Портфолио
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аналитическая справка | 121.5 КБ |
Характеристика - представление учителя | 42.5 КБ |
Диплом | 1.35 МБ |
Эссе "Мои методические находки" | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
о деятельности учителя эрзянского языка и мордовской литературы МБОУ «Низовская средняя общеобразовательная школа»
Ардатовского района Республики Мордовия
Клементьевой Зои Викторовны
Клементьева Зоя Викторовна, 1976 года рождения, окончила в 1994 году Ичалковское педагогическое училище им. С.М. Кирова по специальностям «учитель начальных классов» и «учитель ИЗО основной школы», в 2005 году заочно - филологический факультет МГПИ им. М.Е.Евсевьева. С 1993 года начала свою педагогическую деятельность учителем родного языка и литературы в Низовской школе Ардатовского района, где продолжает работать и сейчас. Стаж педагогической работы Зои Викторовны составляет 22 года, она - учитель высшей квалификационной категории. Учебная нагрузка на 2015- 2016 учебный год 18,5 часов: эрзянский язык в 5, 6, 8, 10, 11классах – 8 часов; мордовская литература в 5, 6, 8, 10, 11 классах – 7 часов, проектно - исследовательская деятельность в 5, 6, 8, 10 , 11кл -3,5часов.
За время работы Зоя Викторовна зарекомендовала себя как грамотный специалист, ответственно относящийся к своей работе, понимающий свою миссию в деле сохранения родного языка и культуры своего народа. В своей педагогической деятельности применяет современные технологии, в том числе информационно - коммуникационные, работает над проблемой «Применение ИКТ на уроках эрзянского языка и мордовской литературы». Педагог активно включает в структуру уроков региональный компонент, реализует в своей деятельности личностно - ориентированный, коммуникативно - когнитивный, социокультурный и деятельностный подходы к обучению эрзянскому языку. Они помогают педагогу формировать коммуникативные способности учащихся, положительную мотивацию к предмету, развивают креативное мышление, создают условия для саморазвития и самореализации. Зоя Викторовна любит и хорошо знает свой предмет, владеет методикой преподавания. Работает творчески, увлеченно, умело реализует такие стороны учебного процесса, как единство обучения и воспитания, не останавливается на достигнутом, применяет в своей деятельности самые эффективные формы и методы обучения и воспитания.
1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся
за последние три года
1.1. Качество знаний учащихся по преподаваемым предметам
Клементьева З.В. к подготовке и проведению уроков относится очень добросовестно, старается разнообразить формы уроков: уроки-исследования, уроки-диспуты, уроки-викторины, уроки с использованием ИКТ, уроки проектного обучения. Её уроки всегда носят творческий поисковый характер. Взаимоотношения учителя с учащимися доброжелательные и уважительные. Правильная организация учебной деятельности учащихся помогает усваивать весь учебный материал урока, что приводит к хорошей успеваемости по предмету.
Предмет | Класс | Год обучения | Уровень обучености | Качество знаний | Средний бал |
Эрзянский язык | 6 | 2013-2014 | 80 | 100 | 4,6 |
8 | 78 | 100 | 4,6 | ||
9 | 60 | 87 | 3,8 | ||
10 | 93 | 100 | 5 | ||
11 | 100 | 100 | 5 | ||
Мордовская литература | 6 | 2013-2014 | 100 | 100 | 5 |
8 | 82 | 100 | 4,6 | ||
9 | 60 | 87 | 3,8 | ||
10 | 100 | 100 | 5 | ||
11 | 100 | 100 | 5 | ||
Эрзянский язык | 5 | 2014-2015 | 73 | 67 | 4 |
7 | 91 | 100 | 5 | ||
9 | 77 | 100 | 4,3 | ||
10 | 100 | 100 | 4,6 | ||
11 | 88 | 100 | 4,6 | ||
Мордовская литература | 5 | 79 | 67 | 4,3 | |
7 | 100 | 100 | 5 | ||
9 | 97 | 100 | 4,9 | ||
10 | 100 | 100 | 5 | ||
11 | 97 | 100 | 5 | ||
Эрзянский язык | 5 | 2015-2016 (I полугодие) | 66 | 70 | 3,8 |
6 | 61 | 67 | 3,8 | ||
8 | 91 | 100 | 4,7 | ||
10 | 84 | 100 | 4,5 | ||
11 | 76 | 100 | 4,3 | ||
Мордовская литература | 5 | 93 | 100 | 4,8 | |
6 | 79 | 67 | 4,3 | ||
8 | 100 | 100 | 5 | ||
10 | 100 | 100 | 4,8 | ||
11 | 100 | 100 | 4,3 |
1.2. Результаты участия в олимпиадах
Большое внимание Зоя Викторовна уделяет внеурочной работе с одаренными детьми. Ее ученики ежегодно участвуют в районных, региональных олимпиадах, становятся призерами и победителями.
