История религий

Каменева Татьяна Михайловна

Факультативный курс "История религий мира" посвящен религиозной ситуации в современном мире и в России, крупнейшим религиям  и мировоззрениям , динамике изменения численности, уровень религиозной активности, влияние на политику, общество и культуру; тенденции развития.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие религии

Слайд 2

План работы: Подходы к определению понятия «религия». Главные подходы к изучению рели-гии. Исторические этапы формирования религий. Исторические формы развития ре-лигии.

Слайд 3

Подходы к определению понятия «религия» Цицерон Фома Аквинский Религия – это то, что должно быть чисто и свято воздаваемо богам; что имеет смысл, если толь- ко они замечают это, и сели есть роду челове- ческому от бессмертных богов некое воздаяние. Религия – это « ordo ad Deum » (подчинение Богу).

Слайд 4

Подходы к определению понятия «религия» Религия – это познание всех наших обязаннос- тей как божественных заповедей (религия – это не просто взгляд на мир, а жёсткие требования, которые регламентируют человеческую жизнь, как именно он должен направлять и распреде- лять свои усилия). И.Кант Религиозная вера всегда создаёт психологическую устремлённость, указывающую индивиду направ- ления и нормы жизни, определённое поведение и убеждение в его правильности. М.Вебер

Слайд 5

Религия – это единственное, что объединяет людей на основе общих ценностей и целей. Ре- лигия – это коллективная деятельность, в кото- рую вовлечена социальная группа. Церковь – это всякая общность людей, возникающая на религиозной основе. Э.Дюркгейм Религия – это единственное, что узаконивает су- ществование любого общества, санкционируя действующие в нём нормы. Т.Парсонс Подходы к определению понятия «религия»

Слайд 6

Нет никакого предмета, в отношении которого мнения расходились бы так сильно, как в от- ношении природы религии. Дж.Фрэзер Религия – это любая разделённая группой система мышления и действий, позволяющая индивиду вес- ти осмысленное существование и дающая объект для преданного служения. Э.Фромм Подходы к определению понятия «религия»

Слайд 7

Религия – это система верований и ритуалов, с по- мощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным. Н.Смелзер Религия – это пребы- вание меня в Боге и Бога во мне. П.Флоренский Религия – это проекция нереализованных устрем- лений и чаяний человечества. Л.Фейербах Подходы к определению понятия «религия»

Слайд 8

Религия – это опиум народа. Религия – это са- мосознание и самочувствование человека, ко- торый или ещё не обрёл себя, или уже снова потерял себя. К.Маркс Религия – это фантастическое отражение в го- ловах людей сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни; отражение, в котором земные силы принимают форму не- земных. Ф.Энгельс Подходы к определению понятия «религия»

Слайд 9

Главные подходы к изучению религии Богословско- теологический Научный Философский рассматривает религию «изнутри» Религия – это особое явление, обеспечивающее связь человека с Богом, сверхприродное явление, имеющее надобщественный статус. изучает религию «извне» Изучает различные аспекты религии, например особенности психологии верующих (психология), язык Библии (лингвистика). изучает религию «извне» Стремится объяснить религию как элемент духовной культуры; характер- на универсальность и критичность. Религия – это мировоззрение, основанное на вере в существование Бога, сверхъестественных сил, управляющих миром; комплекс представлений, верований, доктрин, элементов культа, ритуала и иных форм практики, базирующейся на экзистенциальных переживаниях и ожиданиях человека. Главные подходы к изучению религии

Слайд 10

Исторические этапы формирования религий Ранние религиозные верования фетишизм – наделение реальных предметов сверхъестественными ка- чествами, а также поело- нение им анимизм – вера в ду- хов и души умерших магия – суеверные дей- ствия с целью оказать влияние сверхъестест- венным образом на че- ловека, предмет или явление тотемизм – вера в сверхъестественную ро- довую связь между людьми и животными, а также поклонение им Теизм (учение о «божественном» в реальности) Политеизм (учение о существовании многих богов) Монотеизм (единобожие) Исторические этапы формирования религий

Слайд 11

Исторические формы развития религии Этноплеменные религии Национально-государственные религии Синтоизм, индуизм, конфуцианство и др. Мировые религии Буддизм, христианство, ислам Исторические формы развития религии



Предварительный просмотр:

О новом факультативе «Религии мира»

Утверждено:

Авторы:  Яшина О. Н., к. ист. н., зав. лабораторией истории и культуры религий мира

                    Теплова Е. Ф., к. ист. н., ст.н. сотрудник лаборатории

                    Касьяненко О. В., методист лаборатории

Рецензент: Токарева Е. С., д. ист. н., руководитель центра истории религии и

 церкви института всеобщей истории РАН, руководитель  

 авторского коллектива учебника «Религии мира: история,  

 культура, вероучение» под редакцией А. О. Чубарьяна.

Содержание

Обоснование введения факультатива……………………………………………

Об учебных пособиях………………………………………………………….....

В помощь учителю…………………………………………………………..........

Программа школьного курса и календарно-тематическое планирование факультатива «Религии мира»………………………….…………………….….

Общие методические рекомендации…………………………….…………….…

Образовательный минимум……………………………………………………….

Каталог технических средств обучения………………………………………….

Рекомендуемая литература…………………………………………………………………

Темы рефератов…………………………………………………………………….

Музеи и экскурсии………………………………………………………………….

Обоснование введения факультатива

С сентября 2007 года в образовательной программе московских государственных школ и колледжей появляется новый факультатив «Религии мира». Основанием служит приказ Департамента образования города Москвы № 866 от 21.12. 2006 «О выполнении решения Правительства Москвы по введению в государственных учреждениях города Москвы курса «Религии мира» и постановление Правительства Москвы № 472-ПП                    от 06.07.2004 (пункт 4.3 которого гласит: «провести организационную работу по введению в образовательных учреждениях города Москвы… курсов… «История и культура мировых религий).

Курс «Религии мира» рекомендуется для изучения на добровольной основе в виде спецкурса школьного компонента из числа предметов по выбору или в виде факультативного курса вне сетки часов (из приказа          № 866 от 21.12.2006). Из пояснительной записки к базисному учебному плану: «рекомендуется предлагать учащимся старшей школы изучать                        на добровольной основе на факультативных занятиях курс «Религии мира» (пункт 2. 4).

Предмет ориентирован на учащихся 10―11 классов, однако                            по усмотрению школьной администрации курс может быть введен с 9 класса.

Необходимо отметить, что курс носит мировоззренческий характер, поэтому следует учитывать отношение к данному курсу родителей учащихся. Перед началом учебного года рекомендуется провести информационные встречи с учениками и их родителями, объяснить, почему введен данный предмет, познакомить с программой курса и собрать заявления, подписанные родителями, о том, что они не возражают против того, что их ребенок будет изучать курс «Религии мира». Администрации школы также необходимо заручиться согласием школьного совета.

На школьном стенде рекомендуется вывесить следующую информацию:

О предмете «Религии мира»

Религия является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают влияние на формирование культур, обществ  и человеческой цивилизации в целом. Роль религии в современном обществе трудно переоценить. Религия, будучи структурообразующим элементом культуры, представляет собой неотъемлемую часть отечественной и всемирной истории.

Курс «Религии мира» вызывает сегодня заслуженный интерес, поскольку рассчитан на ознакомление с основными национальными                       и мировыми религиями. Большое внимание в программе курса уделено традиционным для Российской Федерации вероисповеданиям.

Актуальность и практическая значимость предмета обусловлена                 и тем, что школы у нас в последние годы становятся все более многонациональными, следовательно, многоконфессиональными. Учителя разных специальностей в своей работе постоянно сталкиваются                            с проблемами, затрагивающими вопросы религиозного характера. Вопросы возникают не только на уроках истории, МХК, литературы, но и на уроках географии, биологии, астрономии, а также вне школьной жизни.

С конца 1990-х годов резко возросла угроза жизни и здоровью молодежи со стороны тоталитарных сект, часто выдающих себя за традиционные религии. Должное внимание в программе курса уделяется характеристике наиболее опасных тоталитарных сект. Знание о сектах, действующих                  на территории Российской Федерации, развивает невосприимчивость                 к приемам сектантов при вербовке, предотвращает разрушающее воздействие на моральное и физическое здоровье молодых людей.

Курс «Религии мира» обогащает личность, затрагивает глубинные вопросы, волнующие молодого человека – смысл жизни, нравственные ценности, проблемы бессмертия, сформирует потребность в самопознании и саморазвитии.

Об учебных пособиях

К концу первой четверти 2007 – 2008 учебного года все московские государственные школы и колледжи должны получить по тридцать учебников «Религии мира: история, культура, вероучение» под редакцией А.О.Чубарьяна, отпечатанные в издательстве ОЛМА Медиа Групп в 2006 г.

Ожидается, что к ноябрю 2007 г. учебно-методический комплект                    к данному учебнику выйдет полностью, включающий методические рекомендации для учителя, рабочую тетрадь для учащегося, атлас и учебный диск.

Издательством «Русское слово» в 2007 г. выпущено учебное пособие «История религий» под редакцией академика А.Н.Сахарова. Основное внимание авторы данного пособия уделили традиционным для Российской Федерации вероисповеданиям: христианству, исламу, иудаизму и буддизму.

К 2007-2008 учебному году в издательстве АСТ Пресс-Школа выходит учебник «Религии России», автором которого является ст. н. сотр. Института общего образования Министерства образования и науки России, член Рабочей группы Министерства образования и науки России                         по проблемам изучения исторических и культурных основ ведущих мировых религий в системе образования  А. Е.Кулаков.

