В помощь педагогу-психологу
Уважаемые коллеги! Для вас представлен методический материал, который можно использовать в работе с дошкольниками и их родителями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей
«Готов ли Ваш ребёнок к школе?»
Уважаемые родители! Просим принять участие в нашем анкетировании. Поставьте, пожалуйста, галочки в клетках против высказываний, с которыми
Вы согласны.
1 | Хочет ли ваш ребенок идти в школу? | |
2 | Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает? | |
3 | Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор? | |
4 | Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется? | |
5 | Умеет ли он составлять рассказ по картинке не короче, чем из пяти предложений? | |
6 | Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений? | |
7 | Умеет ли он изменять существительные по числам? (единственное и множественное число) | |
8 | Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целым словам? | |
9 | Умеет ли он считать до 10 и обратно? | |
10 | Может ли ваш ребенок решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы? | |
11 | Верно ли, что ваш ребенок имеет «твердую руку» (при использовании пишущих предметов)? | |
12 | Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки? | |
13 | Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем? | |
14 | Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту? | |
15 | Знает ли ваш ребенок названия диких или домашних животных? | |
16 | Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук? | |
17 | Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.? | |
18 | Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции? |
Спасибо за участие!
Предварительный просмотр:
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на ряд вопросов, позволяющих нам узнать лучше Вашего ребенка.
1. Любит ли Ваш ребенок играть?
- да
- нет
2. Созданы ли у Вас дома условия для игры?
- да
- нет
3. В какие игры любит играть ребенок?
- подвижные
- настольно-печатные
- компьютерные
- ________________________________________________________________________
4. Доводит ли Ваш ребенок игру до конца?
- да
- нет
5. Кто является партнером ребенка в игре?
- взрослые
- старшие дети
- младшие дети
- играет самостоятельно
6. Играете ли Вы с ребенком?
- во время поездок в транспорте
- на прогулке
- дома
- нет
7. Ваша роль в игре
- инициатор
- партнер
8. Имеется ли в группе, которую посещает ребенок, наглядная информация для родителей?
- да
- нет
9. Насколько она полезна для Вас?
- полная, интересная для меня
- информация есть, но воспитатель не обращает на нее внимание родителей
- информация скудная, не имеет практического значения
10. Какая помощь требуется от педагога по организации игры с ребенком?
- научить играть со всей семьей
- играть вместе со сверстниками
- играть с младшими детьми
- __________________________________________________________________________
11. Следуете ли Вы рекомендациям, которые дает Вам педагог?
- да
- нет
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей будущих первоклассников
1. В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе (нужное подчеркнуть):
- Умение читать и писать
- Умение считать
- Умение логически мыслить
- Психологическая готовность
- Ответственность и самостоятельность
- Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
2. Что лично для Вас означает выражение: «уметь учиться в школе» (нужное подчеркните, дополните): получать хорошие оценки; слушаться учителя; быть самостоятельным; иметь познавательный интерес ко всему новому?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какую позицию Вы склонны занять в связи с тем, что школьная жизнь потребует от ребёнка умения справляться с новыми для него обязанностями (нужное подчеркните, дополните): усилите требования к ребёнку и контроль; часть обязанностей возьмёте на себя, освободив от них ребёнка; как-то иначе поможете ребёнку справляться с новыми обязанностями? Укажите, как
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Считаете ли, что определённую подготовку к школе ребёнок получает в своей семье?______ В чём она Вам видится?_____________________________________________________________
5. В какой работе вместе со взрослыми участвует Ваш ребёнок
Систематически ____________________________________________________________________
От случая к случаю _________________________________________________________________
6. Есть у ребёнка какие-либо постоянные небольшие обязанности: если да, то какие
_________________________________________________________________________________________
7. В чём Вы видите наибольшие затруднения: ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения; задания взрослого забывает; не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы; готов бросить дело при затруднении; сомневается (подчеркните, допишите недостающее)
________________________________________________________________________________________
8. Есть ли у Вашего ребёнка желание учиться вообще, и в школе в том числе? Почему Вы так считаете?______________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ВАШЕГО РЕБЁНКА»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы.
Фамилия, имя ребенка
Возраст
Ребенок является единственным, младшим, старшим в семье? (подчеркните)
Кто отвечает на вопросы? (мама, папа, бабушка, дедушка)
Заполните таблицу.
Достоинства моего ребенка | Недостатки моего ребенка | Каким бы я хотел(а) видеть моего ребенка |
Легко ли рассмешить Вашего ребенка?
Как часто он капризничает: реже 1-2 раза в неделю или чаще?
Ложится ли спать спокойно? Каков характер сна?
Есть ли у него друзья, которые хорошо относятся к нему и с которыми он охотно проводит время?
Часто ли он выходит из себя?
Нет ли у него вредных привычек, действий, навязчивых фантазий?
Можете ли Вы оставить его на время одного, не опасаясь, что он расстроится так будто Вы покидаете его на всегда?
