Технологии и программы

Леонтьева Елена Анатольевна

Технологии и программы

Музыкально- речевые и коородинационно- подвижные игры.

Музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Необходимость формирования грамотной и образной речи у дошкольников делает необходимым использование речевых игр .

Речевые игры

Помогают укреплять и развивать речевой аппарат, дикцию и артикуляцию голоса, развивают чувство ритма. Речевые игры с использованием звучащих жестов развивают мышечные и тактильные ощущения. В речевых упражнениях восприятие детей происходит через зрение, слух, ощущение.

Интересные игровые упражнения с использованием музыкальных инструментов и являются важным этапом процесса обучения игре на детских музыкальных инструментах, т.к. они дают ребенку возможность легко усвоить и осмыслить понятие ритма (ритмического рисунка), составляющего обязательный элемент мелодического движения.

Ритм - это последовательность звуков различной длительности. Выполнение речевых упражнений: произношение имен, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший, речевых и пальчиковых игр - позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.

В играх прием «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант. Свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия. Он сам утверждается, верит в свои силы, чувствует радость от своего творения. Тексты для упражнений подбираются ритмичные и удобные в произношении.


 

Музыкальные коммуникативные игры

Большое значение для общего формирования личности ребёнка имеют музыкальные коммуникативные игры - это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. Это-синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребенка (игры с пением, народные обрядовые игры, игры с музыкальными инструментами, игры-танцы.)


 

В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей

значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Музыкально-коммуникативные танцы-игры способствуют формированию умений:

согласовывать движения с музыкой,

передавать в движении характер музыки,

реагировать на смену частей музыки сменой движений,

отмечать окончание звучания музыкальной пьесы;

развитию ритмического и динамического слуха;

совершенствованию качества движений.


 

Самым эффективным способом социализации детей в детском коллективе являются коммуникативные игры-танцы, направленные на развитие всех сторон динамического общения со своими сверстниками. Для эффективности и улучшение педагогического процесса коммуникативные игры можно сгруппировать и выстроить в системе определённых моделей, например,:

Игры на внимание
• Игры на перестроение
•Танцы со сменой партнёра
•Сюжетные танцы-игры

Без музыкально-коммуникативных игр невозможно провести ни один вид музыкальной деятельности. Такие игры помогают детям внутренне раскрепоститься, снять физическую зажатость, почувствовать себя увереннее.

Свободное состояние детей помогает более ярко раскрыть индивидуальные творческие способности.


 


 

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ:

К музыкально-коммуникативным играм относятся всем известные игры как «Плетень» , «Ищи» , «Найди пару», «Угадай, кто тебя зовёт», «Будь ловким»

Например игра: «Замри» Под музыку дети «порхают», скачут, легко бегают или просто пляшут в зависимости от характера музыки, но вот Снежная королева взмахивает ледяной палочкой с окончанием музыки, дети застывают, стараясь изобразить ледяные скульптуры. К счастью, добрый чародей, играя на волшебной дудочке, расколдовывает детей. Порой я импровизирую, заменяя атрибуты. В проведении игры «Будь ловким» Н.Ладухина можно использовать вместо стульчиков разноцветные зонты, с которыми перед этим дети танцевали.


 

Например, игра- упражнение «Передача платочка»: вместо платочка на празднике, посвящённом мамам и бабушкам, дети передают волшебную палочку. Ребёнок с окончанием муз.части высказывает вслух пожелание для самых близких ему людей. В процессе музыкальных занятий платочек могу заменить барабанной палочкой, которая помогает ребёнку простучать на барабане свой ритм.

Игра «Третий лишний»: дети стоят по кругу парами «паровозиком», ведущий под музыку догоняет ребёнка, у которого тоже нет пары, двигаются «змейкой», огибая товарищей, с окончанием музыки, бегущему нужно быстро встать впереди любой пары, тот, кто оказался лишним убегает под музыку от водящего.

