Открытый урок "О чем расскажет скрипка..."
Дети в душе коллективисты. Ансамбль – это благодатная почва для музыкального и технического развития маленьких скрипачей. Этому способствует дух соревновательности и подражательства, присущий детям. Как и в любом деле, встречаются трудности в освоении такого сложного для начального обучения инструмента как скрипка. Ребенок приходит в музыкальную школу или в школу искусств с желанием взять скрипку и сразу же начинать играть. Он не понимает насколько это сложно и требуется время, и немалое, пока будет что-то получаться. Встретившись с первыми трудностями, он не стремится их преодолеть, а разочаровывается, отчаивается, начинает скучать на уроках, а то и вовсе пропускать их. Педагогу очень важно не пропустить этот момент. Совсем не выход – махнуть рукой на такого ученика, а найти особый подход, попытаться увлечь ребенка. Важен индивидуальный, дифференцированный подход к каждому ребенку.
Мы знаем, что далеко не все дети, которые учатся играть на инструменте, выберут музыку, скрипку своей профессией. Но, говоря словами Г.Нейгауза, «каждого ученика необходимо ввести в область духовной жизни, нравственных начал», в область культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_o_chem_rasskazhet.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Березина Людмила Вениаминовна, преподаватель по классу скрипки
Открытый урок
Тема урока: «О чем расскажет скрипка…»
Групповое занятие в классе скрипки с учащимися первого класса.
Цель: Заинтересовать и вовлечь детей в музыкальную деятельность, способствовать развитию музыкального мышления.
Задачи:
Образовательные:
- обогащение словарного запаса детей новыми музыкальными терминами;
- закрепление понятий «мажор», «минор»;
- формирование навыков применения средств музыкальной выразительности в ансамблевом музицировании и в импровизации.
Развивающие:
- развитие воображение, образного мышления, навыков сочинительства на инструменте;
- развитие мотивации учащегося к познанию и творчеству;
- формирование и развитие художественно-эстетического вкуса.
Воспитательные:
- воспитание у обучающихся внимания, умения слушать друг друга в ансамбле;
- раскрытие индивидуальности обучающегося, его внутреннего мира;
- создание условий для устойчивого интереса к занятиям музыкой.
Тип урока: комбинированный урок
Методы:
- словесный (беседа, диалог, объяснение);
- игровые методы;
- репродуктивный метод (применение полученных знаний, умений и навыков на практике);
- практический метод (выступление перед обучающимися и гостями);
- метод стимулирования музыкально-творческой деятельности.
Оборудование:
- музыкальные инструменты (скрипка, фортепиано);
- нотная литература;
- дидактический материал (карточки);
- наглядный материал - любимые игрушки детей, сборник стихов Агнии Барто.
Репертуарный план урока:
- Е.Поплянова. «Пора начать урок»
- «Прозвенел звонок»
- «Здравствуйте, ребята»
- Гамма Ре мажор
- Гамма ре минор
- Е.Поплянова. «Песенка про двух утят»
- А.Филиппенко. «На мосточке»
- Г.Эрнесакс «Паровоз»
- Русская народная песня «Серенький козлик»
- Муз. О.Юдахиной, слова В.Татаринова «Слон и скрипочка».
Структура урока:
- Организационный момент (музыкальное приветствие).
- Основная часть.
- Итог урока. Домашнее задание.
- Музыкальное прощание.
- Самоанализ.
Ход урока:
1. Начало урока Е.Поплянова. «Пора начать урок»,
музыкальное приветствие: «Прозвенел звонок», «Здравствуйте, ребята».
2. Сообщение темы урока «О чем расскажет скрипка…».
Блок 1. (О хорошем и грустном настроении)
У. – О чем может рассказать скрипка?
Д. – (ответы детей).
У. – А может рассказать скрипка о нашем настроении?
Д. – (ответы детей).
У. – С каким настроение вы пришли сегодня на урок?
Д. – (ответы детей).
У. – У кого сегодня хорошее настроение (мажорное)?
Д. – (ответы детей).
У. – Давайте не будем сегодня грустить, а то наши гости загрустят вместе с нами. Давайте все вместе сыграем гамму Ре мажор. Что такое мажор?
Д. – Это – когда радостно на душе.
У. – Кто мне скажет, какие нотки нам помогут создать хорошее настроение?
Д. – Это диезы – фа и до.
Играют гамму Ре мажор.
У. – А ре минор – это трудная гамма? Чем она отличается от гаммы Ре мажор?
Д. – Она грустная.
У. – Верно. В ре миноре есть две нотки, которым очень грустно. Это ноты фа и си бемоль. Кто сможет сыграть гамму ре минор?
Исполняют гамму ре минор (по желанию).
У. – Вот видите, скрипка нам рассказала с вашей помощью о хорошем и грустном настроении. Чтобы лучше услышать отличие мажора от минора, мы с вами споем «Песенку про двух утят» Е.Попляновой.
Блок 2.(Создание музыкального образа в ансамблевом музицировании)
У. – Скрипка может передавать настроения – веселое и грустное. А может ли скрипка нарисовать картину?
Д. – Да, может. Только это будет музыкальная картина.
У. – Совершенно верно. Давайте мы с вами нарисуем музыкальную картину про волка, который лежит на мосточке и не пускает детей за грибами.
Играют «На мосточке».
У. – Какую картину вы еще хотели бы нарисовать?
Исполняют песенки по желанию («Паровоз», «Серенький козлик», «Веселый поезд») и др.
Блок 3. (Импровизация)
У. – По моей просьбе вы принесли на урок любимые игрушки. Расскажите нам о них с помощью ваших скрипок.
Свободная импровизация детей с применением штрихов для передачи характера выбранной игрушки (деташе, легато, мартле, стаккато).
Блок 4. (Я - композитор)
У. - А теперь скрипочка нам расскажет про ваши сочинения на стихи Агнии Барто. Я знаю, каждый из вас сочинил свою музыку на понравившееся стихотворение Агнии Барто. Кто самый смелый?
Дети читают стихи Агнии Барто и исполняют свои сочинения.
3. У. – Интересные получились у вас песенки. Не хуже В.Якубовской. Я думаю, что их надо записать. Этим вы займетесь дома. Это будет ваше домашнее задание. Постарайтесь правильно определить размер и с какой доли начинается песенка – с сильной или со слабой.
4. На прощанье мы с вами споем песенку про скрипочку. Муз. О.Юдахиной, слова В.Татаринова «Слон и скрипочка».
5. Самоанализ урока.
Урок проведен с обучающимися первого года бучения, овладевшими первоначальными навыками игры на инструменте. Смена видов деятельности, включение в игру вдохновляет ребят, развивает образное мышление, эмоциональную сферу. Поскольку все учащиеся были начинающими, легче было проводить уроки по освоению начальных игровых навыков в группе по несколько человек. Урок разбит на блоки, каждый из которых посвящен определенному виду деятельности. Материал преподносится в игровой форме, что позволяет поддерживать интерес к предмету и к инструменту. Дети учатся слушать музыку, развивают музыкальный слух, ритм, координацию, память, знакомятся с музыкальными терминами, понятиями через звуковое восприятие, учатся выражать свои чувства, мысли, отношение к музыке, внутренне раскрепощаются. На уроке большое внимание уделяется пению.
Известно, что только культура формирует среду, в которой человек становится добрее, чище, благороднее. Игровое общение требует от педагога артистизма, духовной тонкости и искренней заинтересованности в творческом процессе. Такая позиция педагога позволяет каждому ребенку наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал в процессе занятия.
Важное значение для успешности урока имеет подбор репертуара. Произведения были подобраны с учетом уровня способностей и подготовленности учащихся, а также с учетом развития их навыков в ансамблевой игре в удобных для исполнения тональностях, с простым ритмическим рисунком. Усложнение репертуара препятствует качественному освоению навыков ансамблевой игры, быстро утомляет детей.
Эффективность урока:
Соединение образовательных, развивающих и воспитательных задач способствует выполнению цели урока – заинтересовать и вовлечь детей в музыкальную деятельность, способствовать развитию музыкального мышления.
Обогащение словарного запаса новыми музыкальными терминами, развитие эмоционального мира детей проходило без особых усилий в творческой игровой атмосфере. Коллективная форма обучения интенсивно развивает возможности учащихся, пробуждает внутренние стимулы. Исполняя музыку в ансамбле, ребенок постигает художественный смысл исполняемых произведений, сопереживает чувствам, выраженным в музыке, через музыкальные образы познает «прекрасное» в окружающей действительности. Дети получили радость от задания рассказать о любимых игрушках с помощью скрипок, активно включились в живой процесс созидания и без волнения и страха выполнили творческое задание педагога, продемонстрировав гостям свои сочинения на стихи Агнии Барто. Наблюдая, оценивая и сравнивая игру своих товарищей, дети получили опыт осмысленного применения скрипичных штрихов как средств музыкальной выразительности для создания музыкального образа, умение применять полученные знания в практической деятельности.
Предоставление свободы выбора при выполнении творческих заданий можно рассматривать как опыт продуктивного метода повышения мотивации к обучению на музыкальном инструменте
Таким образом, цель и задачи данного урока выполнены. Воспитание музыкой через собственное исполнение – это процесс самовыражения, высвобождения самых лучших душевных качеств и позитивных эмоций, воспитание культуры. В ходе урока активность обучающихся стимулировалась возможностью ощутить себя в роли композиторов.