Год | Ф.И.О. учащегося | Класс | Предмет | Результат на муниципальном этапе | Результат на межрегиональном этапе |
2013-2014 | Клементьева Алеся Игоревна | 8 | Эрзянский язык | призёр | - |
Клементьева Светлана Юрьевна | 8 | Эрзянский язык | победитель | - | |
Орлова Яна Андреевна | 11 | Эрзянский язык | призёр | - | |
Карпова Дарья Андреевна | 11 | Эрзянский язык | победитель | Призёр(3) | |
Кочеваткина Анастасия Геннадьевна | 10 | Мордовская литература | победитель | победитель | |
Ризайкина Алина Владимировна | 11 | Мордовская литература | победитель | победитель | |
2014-2015 | Игайкина ульяна | 7 | Эрзянский язык | победитель | - |
Клементьева Алеся | 9 | Эрзянский язык | призёр | - | |
Клементьева Алеся | Мордовская литература (творческая секция) | победитель | победитель | ||
Клементьева Светлана | 9 | Мордовская литература | победитель | - | |
Батурина Ольга | 11 | Мордовская литература | победитель | - | |
2015-2016 | Калинкина Анна | 8 | Мордовская литература | победитель |
|
Клементьева Алеся | 10 | Эрзянский язык | победитель | Призёр (3) | |
Клементьева Алеся | 10 | Мордовская литература (Творческая секция) | победитель | победитель | |
Нажалкина Мария | 10 | Мордовская литература | победитель | Призёр(2) | |
Нажалкина Мария | 10 | Эрзянский язык | призёр | - |
1.3. Результаты участия в научно - практических конференциях
Зоя Викторовна на своих занятиях большое внимание уделяет проектно-исследовательской деятельности. Её ученики ежегодно показывают хорошие результаты на научно - практических конференциях исследовательских работ учащихся.
Год участия | Результаты участия в районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» | Результаты участия во Всероссийской научно-практической конференции исследовательских работ учащихся «Живая культура: традиции и современность» |
2014 | Карпова Дарья (11кл.) – 1 место | Карпова Дарья (11 кл.) – 1 место |
Орлова Яна (11кл.) – 2 место | ||
2015 | Клементьева Алеся (9кл.) – 1 место | Кочеваткина Анастасия (11кл.) – 2 место |
Учеватова Ульяна (9кл.) – 2 место | Батурина Ольга (11 кл.) – 3 место |
2. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном или на региональном уровне
Зоя Викторовна постоянно совершенствует своё педагогическое мастерство, участвует в районных и региональных конференциях, семинарах, форумах по родному языку, принимает активное участие в работе школьных, районных, республиканских методических объединений.
№ п/п | Название мероприятия | Тема выступления |
1. | Районная августовская педагогическая конференция | «Этнокультурное образование в МБОУ «Низовская СОШ» |
2. | Межрегиональный семинар – совещание «Инновационные технологии в национальном культурно - образовательном процессе» | «Использование национально – регионального компонента на уроках родного языка и мордовской литературы» |
3. | Республиканская августовская предметная секция учителей русского, родных (мокшанского, эрзянского) языков и литературы национальных школ | «Роль национальной культуры, литературы и языка в формировании личности школьника» |
4. | Всероссийская научно - практическая конференция «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» | «Этнокультурные традиции духовно – нравственного воспитания детей» |
5. | Секция учителей родных (мокшанского, эрзянского) языков и мордовской литературы в рамках Съезда мордовского народа 2014г. в г. Саранске | «Неень шкасто тиринь келень тонавтомась» |
6. | Муниципальное совещание секции учителей русского, родного языков и литературы национальных школ | «Совершенствование компетентности учителя родного, русского языков и литературы при преподавании предмета в общей системе образования» |
3. Организационно – методическая деятельность
Зоя Викторовна активно участвует в организационной и методической работе школы и района. Она - руководитель ШМО гуманитарного цикла, руководитель школьного этнографического музея, член аттестационной комиссии учителей МБОУ «Низовская СОШ», член аттестационной комиссии учителей родного языка и мордовской литературы муниципального уровня, член жюри по проверке олимпиадных работ по эрзянскому языку и мордовской литературы муниципального этапа, член жюри отборочного тура проектно - исследовательских работ учащихся муниципального этапа «Первые шаги в науку».