В игре «Жмурки» дети под звонкую музыку разбегаются врассыпную с колокольчиками; на тихую музыку «крадутся» на пружинящем шаге; водящий угадывает пойманного ребёнка.


 

Для повышения детской самооценки можно поиграть с детьми в «Клубочек», «Комплименты», «Передай сигнал», «Скажи хорошее о друге», «Шляпа знакомств», «Солнышко». Эти игры побуждают их говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости


 

Дети радостно откликаются на народные игры с пением, на песни и шутки-прибаутки с образным, ярким музыкальным и поэтическим содержанием. Любят их инсценировать. Эти игры - «Ворон», «Дрёма», «Потерянный платочек» Н.Г.Асеевой,«Шёл козёл дорогою», «Осень спросим», песни «Урожай собирай»

А.Филиппенко, р.н.п., «Как у нашей Дуни» - способны растормошить даже тихоню.


 

Игровые моменты можно включить и в танцы. Для более их яркой выразительности с предметами: обручи, цветы, зонты, шляпки, веночки, некрупные мячи, умещающиеся в детской ладони. Дети прячутся за зонтики, движутся «паровозиком» вперёд за ведущим с зонтом и, наоборот, тянут его назад. Ребёнок, у которого зонт, «шутя» подразнивает напарника, как бы говоря: «Возьми!.. Нет, не дам!». И, конечно же, дружба побеждает, зонтик готов спрятать друзей от дождя. Чувство ответственности помогает им вжиться в ритм музыки, подчиняться её сильной доли, что приводит к слаженности выполнения танцевальных движений.


 

Русские платки украшают незатейливый хоровод девочек: из большого круга перестраиваются парами, соединяя платки, хвастаясь своими яркими сарафанами; то кружатся, соприкасаясь спинками, показывая расписной узор платков; из широкого круга перестраиваются в два-три круга, образуя то карусель, то шкатулку из разноцветных платков; рассыпаясь парами, «рисуют» то домик, то галочку, готовую вспорхнуть в синее небо. Также интересны упражнения с шарфами.

Музыкально-ритмическая деятельность тесно связана с театрализованным творчеством. Когда маленькие артисты не только декламируют, но ещё и танцуют, поют в соответствии с характером своего драматического образа, достигается та цель, ради которой и существует театр – яркий всплеск эмоциональной изобразительности. И этот всплеск эмоций помогает развитию творческой активной личности, предотвращает возникновение психологических срывов у детей. Задачи театрализованной деятельности так же направлены на формирование сферы чувств, соучастия, сопереживания. Педагоги хореографы -это ещё и режиссёры-постановщики как мини спектаклей, так и сказочных представлений, где взаимодействуют все виды музыкальной деятельности, не исключая музыкально-коммуникативных танцев и игр.

В музыкально – театральном творчестве можно выделить следующие основные виды деятельности, помогающие развивать коммуникативные умения детей:

• слушание музыки (слушать музыку вдумчиво, высказываться только по окончании звучания, не перебивать, правильно подбирать слова и др.);

• музыкально-ритмические движения (культура поведения: мальчикам уметь пригласить девочку на танец и проводить на место по его окончании; девочкам – уметь принять приглашение или отказать, не обидев партнёра и т. д);

• игры (музыкальные, дидактические, подвижные, речевые и др.);

• коммуникативные игры (народные игры, игры-приветствия, телесные и контактные игры, народные хороводные игры и т. д.) ;

• разыгрывание и решение «трудных ситуаций» (этюды, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.);

• ритмические и интонационные игры со словом (скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки, потешки и др.);

• импровизации, танцы, хороводы (народные, танцы-приглашения, танцы-импровизации, этюды со сценическими движениями и др.);

• психогимнастические упражнения;

• обыгрывание эмоционального состояния (актерские этюды, пластика, мимика, жест и др.).

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми — и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях. А также с успехом можно использовать для совместных игр-танцев детей с родителями. Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).


 

Приложение№1

танец-игра «Веселые пары»

Используется двухчастная музыка.

