Развивающие игры для детей дошкольного возраста

Бургутова Надежда Николаевна

Предварительный просмотр:

Игры для развития памяти у детей дошкольного возраста

В возрасте примерно четырех лет у детей начинают интенсивно развиваться способности к запоминанию и воспроизведению информации. Но даже после пяти лет процесс запоминания у дошкольников носит непроизвольный характер, то есть ребенок не может поставить перед собой задачу запомнить какую-либо информацию. Запоминание в этом возрасте тесно связано либо с активной деятельностью, либо с эмоциональными переживаниями.

Чтобы развить память ребенка, достигшего четырех-пяти лет, обсуждайте с ним все события, произошедшие в течение дня, прочитанные книги, любимых героев сказок и мультфильмов.

Также развитию памяти дошкольников помогают игры:

  • «Что изменилось?». Разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте ему время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте предметы местами или уберите один их них. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что поменялось.
  • «Угадай предмет наощупь». Эта игра помогает развитию тактильной памяти. Опознавание знакомых предметов с закрытыми глазами наощупь тренирует навыки узнавания и запоминания.
  • «Вспомни и нарисуй». На 1 минуту покажите крохе картинку (чем больше на ней мелких деталей, тем задание сложнее), а затем попросите нарисовать то, что он запомнил.
  •  «Кто больше запомнил». Игра для дошкольников, во время которой взрослый поочередно показывает по 10-20 карточек с различными предметами и объектами, а затем дети называют те из них, которые запомнили. Побеждает тот, кто запомнил больше всего предметов.
  • «Найди отличия». Игра, способствующая развитию зрительной памяти. Ребенку предлагается сравнить две похожие картинки и найти отличающиеся элементы.
  • «Назови пару». Назовите ребенку 5-6 пар слов, связанных друг с другом по смыслу (например, суп – ложка, зима – снег, телевизор – мультики). Затем попросите ребёнка вспомнить второе слово из каждой пары в ответ на первое. Постепенно количество пар слов можно увеличивать.

Важно помнить, что развитие интеллекта детей дошкольного возраста, невозможно без полноценного физического, умственного, эмоционального развития. Здоровый сон, сбалансированное питание, соответствующая возрасту физическая активность способствуют гармоничному развитию всех интеллектуальных и психических функций.



Предварительный просмотр:

Дидактические и речевые игры по теме «Театр»

для детей среднего дошкольного возраста

  • «Кто что делает?»

Актёр, актриса играет роль в спектакле.

Клоун рассказывает, смешит.

Фокусник показывает фокусы.

Гардеробщица принимает верхнюю одежду и выдает и т.д.

Акробат что делает?

Дрессировщик что делает?

  • «Назови правильно»

Нужно образовать слова - женских профессий.

Клоун - клоунесса; гимнаст - гимнастка; акробат - акробатка;

фокусник - фокусница; дрессировщик – дрессировщица.

  • «Один-много»

Один клоун - много клоунов. Один гимнаст - много гимнастов.

Один фокусник - много фокусников, одно место - много мест,

один зритель – много зрителей, один обруч – много обручей,

один канат – много канатов и т.д.

  • Игра на релаксацию «Тени» 

Разгулялся день весенний.

На снегу косые тени.

От деревьев, от забора,

От домов, от светофора.

Раз, два, три! Тень замри!

(Дети принимают разные позы, изображая тени, на слово «замри», замирают).

  • Пальчиковая гимнастика «Цирк»

К нам приехал цирк. Ура!

Веселитесь детвора,

Вы увидите зверей,

Акробатов-циркачей,

Клоунов, жонглеров

И других актеров.



Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения по лексической теме «Зима»

для детей младшего дошкольного возраста

 Наступили холода.

 Обернулась в лед вода.

 Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

 Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.

 Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает? (Зимой)

Задание «Приметы зимы»

Цель: расширять представления детей о приметах зимы, активизировать словарь по теме «Зима».

Скажи, пожалуйста, что изменилось в природе и погоде зимой? (выпал снег, покрылись льдом озёра, дни становятся короткими, стоит холодная погода, дует холодный ветер, солнце светит, но не греет.)

Игра «Хлопни в ладоши»

Цель: развитие слухового внимания и понимания речи.

- Поиграем в игру «Зимние слова»:- Я произнесу слова, если ты услышишь слово, связанное с зимой, хлопни в ладоши (снежинка, Новый год, санки, лёд, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи).

Игра «Один — много»

Цель: учить образовывать существительные множественного числа.