Хорошо ли он ведет себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре с Вашей стороны?
Нет ли у него каких-либо незначительных страхов? Если есть какие?
Предварительный просмотр:
Отслеживание процесса адаптации
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ
Группа___________________Фамилия, имя ребенка______________________________
Дата заполнения: 1ой части_________________2ой части__________________________
Параметры | Характеристика | Баллы | |
1ая неделя | Через месяц | ||
1. Настроение | Бодрое, уравновешенное- 3 | ||
Неустойчивое, раздражительное-2 | |||
Подавленное-1 | |||
2. Длительность и характер засыпания | Спокойное, быстрое (до 10 мин)-3 | ||
Неустойчивое-2 | |||
Неспокойное, медленное-1 | |||
3. Длительность и характер сна | Спокойный, соответствует возрасту-3 | ||
Неустойчивый-2 | |||
Неспокойный, не соответствует возрасту-1 | |||
4. Аппетит | Хороший-3 | ||
Избирательный, неустойчивый-2 | |||
Плохой-1 | |||
5.Навыки самообслуживания | Соответствуют возрасту-3 | ||
Не всегда-2 | |||
Не соответствуют возрасту-1 | |||
6. Инициативность в игре | Умеет найти себе дело-3 | ||
Не всегда-2 | |||
Нет-1 | |||
7. Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми | Вступает в контакт сам-3 | ||
Не всегда-2 | |||
Сам не вступает в контакт-1 | |||
8. Результативность действий | Доводит начатое дело до конца-3 | ||
Не всегда-2 | |||
Не доводит-1 | |||
9. Самостоятельность в игре | Умеет играть самостоятельно-3 | ||
Не всегда-2 | |||
Сам не играет-1 | |||
10. Идет на контакт со взрослыми | Легко-3 | ||
Избирательно-2 | |||
Трудно-1 | |||
11. Идет на контакт с детьми | Легко-3 | ||
Избирательно-2 | |||
Трудно-1 | |||
12. Реакция на отрыв от матери | Отходит от матери, проявляет интерес к окружаещющему-3 | ||
Отрывается не сразу-2 | |||
Периодически возвращается, плачет-1 | |||
Общий балл | |||
Средний балл |
АДАПТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Фамилия, имя ребенка:_______________________________________________________________________________
Дата рождения:______________________________________Дата поступления в ДОУ:_________________________
Адаптационные дни | 1 | 2 | 3 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 |
Настроение (+) (-) | |||||||||
Аппетит (+) (-) завтрак обед полдник | |||||||||
Сон: Засыпание (+) (-) длительность сна(+) (-) | |||||||||
Активность: в игре (+) (-) в речи (+) (-) | |||||||||
Взаимоотношения с детьми (+) (-) | |||||||||
Взаимоотношения со взрослыми (+) (-) |
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ АДАПТИРОВАННОСТИ ДЕТЕЙ К ДОУ
Фамилия, имя ребенка
Баллы | Психологические критерии адаптированности ребенка к ДОУ | Всего | ||||||||||||||
Общий эмоциональный фон поведения | Наблюдение за ребенком | Реакция на изменение привычной ситуации | ||||||||||||||
Познавательная и игровая деятельность | Взаимоотношения со взрослыми | Взаимоотношения с детьми | ||||||||||||||
Положительный | Неустойчивый | Отрицательный | Активен | Активен при поддержке взрослого | Пассивен \ Реакция протеста | Инициативен | Принимает инициативу взрослого | Уход от взаимоотношений | Инициативен | Вступает в контакт при поддержке | Пассивен \ Реакция протеста | Принятие | Тревожность | Неприятие | ||
3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | ||
Предварительный просмотр:
Методики психологического обследования
эмоционально-волевой сферы детей
Диагностируемы е параметры | Методика |
Эмоциональное неблагополучие | «Эмоциональное неблагополучие детей» |
Представления об эмоциях | Эмоциональная пиктограмма |
Уровень тревожности | Оценка уровня тревожности ребенка (А. И. Захаров) |
Проявления тревожности | Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) |
Эмоциональные ожидания от воспитателя | Проективные рассказы |
Степень удовлетворения потребностей | Тест С. Розенцвейга |
Страхи | «Страхи в домиках» |
Осознание моральных норм | Сюжетные картинки |
Игровые навыки | Диагностика уровня сформированности игровых навыков |
Вид самооценки | «Лесенка» |
Мотивационные предпочтения | «Три желания» |
Ведущие потребности и мотивы | «Детский апперцептивный тест» (Л. Беллак)
|
Общение ребенка с членами семьи | «Два домика», «Рисунок семьи» |
Проявления эмоций в общении | «Кактус» |
Особенности межличностных отношений | Методика Р. Жиля |
Предварительный просмотр:
Методики психолого-педагогического обследования детей 3-5 лет
№ п/п
| Задание
| Выполнение задания
| |
3—4 года
| 4—5 лет
| ||
1
| Разборка и складывание матрешки: четырехместной пятиместной
|
+ – |
– +
|
2
| Разработка и складывание пирамидки: из четырех колец из шести колец
|
+ – |
– +
|
3
| Доски Сегена № 1 и 6
| +
| +
|
4
| Коробочка форм (почтовый ящик): из четырех форм из пяти форм
