К уроку музыки
Средства музыкальной выразительности
Музыкальные жанры:
Жанр (в пер. с франц. – род, вид, манера) – вид искусства с определёнными, исторически
сложившимися чертами.
- вокально-хоровой жанр – к нему относятся произведения, созданные для исполнения
человеческим голосом: песня, романс, ария, вокальный ансамбль, хоровая миниатюра
кантата, оратория, месса и др.
- инструментальный жанр – к нему относятся произведения, созданные для исполнения на различных музыкальных инструментах: пьеса, инструментальный цикл - сюита, соната, концерт, инструментальный ансамбль (трио, квартет, квинтет) и др.
- музыкально-театральный жанр - к нему относятся произведения, созданные для исполнения в театре: опера, оперетта, балет, музыка к драматическим спектаклям.
- симфонический жанр - к нему относятся произведения, написанные для симфонического оркестра: симфоническая пьеса, сюита, увертюра, симфония и др.
Элементы музыкальной речи:
- Мелодия ( в пер. с греч. – песнь)- музыкальная мысль, выраженная одноголосно.
Типы мелодии:
- кантилена (распевное пение) – неторопливая певучая мелодия
- речитатив (читать вслух, декламировать) – мелодия, в которой певучесть сочетается с декламацией. ( декламация – выразительная речь).
- вокальная мелодия – мелодия, созданная для исполнения голосом.
- инструментальная мелодия - мелодия, созданная для исполнения на музыкальном инструменте.
2. Лад (в пер. со славянского – согласие, стройность, порядок, мир) – взаимосвязь
музыкальных звуков, их слаженность и согласованность. Из многочисленных ладов
наибольшее распостранение получили мажор и минор.
- Гармония (в пер. с греч. – соразмерность, связь) – объединение звуков в созвучия и их
взаимосвязь. (Другое значение слова гармония – наука об аккордах).
- Метр (в пер. с греч.- мера) – непрерывное и равномерное чередование сильных и слабых долей. Размер – цифровое обозначение метра.
Основные метры: двухдольный (полька, галоп, экосез),
трёхдольный (полонез, менуэт, мазурка, вальс), четырёхдольный (марш, гавот).
- Ритм (в пер.с греч.- соразмерность) – чередование длительностей, звуков и пауз.
Виды ритма:
- ровный – нечастая смена длительностей с преобладанием одинаковых.
- пунктирный (в пер. с лат. – точка) – группа из двух звуков, один из которых втрое короче другого (восьмая с точкой и шестнадцатая).
- синкопа (в пер. с греч. – пропуск, сокращение) – несовпадение ритмического и динамического акцентов с метрическим . (смещение сильной доли на слабую).
- остинато (в пер. с итал. – упрямый, упорный) – многократно повторяющийся
ритмический или мелодический оборот.
6. Диапазон (в пер. с греч. – через всё) – расстояние от самого низкого до самого высокого
звука, который может издать инструмент или голос.
- Регистр – часть звукового диапазона музыкального инструмента или голоса, содержащая
звуки, схожие по окраске ( различают верхний, средний и нижний регистры).
- Динамика – сила звука, его громкость. Динамические оттенки – специальные термины,
определяющие степень громкости музыкального произведения.
- Темп (в пер. с лат. – время ) – скорость движения музыки. В музыкальных произведениях
темп обозначается специальными терминами.
- Штрих (в пер. с итал. – направление, черта) – способ извлечения звука при пении, игре на музыкальных инструментах.
Основные штрихи:
- легато – связно, плавно
- стаккато – отрывисто, остро
- нон легато – отделяя каждый звук
- Фактура (в пер. с лат. – обработка, устройство) – музыкальная ткань произведения,
способ изложения музыки. Элементы фактуры: мелодия, аккорды, бас, средние голоса,
подголоски, гармонические фигурации и др.
Основные типы фактуры:
- монодия (в пер. с греч. – песня одного певца) – одноголосие или одна мелодическая
линия.
- полифоническая фактура (в пер. с греч. – много звуков) – в ней музыкальная ткань
складывается из сочетания нескольких мелодических голосов. Каждый голос –
самостоятельная мелодия.
- гомофонно-гармоническая фактура или гомофония (в пер. с греч. – главный ведущий
звук) – в ней отчётливо различается ведущий голос – мелодия, а остальные голоса ей
аккомпанируют.
