
Факультативный курс позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, дает возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические знания. Систематизация знаний и решение задач занимает в образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по предмету и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_po_biologii.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
факультативного курса по биологии
«Систематизация знаний по биологии
в рамках подготовки к ГИА»
для учащихся 9 классов
34 часа
Составитель: Смирнова Е.В.
учитель биологии-химии
1 категории
Зубово
2014
Пояснительная записка
Современная система школьного образования ставит задачу приобретение интегрированных умений и навыков, которые позволят учащимся лучше понимать и усваивать изучаемый материал, формирует более высокие способности применять полученные знания на практике.
Факультативный курс позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, дает возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические знания. Систематизация знаний и решение задач занимает в образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по предмету и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний.
Целью факультативного курса является развитие общих интеллектуальных умений, а именно, логического мышления, умений анализировать, конкретизировать, обобщать, систематизировать, применять приемы сравнения, развитие творческого мышления. При решении задач осуществляется осознание учащимися своей собственной деятельности, обеспечение самостоятельности и активности учащихся, достижение прочности знаний и умений применять полученные знания в нестандартных, творческих заданиях. Также у детей воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе систематизации реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение учащихся.
В материалах КИМов ЕГЭ и Единого тестирования по биологии решение задач является одними из основополагающих и встречаются в тестах разного уровня сложности. Поэтому, главным в содержании курса является его практическая направленность, связь теоретических и практических знаний, умений и навыков. Она включает в себя элементы:
* наблюдение
*измерение
*экспериментирование
* математический анализ полученных данных
* работа с информационными источниками, в том числе и Интернет
В ходе занятий ученики совершенствуют и отрабатывают:
* коммуникативные умения – сотрудничество при работе в группах, культура ведения дискуссии;
* презентация результатов;
* самонаблюдение;
* умение использовать полученные знания в повседневной жизни
Другая особенность курса – его интегрированность и междисциплинарность.
Особое место в курсе занимает материал, который посвящен решению расчетных задач по генетике человека.
В современном обществе количество наследственных заболеваний увеличилось и составляет более 4000 наименований. Профилактика, причины и последствия возникновения заболеваний человека это одни из вопросов, которые рассматриваются в данном курсе.
Данный курс соответствует положению концепции профильного обучения, то есть позволяет ребенку оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор химико-биологического профиля, позволяет школьнику составить свою индивидуальную траекторию подготовки к будущей профессии. Логичность и последовательность материала осуществляется в связи последующих тем с предыдущими.
Программа позволяет установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения, создание индивидуальных коррекционных планов для каждого ученика.
Цели курса:
- Формирование современных знаний в области биологии,
- Развитие способности использовать знания, полученные на занятиях
биологии, изучении других школьных дисциплин естественно – научного цикла.
Задачи: Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
- Интеллектуальных и практических умений
- Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни.
- Способствовать развитию творческих способностей учащихся, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения рефлексии и самооценки.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и окружающему миру.
Содержание курса составляют знания и умения решать задачи по биологии
Курс рассчитан на 34 часа
Методы:
- лекционный метод передачи знаний;
- практический метод: решение расчетных и экспериментальных задач по генетике
- методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных генетических проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
Продолжительность: занятия 40 мин.
Проведение занятий: один раз в неделю.
Основная форма проведения занятий – урок, который можно проводить на базе кабинета биологии в школе. На каждом уроке нужно формулировать цель для учащихся, это цель должна быть им понятна и интересна. Активизация познавательной активности учащихся достигается за счет работы в творческих проблемных группах, выполнение сообщений и других творческих работ. Подведение итогов желательно проводить в виде рефлексивного обсуждения, в которой делается акцент на связь теоретических знаний с практическими. У учащихся должна быть специальная тетрадь для этого урока. В начале и в конце курса проводится входная и выходная диагностика для мониторинга эффективности и актуальности занятий. Курс предполагает работу по совершенствованию понятийного аппарата по генетике.
Схема занятий:
- Информационная часть. Актуализация знаний учащихся.
- Практическая часть. Упражнения, задания, ролевые игры, решение тестовых заданий разного уровня сложности.
- Рефлексивная часть. Планы на будущее.
Образовательные результаты изучения данного элективного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, тестирование), посещаемость, активность работы на занятиях;
- итоговый контроль в форме выполнения итогового контрольного теста по решению задач по генетике.
Учебно-методическое обеспечение курса
- Программа курса
- Методическое пособие: Беляев Д.К. Практикум по биологии в школе». М.:Дрофа 2007.
- Методические разработки практикумов по решению задач
- Комплекты тестов.
- Наглядно-демонстрационный материал.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие биологические умения и навыки.
Знать /понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, биогенетический закон Геккеля и Мюллера; учение об уровнях организации жизни; закон гомологических рядов Вавилова; сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
- решать: элементарные задачи по генетике, экологии; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды ;
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение
Содержание.