|
+ – |
– +
|
5
| Разрезная картинка: из трех частей из четырех частей
|
+ – |
– +
|
6
| Цветные кружки: пяти цветов семи цветов
|
+ – |
– +
|
7
| «Достань ключик»: практическая задача на картинке
|
+ – |
– +
|
8
| Счет
| +
| +
|
9
| Конструирование: из четырех элементов из пяти элементов
|
+ – |
– +
|
10
| Рисование (дом, дерево, человек)
| +
| +
|
11
| Игра
| +
| +
|
Методики психолого-педагогического обследования детей 6-7 лет
№ п/п
| Задание
| Выполнение задания
|
1
| Включение в ряд
| +
|
2
| «Лесенка»
| +
|
3
| Классификация картинок по функциональному назначению
| +
|
4
| Группировка картинок по способу действия
| +
|
5
| Счет
| +
|
6
| «Наиди время года»
| +
|
7
| «Дорисуй»
| +
|
8
| Серия сюжетных картинок (девочка купает куклу)
| +
|
9
| Рисование (дом, дерево,человек)
| +
|
10
| Игра
| +
|
Предварительный просмотр:
Методика «Определение мотивов обучения в школе»
Для 6-летних детей характерными являются следующие мотивы:
1. учебно-познавательный, восходящий к познавательной потребности (хочу все знать!)
2. социальный, основанный на социальной необходимости обучения (все учатся и я хочу! Это нужно для будущего)
3. «позиционный», стремление занять новое положение в отношениях с окружающими ( я взрослый, я уже школьник!)
4. «внешние» по отношению к самой учебе мотивы (мне мама сказала, что пора учиться, папа хочет чтобы я учился)
5. игровой мотив, неадекватный, перенесенный в школьную сферу ( возможно ребенка отдали в школу слишком рано, стоит и можно было еще подождать)
6. мотив получения высокой отметки ( обучение не ради знаний, а ради оценки)
Инструкция
Сейчас я прочитаю тебе рассказ
Мальчики и Девочки (говорите о детях того же пола, какого ребенок) разговаривали про школу.
1. Внешний мотив.
Первый мальчик сказал: « Я хожу в школу, потому что мама меня заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил», показывается рисунок 1.
2. Учебный мотив.
Второй мальчик сказал: « Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, делать уроки, даже если бы не было школы, я бы все равно учился», показывается рисунок 2.
3. Игровой мотив.
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми весело играть.», показывается рисунок 3.
4. Позиционный мотив.
Четвертый мальчик сказал « Я хожу в школу, потому что хочу быть большим, когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а раньше я был маленьким», показывается рисунок 4.
5. Социальный мотив.
Пятый мальчик сказал: я ходу в школу, потому что нужно учиться. Без учения ничего не сделаешь, а выучишься, можешь стать кем захочешь», показывается рисунок 5.
6. Мотив получения высокой отметки.
Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки», показывается рисунок 6.
После прочтения рассказа, задайте ребенку следующие вопросы:
- Кто из ребят, по-твоему, прав? Почему?
- С кем бы из них ты хотел бы поиграть? Почему?
- С кем бы ты из них хотел бы вместе учиться? Почему?
Ребенок последовательно осуществляет три выбора. Если содержание ответа поступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.
После выбора и ответов ребенка на вопросы, необходимо проанализировать ответы, и понять его мотивы обучения.
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Дата | Содержание работы | Отметка о вып. |
ЖУРНАЛ КОНСУЛЬТАЦИЙ
№ | Дата | Вре мя | Консультируемый | Повод обращения | Результат консультации / Запланированная работа |
ЖУРНАЛ УЧЁТА ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ
№ | Дата, время | Мероприятие | Форма и тема выступления | Примечание |
ЖУРНАЛ УЧЁТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФОРМ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ (ПО ЗАПРОСУ)
№ | Дата, время | Ф. И. ребёнка, группа | Содержание индивидуальной работы | Цели индивидуальной работы | Результат/Рекомендации/ Примечания |
Предварительный просмотр:
Карта индивидуальной работы с ребёнком
Ф.И.ребенка:
Группа:
1.Ф.И. ребенка, краткие сведения о нем:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Краткая характеристика ребенка:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Результаты психодиагностики
Начало года:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Основание для индивидуальной работы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Цель индивидуальных занятий:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Количество занятий в неделю______________________________________
7. Программа психолого-педагогической поддержки:
№ заня тия | Программное содержание | Задачи |
8. Результаты психодиагностики
Конец года:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Динамика
9.Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог_______________________________