типы аккомпанемента:
аккордовый, бас – аккорд, гармонические фигурации.
- аккордовая фактура – это последовательность аккордов, в которых верхний голос
представляет собой мелодию.
- Тембр (в пер. с франц. – метка, отличительный знак) – особая окраска звука музыкального
инструмента или голоса.
Тембры певческих голосов
Певческие голоса отличаются друг от друга тембром, высотой, диапазоном и силой звучания.
Детские певческие голоса:
- дискант (сопрано) – высокий детский голос с диапазоном «до» первой октавы – «соль» второй
октавы.
- альт – низкий детский голос с диапазоном «ля» малой октавы – «ми бемоль» второй октавы.
Женские певческие голоса:
- сопрано – высокий женский певческий голос с диапазоном «до» первой октавы – «до» третьей
октавы. Исполнители: Тамара Милашкина, Галина Вишневская, Монсеррат Кабалье и др.
Разновидность сопрано - Колоратурное сопрано.
Колоратура (в пер. с итал. – украшение) – быстрые виртуозные пассажи и мелизмы,
служащие для украшения сольной вокальной партии.
- меццо-сопрано – средний женский певческий голос с диапазоном «ля» малой октавы – «ля»
(«си бемоль») второй октавы. Исполнители: Надежда Обухова, Ирина Архипова,
Елена Образцова и др.
- контральто – самый низкий женский певческий голос с диапазоном «фа» малой октавы – «фа»
второй октавы. Исполнители: Тамара Синявская и др.
Мужские певческие голоса:
- тенор – высокий мужской певческий голос с диапазоном «до» малой октавы – «до» второй октавы.
Исполнители: Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Иван Козловский, Вадим Козин, Энрико
Карузо, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Карерас и др.
- баритон – средний мужской певческий голос с диапазоном «ля» большой октавы – «ля» первой
октавы. Исполнители: Юрий Гуляев, Дмитрий Хворостовский, Тита Руффо и др.
- бас – низкий мужской певческий голос с диапазоном «фа» большой октавы – «фа» первой октавы.
Исполнители: Фёдор Шаляпин, Борис Штоколов, Евгений Нестеренко и др.
Вокальная музыка
Вокальные произведения могут быть исполнены с сопровождением на музыкальных инструментах и без сопровождения – а, капелла.
Вокальная музыка может исполняться:
- соло – одним певцом
- вокальным ансамблем – дуэт (2), трио (3), квартет (4) и т.д.
- хором – большой состав исполнителей от 15 человек и более.
Хоры
хоры могут быть различны по составу исполнителей:
- мужские
- женские
- детские
- смешанные
хоры могут быть различны по манере исполнения:
- академические – исполняющие классическую музыку и современные произведения, поющие
«прикрытым» «округлым» звуком.
- народные – поющие в особой манере «открытым» звуком.
Жанры вокальной музыки
Песня – наиболее распостранённый жанр вокальной музыки.
- Народные песни родились и жили в народе. Никем не записанные устно передавались из поколения в поколение. Исполнитель был в то же время и творцом : в каждую песню привносил что-то своё, новое. Наиболее известные виды народно-песенного творчества – это колыбельные песни, детские игровые песни, прибаутки, плясовые, шуточные, хороводные, игровые, трудовые, обрядовые, исторические, былины, лирические песни.
- Массовая песня как жанр стала развиваться с 20х годов 20 века. Массовые песни близки народным потому что их любят и знают все, часто поют по-своему, слегка изменяя мелодию и не зная имени поэта и композитора. Этапы развития массовой песни: песни гражданской войны, песни 30х годов, песни ВОВ и т.д.
- Эстрадные песни получили большое распостранение во второй половине 20 века. Их исполняют с
эстрады исполнители – профессионалы.
- Авторские (бардовские) песни наибольшую популярность получили в 60егоды 20 века. В авторской песне поэт, композитор и исполнитель представлены в одном лице. Наиболее яркие её представители – Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Александр Розембаум, Сегей Никитин и др.
Авторская песня, как правило, исполняется под гитару. Слова в этих песнях обычно ярче и значительней мелодии.
Романс – вокальное произведение для голоса с сопровождением.
