Игровые технологии (система В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Н.А.Зайцева, А.А. Окунева).

Игровые технологии (система В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Н.А.Зайцева, А.А. Окунева).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

Тема : «Использование игровых технологий в начальной школе

Подготовил

учитель начальных классов

Выражейкина ТИ.

В связи с модернизацией образования , с запросами общества 21 века перед собой я ставлю серьезные требования. Мой современный выпускник начальной школы должен ясно выражать  свои мысли, действовать обдуманно, стремиться к знаниям. И сегодня на нашем методическом объединении мне бы хотелось рассказать как добиться всего этого мне помогают игровые образовательные технологии, поделиться опытом работы.

Когда маленький человечек лет 6-7 приходит в школу, то начинается его целенаправленное обучение, учёба становится для него ведущей деятельностью. И уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного развития ребёнка.

У классика есть такие слова: «Вся наша жизнь – игра!». Мы можем перефразировать, что для ребёнка игра это ЖИЗНЬ. И когда он приходит в школу он продолжает играть. А мы учителя для создания комфортности пребывания ученика в школе, повышения мотивации к учёбе должны разговаривать с детьми на их языке. Поэтому мы, обучаем детей используя, игровые технологии.

       Успешно применять данную технологию мне помогает и сама программа образовательной системы «Перспектива», которая включает в себя разнообразный игровой материал.

        Авторы  учебников  программы «Перспектива», по которой я работаю, построили учебный материал, используя «сквозных» героев(Аня и Ваня, профессор Самоваров,) игры – путешествия.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что  включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки

Приведу примеры игр, которые я применяю на уроках математики, русского языка , литературного чтения и др.  

Дидактические игры на уроках математики.

Ученика нетрудно заинтересовать математикой. Самое обычное решение примеров можно преподнести так, что работа эта не покажется детям скучной и утомительной. Для этого достаточно придать упражнениям увлекательный характер, включить в работу элементы соревнования. Форма игры захватывает детей, и они с удовольствием выполняют задание

На уроках математики мои ученики очень любили «заселять домики» Это простая игра на изучение состава числа. Использовать её можно на любом этапе урока. И принимать участие может практически каждый ребёнок, в зависимости от количества домиков. Она способствует быстрому и прочному запоминанию состава числа, через приёмы зрительной, слуховой и двигательной деятельности.

«Футболисты»

Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел

  Игра  «Глаз – фото»

Эту игру можно использовать при изучении таблицы сложения и вычитания, а также умножения и деления. Учитель при изучении любой таблицы отводит определенное время на запоминание. Чтобы дети были более внимательными, я говорю, что в этой игре проверю, у кого глаз, как фотограф, т. е. кто сумеет сфотографировать таблицу (ученик должен запомнить её).  Таблица даётся с ответами.   Через 3-5 минут ответы стираю и спрашиваю по порядку учеников, они воспроизводят таблицу  в разбивку.

а играющий должен назвать числа 10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).Эту игру можно провести с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.

Многие игры я строю на материале различной трудности. Это даёт возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний. Например, даю самостоятельную работу в виде игры «Кто первый добежит до финиша?» А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с заданием

Обобщая опыт своей работы я пришла к выводу, что для многих учащихся уроки русского языка достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса. Трудности усвоения предмета ведут к недостаточной грамотности. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать, отбирать и применять увлекательный игровой материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Чтобы пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма ввожу игровые моменты на разных этапах урока. С помощью различных ребусов, на одном дыхании проходит работа над словарными словами. Такие виды заданий развивают у детей логическое мышление, способствуют лучшему запоминанию словарных слов.

Хорошему и быстрому закреплению различных орфограмм помогают кроссворды с загадками. Дети очень любят такую форму игры. Причём её можно использовать при изучении различных орфограмм.

С этой же целью провожу игру «Исключи лишнее».

 Берутся любые три слова. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих «лишнему». Желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения.

Игра « Шифровальщики"

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Очень любят дети сказки о  приключениях букв, сочинять свои. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, Кот  в сапогах - умный и находчивый, замечательный актер и весельчак; Чиполлино, приносящий в своем портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад. Приходит в гости к ребятам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй, сказок. Прилетает и Карлсон, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воображение, способность к сопереживанию, , чувство юмора, , рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

Важная роль занимательных игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Следуя этому процессу строю уроки чтения.

 Очень важно научить детей понимать прочитанный текст.

Я практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения, я использую прием взаимопроверки: ученик читает 1-2 абзаца своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой ученик читает следующие два абзаца.

 Цель данного упражнения: развитие памяти, внимания, правильного восприятия текста.

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “Игра в прятки” и “Мнимое слово”. Учащимся очень нравятся эти упражнения.

 “Игра в прятки”  Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
 “Мнимое слово”.

 Цель: развитие внимания.

 Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.  Слабо читающим учащимся помогает такой вид чтения, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать звукозапись.

   Список подобных игр можно продолжать довольно долго, все они развивают память, внимание, учебную мотивацию, чувство коллективизма, ответственности и даже чувство патриотизма.

Выводы:

И чтобы подвести итог всему выше сказанному , хочу предоставить вашему вниманию  небольшой видеоролик.

Учителю отводится очень важная роль, когда приходит время помогать ребенку расти и развиваться.

Вокруг простирается огромный мир, и детям не терпится начать его исследовать. У учителя есть возможность разделить с детьми чудесное путешествие в мир открытий, когда они начнут изучать самих себя и окружающий мир. И мы с гордостью будем наблюдать , как наши ученики движутся от одного достижения  к другому.

Я попыталась по-новому взглянуть на это путешествие и использую увлекательный способ стимулировать развитие детей с помощью игровых технологий.

Игра  должна занимать определенное место в начальном образовании, так как она положительно влияет на развитие ребенка (на его мышление, внимание, речь), способствует формированию новой ведущей деятельности - учебной.

Главное значение этих игр в следующем:

Значительно повышается познавательный интерес младших школьников/

Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;

На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которое доставляет решение учебных задач.

Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;

Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.

1. Ценность игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяют.

2.  При использовании игр и игровых ситуаций, на уроках возможны самые разнообразные приемы и формы работы. Все зависит от профессионализма и творчества учителя.

3. Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучающихся сравнима или даже превосходит активность педагога

Но не следует забывать и о том , что использование исключительно игровых технологий не дает желаемых результатов, отсюда необходимость комплексного применения современных педагогических технологий.

Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» 


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

(1 тур конкурса «Учитель года»)

Тема : «Использование игровых технологий в начальной школе

Подготовил

учитель начальных классов

Андреева Т.А.

В связи с модернизацией образования , с запросами общества 21 века перед собой я ставлю серьезные требования. Мой современный выпускник начальной школы должен ясно выражать  свои мысли, действовать обдуманно, стремиться к знаниям. И сегодня на нашем методическом объединении мне бы хотелось рассказать как добиться всего этого мне помогают игровые образовательные технологии, поделиться опытом работы.

Когда маленький человечек лет 6-7 приходит в школу, то начинается его целенаправленное обучение, учёба становится для него ведущей деятельностью. И уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного развития ребёнка.

У классика есть такие слова: «Вся наша жизнь – игра!». Мы можем перефразировать, что для ребёнка игра это ЖИЗНЬ. И когда он приходит в школу он продолжает играть. А мы учителя для создания комфортности пребывания ученика в школе, повышения мотивации к учёбе должны разговаривать с детьми на их языке. Поэтому мы, обучаем детей используя, игровые технологии.

       Успешно применять данную технологию мне помогает и сама программа образовательной системы «Перспектива», которая включает в себя разнообразный игровой материал.

        Авторы  учебников  программы «Перспектива», по которой я работаю, построили учебный материал, используя «сквозных» героев(Аня и Ваня, профессор Самоваров,) игры – путешествия.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что  включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки

Приведу примеры игр, которые я применяю на уроках математики, русского языка , литературного чтения и др.  

Дидактические игры на уроках математики.

Ученика нетрудно заинтересовать математикой. Самое обычное решение примеров можно преподнести так, что работа эта не покажется детям скучной и утомительной. Для этого достаточно придать упражнениям увлекательный характер, включить в работу элементы соревнования. Форма игры захватывает детей, и они с удовольствием выполняют задание

На уроках математики мои ученики очень любили «заселять домики» Это простая игра на изучение состава числа. Использовать её можно на любом этапе урока. И принимать участие может практически каждый ребёнок, в зависимости от количества домиков. Она способствует быстрому и прочному запоминанию состава числа, через приёмы зрительной, слуховой и двигательной деятельности.