4. Повышение квалификации
Зоя Викторовна – учитель, постоянно стремящийся к саморазвитию, повышению своего педагогического уровня, усвоению новых педагогических возможностей. Она всегда своевременно проходит курсы повышения квалификации. За последние 5 лет она посетила следующие КПК:
- ГБОУ ДПО (ПК) «МРИО», 2011г, «Новые подходы к совершенствованию преподавания русского, родных языков и литературы» (124 ч.);
- ГБОУ ДПО (ПК) «МРИО», 2013 г, «Создание основанной на ИКТ системы управления качеством образования, обеспечивающий доступ к образовательным услугам и сервисам»;
- ГБУ ДО «МРИО», 2016г, Актуальные проблемы преподавания русского, родных (эрзянского, мокшанского) языков и мордовской литературы в школах РМ и мордовской диаспоры в условиях перехода на ФГОС ОО (108 ч.).
5. Участие в профессиональных конкурсах
Клементьева Зоя Викторовна активно участвует в различных конкурсах педагогического мастерства, проводимых в районе и республике, достойно представляет свою работу и защищает честь школы.
В 2010, 2013 году стала победителем на муниципальном этапе конкурса «Лучший кабинет родного языка», в 2015 году в республиканском конкурсе, проводимом МГПИ им. М.Е.Евсевьева, в номинации «Креативные технологии в обучении родному языку и мордовской литературе», заняла 1 место. В 2016 году Зоя Викторовна была участницей муниципального этапа конкурса педагогического мастерства «Учитель года» и стала победителем в номинации «Учитель эрзянского языка».
6. Награды и поощрения
За успехи в педагогической деятельности, активное участие в конкурсах и олимпиадах муниципального, республиканского, межрегионального уровня Зоя Викторовна награждена:
- Грамотой Управления образования Ардатовского муниципального района в конкурсе «Учитель года-2007»;
- Благодарностью Главы РМ Н.И. Меркушкина от 21 сентября 2007г. за многолетний добросовестный труд и большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения;
- Благодарственными письмами Главы Ардатовского муниципального района РМ за подготовку победителей Межрегиональной олимпиады по родному языку и мордовской литературе в 2010, 2012, 2014 годах;
- Дипломом Управления образования Ардатовского муниципального района за 1 место в конкурсе «Лучший кабинет родного языка 2010»;
- Благодарностью от Поволжского центра финно - угорских народов за активное участие в работе Межрегионального семинара – совещания «Инновационные технологии в национальном культурно – образовательном процессе» в 2008году;
- Благодарностью ФГБОУ ВПО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева» за подготовку победителя республиканского конкурса творческих работ студентов и учащихся ОУ РМ «…посвящаю я родному краю из сердца льющуюся речь» в 2015году;
- Благодарностью Главы РМ В.Д. Волкова от 22 октября 2014г. за активную работу по развитию национальной культуры и традиций мордовского народа;
- Почётной Грамотой Республики Мордовия от 28 сентября 2012 г. за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности и многолетний добросовестный труд.
И.о. Начальника управления образования
Ардатовского муниципального района /Ерёмина Н.В./
Предварительный просмотр:
Характеристика-представление
учителя эрзянского языка и мордовской литературы
МБОУ «Низовская средняя общеобразовательная школа»
Ардатовского района Республики Мордовия
Клементьевой Зои Викторовны
Клементьева Зоя Викторовна, 1976 года рождения, окончила в 1994 году Ичалковское педагогическое училище им. С.М. Кирова по специальностям «учитель начальных классов» и «учитель ИЗО в основной школе», в 2005 году - филологический факультет МГПИ им. М.Е.Евсевьева. Имеет диплом о высшем образовании с присуждением квалификации: учитель русского языка и литературы, мордовского языка и литературы по специальности «Филология. Русский язык и литература» с дополнительной специальностью «Мордовские языки и литература» С 1993 года начала свою педагогическую деятельность учителем родного языка и литературы в Низовской школе Ардатовского района, где продолжает работать и сейчас. Стаж педагогической работы Зои Викторовны составляет 22 года, она - учитель высшей квалификационной категории.