Появились романсы в Испании, откуда распостранились по всей Европе. В Россию попали в 19 веке из Франции и сначала исполнялись только на французском языке. Вокальные произведения на русский текст назывались «российскими песнями».
С течением времени значение слова «романс» расширилось. Романсом стали называть произведение для голоса с сопровождением, написанное в более сложной форме, чем песня. В песнях мелодии куплета и припева повторяются, отражая общее содержание текста. В романсе же мелодия, меняясь, гибко следует за словом. Огромная роль отводится аккомпанементу (чаще всего – партии фортепиано)
Кантата и оратория.
Жанр оратории зародился в церкви. В Риме, в конце 16 века, когда верующие католики стали собираться в специальных помещениях при церкви – ораториях – для чтения и толкования библии. Их проповеди обязательно сопровождала музыка. Так возникли особые произведения на библейские сюжеты для солистов, хора и инструментального ансамбля – оратории. В 18 веке появились светские оратории т.е. предназначенные для концертного исполнения. Их первый создатель – Г.Ф.Гендель. Важно помнить, что в отличие от оперы, в оратории нет театрального действия.
В 17 веке появляется близкий оратории жанр – кантата – концертно-вокальная пьеса лирического, поздравительного или приветственного характера, состоящая из арий и речитативов. Исполнялась солистами или хором в сопровождении оркестра. (отличие от оратории – отсутствие сюжета)
Много замечательных кантат написал И.С.Бах.
В настоящее время стираются грани различия между ораторией и кантатой :
Теперь это - крупные многочастные вокально – симфонические произведения, основные темы которых: прославление Родины, образы героев, героическое прошлое народа, борьба за мир и т.п.
Ария – самый яркий сольный номер в опере.
Это вокальный монолог, в котором наиболее полно и разносторонне характеризуется герой и рисуется его музыкальный портрет. В классической опере ария по форме сложнее, чем песня.
К разновидностям арии относятся: ариозо, ариетта, каватина.
Перед ариями в опере обычно звучит речитатив.
Речитатив – род вокальной музыки, основанной на речевых интонациях.
Строится свободно, приближаясь к речи.
Месса - многочастное произведение церковной музыки для хора, солистов с инструментальным
сопровождением
Месса – воспоминание о страданиях, крестной смерти и воскрешении Христа. Происходит христианское таинство – благодарение, а хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христа.
Месса состоит их обязательных песнопений:
· Kirie eleison – Господи, помилуй
· Gloria – слава в вышних Богу
· Credo – верую
· Sanctus – свят
· Benedictus – благословен
· Agnus Dei - Агнец Божий (напоминание о традиции резать ягнёнка в жертву, ведь Христос так же принёс себя в жертву)
Соединённые вместе эти песнопения одновременно показывают образ Божий и рассказывают о тех чувствах, что испытывает человек перед Богом.
Инструментальная музыка
Ансамбль инструментальный
(Ансамбль – совместно, согласно)
Камертон – инструмент в виде двузубой вилочки, издающий один звук «ля».
Изобретён в 1711 г. Джоном Шором.
С помощью камертона все музыканты настраивают свои инструменты для совместной игры.
Камерные ансамбли (от латин. слова камера – т.е комната) – небольшие устойчивые типы ансамблей, где инструменты хорошо уравновешивают друг друга по звучности.
Наиболее распостранёнными камерными ансамблями являются:
- струнный квартет – в его состав входят 2 скрипки, альт и виолончель
- струнное трио – в его состав входят скрипка, альт и виолончель
- фортепианное трио – в его состав входят скрипка, виолончель и фортепиано
Существуют ансамбли, состоящие только из скрипачей или только из арф и т.д.
Виды оркестров
Оркестр – коллектив музыкантов, совместно исполняющий инструментальную музыку.
Дирижёр – руководитель оркестра.
За многие годы способы дирижирования многократно менялись:
дирижёры находились за сценой, перед оркестром, за оркестром, в середине оркестра. Во время игры то сидели, то ходили. Дирижировали молча, пели, кричали во весь голос, играли на одном из инструментов.
Дирижировали огромным жезлом; рулоном бумаги, свёрнутой в трубку; ударами ноги, обутой в сандалии, подошвы которой были обиты железом; смычком; дирижёрской палочкой – баттутой.