На первую часть дети кружатся парами, на вторую приседают, а в конце девочки переходят к следующему мальчику. И танец повторяется сначала.

танец-игра «Найди себе друга»

Также используется двухчастная музыка.

На первую часть дети гуляют свободно по залу, в конце находят себе дружочка и делают «лодочку». На вторую часть – кружатся «лодочкой». И танец повторяется сначала.

танец-игра «Все танцуем вместе»

Используется двухчастная музыка.

На первую часть дети приседают. На вторую – кружатся вокруг себя, затем парами.

Снова на первую часть приседают уже в парах, на вторую – кружатся сначала парами, затем объединяются в четверки и кружатся четверками. Снова на первую часть приседают, на вторую – кружатся четверками, объединяются в целый круг, кружатся все вместе хороводом. В конце – поклон.

танец-игра «Светит месяц»

Задачи:

- развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы;

- формирование навыков исполнения приставного шага вправо и влево;

- воспитание коммуникативных навыков.


 

И. п. Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в положении «лодочка».

1-2 такты — 4 приставных шага вправо с притопом в конце фразы.

3-4 такты — то же влево.

5-7 такты — обмен хлопками с партнером на сильные доли мелодии.

8 такт — дети внешнего круга машут партнеру рукой и переходят к другому партнеру по линии танца.

Танец повторяется несколько раз (можно повторять до тех пор, пока партнеры снова не встретятся с парой, с которой начинали этот танец).

танец-игра «Ручеёк»»

Для детей 6-8 лет исполняется на мотив русской народной песни «Прялица»

Задачи:

- развитие слухового и зрительного внимания;

-формирование навыков ориентировки в пространстве;

-развитие чувства ритма.

 

И.п. Дети стоят в двух шеренгах, образуя пары лицом друг к другу. Первая пара является ведущей, она назначает фигуры танца: «Ручеек», «Челночки».

Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всей

колонны и начинает движение вглубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей вглубь ручейка пары и т. д.

Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка.

Движение повторяется до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда все остальные придут на свои места. Затем начинается следующая фигура.

«Челночки»

Дети, стоящие в две шеренги лицом друг к другу, берутся за руки. Движение легкими шагами в такт музыке начинает первая пара: она выдвигается из шеренги в сторону, огибает соседнюю пару, проходит между этой и следующей парами, выдвигается в другую сторону шеренги и продолжает челночное движение между остальными парами.

Пара, следующая за ведущей, ждет, когда «челночок» уйдет вглубь шеренги на расстояние двух пар, и начинает аналогичное движение. Челночки доходят до конца шеренги и возвращаются обратно на свое место тем же способом.

Первой окажется на своем месте ведущая пара. Ее задача — выполнять шаги на месте до тех пор, пока все остальные пары не закончат движение. После этого она называет новую фигуру.

Игра "Необычные танцы"

Выбирается 5 коротких музыкальных композиций. Под первую из них нужно станцевать только руками, под вторую – только ногами, затем только головой, потом – только лицом, и наконец, всем вместе.


 


 

Логопедическая ритмика Кузнецовой.

Комплекс игр и упражнений, приведенный в пособии, подобран таким образом, чтобы решить важные задачи, стоящие перед педагогом в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а именно:

  • активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового);

  • увеличить объем памяти;

  • развивать зрительное, слуховое восприятие;

  • развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребенка;

  • помочь формированию у ребенка двигательных навыков: ходьбы, прыжков, поворотов, бросания и ловли мяча, самостоятельного и коллективного выполнения движений и знакомить ребенка с элементами танцевальных движений.

  •  

Особое внимание уделено развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координаций.

 

Важной задачей данного пособия является предоставление такого материала, который способствовал бы созданию у детей положительного, эмоционально окрашенного настроя на общение как со взрослым, так и друг с другом: желание внимательно слушать и выполнять просьбы взрослого, подражать речевым образцам взрослого: и, как отдельная задача, формировать предпосылки к диалогической речи, а в дальнейшем и самостоятельной связной речи у детей.