За время работы Зоя Викторовна зарекомендовала себя как грамотный специалист, ответственно относящийся к своей работе, понимающий свою миссию в деле сохранения родного языка и культуры своего народа. В своей педагогической деятельности применяет современные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, работает над проблемой «Применение ИКТ на уроках эрзянского языка и мордовской литературы». Педагог активно включает в структуру уроков региональный компонент, реализует в своей деятельности личностно- ориентированный, коммуникативно-когнитивный, социокультурный и деятельностный подходы к обучению эрзянскому языку. Они помогают педагогу формировать коммуникативные способности учащихся, положительную мотивацию к предмету, развивают креативное мышление, создают условия для саморазвития и самореализации. Зоя Викторовна любит и хорошо знает свой предмет, владеет методикой преподавания. Работает творчески, увлеченно, умело реализует такие стороны учебного процесса, как единство обучения и воспитания, не останавливается на достигнутом, применяет в своей деятельности самые эффективные формы и методы обучения и воспитания.
Зоя Викторовна очень добросовестно относится к подготовке и проведению уроков, старается разнообразить формы уроков: уроки-исследования, уроки-диспуты, уроки-викторины, уроки с использованием ИКТ, уроки проектного обучения. Её уроки всегда носят творческий поисковый характер. Взаимоотношения учителя с учащимися доброжелательные и уважительные. Правильная организация учебной деятельности учащихся помогает усваивать весь учебный материал урока, что приводит к хорошей успеваемости по предмету.
Большое внимание Зоя Викторовна уделяет внеурочной работе с одаренными детьми. Ее ученики ежегодно участвуют в районных, региональных предметных олимпиадах по эрзянскому языку и мордовской литературе, становятся призерами и победителями на всех уровнях. Зоя Викторовна со своими учащимися ежегодно представляют свои работы на научно-практических конференциях и показывают хорошие результаты по проектно-исследовательской деятельности. Во Всероссийской научно-практической конференции исследовательских работ учащихся «Живая культура: традиции и современность» в 2014 году ученицы 11 класса Карпова Дарья и Орлова Яна заняли 1,2 места, в 2015 году ученицы 9 класса Клементьева Алеся и Учеватова Ульяна – 1,3 места.
Учитель постоянно совершенствует своё педагогическое мастерство, участвует в районных и региональных конференциях, семинарах, форумах по родному языку, принимает активное участие в работе школьных, районных, республиканских методических объединений. Она - руководитель ШМО гуманитарного цикла, руководитель школьного этнографического музея, член аттестационной комиссии учителей МБОУ «Низовская СОШ», член аттестационной комиссии учителей родного языка и мордовской литературы муниципального уровня, член жюри по проверке олимпиад по эрзянскому языку и мордовской литературы муниципального этапа, член жюри отборочного тура проектно - исследовательских работ учащихся муниципального этапа «Первые шаги в науку».
Зоя Викторовна Клементьева – учитель, постоянно стремящийся к саморазвитию, повышению своего педагогического уровня, усвоению новых педагогических возможностей. Она всегда своевременно проходит курсы повышения квалификации.
Зоя Викторовна активно участвует в различных конкурсах педагогического мастерства, проводимых в районе и республике, достойно представляет свою работу и защищает честь школы. В 2010, 2013 году она стала победителем на муниципальном этапе конкурса «Лучший кабинет родного языка», в 2015 году в республиканском конкурсе, проводимом МГПИ им. М.Е.Евсевьева, в номинации «Креативные технологии в обучении родному языку и мордовской литературе», заняла 1 место. В 2016 году Зоя Викторовна была участницей муниципального этапа конкурса педагогического мастерства «Учитель года» и стала победителем в номинации «Учитель эрзянского языка». В республиканском конкурсе «Лучший учитель родного языка - 2016» тоже стала победителем.
За успехи в педагогической деятельности, активное участие в конкурсах и олимпиадах муниципального, республиканского, межрегионального уровня Зоя Викторовна награждена:
- Грамотой Управления образования Ардатовского муниципального района в конкурсе «Учитель года-2007»;
- Благодарностью Главы РМ Н.И. Меркушкина от 21 сентября 2007г. за многолетний добросовестный труд и большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения;
- Благодарственными письмами Главы Ардатовского муниципального района РМ за подготовку победителей Межрегиональной олимпиады по родному языку и мордовской литературе в 2010, 2012, 2014 годах;
- Дипломом Управления образования Ардатовского муниципального района за 1 место в конкурсе «Лучший кабинет родного языка 2010»;
- Благодарностью от Поволжского центра финно - угорских народов за активное участие в работе Межрегионального семинара – совещания «Инновационные технологии в национальном культурно – образовательном процессе» в 2008году;
- Благодарностью ФГБОУ ВПО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева» за подготовку победителя республиканского конкурса творческих работ студентов и учащихся ОУ РМ «…посвящаю я родному краю из сердца льющуюся речь» в 2015году;
- Благодарностью Главы РМ В.Д. Волкова от 22 октября 2014г. за активную работу по развитию национальной культуры и традиций мордовского народа;
- Почётной Грамотой Республики Мордовия от 28 сентября 2012 г. за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности и многолетний добросовестный труд.
Директор школы ________________ Ю.Г. Бедин
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Эссе
«Мои педагогические находки»
Я, Клементьева Зоя Викторовна. Мой педагогический опыт преподавания эрзянского языка и мордовской литературы составляет более 20 лет. За этот период времени я убедилась в том, что как бы не менялись жизнь и мир вокруг нас, какие бы термины, передачи не появлялись, как бы не менялись взгляды детей, родной язык остаётся и будет неизменным спутником в нашей жизни. Изучая родной язык невозможно не рассматривать важнейшие вехи в истории родного народа. Только тогда человек способен уважать другой народ, когда сам владеет родным языком, знает свою культуру и литературу. Но сегодня, живя в век высоких технологий, человек теряет связь со своей историей и культурой.
Я горжусь тем, что родилась на земле, которая подарила миру великого скульптора С.Д. Эрьзю. В сельской глубинке наша школа является центром бережного отношения к языку, к национальным традициям, этнокультурному и нравственному наследию. Дети живут в деревне, общаются с селянами на эрзянском языке, испытывают абсолютное умиротворение, чувствуют доброжелательное отношение к себе.
Эрзянский язык! Как напевен, красив он в общении и как сложен в обучении. Поэтому на уроках родного языка я стараюсь раскрыть ученикам всю красоту, глубину и мудрость родного слова, чтобы язык бабушкиных сказок, маминых песен дошёл до маленького сердца и мой ученик не стеснялся своих национальных корней, своего языка. Уроки для меня и моих учеников – постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности.
Я всегда переживаю и болею душой за каждого ученика, независимо от того, каков его результат в изучении моего предмета. Стараюсь делать обучение для учеников интересным и в максимальной степени плодотворным, всегда ищу эффективные пути решения своей педагогической проблемы:
«Развитие творческих способностей, возрождение и сохранение национальных традиций и духовно – нравственной культуры на уроках эрзянского языка и мордовской литературы». При этом ориентируюсь на основную проблему школы:
«Активизация познавательно – мыслительной деятельности учащихся посредством новых образовательных технологий. Сохранение национального самосознания и возрождение духовно – нравственной культуры в процессе обучения и воспитания».
В своей педагогической деятельности подразумеваю решение выдвинутых мною задач:
- Приобщать учащихся к истории и культуре, обычаям и традициям мордовского народа, воспитывать их в духе уважения и любви к своему народу;
- Прививать любовь к родному языку, научить видеть и чувствовать его красоту, силу слова;
- Развивать у учащихся художественное творчество;
Я как учитель эрзянского языка стараюсь применять такие методы и приёмы, которые бы сохранили родной эрзянский язык. Работая в этом направлении, я и мои ученики придерживаемся следующих заповедей:
- Цени и оберегай своё Отечество, познавай людей, живущих в нём, его прошлое и настоящее;
- Береги красоту своего языка, помогай другим овладеть им;
- Совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
- Изучай историю людей, которые жили до тебя на земле, дорожи историей своего народа;
- Свято относись к символике своего народа.