Раньше дирижёры стояли спиной к оркестру. Немецкий композитор Рихард Вагнер в 19 в. нарушил эту традицию и повернулся лицом к оркестру.
Партитура – нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой объединены партии отдельных инструментов
Симфонический оркестр:
Рождение первых оркестров связано с появлением оперы в 16 – 17 в.в. Группу музыкантов помещали отдельно на специальной небольшой площадке перед сценой, которая называлась «орхестра». Набор инструментов в первых оркестрах был непостоянным: виолы (предшественницы скрипки и виолончели), 2-3-скрипки, несколько лютен, трубы, флейты, клавесин. Одновременно все эти инструменты звучали лишь во вступительной пьесе, которая в те времена называлась «симфония». Вплоть до 18 века композиторы искали наилучшее сочетание инструментов в оркестре.
Венские классики – Й.Гайдн и В.А.Моцарт – определили состав классического симфонического оркестра.
Современный симфонический оркестр насчитывает в своём составе до 100 музыкантов
Четыре основные группы симфонического оркестра
Струнная смычковая | Деревянная духовая | Медная духовая | ударная |
|
|
|
|
Иногда в оркестр включаются: арфа, орган, рояль, челеста (в пер. с итал. небесная – ударно-клавишный инструмент, напоминающий маленькое пианино. Тембр – нежный. хрустальный)
Духовой оркестр
В основном звучит на эстрадах, расположенных на открытом воздухе, сопровождает шествия, марши. Звучность его особенно мощная, яркая. Основные инструменты духового оркестра – медные: кларнеты, трубы, валторны. Есть и деревянные духовые: флейты, кларнеты, а в больших оркестрах ещё гобои и фаготы, а также ударные – барабаны, литавры, тарелки. Существуют произведения, написанные специально для духового оркестра, но часто исполняются симфонические произведения, оркестрованные для духового состава.
Эстрадный оркестр
Наиболее разнообразен по составу инструментов и размерам – от большого, похожего на симфонический, до совсем маленького, похожего скорее на ансамбль. В эстрадных оркестрах часто вводятся гавайские гитары, саксофоны и много ударных инструментов. Эстрадным оркестром исполняется: музыка танцевальная, различные разновидности песен, музыкальные произведения развлекательного характера, несложные по содержанию популярные классические произведения.
Знамениты эстрадные оркестры под руководством О.Лундстрема, П.Мориа, Б.Гудмена, и др.
Оркестр народных инструментов
Их составы различны, т.к. у каждого народа есть свои национальные инструменты. В России в оркестр народных инструментов входят
- струнные щипковые инструменты: домры, балалайки, гусли,
- духовые – свирели, жалейки, рожки, сопели, флейты
- баяны, гармоники
- большая группа ударных инструментов
Первый профессиональный оркестр народных инструментов был создан в 1888 г. под руководством известного музыканта В.В.Андреева.
Джаз – оркестры
В отличие от симфонического оркестра, в джазовом нет постоянного состава инструментов. Джаз – это всегда ансамбль солистов. В джаз оркестрах присутствует фортепиано, саксафоны, банджо, гитары. Могут быть включены струнные – смычковые, тромбоны, трубы и кларнеты. Очень велика и разнообразна группа ударных инструментов.
Основные особенности джаза - это импровизационность (способность солистов сочинять музыку прямо во время исполнения); ритмическая свобода.
Первые джаз - оркестры появились в Америке – самый известный мастер джаза: Луи Армстронг.
В России первый джаз - оркестр был создан Леонидом Утёсовым.
Строение музыкальных произведений. Музыкальная форма. Музыкальная тема.
Тема (в пер. с греч. – то, что положено в основу) – основная музыкальная мысль произведения. В одном произведении могут быть одна или несколько (как правило контрастных) тем.
Лейтмотив (в пер. с нем. – направляющий мотив) – фраза или целая тема, многократно
повторяемая в произведении.
Повторность – такое проведение темы, при котором она проходит несколько раз без изменений или с незначительными изменениями.
Секвентность – многократное повторение темы без изменений на разной высоте.
Вариантность – многократное повторение темы со значительными изменениями.
Мотивная разработка (развитие) – вычленение из темы ярких элементов (мотивов) и их
секвентное, регистровое, тембровое, тональное развитие.