Программа знакомит с особенностями психомоторного и речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста 1-2 уровня речевого развития1'.

Со средствами логопедической ритмики, общими и специфическими задачами на каждом этапе работы. Приводятся примерные конспекты логоритмических занятий 1-го и 2-го года обучения; а также перечисляются задачи, решаемые на каждом этапе работы.

 

В данном пособии собраны игры и упражнения, представленные по разделам с указанием возрастной группы. Каждый раздел сопровождается методическими рекомендациями к их проведению. Дано подробное описание игр, а там, где это необходимо, указаны номера музыкальных приложений, а также номера таблиц со складовыми по-певками и текстами песен.

 

. Структура и содержание логоритмических занятий

В содержание логоритмических занятий включены следующие виды заданий:

  • ходьба и маршировка в различных направлениях;

  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;

  • упражнения, активизирующие внимание и память;

  • счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;

  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

  • ритмические упражнения;

  • пение;

  • упражнения в игре на музыкальных инструментах;

  • самостоятельная музыкальная деятельность;

  • игровая деятельность;

  • упражнения для развития творческой инициативы. Основным принципом построения всех перечисленных

видов работы является тесная связь движения с музыкой; включение речевого материала.

Структура пособия:

 

Упражнения, активизирующие внимание и память.

  1. Вводные упражнения на тренировку основных видов движений; ориентацию в пространстве; регуляциюмышечного тонуса.

  2. Упражнения, воспитывающие «чувство музыкального ритма».

  3. Упражнения, развивающие слуховое и речеслуховое восприятие; дыхательные упражнения; пение.

  4. Речедвигательные упражнения.

  5. Игра на музыкальных инструментах.

  6. Подвижные игры.

  7. Танец и пантомима.

  8. Заключительное упражнение.

     

Пособие включает в себя Примерные конспекты логоритмических занятий, список упражнений, музыкальный материал.

 

 Кузнецова Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 128 с. (Серия «Практическая логопедия»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_i_programmy.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Технологии и программы
  2. Музыкально- речевые и коородинационно- подвижные игры.

Музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Необходимость формирования грамотной и образной  речи у дошкольников делает необходимым использование речевых игр .

Речевые игры

 Помогают укреплять и развивать речевой аппарат, дикцию и артикуляцию голоса, развивают чувство ритма. Речевые игры с использованием звучащих жестов развивают мышечные и тактильные ощущения. В речевых упражнениях восприятие детей происходит через зрение, слух, ощущение.

Интересные игровые упражнения с использованием  музыкальных инструментов и являются важным этапом процесса обучения игре на детских музыкальных инструментах, т.к. они дают ребенку возможность легко усвоить и осмыслить понятие ритма (ритмического рисунка), составляющего обязательный элемент мелодического движения.

Ритм - это последовательность звуков различной длительности. Выполнение речевых упражнений: произношение имен, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший, речевых и пальчиковых игр - позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.

В играх прием «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант. Свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия. Он сам утверждается, верит в свои силы, чувствует радость от своего творения. Тексты для упражнений подбираются ритмичные и удобные в произношении.

Музыкальные коммуникативные игры

Большое значение для общего формирования личности ребёнка имеют музыкальные коммуникативные игры - это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. Это-синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребенка (игры с пением, народные обрядовые игры, игры с музыкальными инструментами, игры-танцы.)

В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д.) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей

значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Музыкально-коммуникативные танцы-игры способствуют формированию умений:

•согласовывать движения с музыкой,

•передавать в движении характер музыки,

•реагировать на смену частей музыки сменой движений,

•отмечать окончание звучания музыкальной пьесы;

•развитию ритмического и динамического слуха;

•совершенствованию качества движений.

