Домашнее задание для детей подготовительной логопедической группы по обучению грамоте.Звук и буква Ж.
Развивать слуховое внимание и логическое мышление путем решения логических задач.
Научить правильно произносить звук [Ж].
Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном слове.
Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.
Развивать слухо-речевую память ребенка.
Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.
Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.
Задание 1. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать, подумать и решить следующие логические задачи;
У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?
— У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько всего котят родилось у Микки?
— Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перебраться через реку?
Задание 2. Знакомство со звуком [Ж].
Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, чем похожи предметы, изображенные на цветных картинках: лимон, солнце, цыпленок. (Все они желтого цвета.) Затем просит подобрать родственные слова к слову желтый (желток, желтизна, желтенький) и определить одинаковый первый звук во всех этих словах.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ж]:
губки округлены и слегка вытянуты вперед;
широкий язычок наверху и образует «чашечку»;
теплая воздушная струя идет по центру язычка;
горлышко «работает».
Символ звука: жук жужжит: ЖЖЖЖЖ...
Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 3. Фонетическое упражнение.
Пилой пилят дрова: ЖЖЖЖ (звук произносится кратко, отрывисто).
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]»:
ж, м, б, ж...; жа, га, жу...; Женя, живот, молоко, кровать, жираф...
Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:
жа-жо-жу-жи, жи-жу-жа-жо...; жда-ждо-жду-жды, ждо-жда-жды-жду...
Задание 6. Закончить слова слогом ЖИ. Какие слова получились?
Эта..., гара..., чи..., черте..., мор-
Задание 7. Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [Ж] в новом слове).
Флаг — флажок, берег — .., друг — .., рог — .., пирог — .., круг — .., утюг — ..
Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, найти самое длинное и самое короткое слово.
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (Жук).
Задание 9. Дидактическое упражнение «Закончи скороговорку, назови первый звук в слове».
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе... (живот)
Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова получились? Придумать предложения с каждым словом.
Лук — жук, баба — .., мир — ., мало— ., пакет — ., билет — ., пучок — ., Веня — ..
Задание 11. Взрослый произносит слово, а ребенок называет это слово по звукам:
жук [ж у к], жаба [жаб а].
Задание 12. Взрослый произносит ряд из 3—5 слов со звуком [Ж], а ребенок должен запомнить все слова и повторить их в том же порядке.
Задание 13. Подобрать слова, начинающиеся на слоги:
ЖА: -ра, -кет...;
ЖУ: -равль, -ки...;
ЖИ: -раф, -вот...
Подобрать слова, заканчивающиеся на слог:
ЖИ: но-..., лы-...;
ЖА: лы-..., ко...
Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ж]: звук [Ж] стоит в начале слова и в середине слова.
Задание 15. Выучить чистоговорки:
Жа-жа-жа — мы видели ежа.
Жи-жи-жи — бегут ежи.
Жу-жу-жу — помоги ежу.
Жо-жо-жо — я еду на «Пежо».
Задание 16. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложения и повторить их (по одному):
Женя жует.
Женя жует жвачку.
Девочка Женя жует жвачку.
Девочка Женя жует мятную жвачку.
Маленькая девочка Женя жует мятную жвачку.
Маленькая девочка Женя жует мятную вкусную жвачку.
В каких словах в каждом предложении не было звука [Ж]?
Задание 17. Придумать как можно больше предложений про Жору и Женю, используя знакомые предлоги.
Задание 18. Знакомство с буквой Ж.
Ж похожа на жука,
Только не жужжит пока.
О. Гофман
На что еще похожа буква Ж?
Сравнивание букв К и Ж:
Это - Ж, А это — К,
Целый жук и полжука.
А. Шибаев
Игры с буквами.
Задание 19. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Чтение, списывание, письмо под диктовку:
жук, жуки, кожа, жаба, жабы.
Чтение, списывание предложений:
Вот Дима и Ната. У Димы жук. У Наты жаба. У Димы и Наты жук и жаба.