Музыкальная форма
Форма (в пер. с латин. – образ, очертание) – построение музыкального произведения, соотношение его частей.
Элементы музыкальной формы: мотив, фраза, предложение.
- мотив (в пер. с итал. – основание) – наименьший элемент музыкальной формы. Как правило, мотив содержит один акцент и равен одному такту.
- фраза (в пер. с греч. – выражение) – элемент музыкальной формы, который содержит два или
несколько мотивов. Объём фразы от двух до четырёх тактов. Иногда фразы не делятся на мотивы.
- предложение – относительно законченный элемент музыкальной формы, состоящий из нескольких фраз. Объём предложения от четырёх до восьми тактов. Встречаются предложения не делимые на фразы.
Период – простейшая музыкальная форма, которая содержит законченную или относительно
законченную мысль. Период состоит из двух (реже трёх) предложений. Объём периода
от восьми до шестнадцати тактов. Периоды бывают:
- повторного строения ( когда второе предложение повторяет первое буквально или с
небольшими изменениями. Схема: а + а или а + а1 )
- неповторного строения (когда второе предложение не повторяет первое. Схема: а + б )
Различают формы простые и сложные:
Простой – называют форму, в которой каждая часть не больше периода.
Сложной – называют форму, в которой хотя бы одна часть больше периода.
К любой из форм может быть дано вступление и заключение (кода).
Простая двухчастная форма
Музыкальная форма, состоящая из двух частей, каждая из которых не больше периода
Разновидности:
- репризная – где второе предложение второй части повторяет одно из предложений первой части
например:
Чайковский «Старинная французская песенка». Схема: А Б
а + а1 б + а2
- безрепризная – состоящая из двух разных периодов. Например:
Чайковский «Шарманщик поёт». Схема: А Б
а + б с + с1
Простая трёхчастная форма
Музыкальная форма, состоящая из трёх частей, каждая из которых не больше периода.
Разновидности:
- репризная – где третья часть является повторением первой части буквально или с небольшими
изменениями. Например:
Чайковский «Марш деревянных солдатиков» Схема: А Б А
а + а1 б + б1 а2+ а3
- безрепризная – в которой третья часть не является репризой первой части. Например:
Чайковский «Неаполитанская песенка». Схема: А Б С
а + а1 б + б с + с1
Сложная трёхчастная форма
Трёхчастная репризная форма, в которой крайние части являются простой дву4хчастной или трёхчастной формой, а средняя часть контрастна крайним и представляет собой любую простую форму.
Например: Чайковский «Вальс». Схема:
1. 2. 3.
А Б С А Б
а + а1 б + б1 с + с1 а + а1 б + б1
(простая двухчастная) (период ) ( простая двухчастная)
Форма рондо
Рондо (в пер. с франц. – круг, хоровод) – музыкальная форма, в которой основная тема повторяется
не менее трёх раз, чередуясь с другими темами – эпизодами.
Основная тема называется рефрен (в пер. с франц. – припев).
Рефрен и эпизоды могут быть изложены в любой простой форме.
Схема: А Б А С А
Форма вариаций
Форма вариаций – музыкальная форма, в которой тема излагается повторно с изменениями.
Видоизменённое повторение темы называется вариацией (в пер. с латин. – изменение,
разнообразие).
В вариациях могут изменяться любые элементы музыкальной речи.
Количество вариаций от двух до нескольких десятков.
Тема может быть написана в любой простой форме. Но чаще всего – в простой двухчастной.
Схема: А А1 А2 А3 А4 и т.д.
Тема 1 вар. 2 вар. 3 вар. 4 вар.
Сонатная форма
Сонатная форма – музыкальная форма, основанная на сопоставлении развитии двух тем, обычно
контрастных.
Сонатная форма состоит из трёх разделов.
1 раздел – экспозиция (в пер. с латин. – показ) – завязка действия.
В экспозиции излагаются две основные темы – Главная и Побочная.
Главная тема звучит в основной, главной тональности произведения, а Побочная тема - в другой тональности.
Главная и Побочная темы соединяются Связующей темой.
Завершает экспозицию Заключительная тема.
2 раздел – разработка – драматический центр сонатной формы;
сопоставление, столкновение и развитие тем, изложенных в экспозиции. Для разработки характерна частая смена тональностей. Основной приём развития тем – мотивная разработка.