Самым эффективным способом социализации детей в детском коллективе являются коммуникативные игры-танцы, направленные на развитие всех сторон динамического общения со своими сверстниками. Для эффективности и улучшение педагогического процесса коммуникативные игры можно сгруппировать и выстроить в системе определённых моделей, например,:

•Игры на внимание
• Игры на перестроение
•Танцы со сменой партнёра
•Сюжетные танцы-игры

Без музыкально-коммуникативных игр невозможно провести ни один вид музыкальной деятельности. Такие игры помогают детям внутренне раскрепоститься, снять физическую зажатость, почувствовать себя увереннее.

Свободное состояние детей помогает более ярко раскрыть индивидуальные творческие способности.

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ:

К музыкально-коммуникативным играм относятся всем известные игры как «Плетень» , «Ищи» , «Найди пару», «Угадай, кто тебя зовёт», «Будь ловким»

Например игра: «Замри» Под музыку дети «порхают», скачут, легко бегают или просто пляшут в зависимости от характера музыки, но вот Снежная королева взмахивает ледяной палочкой с окончанием музыки, дети застывают, стараясь изобразить ледяные скульптуры. К счастью, добрый чародей, играя на волшебной дудочке, расколдовывает детей. Порой я импровизирую, заменяя атрибуты. В проведении игры «Будь ловким» Н.Ладухина можно использовать вместо стульчиков разноцветные зонты, с которыми перед этим дети танцевали.

Например, игра- упражнение «Передача платочка»: вместо платочка на празднике, посвящённом мамам и бабушкам, дети передают волшебную палочку. Ребёнок с окончанием муз.части высказывает вслух пожелание для самых близких ему людей. В процессе музыкальных занятий платочек могу заменить барабанной палочкой, которая помогает ребёнку простучать на барабане свой ритм.

Игра «Третий лишний»: дети стоят по кругу парами «паровозиком», ведущий под музыку догоняет ребёнка, у которого тоже нет пары, двигаются «змейкой», огибая товарищей, с окончанием музыки, бегущему нужно быстро встать впереди любой пары, тот, кто оказался лишним убегает под музыку от водящего.

В игре «Жмурки» дети под звонкую музыку разбегаются врассыпную с колокольчиками; на тихую музыку «крадутся» на пружинящем шаге; водящий угадывает пойманного ребёнка.

Для повышения детской самооценки можно поиграть с детьми в «Клубочек», «Комплименты», «Передай сигнал», «Скажи хорошее о друге», «Шляпа знакомств», «Солнышко». Эти игры побуждают их говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости

Дети радостно откликаются на народные игры с пением, на песни и шутки-прибаутки с образным, ярким музыкальным и поэтическим содержанием. Любят их инсценировать. Эти игры - «Ворон», «Дрёма», «Потерянный платочек» Н.Г.Асеевой,«Шёл козёл дорогою», «Осень спросим», песни «Урожай собирай»

А.Филиппенко, р.н.п., «Как у нашей Дуни» - способны растормошить даже тихоню.

Игровые моменты можно включить и в танцы. Для более их яркой выразительности с предметами: обручи, цветы, зонты, шляпки, веночки, некрупные мячи, умещающиеся в детской ладони. Дети прячутся за зонтики, движутся «паровозиком» вперёд за ведущим с зонтом и, наоборот, тянут его назад. Ребёнок, у которого зонт, «шутя» подразнивает напарника, как бы говоря: «Возьми!.. Нет, не дам!». И, конечно же, дружба побеждает, зонтик готов спрятать друзей от дождя. Чувство ответственности помогает им вжиться в ритм музыки, подчиняться её сильной доли, что приводит к слаженности выполнения танцевальных движений.

Русские платки украшают незатейливый хоровод девочек: из большого круга перестраиваются парами, соединяя платки, хвастаясь своими яркими сарафанами; то кружатся, соприкасаясь спинками, показывая расписной узор платков; из широкого круга перестраиваются в два-три круга, образуя то карусель, то шкатулку из разноцветных платков; рассыпаясь парами, «рисуют» то домик, то галочку, готовую вспорхнуть в синее небо. Также интересны упражнения с шарфами.