В своей педагогической деятельности, не нарушая целостность курса родного языка, стараюсь найти решение этих заповедей, прежде всего, в формировании интереса учащихся к изучению эрзянского языка и литературы по таким направлениям:
Формируя устойчивый интерес к познанию, можно добиться высоких результатов. И этот результат будет закономерен. И если формирование интереса подвергается грамотной и творческой организации, то оно, несомненно, будет вызывать у учеников положительные эмоции. Считаю, что учителю эрзянского языка мало владеть языком, нужно его уметь хорошо преподнести, чтобы это послужило своеобразным стимулом для дальнейшего роста и совершенствования. Только тогда исторические и культурологические факты, великие имена, вкусовые ориентиры и эпохи останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.
На уроках родного языка очень важно, чтобы дети находились в атмосфере национального колорита. В нашей школе оформлен кабинет родного языка. В нём есть всё для проведения работ различного характера, предусмотренных программой, наработан большой дидактический материал для проведения уроков. Кроме того, в кабинете оборудовали мини – музей, где представлены бытовая утварь, вышитые полотенца, элементы одежды, оформлен стенд с местным материалом «Тиринь велень лемтне» («Топонимика села»). На уроках мордовской литературы в 5 классе предлагаю детям оформить титульную страницу тетради национальным орнаментом. Детей это очень увлекает, они охотно выполняют это задание. На следующих уроках уже говорим о предназначение национальной вышивки и затейливых узоров в нём. Детям уже самим хочется узнать, откуда-то прочитать, а уже на следующий день рассказать своему учителю и одноклассникам. А кто-то из ребят достал из бабушкиного сундука вышивку и принёс на урок, чтобы на него посмотрели друзья. Своим ученикам даю решение таких вопросов, где они могли бы подумать, поспорить или даже посоревноваться в выполнении того или иного задания. Когда в классе дети соревнуются между собой, у них есть цель выполнить задание лучше, они с нетерпением ждут нового урока и им интересно на занятии, это значит – что процесс формирования интереса начинает развиваться.
Народная мудрость гласит: Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому я методом проб и ошибок оттачивала своё педагогическое творчество. В начале своей педагогической деятельности, я заметила, что однообразие видов работы создаёт скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, я стала использовать нетрадиционные виды уроков, с использование краеведческого материала, национально – регионального компонента. Самостоятельно разрабатывала уроки – диспуты, уроки – путешествия, урок заочного путешествия по Мордовии, урок виртуальной экскурсии по музею С.Эрьзи и многие другие. Мною по внедрению национального материала проведено ряд открытых уроков на районном, республиканском, международном уровнях. На этих уроках наряду с усвоением орфографических правил, речевой деятельности рассматривался материал о традициях родного села Низовка, о бытовой утвари, об элементах национального костюма, национальные блюда, приметы, пословицы мордовского народа. Особое внимание на занятиях уделяю воспитательной направленности, здоровъесберегающим технологиям. Стараюсь подобрать к уроку материал одинакового содержания. Если, к примеру, использкется материал о топонимике родного села, то к грамматической теме урока подбираю приметы, пословицы, предложения, исследовательские сообщения и небольшие проекты для учеников. Я вижу, как вся эта работа детям нравится. Как охотно бегут они к бабушкам, дедушкам, может просто к старожилам села или соседу поспрашивать о старине, почему места в окрестностях села называются «Кельдюж лей, Кристун латко», «Яндавища», «Артаман» и мн.др. Так , постоянно из урока в урок, полученные знания о национальных корнях закрепляются , становятся нормой жизни ребят.
Пробудить у школьников желание к познанию и восприятию новых глубоких знаний большую помощь мне оказывают информационные технологии. В своей работе я использую уроки с поддержкой интерактивной доски. Детям очень нравятся такие уроки. Они ждут их с нетерпением. Я разработала игру «Этнокультурное соцветие», урок КВН, урок - «Занимательная грамматика», урок – путешествие «Таштомовозь валтнэ» (Устаревшие слова). На уроках часто использую видео презентации, кинофильмы, которые составляю сама с учениками. Сделать урок не просто интересным, а несказанно увлекательным для ученика, вот та вершина, к которой мы должны стремиться.