«Футболисты»

Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел

  Игра  «Глаз – фото»

Эту игру можно использовать при изучении таблицы сложения и вычитания, а также умножения и деления. Учитель при изучении любой таблицы отводит определенное время на запоминание. Чтобы дети были более внимательными, я говорю, что в этой игре проверю, у кого глаз, как фотограф, т. е. кто сумеет сфотографировать таблицу (ученик должен запомнить её).  Таблица даётся с ответами.   Через 3-5 минут ответы стираю и спрашиваю по порядку учеников, они воспроизводят таблицу  в разбивку.

а играющий должен назвать числа 10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).Эту игру можно провести с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.

Многие игры я строю на материале различной трудности. Это даёт возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний. Например, даю самостоятельную работу в виде игры «Кто первый добежит до финиша?» А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с заданием

Обобщая опыт своей работы я пришла к выводу, что для многих учащихся уроки русского языка достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса. Трудности усвоения предмета ведут к недостаточной грамотности. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать, отбирать и применять увлекательный игровой материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Чтобы пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма ввожу игровые моменты на разных этапах урока. С помощью различных ребусов, на одном дыхании проходит работа над словарными словами. Такие виды заданий развивают у детей логическое мышление, способствуют лучшему запоминанию словарных слов.

Хорошему и быстрому закреплению различных орфограмм помогают кроссворды с загадками. Дети очень любят такую форму игры. Причём её можно использовать при изучении различных орфограмм.

С этой же целью провожу игру «Исключи лишнее».

 Берутся любые три слова. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих «лишнему». Желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения.

Игра « Шифровальщики"

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Очень любят дети сказки о  приключениях букв, сочинять свои. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, Кот  в сапогах - умный и находчивый, замечательный актер и весельчак; Чиполлино, приносящий в своем портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад. Приходит в гости к ребятам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй, сказок. Прилетает и Карлсон, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воображение, способность к сопереживанию, , чувство юмора, , рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

Важная роль занимательных игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Следуя этому процессу строю уроки чтения.

 Очень важно научить детей понимать прочитанный текст.

Я практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения, я использую прием взаимопроверки: ученик читает 1-2 абзаца своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой ученик читает следующие два абзаца.

 Цель данного упражнения: развитие памяти, внимания, правильного восприятия текста.

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “Игра в прятки” и “Мнимое слово”. Учащимся очень нравятся эти упражнения.

 “Игра в прятки”  Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
 “Мнимое слово”.

 Цель: развитие внимания.

 Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.  Слабо читающим учащимся помогает такой вид чтения, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать звукозапись.

   Список подобных игр можно продолжать довольно долго, все они развивают память, внимание, учебную мотивацию, чувство коллективизма, ответственности и даже чувство патриотизма.

Выводы:

И чтобы подвести итог всему выше сказанному , хочу предоставить вашему вниманию  небольшой видеоролик.

Учителю отводится очень важная роль, когда приходит время помогать ребенку расти и развиваться.

Вокруг простирается огромный мир, и детям не терпится начать его исследовать. У учителя есть возможность разделить с детьми чудесное путешествие в мир открытий, когда они начнут изучать самих себя и окружающий мир. И мы с гордостью будем наблюдать , как наши ученики движутся от одного достижения  к другому.

Я попыталась по-новому взглянуть на это путешествие и использую увлекательный способ стимулировать развитие детей с помощью игровых технологий.

Игра  должна занимать определенное место в начальном образовании, так как она положительно влияет на развитие ребенка (на его мышление, внимание, речь), способствует формированию новой ведущей деятельности - учебной.

Главное значение этих игр в следующем:

Значительно повышается познавательный интерес младших школьников/

Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;

На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которое доставляет решение учебных задач.

Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;

Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.

1. Ценность игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяют.

2.  При использовании игр и игровых ситуаций, на уроках возможны самые разнообразные приемы и формы работы. Все зависит от профессионализма и творчества учителя.

3. Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучающихся сравнима или даже превосходит активность педагога

Но не следует забывать и о том , что использование исключительно игровых технологий не дает желаемых результатов, отсюда необходимость комплексного применения современных педагогических технологий.

Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы»