Внеурочная деятельность

Карюкина Светлана Валериевна

     Цель – создание условий для развития интереса обучающихся  к естественным наукам и формирования  их мировоззрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Турнир «ЮНЫЕ КОСМОНАВТЫ»

Ведущий: Сегодняшнее мероприятие посвящено дню «Космонавтики».  Приглашаю вас в школу космонавтов, где сегодня пройдут испытания и  будут соревноваться  не только  в силе, ловкости, быстроте, смелости,  но и  покажут  свои творческие  способности  и фантазию  4 (3)  космических отряда по  5  человек  каждого класса.

 (Представление команд)

Оценивать сегодняшние испытания в школе космонавтов будет ЦУП. (Представление жюри).

Оценивает каждый конкурс по 5-бальной шкале.

Команды готовы к испытаниям? Начнем мы наши соревнования с разминки.

Идёт подготовка к полёту.

1. ЦЕНТРИФУГА.

На полу скакалка, за ней нарисован круг.

Задание: каждый номер совершает 3 оборота  вокруг себя. Участники пробегают по скакалке; вытянув руки. Ведение мяча по кругу (обруч) 2 раза, возвращение.

Экипажи стартуют

2. ЧЬЯ РАКЕТА БЫСТРЕЕ.

Это соревнование  на дальность полета самолета, сделанного из бумаги.

Каждая  команда изготавливает и запускает  5 моделей самолета из бумаги и это оценивается на дальность полета.

Итак, команды выстроены в ряд. Ведущий считает: “ Четыре, три,  два, один. Старт!” Чей самолет пролетит дальше. Самолёты подписывают.

 

4. ОДЕТЬ КОСМОНАВТА!

Домашнее задание: болельщики команды (класс) конструируют костюм космонавта из подручных материалов, которые должны будут приготовить заранее.

На турнире желающие приглашаются к участию в конкурсе (5 участников должны одеть космонавта за 5 минут).

Команды демонстрируют костюмы космонавтов.

5. Выход в открытый космос

Приглашаются  по 3 человека от команды. Все выстраиваются в одну линию и с завязанными ногами делают по три прыжка. Чья команда окажется впереди?

6. КРЕСЛО КОСМОНАВТА.

Итак, космонавт одет и готов к полету. Он садится в кресло космонавта. У нас это кресло заменит стул. Каждый участник садится на свой стул и старается собрать (по команде) расположенные вокруг стула 10 предметов, не покидая его. Расстояние до предметов около полутора метров. Предметы собраны, помощники быстро расставляют их для следующего игрока. Чья команда быстрее справится с заданием?

7. КОНКУРС КАПИТАНОВ Перед вами слово «Пространство». Составившие из него самое длинное слово, принесут своей команде дополнительный балл.

8. МЕТЕОРИТНЫЙ ДОЖДЬ Ленты собрать

9. ПОСАДКА Эстафета с палочкой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эксперимент Экспериментальное задание «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА села северного» Выполнила лялина Арина, обучающаяся 7в класса Мкоу северной сш

Слайд 2

Цель : Провести исследование – зависимость загрязнения снега от количества проходящего мимо транспорта Задачи: Вооружиться фотоаппаратом и блокнотом. Выбрать маршрут от более крупных автомагистралей до мест, где транспорт почти отсутствует. Ход работы: Подсчитать проходящие мимо грузовые, легковые машины. Сфотографировать снег у кая пешеходной дорожки, граничащей с автодорогой и пешеходной тропой, расположенной далеко от автомобильных дорог. Прислать фото и сделать вывод.

Слайд 3

Возле крупных супермаркетов, таких как Пятерочка и Магнит можно увидеть большие скопления автомобилей. Снег, лежащий рядом с ними, почти весь окрасился в черный, видны крупные следы грязи. По окраинам снега разбросан мусор, может, он тоже играет роль в окраске снега (например, окурки сигарет). За 5 минут здесь проезжает: 21 легковая машина. (Переулок Ленина)

Слайд 4

Напротив Сбербанка также присутствуют немалые скопления машин. Снег, лежащий рядом с дорогой, окрасился в черный, даже тот, который находится за изгородью. За 5 минут проезжает: 2 легковых машины. (Улица Чкалова)

Слайд 5

Возле школы, снег оказался ни чуть не ч ище, чем в предыдущих местах. Хотя здесь и стоят мусорные баки, м усор разбросан повсюду, особенно о курки от сигарет. (Снега у края пешеходной дорожки почти не осталось (как и пешеходной дорожки).) За 2 минуты здесь проезжает: 14 легковых и 4 грузовых машин. (Улица Ленина)

Слайд 6

(Улица Коммунистическая) Здесь нередко проезжают машины, и снег не самый чистый. На снегу нередко можно увидеть мусор. За 5 минут проезжает: 2 легковых машины.

Слайд 7

(Переулок Пушкина) Здесь тоже нередко проезжают машины, но снег на удивление чистый (в больших местах).

Слайд 8

(Улица Пушкина) Здесь проезжает достаточно много м ашин. Снег с краю дороги грязный, почти весь окрасился в черный цвет, на нем много мусора. За 5 минут здесь проезжает: 2 легковых машины З а 5 минут здесь проезжает: 9 легковых и 2 грузовых машины. (Измеряли дважды)

Слайд 9

(Переулок Пушкина и Молодежная улица) В некоторых местах есть небольшие скопления мусора. Машины проезжают редко. Хотя снег немного грязноват, но это вероятно по другим причинам. За 5 минут на переулке Пушкина проезжает: 3 легковых и 2 грузовых машин. За 5 минут на улице Молодежной проезжает: 1 легковая машина.

Слайд 10

(Улица Зеленая) Достаточно чистая улица. Здесь редко проезжают машины (с правой части улицы), поэтому снег остается белым. За 5 минут проезжает: 0 машин.

Слайд 11

(Улица Советская) Не самое чистое место. Проезжает много машин. Снег почти весь черный с одного краю, (но не так, как на улице Пушкиной,) на нем много мусора (в основном это пакеты). За 5 минут проезжает: 6 легковых машин.

Слайд 12

(Улица Набережная) Не самое чистое место, но снег д остаточно чистый, особенно при выходе на дамбу. За 5 минут здесь проезжает: 0 машин.

Слайд 13

(Дамба) Это самое чистое место в нашем селе. Здесь почти не проезжают машины (это может быть очень редко), поэтому снег остается белым.

Слайд 14

Вывод Из всего эксперимента видно, что на загрязнение снега влияет количество проезжающего мимо транспорта. Загрязнение снега – это процесс долгий, связанный с броуновским движением. Но если учитывать, сколько в среднем проезжает транспорт в день мимо снега, (если для примера взять крупные автомагистрали,) то можно сказать, что процесс происходит у нас на глазах. Чем больше газа, производимого транспортом во время передвижения, тем больше загрязнения снега и окружающей среды. Чем меньше, тем чище, как снег, так и окружающая среда.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Северного района Новосибирской области

Северная средняя  школа

Фестиваль конструкторских идей

«Электроскоп»

                                       Выполнил  Фулавкин Никита,

                                                          обучающийся  8 «а» класса

                                                          МКОУ Северной СШ

                                                                               

   

                                   Руководитель Карюкина Светлана Валериевна,

                                                           учитель физики

МКОУ Северной СШ

Северное

2023 г.

Содержание


  1. Введение.…………….…………………….…………………….…….....3
  2. Основная часть……………………………………………………...… 4-6
  3. Заключение……………….…………………………………...…….…....7
  4. Список использованных источников……………..….…..……………..7

Введение

      На уроках физики мы изучили явление электризации. Мне захотелось создать устройство, с помощью которого можно исследовать электрический заряд тела.

       Актуальность работы состоит в том, что для изучения явления  электризации часто необходимо использовать электроскоп, который отсутствует в лаборатории кабинета физики. Я представлю описание данного физического прибора и сделаю его своими руками.

      Цель работы: конструирование в домашних условиях   физического прибора – электроскопа.

     Для достижения  цели поставлены следующие задачи:

- составить историческую справку изучения явления электризации;

- сконструировать электроскоп;

- дать рекомендации по постановке опытов.

     Методы работы: изучение дополнительной литературы, аналогия, моделирование, эксперимент.

    Объект исследования: электроскоп.

   Предмет исследования: взаимодействие электрических зарядов.

Основная часть

Историческая справка

Слово «электрический» происходит от греческого слова «электрон», что в переводе означает «янтарь».  

Первые наблюдения электрических явлений относят к 5–6 вв до н. э. Считается, что Фалес Милетский (древнегреческий философ и математик из Милета) впервые пронаблюдал электрическое взаимодействие тел. Он провел следующий опыт: натер янтарь мехом, затем приблизил его к небольшим телам (пылинкам, стружке или перьям) и пронаблюдал, что эти тела стали притягиваться к янтарю без объяснимой на то время причины. Фалес был не единственным ученым, который впоследствии активно проводил электрические опыты с янтарем, что и привело к возникновению слова «электрон» и понятию «электрический».

Устройство и принцип действия электроскопа

Электрический заряд – физическая величина, которая характеризует величину взаимодействия заряженных тел.

Электроскоп (от греч. слов электрон и скопео – наблюдать, обнаруживать) – прибор позволяющий определить наличие электрического заряда, даже самого маленького.

В основе работы электроскопа лежит закон о том, что одноименно заряженные тела взаимно отталкиваются друг от друга. В электроскопе этими телами являются лепестки фольги.