Музыкально-ритмическая деятельность тесно связана с театрализованным творчеством. Когда маленькие артисты не только декламируют, но ещё и танцуют, поют в соответствии с характером своего драматического образа, достигается та цель, ради которой и существует театр – яркий всплеск эмоциональной изобразительности. И этот всплеск эмоций помогает развитию творческой активной личности, предотвращает возникновение психологических срывов у детей. Задачи театрализованной деятельности так же направлены на формирование сферы чувств, соучастия, сопереживания. Педагоги хореографы -это ещё и режиссёры-постановщики как мини спектаклей, так и сказочных представлений, где взаимодействуют все виды музыкальной деятельности, не исключая музыкально-коммуникативных танцев и игр.

В музыкально – театральном творчестве можно выделить следующие основные виды деятельности, помогающие развивать коммуникативные умения детей:

• слушание музыки (слушать музыку вдумчиво, высказываться только по окончании звучания, не перебивать, правильно подбирать слова и др.);

• музыкально-ритмические движения (культура поведения: мальчикам уметь пригласить девочку на танец и проводить на место по его окончании; девочкам – уметь принять приглашение или отказать, не обидев партнёра и т. д);

• игры (музыкальные, дидактические, подвижные, речевые и др.);

• коммуникативные игры (народные игры, игры-приветствия, телесные и контактные игры, народные хороводные игры и т. д.) ;

• разыгрывание и решение «трудных ситуаций» (этюды, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.);

• ритмические и интонационные игры со словом (скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки, потешки и др.);

• импровизации, танцы, хороводы (народные, танцы-приглашения, танцы-импровизации, этюды со сценическими движениями и др.);

• психогимнастические упражнения;

• обыгрывание эмоционального состояния (актерские этюды, пластика, мимика, жест и др.).

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми — и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях. А также с успехом можно использовать для совместных игр-танцев детей с родителями. Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития (как правило, у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).

Приложение№1

танец-игра «Веселые пары»

Используется двухчастная музыка.

На первую часть дети кружатся парами, на вторую приседают, а в конце девочки переходят к следующему мальчику. И танец повторяется сначала.

танец-игра «Найди себе друга»

Также используется двухчастная музыка.

На первую часть дети гуляют свободно по залу, в конце находят себе дружочка и делают «лодочку». На вторую часть – кружатся «лодочкой». И танец повторяется сначала.

танец-игра «Все танцуем вместе»

Используется двухчастная музыка.

На первую часть дети приседают. На вторую – кружатся вокруг себя, затем парами.

Снова на первую часть приседают уже в парах, на вторую – кружатся сначала парами, затем объединяются в четверки и кружатся четверками. Снова на первую часть приседают, на вторую – кружатся четверками, объединяются в целый круг, кружатся все вместе хороводом. В конце – поклон.

танец-игра «Светит месяц»

Задачи:

- развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы;

- формирование навыков исполнения приставного шага вправо и влево;

- воспитание коммуникативных навыков.

И. п. Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в положении «лодочка».

1-2 такты — 4 приставных шага вправо с притопом в конце фразы.

3-4 такты — то же влево.

5-7 такты — обмен хлопками с партнером на сильные доли мелодии.

8 такт — дети внешнего круга машут партнеру рукой и переходят к другому партнеру по линии танца.

Танец повторяется несколько раз (можно повторять до тех пор, пока партнеры снова не встретятся с парой, с которой начинали этот танец).

танец-игра «Ручеёк»»

Для детей 6-8 лет исполняется на мотив русской народной песни «Прялица»

Задачи:

- развитие слухового и зрительного внимания;

-формирование навыков ориентировки в пространстве;

-развитие чувства ритма.

И.п. Дети стоят в двух шеренгах, образуя пары лицом друг к другу. Первая пара является ведущей, она назначает фигуры танца: «Ручеек», «Челночки».

Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всей

колонны и начинает движение вглубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей вглубь ручейка пары и т. д.

Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка.

Движение повторяется до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда все остальные придут на свои места. Затем начинается следующая фигура.

«Челночки»

Дети, стоящие в две шеренги лицом друг к другу, берутся за руки. Движение легкими шагами в такт музыке начинает первая пара: она выдвигается из шеренги в сторону, огибает соседнюю пару, проходит между этой и следующей парами, выдвигается в другую сторону шеренги и продолжает челночное движение между остальными парами.

Пара, следующая за ведущей, ждет, когда «челночок» уйдет вглубь шеренги на расстояние двух пар, и начинает аналогичное движение. Челночки доходят до конца шеренги и возвращаются обратно на свое место тем же способом.

Первой окажется на своем месте ведущая пара. Ее задача — выполнять шаги на месте до тех пор, пока все остальные пары не закончат движение. После этого она называет новую фигуру.

Игра "Необычные танцы"

Выбирается 5 коротких музыкальных композиций. Под первую из них нужно станцевать только руками, под вторую – только ногами, затем только головой, потом – только лицом, и наконец, всем вместе.

Логопедическая ритмика Кузнецовой.

Комплекс игр и упражнений, приведенный в пособии, подобран таким образом, чтобы решить важные задачи, стоящие перед  педагогом  в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а именно:

  • активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового);
  • увеличить объем памяти;
  • развивать зрительное, слуховое восприятие;
  • развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребенка;
  • помочь формированию у ребенка двигательных навыков: ходьбы,  прыжков,  поворотов, бросания и ловли мяча,  самостоятельного и коллективного выполнения движений и знакомить ребенка с элементами танцевальных движений.

Особое внимание уделено развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координаций.

Важной задачей данного пособия является предоставление такого материала, который способствовал бы созданию у детей положительного, эмоционально окрашенного настроя на общение как со взрослым, так и друг с другом: желание внимательно слушать и выполнять просьбы взрослого, подражать речевым образцам взрослого: и, как отдельная задача, формировать предпосылки к диалогической речи, а в дальнейшем и самостоятельной связной речи у детей.

 Программа  знакомит с особенностями психомоторного и речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста 1-2 уровня речевого развития1'.

Со средствами логопедической ритмики, общими и специфическими задачами на каждом этапе работы. Приводятся примерные конспекты логоритмических занятий 1-го и 2-го года обучения; а также перечисляются задачи, решаемые на каждом этапе работы.

В данном пособии  собраны игры и упражнения, представленные по разделам с указанием возрастной группы. Каждый раздел сопровождается методическими рекомендациями к их проведению. Дано подробное описание игр, а там, где это необходимо, указаны номера музыкальных приложений, а также номера таблиц со складовыми по-певками и текстами песен.

. Структура и содержание логоритмических занятий

В содержание логоритмических занятий включены следующие виды заданий:

  • ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • упражнения, активизирующие внимание и память;
  • счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • пение;
  • упражнения в игре на музыкальных инструментах;
  • самостоятельная музыкальная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • упражнения для развития творческой инициативы. Основным принципом построения всех перечисленных

видов работы является тесная связь движения с музыкой; включение речевого материала.

           Структура пособия:

Упражнения, активизирующие внимание и память.

  1. Вводные упражнения на тренировку основных видов движений; ориентацию в пространстве; регуляциюмышечного тонуса.
  2. Упражнения, воспитывающие «чувство музыкального ритма».
  3. Упражнения, развивающие слуховое и речеслуховое восприятие; дыхательные упражнения; пение.
  4. Речедвигательные упражнения.
  5. Игра на музыкальных инструментах.
  6. Подвижные игры.
  7. Танец и пантомима.
  8. Заключительное упражнение.

Пособие включает в себя Примерные конспекты логоритмических занятий, список упражнений, музыкальный материал.

 Кузнецова Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 128 с. (Серия «Практическая логопедия»)