Право выбора одного из указанных учебников остается за учителем.

Программа школьного курса

и календарно-тематическое планирование

предмета «Религии мира»

рекомендуемые лабораторией истории и культуры религий мира

Программа рассчитана на 34 часов,

ориентирована на учащихся 10 класса

Пояснительная записка.

Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором,              во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают значительное влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Роль религии в современном обществе трудно переоценить.

Школы у нас в последние годы становятся все более многонациональными, следовательно, многоконфессиональными. Учителя разных специальностей в своей работе постоянно сталкиваются с проблемами, затрагивающими вопросы религиозного характера. Вопросы возникают не только на уроках истории, МХК, литературы, но и на уроках географии, биологии, астрономии. Необходимо отвечать на них, не оскорбляя религиозных чувств, не давая крайний оценок.

Именно поэтому возникла необходимость введения в старших классах общеобразовательных школ самостоятельного предмета «Религии мира». Этот курс вызывает сегодня заслуженный интерес, потому что религия, будучи структурообразующим элементом культуры, представляет собой неотъемлемую часть отечественной и всемирной истории. Знание данного курса вносит вклад в процесс  установления взаимопонимания между народами.

Объективная и корректная оценка проблем развития религиозного мировоззрения - одна из важнейших задач гуманитарного образования в сегодняшней светской школе.

Цель настоящего курса - познакомить школьников с историей, традициями, самобытностью и уникальностью каждой религии, привить уважение к религии как составной части культуры человечества, дать старшеклассникам знания по истории религии, которые позволят понять и осознать роль духовной культуры в социальном развитии, способствовать воспитанию толерантности.

Данный курс нацелен на то, чтобы рассматривать феномены и факты истории религии в информативной форме без оценок и характеристик. При работе с историческим материалом используется также сочетание историко-хронологического и культурно-географического подходов, что оптимально при изучении племенных, национальных                  и мировых религий в рамках одного курса.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  1. способствовать освоению знаний о важнейших событиях и процессах духовной и общественной жизни;
  2. сформировать уважительное отношение к различным проявлениям духовной культуры; проанализировать многообразие форм религиозного мировоззрения;
  3. дать учащимся возможность формировать собственную систему духовных ценностей;
  4. показать роль религии как одного из структурообразующих элементов общества и культуры.

Форма обучения позволяет создать обширный учебно-методический комплекс, оставляя большую свободу для творчества учителя. На занятиях возможно использование различных учебных пособий, репродукций, фото-, аудио и видеоматериалов, литературных, философских и публицистических произведений в зависимости от уровня подготовленности учащихся. В ходе изучения программы курса рекомендуется организовывать экскурсии в музеи, храмы различных религиозных конфессий. Особое внимание следует уделить деятельностному подходу - самостоятельной работе                           с источниками и литературой, сопоставлению и анализу информации, тематическим сообщениям и рефератам. Для этого предусмотрен резерв времени.

Программа курса разделена на 2 части: первая предполагает изучение истории древних религий; вторая – изучение истории мировых религий. Учитель вправе изменить порядок прохождения материала с учетом возрастных и познавательных возможностей учащихся.

На изучение христианства, в частности православия, отводится больше времени,            т. к. православие в России – одна из важнейших составляющих фундамента культурной традиции. Без знания основ собственной истории и культуры невозможно воспитание гражданственности, патриотизма, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям.

Содержание программы

Раздел 1. Основы знаний о религиях мира.

Введение. (2 часа)

Предмет и основные разделы. Методы исследования. Цели и задачи курса

Конфессиональное многообразие населения современного мира. Влияние религии на разные сферы жизни обществ: экономика и политика, духовная культура, мировоззрение, общественный и семейный быт и т.д.

Международное право, российское и зарубежное законодательство, Конституция РФ о свободе совести.

Понятие религии. Проблемы происхождения религии (нерелигиозные философские теории, богословское объяснение). "Осевое время". Типы определений религии: теологические, философские (социологические), биологические, психологические, этнологические. Составляющие элементы, вера, догмат, культ, организация.

Раздел 2. Религии первобытности и древних цивилизаций.

Глава 1. Религии первобытной эпохи. (2 часа)

Верования палеолита и «неолитическая революция». Зарождение искусства, веры                в загробный мир, культ предков, становление мифологического мировоззрения. Источники реконструкции верований древнейшего человека: культовые сооружения (мегалиты, дольмены, кромлехи и т.п.), наскальная живопись, археологические памятники на территории России и других странах.

Общая характеристика ранних форм религии: первобытные анимистические верования, политеизм, монотеизм. Основные типы первобытных анимистических религиозных верований: магия, фетишизм, тотемизм, шаманизм.

Глава 2. Религии древнейших цивилизаций (Ближний Восток                                             и Средиземноморье). (7 часов)

Тема 1. Религия Древней Месопотамии.

Страна и народы Шумера. Боги и люди. Боги-покровители. Понятие личного бога. Мифология и космогония: Энумаэлеш (миф об Иштар и Таммузе, повесть о Гильгамеше, миф о потопе. Храмы (зиккураты), жрецы, культ.

Влияние религии Месопотамии на религию и культуру других народов.

Тема 2. Магия и религия Древнего Египта.

Страна и люди. Боги и правители. Мифология о сотворении мира. Гелиопольская система. Зооморфизм. Культ Осириса и культ мертвых. Храмы и жрецы. Фараоны, гробницы, пирамиды. Попытки религиозных реформ Эхнатона.

Расцвет искусства в период реформ. Древнеегипетское искусство как источник                  по истории религии (египетский канон).

Влияние древнеегипетской религии и культуры на историю и культуру человечества.

Тема 3. Религия Древней Греции.

Эллада и эллины. Пантеон олимпийских богов. Боги и герои, малые божества. Мифы и легенды. Храмы, жрецы, оракулы. Религиозные праздники (общегреческие и местные). Религия и философия греческих полисов.

Влияние греческой религии на развитие мировой цивилизации.

Тема 4. Религия Древнего Рима.

От этрусков до Римской империи. Ранние божества и культы. Заимствование религиозных традиций народов Средиземноморья и формирование собственного пантеона. Римская мифология. Культ предков и домашние боги. Традиция сосуществования различных верований. Жрецы, гадатели. Обожествление личности императора.

Связь искусства и религии в античном обществе. Памятники Древнего Рима и их место в культуре человечества.

Конфликт античного и религиозного сознания и христианства.

Глава 3. Религии Центральной и Восточной Европы (славяне, германцы, кельты). (3 часа)

Тема 1. Древние славяне и их верования.

Влияние общинного характера организации общества на мировоззрение славян. Тотемизм, культ предков, идолопоклонничество. Духи и мелкие божества. Волхвы. Славянские праздники и обычаи, их влияние на современную культуру славянских народов.

Взаимопроникновение языческих и христианских традиций в религии и культуре славянских народов.

Тема 2. Религия древних германцев и скандинавов.

Мифология. Ритуалы (воинский культ). Источники по истории германской мифологии: «Старшая Эдда», «Младшая Эдда», «Песнь о Нибелунгах». Скандинавские саги.

Тема 3. Религия кельтов.

Сложность изучения кельтской мифологии. Археологические источники и античные авторы. Представление о переселении душ. Жрецы-друиды. Поклонение священным деревьям.

Общее в религиозных представлениях жителей древней Европы.

Глава 4. Религиозные верования доколумбовой Америки. (2 часа)

Из истории освоения Америки. «Мировое дерево» майя: боги, ритуалы, культовые памятники. Ацтеки: пантеон богов, ритуалы, храмы. Цивилизация инков: культ предков, поклонение солнцу и силам природы, архитектурные памятники.

Столкновение цивилизаций и мировоззрений.

Раздел 3. Религии стран Востока. (8 часов)

Глава 1. Первая религия спасения - зороастризм.

Индоарии и иранцы, их общее прошлое, проблема арийской прародины. Анимистическое восприятие мира. Обожествление природы. Культ воды и огня. Жертвоприношения. Выделение жреческого сословия.

Начало проповеди Зороастра (Заратуштра, Зардушт). Авеста - священная книга. Святилища божеств и алтари огня. Религиозные обычаи. Учение о семи божествах и семи творениях. Представление о смерти и загробной жизни. Зороастризм – государственная религия. Завоевание Персии арабами и обращение основной массы зороастрийцев в ислам.

Зороастрийцы в современном Иране и Индии. Современные толкования зороастрийских верований.

Глава 2. Религии народов Китая и Японии.

Культ предков. «Книга перемен». Ин и янь.

Конфуцианство. Конфуций (Кун-цзы ) и основные положения его философско-этического учения. Специфические черты конфуцианской  религии. Этические предписания. Учение о «благородном муже». Важнейшие книги. Конфуцианство как государственная религия.

Неоконфуцианство. Распространение конфуцианства за  пределами Китая.

Даосизм Основоположники даосского философского учения - Лао-цзы и Чжуан-цзы. Учение о Дао. Превращение даосизма в политеистическую религию. Важнейшие положения и культовые особенности.

Синтоизм. Истоки местной религии Японии - синтоизма. Синтоистский политеистический пантеон. Священные книги синтоизма. Простота синтоистской обрядности. Синтоистские секты.

Феномен поликонфессиональности Китая и Японии.

Глава 3. Религии Индии.

Древние арии и появление Вед. Ведическая религия. Ведические божества. «Законы Ману», варны.

Брахманизм: мировоззрение, обряды, традиции.