Раздел 1. КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов — основа единства органического мира, доказательства родства живой природы Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Неорганические вещества клетки Органические вещества клетки. Углеводы, липиды Белки, их строение и функции Нуклеиновые кислоты. Метаболизм: энергетический и пластический обмен,
их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Фотосинтез, его значение, Световые и темповые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Энергетический и пластический обмен,
Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Гены, генетический код и его свойства
Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Особенности соматических и половых клеток. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз — деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза.
Раздел 2. ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты). Вирусы — псклеточпые формы. Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных. Онтогенез и присущие ему закономерности. Генетика, се задачи. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Основные генетические понятия Специализация клеток, образование тканей, органов. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Mono- и дигибридиое скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Законы Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Взаимодействие генов. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. Законы Г. Менделя и их цитологические основы. Изменчивость признаков у организмов: модификационпая, мутационная, комбинативная. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков,
никотина на генетический аппарат клетки. Генетика и селекция. Биотехнологии.
Раздел 3. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ, ИХ СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство;
Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии — возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Вирусы Царство Грибы. Строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Царство Растения. Особенности строения тканей
и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность Общая характеристика царства Растения Ткани высших растений Вегетативные органы цветковых растений. Корень Побег Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле Жизненный цикл водорослей Однодольные и двудольные растения. Царство Животные. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.
Раздел 4. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания,
кровообращения, лимфатической системы Анатомия и физиология человека. Ткани
Строение и функции пищеварительной системы Строение и функции дыхательной системы Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения. Размножение и развитие организма человека.
Внутренняя среда организма человека. Группы кропи. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови Иммунитет Обмен веществ в организме человека Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная рефляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой Нервная система. Общий план строения. Функции Строение и функции центральной нервной системы Строение и функции вегетативной нервной системы Эндокринная система. Нейрогуморальная
регуляция процессом жизнедеятельности Диализаторы. Органы чувств, их роль а организме. Строение функции. Высшая нервная деятельность. Сон. его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения и слуха Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
Раздел 6. НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ. ЭВОЛЮЦИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
Вид, его критерии и структура. Популяция структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Способы видообразования. Микроэволюция Развитие эволюционных идей. Значение работ К Линнея, учения Ж-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора в эволюции. Исследования С.С. Четверикова
Синтетическая теория эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Липнем, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил
эволюции. Элементарные факторы эволюции Творческая роль естественного отбора.
Синтетическая теория эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Роль эволюционной теории
в формировании современной естественнонаучной картины мира Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства
эволюции живой природы Макроэволюция. Направления и пути эволюции Биологический
прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерации. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека Антропогенез. Движущие силы. Роль законов общественной жизни в социальном поведении человека. Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы.
Фотопериодизм Экосистема (биогеоценоз), се компоненты; продуценты, копсумепты, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети
питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Правило экологической пирамиды. Структура
и динамика численности популяций Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие
и смена экосистем.
Учебно – тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Биология – наука о жизни | 1 |
Раздел 1 Клетка как биологическая система 3 часа | ||
2. | Химическая организация клетки. Строение клетки | 1 |
3. | Метаболизм клетки | 1 |
4. | Клетка – генетическая единица живого | 1 |
Раздел 2 Организм как биологическая система 10 часов | ||
5. | Разнообразие и воспроизведение организмов | 1 |
6. | Онтогенез и присущие ему закономерности | 1 |
7. | Генетика. Основные генетические понятия. | 1 |
8- 10 | Менделирующие признаки человека. Решение задач на моно и дигибридное скрещивание. | 3 |
11. | Наследование генов, сцепленных с полом. | 1 |
12. | Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. | 1 |
13. | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. | 1 |
14. | Генетика и селекция. Биотехнологии. | 1 |
Раздел 3 Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность. 8 часов | ||
15. | Систематика. Царства: Бактерии. Вирусы. Грибы. | 1 |
16 - 18 | Царство Растения | 3 |
19 - 22 | Царство Животные ( Простейшие, Черви, Моллюски, Членистоногие, Хордовые, Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие) | 4 |
Раздел 4 Человек и его здоровье. 4 часа | ||
23. | Ткани и органы. Внутренняя среда организма | 1 |
24. | Покровная, опорно-двигательные системы | 1 |
26. | Кровеносная, пищеварительная системы | 1 |
27. | Нервная, половая, эндокринная системы | 1 |
28. | Дыхательная система, органы чувств | 1 |
Раздел 5 Надорганизменные системы. Эволюция органического мира. 6 часов | ||
29. | Вид, его структура, критерии. Микроэволюция. | 1 |
30. | Макроэволюция. | 1 |
31. | Возникновение жизни на Земле. | 1 |
32 | Антропогенез | 1 |
33, 34 | Экосистемы. | 2 |
Литература :
- Анастасова Л.П. Самостоятельная работа учащихся по общей биологии. Пособие для учителя. М.:Просвещение. 1989.
- Анастасова Л.А. Способы решенгия задач по биохимии и молекулярной биологии. «Биология в школе» №8 2002.
- Беркинблит М.Б. Почти 200 задач по генетике и биохимии . М.:Мирос.1992
- Галеева Н.Л. Развивающие и диагностические задания в курсе общей биологии. М.:Просвещение. 2002.
- Инге – Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М.:Высшая школа. 2004.