Программа экологического воспитания дошкольников. Наш дом — природа.
Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Чтобы реализовывать эти принципы на практике, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. Достичь целей, декларируемых в современной концепции устойчивого развития, можно только через экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается формирование всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, а первую очередь детей. Такой подход требует проанализировать содержание и методику экологического воспитания дошкольников.
В течение многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, «чтобы взять у нее все богатства», а человек считал себя победителем, покорителем природы. Такова главная идея антропоцентризма, который распространен во многом у нас и в настоящее время, в том числе и в дошкольном воспитании. Это означает, что в отношениях «люди — природа» человек рассматривает себя как главное действующее лицо, которое может переделать свое окружение так, как ему нравится, для своего блага. У подрастающего поколения можно и должно сформировать новое — экологическое — сознание. Тогда это поколение будет строить свои отношения с природой с иных позиций — позиций биоцентризма, означающих: человек — особая, разумная, но все же только часть природы, а экология — это не просто наука, это мировоззрение! Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах природы.
Авторская программа «Наш дом — природа» утверждена Министерством образования РФ и рекомендована к внедрению в дошкольных учреждениях. Ее название отражает значение слова «экология» в переводе с греческого («наука о доме») и подчеркивает неразрывную связь человека с природой. Основная цель программы — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков. Необходимая предпосылка для ее реализации — организация в детском саду специальной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и природой.
Программа «Наш дом — природа» обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников и учащихся начальной школы по предметам «Окружающий мир», «Природоведение», «Экология». Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу, место в ней человека, первоначальных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на этой базе основ экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здодовью.
Экология — это прежде всего наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, поэтому акцент делается на развитии у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. (Для дошкольников эти связи называются «невидимыми ниточками природы».)
Прежде всего мы должны уделять внимание следующим вопросам.
- Понимание самоценности природы.
- Осознание ребенком себя как части природы.
- Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
- Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит «цепная реакция».
- Воспитание у детей активной жизненной позиции.
- Обучение азам элементарной экологической безопасности.
- Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.
- Формирование экологически грамотного поведения в быту, на природе.
- Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка).
- Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.
Дошкольники должны получать научно достоверную информацию, но в адаптированном для их возраста виде. В то же время следует помнить о том, что экологические занятия с детьми дадут предполагаемый эффект лишь в том случае, если будут интересными, привлекательными для ребенка. Программа не подразумевает запоминание терминов, не рассчитана на механическое воспроизводство знаний: в игровой и другой, доступной для них форме старшие дошкольники знакомятся с объектами живой и неживой природы, с зависимостью их друг от друга, с существованием разных сред обитания и приспособленностью животных, растений к условиям этих сред, их ролью в природе, с факторами, влияющими на их существование, со взаимосвязями в сообществах (лес, озеро) и рядом других природных явлений и закономерностей.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование у ребенка экологического сознания, но и на развитие личности в целом (умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально сопереживать), на интеллектуальное, эстетическое, речевое, физическое развитие, развитие культуры чувств. Знания при этом не являются самоцелью — они лишь средство для воспитания человека с новым типом мышления.
Что подразумевает новый тип мышления? Человек должен пересмотреть свои отношения с окружающей средой, осознать, что он (как уже подчеркивалось) всего лишь часть природы, особая, разумная, но все же только часть. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна. Мы очень часто относимся к природе потребительски, отсюда — многие экологические проблемы. Поэтому очень важно воспитать в детях другое, не потребительское отношение к окружающему миру. Природа — это и дом человечества, и источник ресурсов для его жизни. Велика и эстетическая, познавательная роль природы.
Источник doshkolniki.org