Снежинка-снежинки-много снежинок

Сугроб-сугробы-много сугробов

Санки - санки - много санок

Снеговик-снеговики-много снеговиков

 Елка – елки – много елок

Игрушка – игрушки – много игрушек

Подарок – подарки – много подарков

Маска - маски – много масок

Гирлянда – гирлянды – много гирлянд

Игра «Назови ласково»

Цель: закреплять умение образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы.

Снежинка - снежиночка

Санки-саночки

Елка-елочка

Снеговик - снеговичок

Снег – снежок

Зима – зимушка

Лёд – ледок

Игра «Скажи какой? (какая?)»

Цель: формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными

Зима какая?... ( морозная, снежная, лютая, холодная, теплая)

Снег какой?...( белый, пушистый, грязный, холодный, блестящий, сверкающий)

Лед какой?...( прозрачный, холодный…)

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

Игра «Какая зимой погода?»

Цель: упражнять детей в словообразовании.

 - Скажи, пожалуйста, какая может быть погода зимой? (Если идёт снег, то погода…)

Снег – снежная

Ветер – ветреная

Мороз – морозная

Холод – холодная

Игра «Подбери  слова-действия»

Цель: активизация в речи детей глаголов.

  Я буду говорить незаконченное предложение, а ты договоришь несказанное мной словечко.

Зимой метель… (метёт).

Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).

Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).

В лесу зимой голодный волк… (воет).

На зиму медведь в берлоге… (засыпает).

Мороз щёки и нос… (щиплет).

Зимой вода в реке. … (замерзает).

Иней на ветках деревьев… (блестит).

Зимой снег всё вокруг… (накрывает).

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы к словам, закреплять знания о приметах зимы.

Летом дни жаркие, а зимой …(холодные)

Летом небо светлое, а зимой…(темное)

Летом день длинный, а зимой…(короткий)

Летом солнце яркое, а зимой…(тусклое)

Весной на реке лед тонкий, а зимой…(толстый)

Игра «Что бывает зимой?»

Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления.

-Осенью бывает листопад, а зимой…(снегопад)

-Летом бывает дождь, а зимой…(снег)

-Летом лепят фигурки из песка, а зимой…(лепят снеговика)

-Летом жарко, а зимой …(холодно)

-летом катаются на роликах, а зимой…(на коньках)

-Весной снег тает, а зимой…(лежит)

-Летом катаются на велосипедах, а зимой…(на санках, лыжах, коньках)

Игра «Да или нет»

Цель: формирование логического мышления, закрепление знаний о зимних развлечениях.

- Все дети очень любят зиму, она приносит много игр и развлечений. Я буду называть разные игры и развлечения, а ты ответишь «Да», когда услышишь игру, в которую можно играть зимой и «Нет», если это не зимнее развлечение.  

- кататься на санках

- кататься на велосипеде

- купаться в озере

- играть в снежки

- строить крепость из снега

- строить замок из песка

-кататься на роликах

-собирать цветы

-наряжать ёлку

Упражнение «Составь предложение по картинкам»

Цель: развитие связной речи, расширение словарного запаса

                        

      Мальчик катается на лыжах.                            Девочка катается на коньках.

             

        Дети слепили снеговика.                                    Мальчики играют в снежки.  


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развивающие речевые игры по теме «Зима»

для детей старшего дошкольного возраста

  •  «Какой? Какая?»

Зима какая?         (холодная, морозная, снежная и т.д.)

Снег какой?         (белый, пушистый, легкий и т.д.)

Лед какой? (холодный, прозрачный, твердый и т.д.)

Мороз какой?      (зимний, крепкий, суровый)

  •  «Скажи ласково»

Санки – (саночки)                         снежинка -…

сосулька – (сосулечка)                зима -…

горка – (горочка)                          снег -…

мороз — …                                      снеговик — …

метель — …                                     холод — …

лёд - …..                                           ёлка - ….

  • «Один – много»

Снег — снега, мороз — морозы, снеговик — …, метель — … зима — … холод — … месяц — … день — … ночь — … снежинка — … снегопад — … снежок — …

  • «Есть – нет»

Снег — снега,  мороз — мороза, снеговик — …,  метель — … зима — … холод — … месяц — … день — … ночь — … снежинка — … снегопад — … снежок — …

  • «До - между - за»

Какой месяц до января? ............................................................................

Какой месяц после декабря?......................................................................

Какой месяц до февраля?...........................................................................

Какой месяц между декабрем и февралем?.............................................

Какой месяц после января?........................................................................

  • «Подбери признак»

Снег (какой?) холодный, рыхлый, скрипучий, колючий, липкий, сырой, белый, первый, грязный и т. д.

мороз (какой?) — ………………………………………………………………….

сосулька (какая?) — ......................................................................................

зима (какая?) — .............................................................................................

  • «Подбери слово»

наступает (что?) — …………………………………….