3 раздел – реприза – развязка действия.
Проведение материала экспозиции в главной тональности.
Схема:
Экспозиция Разработка Реприза
Гл.т. Связ.т. Поб.т. Закл.т. Гл.т. Связ.т. Поб.т. Закл.т.
Т------------- D, VI, III T T
Циклические формы
Цикл – в пер. с греч. – круг.
Циклические формы – музыкальные формы, состоящие из нескольких самостоятельных
контрастных частей, объединённых одним замыслом.
Важнейшие циклические формы – сюита, сонатный цикл.
Сюита.
Старинная сюита (16 – 18 в.в.) – цикл разнохарактерных старинных танцев, написанных в одной
тональности.
Основные танцы старинной сюиты:
- умеренная алеманда (немецкий четырёхдольный)
- оживлённая куранта (французский трёхдольный)
- медленная сарабанда (испанский трёхдольный)
- быстрая жига (английский трёхдольный)
иногда в старинную сюиту включали менуэт, гавот, буре и другие танцы, а также нетанцевальные пьесы – прелюдию, фугу, арию, рондо.
Примеры старинных сюит в творчестве Г.Генделя, И.С.Баха, Ф.Куперена, Ж.Люлли, Ж.Рамо.
Новая сюита (19 – 20 в.в.) – цикл ярко контрастных пьес, написанных в разных тональностях.
В новой сюите преобладают нетанцевальные пьесы.
Примеры Новой сюиты:
П.И.Чайковский «Времена года»;
М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»;
Э.Григ «Пер Гюнт»;
Н.А.Римский – Корсаков «Шехеразада»;
К.Сен – Санс «Карнавал животных».
Сонатный цикл - музыкальная форма, в которой хотя бы одна часть написана в сонатной форме.
Сонатный цикл для одного или двух исполнителей соло называется – соната;
для трёх исполнителей – трио;
для четырёх исполнителей – квартет;
для пятерых исполнителей – квинтет.
Сонатный цикл, написанный для симфонического оркестра, называется – симфония;
для солирующего инструмента и оркестра – концерт.
Трёхчастные циклы – соната, концерт.
Четырёхчастные циклы – симфония, квартет, квинтет.
Полифонические формы
Полифония (греческое poly - много, phone - голос, звук) - вид многоголосия, который появился намного раньше гомофонии и получил широчайшее распространение еще в XVI и XVII в.в. Здесь все голоса ведут свои самостоятельные и равно важные, одинаково выразительные мелодии.
В полифоническом искусстве возникли свои особые жанры: это пассакалья, чакона, инвенция и канон. Все эти пьесы используют прием имитации.
Имитация означает «подражание», то есть повторение мелодии в другом голосе.
Например, Канон основан на строгой, непрерывной имитации одной и той же мелодии во всех голосах. Голоса повторяют мелодию ведущего голоса, вступая раньше, чем эта мелодия окончится у предыдущего.
Вершина полифонического искусства – фуга. Наивысшего расцвета эта форма полифонии достигла в творчестве Иоганна Себастьяна Баха.
Слово «Фуга» произошло от латинского «бег». Сочиняется фуга по особым, весьма строгим законам. В основе фуги лежит, как правило, одна музыкальная тема - яркая, хорошо запоминающаяся. Это тема звучит последовательно в разных голосах. В зависимости от количества голосов, фуга может быть двухголосной, трехголосной, четырехголосной и т.д.
По строению фуга делится на три части:
Первая - экспозиция, где тема проводится по всем голосам. При каждом проведении темы ей сопутствует мелодия в другом голосе, называемая противосложением. В фуге есть участки, где тема отсутствует, это - интермедии, они располагаются между проведением темы.
Вторая часть фуги называется разработка, тема там подвергается развитию, проходя попеременно по разным голосам.
Третий раздел – реприза, здесь темы проходят в главной тональности. В репризе для ускорения музыкального развития часто используется прием стретта. Это такая имитиация, где каждое последующее проведение темы вступает раньше, чем она заканчивается в другом голосе.
К репризе примыкает кода, подводящая итог развития фуги.
Встречаются в музыкальной литературе фуги, написанные не на одну, а на две или даже три темы. Тогда они называются, соответственно, двойными и тройными. Очень часто фуге предшествует небольшая пьеса – фантазия, вариация или хорал. Но особенно популярны были циклы «прелюдия и фуга». И.С. Бах написал 48 прелюдий и фуг и объединил их в два тома под называнием «Хорошо темперированный клавир».
Инвенции
И.С.Бах написал 15 двухголосных инвенций и 15 трёхголосных инвенций. (Трёхголосные инвенции во времена Баха ещё называли «симфонии», что в переводе означало «созвучие»)
Слово инвенция в переводе с латинского означает «выдумка». Собственно выдумкой является тема инвенции – короткая выразительная мелодия. Далее строение инвенции почти не отличается от строения фуги, только всё гораздо проще и доступнее для исполнения начинающих музыкантов.
Тема – короткая выразительная музыкальная фраза, проходящая по очереди во всех голосах.
Противосложение – мелодия в другом голосе, сопутствующая проведению темы.
Интермедии – располагаются между проведениями темы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гобой Какой инструмент исполняет тему Птички? Флейта
Какой инструмент исполняет тему Дедушки? Фагот Гобой
Флейта Какой инструмент исполняет тему Кошки? Кларнет
Флейта Какой инструмент исполняет тему Уточки? Гобой
Струнные смычковые Какие инструменты исполняют тему Пети? Деревянные духовые
Приглашаю вас на сказку «Петя и волк»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказка по лесу идёт, Сказку за руку ведёт, Из реки выходит сказка, Из трамвая, из ворот.
Это что за хоровод? Это – сказок хоровод! Сказка – умница и прелесть, С нами рядышком живёт.
Чтобы, чтобы, чтобы снова Добрый Злова победил. Чтобы, Добрый чтобы Злова Стать хорошим убедил.
Чтобы, чтобы, чтобы снова Добрый Злова победил. Чтобы, Добрый чтобы Злова Стать хорошим убедил.
А за мной и за тобой Сказки бегают гурьбой. Обожаемые сказки Слаще ягоды любой.
В сказке солнышко горит, Справедливость в ней царит. Сказка умница и прелесть, Ей повсюду путь открыт!
Чтобы, чтобы, чтобы снова Добрый Злова победил. Чтобы, Добрый чтобы Злова Стать хорошим убедил.
Чтобы, чтобы, чтобы снова Добрый Злова победил. Чтобы, Добрый чтобы Злова Стать хорошим убедил.
Чтобы, чтобы, чтобы снова Добрый Злова победил. Чтобы, Добрый чтобы Злова Стать хорошим убедил.
Чтобы, чтобы, чтобы снова Добрый Злова победил. Чтобы, Добрый чтобы Злова Стать хорошим убедил.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Струнные смычковые Деревянные духовые Ударные № 1: Какие инструменты исполняют тему Пети? Задание №2:
Подумайте ещё! Подумайте ещё!
Правильно! Струнные смычковые
Задание №3: Флейта Гобой Кларнет Какой инструмент исполняет тему Кошки ? № 2:
Не спешите!
Правильно! КЛАРНЕТ
Задание №4: Флейта Кларнет Гобой Какой инструмент исполняет тему птички? № 3:
Подумайте ещё!
ФЛЕЙТА Правильно!
Задание №5: Кларнет Фагот Какой инструмент исполняет тему Дедушки? № 4: Флейта
Подумайте ещё!
Правильно! ФАГОТ
Какой инструмент исполняет тему Уточки? Кларнет Гобой № 5: Флейта
Ай, яй, яй! Не спешите!
ГОБОЙ Правильно!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта модели урока по программе «Искусство. Музыка» (Т.И.Науменко, В.В.Алеев)
Учитель музыки МБУ «Гимназия № 39» Малова Дарья Анатольевна
Тема: «Образ Великой Отечественной войны в Седьмой симфонии Д. Шостаковича».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Класс 7
Цель урока: Воспитание части общей духовной культуры учащихся через музыкальное искусство, а так же развитие патриотизма в сознании школьников
Задачи урока:
1) Обучающая: формировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени; дать понятие о жанре симфонии на примере 7 симфонии Д. Шостаковича
2) Развивающая: развивать навыки эмоционально-осознанного восприятия симфонической музыки, умение анализировать музыкальное произведение, осознавать неразрывную связь между композиторской деятельностью и историческими событиями, контролировать свои учебные действия.
3) Воспитательная: воспитывать уважение, гордость и чувство благодарности по отношению к русскому народу, особенно, к поколению, пережившему Ленинградскую блокаду.
Основные понятия: симфония, кульминация, средства выразительности (динамические оттенки, темп, инструменты, тембр…)
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, самостоятельная
Оборудование: Методическое пособие, исторические справки, выдержки из биографии Д. Шостаковича, составленные учителем, карточки с заданиями по группам. экран, проектор, видео-фрагменты из жизни блокадного Ленинграда, музыкальный центр, записи фрагментов 7 симфонии Д. Шостаковича, аудио-нарезка песен военных лет, фотография памятника «Разорванное кольцо» (А3), презентация, лавровые листочки для венка.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
I. Орг. момент Определение темы занятия Постановка целей занятия | Вступительное слово учителя, эмоциональный настрой на активную творческую работу. Учитель ставит проблемный вопрос, ответить на который учащиеся смогут в конце урока. | Слушают, готовятся к восприятию Составляют из отдельных слов фразу «Музы молчат, когда грохочут пушки» и обсуждают, какой знак ( ., ?, … или !) надо поставить в конце него. Определяют тему занятия, цели. | Организационная, психологическая готовность к занятию. Умение рассуждать, прислушиваться к чужому мнению, ставить перед собой цели. Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других. |
II. Актуализация знаний, введение их в контекст нового знания | Проводит фронтальную беседу с целью выяснения того, что дети узнали о жизни в Ленинграде во время блокады, биографические и музыковедческие сведения, необходимые для изучения темы. Обращаясь по очереди к искусствоведам, историкам и биографам, учитель вместе с учениками открывает новое понятие «симфония», обстоятельства написания Д. Шостаковичем 7 симфонии и ее особенности. | Изучают предложенный текст, разделившись на 3 группы: историки, биографы и музыковеды. Участвуют в общей беседе, отвечая на поставленные учителем вопросы. Участвуют в беседе, опираясь на свои знания и предложенный текст. | Умение ориентироваться в тексте, искать необходимую информацию, формулирование ответов на вопросы; умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. |
Открытие нового. | Настраивает на восприятие музыкальных фрагментов, цтитируя стихи И. Сачкова о том, в каких условиях исполнялась 7 симфония в блокадном Ленинграде. Предлагает поработать со списком музыкальных образов. Организует фронтальную беседу, в ходе которой проводится анализ музыкальных фрагментов (музыкальный образ и средства выразительности, с помощью которых автор создает этот образ) Помогает учащимся сделать вывод о важности 7 симфонии Д.Шостаковича не только для жителей блокадного Ленинграда, но и для их потомков. Организует возложение лаврового венка к памятнику «Разорванное кольцо» (фотография формата А3) Организует исполнение 1 куплета пени «Поклонимся великим тем годам» | Слушают фрагменты симфонии. Составляют, обсуждая в парах, перечень слов, характеризующих первый и второй фрагменты. Участвуя в беседе, сообща, определяют черты музыкального образа первого и второго фрагментов, анализируют их с точки зрения средств музыкальной выразительности, определяют, к какой части симфонии относятся фрагменты. Делают вывод о необходимости 7 симфонии для укрепления духа жителей блокадного Лениниграда, Осмысливают свое отношение к этим людям.
Пишут на листах лавра и зачитывают небольшое послание ленинградцам. Возлагают венок из этих листьев лавра перед памятником «Разорванное кольцо» Исполняют 1 куплет пени «Поклонимся великим тем годам» перед памятником «Разорванное кольцо» | Умение воспринимать музыку и Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. |
Подведение итогов. Рефлексия. | Предлагает составить и записать в тетрадь определение понятия «симфония» Возвращает учеников к проблеме, возникшей в начале урока и предлагает ее разрешить. Что помогло нам решить нашу проблему? | Составляют и записывают в тетрадь понятие «симфония» Определяют, какой должна быть фраза, чтобы мы могли с ней согласиться («Когда грохочут пушки, музы не молчат!», «Когда грохочут музы, пушки молчат!» и др.) | |
Домашнее задание. | - Предлагаю вам дома узнать, какие еще произведения были написаны в годы войны: рассказы, стихи, песни. И рассказать о них в классе. | Записывают домашнее задание а дневник. |