Индуизм и его основные положения. Пантеон богов. «Упанишады»и «Махабхарата», «Бхагавадгита», «Рамаяна». Духовные учителя гуру, храмы и богослужения. Течения индуизма.

Джайнизм и сикхизм.

Древнеиндийские религиозные  учения в современном мире.

Глава 4. Буддизм – мировая религия. (4 часа)

Возникновение буддизма, личность основателя - Сиддхартха Гаутама. Общая характеристика буддийской религии. «Четыре благородные истины» и «восьмеричный путь спасения». Вера в реинкарнацию. Нормы поведения Священная книга буддизма - Типитака (Трипитака). Особенности буддийского культа.

Основные направления буддизма: ваджраяна, хинаяана, махаяна, дзэн-буддизм, тантризм-ламаизм. Ламаизм. Далай-лама, его религиозная и общественно-политическая деятельность. География современного буддизма Буддизм в России. Буддийские храмы, монастыри, праздники. Влияние буддизма на мировую культуру.

Глава 5. Иудаизм – первая монотеистическая религия. (4 часа)

Основные особенности монотеизма.

Древнееврейская религия. Библия (Ветхий Завет) и ее значение для иудаизма и христианства. Пятикнижие. Культ Яхве. Библейские патриархи.

История иудаизма: писания, пророки, цари, раввины. Основы вероучения и культовой практики иудаизма. Тора, Талмуд. Мистические направления в иудаизме: каббала. Религиозные обычаи, богослужение, праздники иудаизма.

Иудаизм различных направлений в мире и в современной России. Караимы: особенности их вероисповедания и культа. Хасидизм и сионизм. Роль иудаизма в возникновении христианства.

Раздел 4. Христианство и ислам.

Глава 1. Раннее христианство. (5 часов)

Исторические условия и идейно-духовные источники возникновения христианства.

Священное Писание: Ветхий и Новый завет. Основные исторические источники. Жизнь и учение Иисуса Христа. Распространение христианства. Деятельность апостолов. Эпоха гонений. Миланский эдикт. Христианство - государственная религия Римкой империи. Формирование церковной иерархии. Раннехристианские храмы и богослужение.

Развитие христианского богословия, возникновение монашества. Вселенские Соборы. Христианская догматика. Период иконоборчества. Культ святых. Древние восточные церкви. Разделение церквей.

Глава 2. Православие. (11 часов)

Тема 1. Византийское православие (ортодоксия). 

Оформление византийского церковного обряда. Православная церковь - хранительница византийского наследия.

Тема 2. Православное вероучение и богослужение. 

Важнейшие догматы православия. Священное Писание и Священное Предание.

Организация православной церкви. Православное духовенство. Таинства. Церковный календарь. Церковный год. Церковный день. Праздники. Посты.

Устройство православного храма. Православная икона.

Тема 3. Православие в России.

Проникновение христианства на Русь. Выбор веры. Крещение Руси. РПЦ в период становления русской государственности. РПЦ в период феодальной раздробленности. Монашество в Древней Руси. Русские монастыри. РПЦ в период монгольского нашествия.

Церковь в эпоху возвышения Москвы. Сергий Радонежский. Власть и церковь. Утверждение автокефалии (самостоятельности). «Москва – третий Рим». Иосифляне                  и нестяжатели. Стоглавый Собор. Учреждение патриаршества. Смутное время. Никонианство и старообрядчество. Православие в Российской империи. РПЦ в советский и постсоветский период.

Православие и его влияние на становление российской цивилизации. Христианские традиции в русском искусстве: архитектура, живопись, литература, музыка. Церковь             и общество.

Глава 3. Католичество. (4 часа)

Распространение католичества после 1054 года. География католичества.

История католической церкви. Крестовые походы. Схоластическое богословие. Ереси и инквизиция. Монашеские ордена. Флорентийская уния. Католическая церковь в эпоху Возрождения.

Структура католической церкви, административное управление, источники содержания. Особенности католического вероучения и богослужения. Основные отличия между западным и восточным христианством. Униатство. Устройство католического храма. Католичество в Новое и Новейшее время. Деятельность Святого Престола. Миссионерская, социальная деятельность Римско-католической церкви. Католическая церковь и культура.

Католицизм в современном мире. Католические общины в современной России. Взаимоотношения РПЦ с Ватиканом.

Глава 4. Протестантизм. (3 часа)

Реформация и Контрреформация.

Начало реформационного движения. Религиозные войны. Основные положения протестантского вероучения. Ареал распространения протестантизма. Направления протестантизма: лютеранство, кальвинизм, англиканство, их сходство и различия. Устройство протестантских храмов.

Протестантизм и культура: развитие книгопечатания, образования, искусства. Библейские общества.

Протестантизм в современном мире. Протестантские общины в современной России.

Глава 5. Ислам. (5 часов)

Исторические условия возникновения и духовные источники ислама. Культ Каабы.

Мухаммад и начало распространения ислама. Коран - Священная книга мусульман. Начало мусульманского летоисчисления. Основы вероучения ислама («пять столпов веры», единобожие, учение об ангелах, предопределение, хадж и др.). Понятие «джихад».

История и культура стран Арабского халифата. Распространение ислама. Ислам                    в России.

Правовые нормы ислама: шариат. Социальная этика ислама. Праздники ислама.

Устройство мечети. Религиозное искусство в исламе (арабески, каллиграфия). Наука                и образование.

Разделение ислама: шиизм и суннизм. Течения в исламе исмаилиты, суфизм, ваххабизм, талибан. Сущность исламского фундаментализма и экстремзма. Ислам                          и политика в современном мире.

Раздел 5. Заключение.

Глава 1. Новые религиозные движения. (2 часа)

Причины появления нетрадиционных религиозных движений в XIX – XX вв. Новые религиозные движения, возникшие на основе протестантских церквей и восточных религий и их классификация. Псевдорелигиозные организации.

Признаки религиозного сектантства. Разрушительное действие сект на духовное, физическое, психологическое и социальное здоровье общества. Законодательство Российской Федерации о деятельности сект.

Глава 2. Религии в современном мире. Культура и религия (2 часа)

Итоговое повторение.

Резерв времени 4 часа.



Предварительный просмотр:

Рекомендуемая литература к курсу «Религии мира»

Источники

1

Библия. Синодальный перевод (Любое издание)

2

Коран / пер. И. Ю. Крачковского (Любое издание)

3

Рамаяна: в 2-х кн. М.: Наука, 2006

4

Бхагавад Гита. СПб., 1994

5

Упанишады. В 3-х т. /Пер. А.Я. Сыркина. М, 1991.

6

Китайская классическая «Книга Перемен»/ Пер. Ю.К.Шуцкого, М., 1993

Учебники

1

Елисеев Г.А. История религий. М.: Дрофа, 1997.

2

Кулаков А.Е. Религии мира: 10-11 класс. М.: ООО "Издательство АСТ", 2003

3

Религии мира: история культура, вероучение /Под ред. А.О.Чубарьяна. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006.

4

История религий. Учебное пособие для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений /Под ред. А.Н. Сахарова. М.: ООО ТИД Русское слово, 2007.

Учебные пособия и энциклопедии

1

Васильев Л. История религий Востока.

2

Горелов А.А. История мировых религий: Учеб. пособие. М.: Флинта: МПСИ, 2005

3

Католическая энциклопедия. М.: Изд-во францисканцев, тт. 1-3, 2002-2005.

4

Леонидов Ф. Введение в вероучения народов мира. М., 2005

5

Лобазова О.Ф. Религоведение. Учебник. 3-е изд. М.:"Дашков и К",2004.

6

Лучшие рефераты по религиоведению. / Сост. Н.В.Коваленко. Серия "Банк Рефератов". Ростов-н\Д: Феникс, 2001.

7

Мень А., прот. История религий: В 7 т.  М.: Слово, 1997.

8

Мифологический словарь /Гл.ред. Е.М. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1990.

9

Мифологический словарь: Кн. для учителя /М.Н.Ботвинник, Б.М.Коган, М.Б.Рабинович, Б.П. Селецкий – 4-е изд., испр. и перераб. М: Просвещение 1985

10

Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М, (разные годы издания)

11

Наглядно о религиях /Пер. с анг. Минск: ООО «Поппури», 2000.

12

Основы религиоведения. /Под ред. И.Н. Яблокова И.Н. М., 1994

13

Православие: словарь школьника / Священник Ярослав Шипов. М.:ООО "Издательство "РОСМЭН-ПРЕСС",2004.

14

Православная энциклопедия. /Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси  Алексия II. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», тт. 1-8, 2000–2007.

15

Пушнова Ю.Б. История мировых религий. М.: Владос,2005.

16

Религии мира. Учебное пособие  /Под ред. Шахнович.  СПб: Издательство СПбГУ, 2006

17

Религии мира. Энциклопедия для детей в 2-х т. М.: Аванта+, 1996.

18

Религии мира: Пособие для учителя /Под ред. Я.Н.Щапова. М.: Провещение,1994.

19

Синова И.В. Мировые религии в России: Справочник школьника.СПб: Издательский дом "Литера",2007

20

Чекалов Д.А., Кондрашов В.А. История религий. Конспект лекций  /Серия "Сессия без депрессии". Ростов н\Д: Феникс,2004.

21

Элиаде М. Словарь религий, обрядов, верований. СПб, 1997.

Дополнительная литература

1

Античность как тип культуры / А.Ф. Лосев, Н.А. Чистяков, Т.Ю. Бородай и др. М.: Наука,1988

2

Брилев Д.В. Религии мира. Ислам.М.: ООО "ТД "Издательство Мир книги", 2006

3

Булгаков С.Н. Православие. М, 1991.