валит ..........................................................................

свищет .......................................................................

бушует .......................................................................

кружится ....................................................................

замерзает ..................................................................

блестит ......................................................................

лепят …………………………………………………………………...

  • «Скажи какая?»

Какая погода, если на улице снег - снежная

                                                  холод- .....................

                                                  мороз- ....................

                                                  ветер- .....................

                                                  стужа- ………………

  • «Сосчитай до пяти»

Одна зимняя ночь, две зимние ночи … пять зимних ночей.

Одна синяя варежка ...............................................................

Один холодный день ..............................................................

Одна теплая шуба...................................................................

Один пуховый платок..............................................................

Одно меховое пальто..............................................................

Один высокий сугроб…………………………………………….

  • «Скажи, что сделала?»

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

 Метель мела и все тропинки… – (замела).

 Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

 Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

 Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

  • «Доскажи словечко»

 «Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается ... (Снежок.)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)»

  • «Найди лишнее слово»

 «Мороз, морозильник, мороженое, моросит».

 «Снег, снегирь, снасти, снеговик».

 «Холод, хороший, холодильник, холодок». 

 «Лёд, ледышка, лекарство, ледяной».

  • «А что вчера?» 
    Сегодня снег блестит, а вчера...(блестел)
    Сегодня снег падает, а вчера ...
    Сегодня снег сверкает, а вчера ...
    Сегодня снег тает, а вчера ...
    Сегодня снег хрустит, а вчера ...
    Сегодня снег идет, а вчера ...
    Сегодня снег ложится, а вчера ...
    Сегодня снег кружится, а вчера ...

  • «Составь рассказ - описание о зиме по плану»
    Погода: небо, солнце, осадки.
    Растения зимой.
    Животные зимой.
    Люди зимой: одежда, развлечения.

  •  «Подбери родственные слова»

Снег — снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …

Зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье ...

Мороз — морозный, морозить, замораживать ...

Лед — ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед ...



Предварительный просмотр:

Занимательные развивающие игры для детей

среднего и старшего дошкольного возраста

  • «Что может быть...?» С помощью этой игры дети учатся обобщать свойства предметов, сравнивать их. Вопросы могут быть следующими:

- Что может быть высоким?

- Что может быть длинным?  

- Что может быть коротким?

- Что может быть широким?

- Что может быть узким?

- Что может быть круглым?

- Что может быть квадратным?

- Что может быть треугольным?

- Что может быть черным?

- Что может быть белым?

- Что может быть мягким?

- Что может быть пушистым?

- Что может быть зеленым?  

- Что может быть холодным?

- Что может быть горячим?

  • «Одним словом» 

Назовите ребёнку слова одной группы и попросите сказать, каким словом их можно обозначить. Например, ворона, сорока, голубь, воробей — птица; морковь, картофель, капуста, редиса — овощи, Маша, Ваня, Света — имена детей, береза, дуб, рябина – деревья и т.д.

  • «Назови слова»

Предложите ребёнку назвать как можно слов, обозначающих какое-либо понятие. Например, пусть перечислит всех известных ему птиц, зверей, пусть назовет фрукты и овощи и пр.

  • «Наоборот» 

Объясните ребёнку, что вы называете слово, а ребенок должен сказать наоборот, например, высокий — низкий, верх — низ, горячий - холодный, большой – маленький; твердый- мягкий и т.п.

  • «Найди лишнее»

Вы называете четыре слова, а ваш малыш должен выбрать лишнее слово, которое имеет другое значение. Например, туфли, сапоги, валенки, стол и т.д.  

  • «Что у нас есть?»

Задайте ребёнку вопросы:

- Что у нас есть на кухне?

- Что у нас есть в прихожей?  

- Где у нас стоит телевизор?

- Где у нас лежат кастрюли?

- Что у нас есть в спальне?

- Что у нас есть в ванной комнате?

- Где у тебя лежат игрушки?

- Куда мы складываем одежду?  

  • «Продолжи рассказ»

В эту игру можно играть без отрыва от домашних дел. Подключите свою фантазию и предложите малышу закончить предложения. Например,

- Принцесса неожиданно проснулась, потому что...

 - Ворона не смогла позавтракать с утра, ей пришлось...

  • «Отгадай предмет по названию его частей»

 

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик)

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево)

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля)

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль)

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом)

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет)

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо)

Рукава, воротник, манжеты (рубашка)

Пол, стены, потолок (комната)

Подоконник, рама, стекло (окно)

Все эти игры стимулируют общение, развивают словарь детей, а самое главное - дети мыслят, рассуждают, думают. Также игры помогают родителям совместить домашние дела и занять ребенка.

Желаю успехов!


Предварительный просмотр: