Мои методические разработки
Конспект занятия "Знакомство с каменным углём и мелом"
Презентация "Шахта" - приложение к конспекту занятия " Знакомство с каменным углём и мелом".
Конспект комплексного итогового занятия " Что? Где? Когда?", проводится по мотивам игры " Что? Где? Когда?"
Презентация " Что? Где? Когда?" приложение к занятию " Что? Где? Когда?"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение « Детский сад №1 « Ромашка»»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по ознакомлению детей подготовительной к школле группы с неживой природой
« Знакомство с каменным углём и мелом»
Выполнила воспитатель: Чаус И.И.
с. Красный Яр 2012 г.
Задачи:
Образовательные: Повышение уровня знаний в опытнической деятельности дошкольника. Углубление знаний об окружающем мире, полезных ископаемых. Формировать умение устанавливать причинно- следственные связи путём эксперимента.
Развивающие: Развивать интерес к экспериментированию детей, развивать любознательность. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах каменного угля и мела.
Воспитательные: Формировать у детей коммуникативные качества: дружеские взаимоотношения во время совместной работы, умение выслушивать собеседника.
Образовательная область: Познание
Цель: - повышение уровня интеллектуально-личностного развития детей;
- формирование коммуникативных качеств.
- повышение познавательного интереса детей к практическим опытам с камнями
Материалы к НОД для воспитателя:
- Посылка, каменный уголь, мел.
- Магнитофон, диск с записью звукового письма;
- Экран, проектор, ноутбук,
- Стол -2шт, стул.
Материал к НОД для детей:
- Подносы- 6 шт, кусочки каменного угля и мела –по 12 шт., лупы – 12 шт., стаканчики с водой –12 шт,. палочки -12 шт., влажные салфетки – 24 шт.,
- Смайлики для рифлексии – по 12 шт.
- Столы 5 шт., стулья -20 шт.,
Игровые приемы:
- Сюрпризный момент: посылка со звуковым письмом от хозяйки Медной горы.
- Загадывание загадок о каменном угле и меле.
- Опыты с каменным углем и мелом.
- Рассаз воспитателя по презентации.
- Рифлексия .
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите сегодня к нам на занятие, пришло много гостей. Давайте мы дружно с ними поздороваемся, улыбнемся гостям и друг другу.
Дети: Здороваются с гостями.
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю, пройти и присесть
Воспитатель:Ребята, нам почтальон принёс посылку, давайте мы посмотрим, что же в ней.
(Во время открытия посылки включается фонограмма звукового письма.)
«Здравствуйте, дорогие дети!
Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила послать посылку с предметами неживой природы. А что это за предметы, вы узнаете, отгадав мои загадки, которые находятся в конверте. Желаю удачи!
Хозяйка Медной горы».
Воспитатель. Ребята, какая интересная посылка, в нее вложено звуковое письмо. А в письме говорится о неживой природе. А что относится к неживой природе.
Дети: к неживой природе относится камень.
Воспитатель: А как вы думаете, какой предмет находится в посылке?
Дети: Игрушка, земля…
Воспитатель: Узнать, что находится в посылке мы сможем,отгадав загадку.
(загадывает загадку о каменном угле).
Свиду неприглядный камень, он в земле лежит пластами,
Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать.
Под землею огоньки — это в шахте горняки.
Молотками отбивают этот очень нужный камень
Дети: Это уголь.
Воспитатель: Да, это полезное ископаемое каменный уголь. Вот он какой — этот каменный уголь. (Достает и показывает детям).
Давайте мы с вами вместе повторим.
- Полезное ископаемое –каменный уголь.
Воспитатель:Вы хотите узнать свойства каменного угля?
Дети: Да.
А чтобы узнать больше о каменном угле, я приглашаю вас пройти за столы.
( дети проходят за столы, в это время воспитатель раздаёт уголь)
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах стоят подносы — найдите на них каменный уголь. Возьмите каменный уголь, рассмотрите его поверхность с помощью лупы.
(дети рассматривают уголь с помощью лупы)
Воспитатель: Что вы видите? А что ещё вы можете сказать о каменном угле?
Дети: Уголь черного цвета. Он бугристый, как дерево...
Воспитатель: Правильно. Положите лупу на край стола.
Воспитатель: Ребят, а как можно узнать, уголь твердый или мягкий?
Дети: Надо надавить на него пальцем или сжать в руке.
Воспитатель: Хорошо. Попробуйте его сжать в руке.
(дети сжимают уголь)
Воспитатель: Что можно сказать? Какой уголь?
Дети: Уголь твердый.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а уголь имеет запах
Дети: Нет, уголь не пахнет.
Воспитатель.Совершенно верно ребята, уголь не имеет запах.
Воспитатель: Посмотрите на свои руки. Что можно сказать про уголь?
Дети: Он пачкается.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт с каменным углём, если его опустим в воду
Дети: Каменный уголь утонет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Он тяжёлый.
Воспитатель: Как вы думаете, вода поменяет цвет?
Дети: Да
Воспитатель: Попробуйте опустить каменный уголь в воду, что произошло?
Дети:Каменный уголь утонул.
Воспитатель: Ребята, а произошли изменения с водой?
Дети: Нет, вода не окрасилась.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, что ещё происходит.
Дети: Идут пузырьки, круги.
Воспитатель. В каменном угле есть воздух. И при опускании угля в воду, вода вытесняет воздух из угля. Поэтому появляются пузырьки.
Воспитатель: Как вы думаете, он растворяется или нет?
(дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю проверить, растворяется уголь или нет. Давайте возьмем палочку и помешаем воду. Что происходит с углём?
Дети: Каменый уголь не растворяется.
Воспитатель: Запомните, каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей.
Каменный уголь — это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних деревьев и растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь.
Просмот презентация.
Воспитатель: Добыча каменного угля производится на поверхности земли, а так же и глубоко под землей. Для его добычи под землей стоят шахты — глубокие, темные колодцы. Закройте глаза. Вот так темно и ничего невидно и в шахтах.. В стволах шахт устанавливают подъемные машины. От стволов шахт по направлению к залежам каменного угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы, делают освещение. Шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в особые вагонетки и на них его перевозят до ствола шахты. Затем подъемные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен. Труд шахтеров очень тяжелый. Их нелегкий труд облегчают разные машины.
Воспитатель: Как вы думаете, где человек использует каменный уголь?
(дети предполагают)
Воспитатель: Каменый уголь человек использует как топливо на фабриках, заводах и железных дорогах, для получения электроэнергии. Применяется при выплавке чугуна, стали. Из каменного угля получают краски и лаки.
Одно из свойств каменного угля: он хорошо горит и дает много тепла, поэтому он идет на отопление жилых помещений.
Воспитатель: А сейчас, давайте встанем и немного отдахнём.
( физ минутка под музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Пришло время отгодать вторую загадку.
«Белый маленький комочек.
Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,
Белят потолки и печки. Растворяется легко:
Опусти комочек в речку — утечет как молоко»
Дети: Мел
Воспитатель: А сейчас предлагаю посмотреть на экран. Вот так выглидит мел как полезное ископаемое. Мел — это известняк, состоящий из морских микроорганизмов, известняковых водорослей, это — полузатвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, лилии, даже кораллы.
Воспитатель:Саша и Маша, помогите мне пожалуйста, раздайте мел
Ребята, у вас на столах лежит уже переработанный мел. Давайте рассмотрим его с помощью лупы, что вы видите?
Дети: Маленькие дырочки.
Воспитатель. Какого он цвета?
Дети. Мел белый.
Воспитатель: Мел имеет запах?
Дети: Нет, мел не пахнет.
Воспитатель: Твердый или мягкий мел? Потрогайте его руками.
Дети: Мел твердый.
Воспитатель: Ребята, мел твердый, но он мягче каменного угля. Когда им пишут, он крошится, сыпется, значит, он — хрупкий. А давайте проверим! Попробуйте мелом провести по доске полоску. Что видите?
Дети: Мел оставляет след, рисует.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт с мелом, если его опустим в воду
Дети: Мел утонет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Он тяжёлый.
Воспитатель: Как вы думаете, вода поменяет цвет?
Дети: Да
Воспитатель: Попробуйте опустить мел в воду, что произошло?
Дети: Мел утонул.
Воспитатель: Ребята, а произошли изменения с водой?
Дети: Вода помутнела.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, что ещё происходит.
Дети: Идут пузырьки, круги.
Воспитатель. В меле есть воздух. И при опускании мела в воду, вода вытесняет воздух из мела. Поэтому появляются пузырьки.
Воспитатель: Как вы думаете, он растворяется или нет?
(дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю проверить, растворяется мел или нет. Давайте возьмем палочку и помешаем воду. Что происходит с мелом?
Дети: Мел растворяется.
Воспитатель: Да, мел растворяется.
Воспитатель: Ребята, где человек использует мел?
Дети: человек использует мел для рисования на доске, на асфальте.
Воспитатель. Мел, ребята, нужен не только для рисования. Натуральный мел используют в сельском хозяйстве для известкования почв и подкормки животных, в промышленности — для производства цемента и извести. Мел добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, используют для получения соды, стекла. С помощью мела очищают сахар от примесей. Очищенный мел применяют при изготовлении лекарств. Мел — составная часть зубных порошков и паст. Мел идет на изготовление художественных красок, школьных мелков.
Воспитатель: Наше с вами занятие подходит к концу, давайте Пройдём и сядем на ковёр.
Вспомните с какими полезными ископаемыми мы сегодня познакомились. Чем сегодня на занятии мы занимались ещё?
Дети: Мы опускали мел и каменый уголь в воду. Расматривали через лупу. Отгадывали загадки.
Воспитатель: Я надеюсь сегодня, вы узнали много нового, интересного про каменный уголь и мел. Я приготовила для вас смайлики. Если кому то было не интересно, скучно, возьмите смайлик красного цвета. Каму сегодня было интересно и он узнал много нового, поднимите смайлик жёлтого цвета.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждения
Самарской области средняя общеобразовательная школа
с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад №1 «Ромашка»»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
с детьми старшей группы «Росиночка»
тема « Что? Где? Когда? »
Директор ГБОУ СОШ с. Красный Яр С.Н. Жаднова
Заведующий Структурного подразделения «Детский сад №1«Ромашка»» Т.М.Хрипунова
Воспитатель: И. И. Чаус
с. Красный Яр
2014 г.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание.
Виды детской деятельности:
Методы и приемы:
практические: Успокаивающее упражнение перед занятием, игровой, использование сюрпризных моментов.
наглядные: Презентация из слайдов с подобранным материалом, геометрические фигуры, карточки с цифрами.
словесные: Напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ занятия.
Цель: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми через интеграцию образовательных областей. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности. Закрепить у детей знания полученные ранее. Продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей. Стимулировать развитие мыслительных способностей. Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь. Продемонстрировать знания детей полученные ранее.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить и систематизировать знания детей
- о временах года,
- о днях недели и месяцах;
- о животном мире, названия домашних животных и их детёнышей;
- о составе числа; о математических действиях «сложение» и «вычитание»; о геометрических фигурах;
- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10; соотносить количество с цифрой;
- Упражнять в определении звука в начале слова;
- Закрепить умения давать обобщающие понятия;
- Умение вслушиваться в стихотворный текст.
Развивающие:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- Любознательность;
- Интерес к познавательным мирам;
- Дружеское отношение друг к другу в выполнение коллективного задания;
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Оборудование: Наборное полотно, цифры, знаки, экран, проектор, ноутбук, музыкальный центр, волчок конверты по количеству вопросов;
По количеству детей: стулья и один стол на два человека.
ТСО:
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Круг радости - "Улыбка" (эмоциональный настрой)
Дети вместе с воспитателем встают в круг.
В: Круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем и играть с вами начнем.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
В: Ребята, сегодня я рада вас приветствовать на игре « Что! Где! Когда!»
В: Но для того чтобы начать игру проведём разминку. Ребята, какое сейчас время года?
Д: Сейчас время года лето.
В: Сколько всего времён года существует?
Д: Всего 4 времени года.
В: Назовите все 4 времени года по порядку.
Д: Зима, весна, лето, осень.
В: Какой сейчас месяц?
Д: Сейчас месяц июнь.
В: Сколько всего месяцев в году?
Д: Всего в году 12 месяцев.
В: Назовите все 12 месяцев по порядку.
Д: Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
В: Правильно! Какой сегодня день недели?
Д: Сегодня день недели вторник.
В: Сколько всего дней в недели?
Д: Всего в недели 7 дней.
В: Назовите все дни недели по порядку.
Д: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
В: Сколько рабочих дней в недели?
Д: В недели 5 рабочих дней.
В: Назовите рабочие дни недели.
Д: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
В: Сколько выходных дней в недели?
Д: Выходных дней в недели 2.
В: Назовите выходные дни недели.
Д: Суббота, воскресенье.
В: Молодцы! Совершенно верно. Какое сегодня число, если вчера было 9?
Д: Сегодня 10.
В: Прошу занять свои места. 10 июня 2014года мы начинаем игру « Что? Где? Когда?». Сегодня вам придётся соревноваться в игре со знатоками. Во время игры вам нужно показать все свои знания и ответить на все вопросы знатоков. Против знатоков сегодня играет команда группы « Росиночка»:
На игровом поле 14 секторов, 10 секторов это вопросы знатоков, 1 сектор Блиц вопрос от зрителей, чёрный ящик, музыкальная пауза, физкультурная минутка. Счёт игры 0-0. Начинаем игру обратным отсчётом от 10 до 0. Начинаем.
Д: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0.
В: И так 1 вопрос. Назовите геометрические фигуры и их цвета, изображённые на экране.
Д: Треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, пятиугольник.
В: Счёт 1-0 в пользу игроков. 2 вопрос. На экране изображены предметы ваша задача: пересчитать предметы и подобрать соответствующую цифру каждому числу.
Д: 6 пуговиц, 10 божьих коровок, 2 яблока, 7 карандашей.
В: Молодцы Счёт 2-0 в пользу игроков. Следующий вопрос: Назовите соседей числа 2, 5, 8.
Д: Соседи числа 2, 1 и 3. Соседи числа 5, 4 и 6. Соседи числа 8, 7 и 9.
В: Отлично! Счёт 3-0 в пользу игроков. 4 вопрос. Внимание на экран. Сравните по количеству, применив понятия больше, меньше или равно.
Д: Рыбок меньше чем бабочек, мишек больше чем машинок, цветочков столько же сколько вишен.
В: Молодцы! Счёт 4-0 в пользу игроков. И следующий вопрос. Определите состав числа 4.
Д: Состав числа 4: 1 и 3, 3 и 1, 2 и 2.
В: Правильно! И счёт 5-0 в пользу игроков.
Выпал сектор «Физкультурная минутка».
Физминутка: «Раз, два, три, четыре, пять!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше
И легко-легко подышим…
Раз, два! - выше голова,
Пять, шесть - тихо сесть.
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Отдохнули. Следующий вопрос. Решите задачи в стихах. Будьте внимательны. ( Задачи выведены на экране)
Три ромашки-желтоглазки,
Два весёлых василька,
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?
Д: 5 цветов в букете.
В: На какое действие эта задача?
Д: Сложение.
В: Правильно! Следующая задача.
На тарелочке семь слив,
Вид их очень уж красив.
Съел четыре сливы Павел.
Сколько мальчик слив оставил?
Д: Мальчик оставил 3 сливы.
В: Верно. На какое действие эта задача?
Д: На вычитание.
В: Молодцы! Счёт 6-0 в пользу игроков. 7 вопрос. Назовите противоположное значение.
В: Длинный.
Д: Короткий.
В: Узкий.
Д: Широкий.
В: Высокий.
Д: Низкий.
В: Толстый.
Д: Худой.
В: Холодный.
Д: Горячий.
В: Сладкий.
Д: Горький.
В: Добрый.
Д: Злой.
В: Молодцы и с этим заданием вы справились. Счёт 7-0 в пользу игроков. Следующий вопрос.
В: Что такое звук?
Д: Звук мы слышим и произносим.
В: Какие бывают звуки?
Д: Звуки бывают гласными и согласными.
В: Что такое буква?
Д: Буква – это знак, который обозначает звук при письме. Букву мы видим и пишем.
В: Внимание на экран. Назовите предметы, названия которых начинается на звук « А».
Д: Арбуз, автобус, апельсин.
В: Назовите предметы названия которых начинается на звук « З ».
Д: Звезда, зебра, заяц, земляника.
В: Молодцы! Счёт 8-0 в пользу игроков. 9 вопрос и выпал « Блиц вопрос » Вопрос от старшего воспитателя Н. В. Маклаковой.
Н. В. Маклаковой: Как называется страна, в которой мы с вами живём?
Д: Наша страна называется Россия.
Н. В. Маклаковой: Как зовут президента нашей страны?
Д: Президента нашей страны зовут В. В. Путин.
Н. В. Маклаковой: Как называется село, в котором мы живём?
Д: Село, в котором мы живём, называется Красный Яр.
В: Счёт 9-0 в пользу игроков. Следующий сектор, « Музыкальная пауза». ( Играет музыка, дети танцуют). Поплясали от души. Занимаем свои места и продолжаем нашу игру. Следующий вопрос. Отгадайте загадки.
- Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается.
Д: Собака.
В: А как называется детёныш собаки?
Д: Детёныш собаки называется щенок.
В: Правильно. Следующая загадка.
Даже по железной крыше,
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет,
И как днем все видит.
Часто спит, а после сна,
Умывается она.
Д: Кошка.
В: Как называется детёныш кошки?
Д: Детёныш кошки называется котёнок.
В: Голодная – мычит, сытая – жуёт,
Всем ребятам, молоко даёт.
Д: Корова.
В: Как называется детёныш коровы?
Д: Детёныш коровы называется телёнок.
В: Правильно! Скажите какие животные изображены на экране?
Д: На экране изображены домашние животные.
В: Правильно! Счёт 9-0 в пользу игроков. Вопрос номер 10. Внимание на экран. Назовите предметы изображённые на экране, одним словом.
(листаются слайды с изображениями)
Д: Посуда, овощи, одежда, обувь.
В: Отлично! Сектор « Чёрный ящик». Чёрный ящик в студию. Чтобы узнать, что находится в чёрном ящике вам надо отгадать загадку.
Этот знак не продают.
А торжественно вручают.
За достойные успехи
Им лишь лучших награждают.
Д: Медали.
Ребята у вас всё получилось, потому что вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вы по достоинству можете называться знатоками. Это произошло, потому что вы много уже знаете и смогли применить свои знания! Знания человеку очень, нужны! Вручаю вам медали подтверждающее звание знатоков. Пришло время прощаться со зрителями. До свидания! И до новых встреч!