4

Быт и история в античности \Отв. Ред. Г.С. Кнабе. М.: Наука, 1988

5

Вейс Г.История культуры  народов мира. Ассирия. Вавилон. Персия. Первые сверхдержавы .М.: Изд-во Эксмо, 2005.

6

Галицкая И. А., Метлик И. В., Соловьев А. Ю. Религия в обучении и воспитании школьников: Московский регион. //Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования и Минтруда России. т.1. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999.

7

Демин В.Н. Гиперборея. Исторические корни русского народа. М.:ФАИР-ПРЕСС, 2001

8

Зеньковский С. Русское старообрядчество.М.: Церковь, 1995.

9

Ислам: Словарь. М, 1991.

10

Керрам К. Боги, гробницы, ученые./ Пер.с нем. А.С.Варшавского. М.: Наука, 1986.

11

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. (Мыслители ХХ века). М.: Политиздат, 1991

12

Лэнгли Миртл. Религия. Пер. с англ. – Лондон, М.: Дорлинг Киндерсли, 1998.

13

Максуд Р. Ислам /Пер.с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001

14

Мертлик Р. Античные легенды и сказания: Пер. с чеш. М.: Республика,1992.

15

Метлик И. В. Религия и образование в светской школе. М., 2004.

16

Мусин И.Д. Рукописи Мёртвого моря. М.: Изд-во АН СССР, 1961

17

Пилкингтон С.М. Иудаизм /Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001

18

Понкин И. В. Правовые основы светскости государства и образования. М.: Про-Пресс, 2003.

19

Религии мира. История и современность. Ежегодник 1982.  М.: Главная редакция восточной литературы, Наука, 1982

20

Рожков В.Н. Очерки по истории римско-католической церкви. М.: Терра, 1996.

21

Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984.

22

Свенцицкая И.С. Ранее христианство: страницы истории. М.: Политиздат, 1994.

23

Священная история для детей.\ Изложено кн. М.А.Львовой. Репринтн. изд. М., 1991

24

Смирнов Е.И. История христианской церкви. М.: Изд-во Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1996

25

Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996.

26

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - 3-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат,1986.

27

Флоренский П. Вопросы религиозного самосознания. М.: "Издательство АТ", 2004.

28

Фрезер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Изд-во полит.лит., 1990.

29

Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси. М., 1989.

30

Эррикер К. Буддизм / Пер.с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001

31

Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов филос. фак. ун-тов и вузов искусств.- 2-е изд, перераб. и доп. М.: Высшая шк., 1985

Художественная литература (Любое издание)

1

Данте. Божественная комедия

2

Дюма. А. Королева Марго.

3

Лесков Н.С. Запечатленный ангел. Соборяне.

4

Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате.

5

Мильтон Дж. Потерянный рай.

6

Сенкевич Г. Крестоносцы.

7

Скотт В. Пуритане.

8

Шмелев И.С. Лето Господне. Богомолье.



Предварительный просмотр:

Каталог ТСО, рекомендуемый при изучении курса «Религии мира».

  1. Учебные видеофильмы

Древнерусская икона

Русская икона.

Архитектура России XII – XIX вв.

Великие мыслители: Владимир Соловьев.

Этюды о русских ученых: Флоренский

Великий храм России

Государственный исторический музей

История земель российских: О судьбе Кирилло-Белозерского монастыря

Сын Человеческий

На пороге Нового Завета

Из истории православия

Православные праздники

Библейские сюжеты в Эрмитаже

Серия видеофильмов "Ридерз Дайджест":

Шедевры нашей планеты. Древние цивилизации.

Пирамиды

Собор Святого Петра

Храм Святой Софии в Стамбуле

Стоунхендж. Англия

Борбодур. Остров Ява

  1. Слайд-альбомы

Древние цивилизации

Цивилизации средневекового Запада

Ренессанс  и Реформация

3.        CD-носители

Храм Христа Спасителя. Свидетель истории России. 1997

Библия

Атлас Древнего мира

Земное и небесное. 10 фильмов из истории РПЦ (Студия «Остров»)

Паломничество в Вечный город (ЦНЦ «Православная энциклопедия, CD)

4.     Художественные фильмы

Ран

Чингизхан

Великий шелковый путь

Одиссей

Спартак

Гладиатор

Королева Марго

Андрей Рублев

И на камнях растут деревья

Братья Карамазовы

Отец Сергий

Остров



Предварительный просмотр:

Рекомендованные музеи и экскурсии:

  1. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
  2. Государственный Исторический музей
  3. Государственная Третьяковская галерея
  4. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
  5. Государственный музей Востока
  6. Историко-архитектурный художественный музей «Новый Иерусалим»
  7. Новодевичий монастырь



Предварительный просмотр:

Верования в первобытном обществе.