Интерактивная доска для меня – верная помощница и во внеклассных мероприятиях. В нашей школе проводятся очень много мероприятий: Неделя эрзянского языка, День эрзянского языка 16 ареля, КВН-ы между учащимися школ района, Встречи с писателями Мордовии и редакторами республиканских детских и юношеских журналов «Чилисема», «Сятко», «Якстерь Тештя». В гостях были фольклорные ансамбли «Торама», «Од вий», «Келу» и мн.др.
Одним из направлений по развитию творческих способностей во внеурочное время является подготовка учащихся к предметным олимпиадам. Благодаря целенаправленной спроектированной работе, выбрана траектория движения к успеху, ежегодно наши учащиеся блестяще выступают на районных, республиканских и межрегиональных олимпиадах по эрзянскому языку и мордовской литературе.
Наши дети так же охотно выступают в красивых национальных костюмах на всех сельских мероприятиях. С выставками декоративно – прикладного искусства участвуют в республиканском фестивале «Шумбрат, Мордовия!». На празднике Дня села «Тундонь ильтямо», который проходит в конце июня, сохранилась традиция обливания холодной колодезной водой. Свято чтут эту традицию, которая своими корнями уходит в глубину веков.
Развивая творческие способности на уроках мордовской литературы, стараюсь использовать поэтические пятиминутки. Целью, которой является: обогатить духовный мир ребёнка, приобщить к поэзии, к родной речи. Это, безусловно, прекрасная тренировка памяти и обогащение литературного словаря. Мои ученики пишут прекрасные стихи, эссе, новеллы, сочинения, которые печатаются в республиканских журналах «Чилисема», в районной газете «Маяк». Эти печатные издания являются в моей работе верными путеводителями.
Практикуя проектно - исследовательскую деятельность учащихсяв 10, 11 классах, посвящённую истории своей малой Родины «Тиринь велень эрямопингесь» (История родного села), «Летопись мордовских деревень, в 5,6,8 классах «Путешествие в мир музея», кропотливо собирается материал по истории села, земляках, о топонимике, о родителях, о промыслах, о ветеранах ВО войны и т.д. Этим материалом пополняются экспозиции нашего школьного этнографического музея - хранителя исторической памяти села. В музее проводятся очень много мероприятий. Детьми оформляются альбомы и исследовательские работы «Записи М. Е. Евсевьева о Низовке», «Промыслы села в древности», «Топонимика родного села», «Имя моей любви – Родина!», проекты «Ветеран живёт рядом», «Памятники - значит память!», «Живи, родник!», «Моё село». В проектной деятельности в 5 классе «Краеведение через сказку» с учащимися творим ролевые проекты, снимаем по мотивам мордовских сказок свои пластилиновые сказки, где дети своими руками создают своего героя из пластилина и потом озвучивают роль. Учащиеся с удовольствием участвуют в таком виде деятельности. Учителя нашей школы видят, как экспонаты музея волнуют и впечатляют детей. Они отодвигают время назад, веют другой эпохой. И надо видеть глаза детей, когда они видят жернова, которым нужно поклониться до земли: долгие годы они кормили сельчан. А липовые лапти, которые можно обуть и пройтись в них . И дети это с удовольствием демонстрируют.
В Мордовии ежегодно проводится Всероссийские научно-практические конференции для педагогов «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» и для учеников Научно-практические конференции исследовательских работ «Живая культура: традиции и современность». Педагоги на этой конференция делятся опытом работы по этнокультурному направлению, а учащиеся защищают свои исследовательские работы. Наши учащиеся не раз оказывались в числе победителей.
Свои творческие проекты наши учащиеся охотно выставляют и Форуме «Одарённые дети». Проект ученицы 9 класса «Моление эрзянки у яблони» удостоился на районном этапе 2 призового места. На внеклассных занятиях по эрзянскому языку, исследовательской и проектной деятельности, когда изучается декоративно – прикладное искусство мордовского народа девочки с удовольствием шьют для кукол национальные костюмы, вышивают салфетки, а мальчики стараются что – то смастерить из глины, или соорудить деревянный домик и т. д.
Сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения позволяют создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности школьников, формирует умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания. Всё это даёт свой результат. И этот результат закономерен.
Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре - дело сложное и важное. Именно уроки родного языка, мордовской литературы и внеклассная деятельность помогают найти мне решение этой насущной задачи. И пусть каждый мой урок даёт моим ученикам какую – то часть необходимой информации, но постепенно из этих крупиц складывается целостная картина национальных корней.