  К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей. Верования в древнем человеческом обществе были тесно связаны с первобытными мифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от лат. anima – дух, душа), наделение природных явлений человеческими качествами. В научный оборот термин введен английским этнологом Э. Б. Тайлером (1832 - 1917) в фундаментальном труде «Первобытная культура» (1871) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии. В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов. Анимистические представления о природе души предопределили отношения первобытного человека к смерти, погребению,умершим.
Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Известный английский религиовед и этнолог Джеймс Фрезер в работе «Золотая ветвь» отмечает, что магическое мышление основывается на двух принципах симпатической магии (закон симпатии). Первый он называет гомеопатической магией, или законом подобия, второй - контагиозной магией (законом контакта), в него он включает колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения.


  Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из этой роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии. Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей, господствующих над ними внешних сил. Специфические корни разных видов магии – в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникли и сохранились там тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы. Разновидность магии – фетешизм (от франц. fetiche – талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями - фетешизма – могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Вера в амулеты (от араб. гамала - носить) восходит к первобытному фетешизму и магии. Она была связана с конкретным предметом. которому предписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий и болезней. В истории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом»и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем – его род). Тотетизм – это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже – явлениями природы). От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Религия первобытного общества Тема 2

Слайд 2

Наиболее древней формой религии является магия. Магия ( Mejia — волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории религии. Одни ученые, как известный английский религиовед и этнолог Джеймс Фрэзер (1854—1941), видят в ней предшественницу религии. Исследуя культы первобытных и древних народов, он составил классификацию магических приемов, выводя их из психологических представлений. Магию он подразделяет соответственно на подражательную («гомеопатическую») и заразительную («контагиозную»). Немецкий этнолог и социолог А. Фиркапдпг (1867—1953) рассматривает магию как главный источник развития религиозных представлений. Русский этнограф Л.Я. Штернберг (1861 — 1927) считает ее продуктом ранних анимистических верований. Несомненно одно — «магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное ».

Слайд 5

тотемизм Тотемизм - Комплекс верований и обрядов, как правило, в первобытном обществе, связанный с представлениями о родстве между группами людей (родами) и тотемами. В первобытном обществе каждый род носил имя своего тотема, его нельзя было убивать и употреблять в пищу. Выбор тотема, как правило, связан с географическим характером местности и населяющими ее животными. Тотемизм тесно переплетается с фетишизмом. До нашего времени тотемизм сохранился в Австралии - классической стране тотемизма.

Слайд 6

тотемизм Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия http ://scepsis.net/library/id_393.html

Слайд 10

Религиозный фетишизм Религиозный фетишизм — культ неодушевлённых вещей у первобытных племён, выраженнный в обожествлении или слепом поклонении.

Слайд 12

Фетишизм http://www.mystic-chel.ru/primeval/culture/187.html

Слайд 13

Погребальный культ

Слайд 14

Наиболее древние захоронения людей относятся неандертальцам , а ко времени верхнего палеолита (когда появились кроманьонцы ) относится уже целый ряд подобных находок. Одна из самых интересных - погребения двух мальчиков на палеолитической стоянке Сунгирь (Владимирская область РФ), сделанное около 24-26 тыс. лет назад [1] . Одежда похороненных пышно украшенный бусинами, копья и кинжалы из бивней Мамута украшенные красивым резьбой. Изучая древние захоронения в горах Загра ( Ирак ), ученые по анализу пила установили, что останки похороненных людей покоились на ложе из цветов. Наличие захоронений позволяет утверждать, что с некоторых пор смерть стала сопровождаться погребальным ритуалом и, значит, была связана с определенным комплексом соответствующих представлений. Этот комплекс представлений и получил в науке свое собственное название - анимизм.

Слайд 15

Анимистические образы - это: во-первых , духи умерших предков (так анимизм неразрывно связан с культом предков); во-вторых, души живых людей; в-третьих, олицетворение сил природы (души озер, рощ, ветров). Обряд погребения был достаточно сложен. Умерших хоронили в углублениях и ямах: или лежащими на спине или на боку в согнутой (скорченном) положении. Иногда головы были огорожены каменными плитами. Мертвых наряжали и клали рядом с ними посуду, орудия труда, пищу и различные ценные предметы. Наличие погребального инвентаря объясняют по-разному: либо люди пытались таким образом отогнать смерть от себя, предотвратить мести умершего, или хотели обеспечить его всем необходимым для жизни в загробном мире, или давали вещи в дорогу, чтобы умерший добрался до мира предков и нашел там покой . В большинстве захоронений находят красную охру - своим цветом она напоминает кровь - символ жизни. Исчерпывающего объяснения этого ритуала пока не существует. В любом случае наличие в палеолите определенного обряда погребения - свидетельство религиозных верований.

Слайд 17

ПЕРВОБЫТНЫЕ РЕЛИГИИ http://www.overtone.ru/info/pervobytnye_religii/