Электроскоп состоит из металлического стержня, к которому подвешены две полоски алюминиевой фольги. Стержень укреплён при помощи эбонитовой пробки внутри металлического корпуса цилиндрической формы, закрытого стеклянными крышками.

При соприкосновении заряженного тела, например, натёртой стеклянной палочки, со стержнем электроскопа электрические заряды распределяются по стержню и листочкам. Так как одноимённо заряженные тела отталкиваются, то под действием силы отталкивания листочки электроскопа разойдутся на некоторый угол. Причём чем больше величина заряда электроскопа, тем больше сила отталкивания листочков и тем на больший угол они разойдутся. Следовательно, по углу расхождения листочков электроскопа можно судить о величине заряда, находящегося на электроскопе.

Если к заряженному электроскопу поднести тело, заряженное противоположным знаком, например, отрицательно, то угол между его листочками начнёт уменьшаться. Следовательно, электроскоп позволяет определить знак заряда наэлектризованного тела.

Практическая часть

Для работы нам потребуется:   

  1. стеклянная банка
  2. крышка
  3. пробка с отверстием
  4. небольшой стержень стальной
  5. фольга

      Конструирование прибора

  • Необходимо продеть стержень в пробку, а пробку вставить в крышку, чтобы при закрытии крышки большая часть стержня оставалась в бутылке, а меньшая - снаружи, над пробкой.
  • К верхнему концу стержня (который расположен над крышкой) присоединить небольшой шарик из фольги, смятой в форме шарика.
  • На нижний конец стержня, согнутый под углом 90 градусов повесить тонкую узкую полоску из фольги, сложенную пополам, с расчётом на то, что при прохождении электрического заряда лепестки фольги должны расходиться в разные стороны и образовывать угол.

Далее нужно закрыть банку крышкой и приступать к проверке изготовленного электроскопа. Проверка заключается в прикосновении любого тела, имеющего электрический заряд к шарику. Подойдёт для этой цели обычная расчёска, которой недавно пользовались. Касаясь шарика, наэлектризованное тело передаёт ему заряд, далее заряд передается стержню и лепесткам. Заряд лепестки получают одноимённый, поэтому они должны расходиться, а по углу их расхождения приблизительно определяется величина электрического заряда. 

Для испытания изготовленного электроскопа   я  провел следующие опыты:

  1. Сначала потертой слегка о мех эбонитовой палочкой касаемся шарика электроскопа.

Наблюдаем: лепестки электроскопа разошлись на некоторый угол.

Вывод: если коснуться шарика электроскопа отрицательно заряженной эбонитовой палочкой, лепестки отталкиваются друг от друга, так как оба они заражены отрицательно. Благодаря тому, что лепестки очень легкие, достаточно малого заряда, чтобы создать их заметное расхождение.

2. Этой же палочкой, натертой более сильнее.

Наблюдаем: лепестки электроскопа разошлись на больший угол.

Вывод: по отклонению листочков электроскопа можно определить, чем больше угол отклонения листочков, тем сильнее он наэлектризован, тем больше электрический заряд находится на нем.

Заключение

           Я сконструировал электроскоп, в основе работы которого лежит закон о том, что одноименно заряженные тела взаимно отталкиваются друг от друга. В электроскопе этими телами являются лепестки фольги.  Я выяснил, что электроскоп позволяет определять наличие электрического заряда. Причём чем больше величина заряда электроскопа, тем больше сила отталкивания листочков и тем на больший угол они разойдутся. Следовательно, по углу расхождения листочков электроскопа можно судить о величине заряда, находящегося на электроскопе. Этот прибор я принес в класс, продемонстрировал и объяснил его работу. Я оставил электроскоп в  лаборатории кабинета физики для дальнейшего использования его на уроках физики. Данный опыт можно применять в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» в качестве демонстрационного.  

Список использованных источников

  1. Блудов М.И. Беседы по физике: Кн. Для учащихся ст. классов сред. шк./ Под редакцией Л.В.Тарасова.-4-е изд., дораб.– М: Просвещение, 1992.-384 с.
  2. Перышкин А.В. Физика 8 класс - М: Дрофа, 2019.-240 с.



Предварительный просмотр:

Отчёт о работе клуба «Эврика» в 2022-2023 учебном году.

Руководители клуба: Карюкина С.В., Коростелёва Л.А..

1.        Подготовка к ВсОШ: обучающиеся 7 и 8 классов приняли участие в стримах по физике, 8 класса – занятия по подготовке к олимпиаде.

2.        Организовали и провели естественнонаучный квест «По дорогам физики», посвящённый Всемирному дню науки за мир и развитие (для обучающихся 7 классов).

3.        Провели школьный конкурс «Объясни явление», посвящённый Дню Российской науки (подготовка к районному конкурсу).

4.        Приняли участие в районном конкурсе «Физика – это интересно».  По итогам конкурса команды школы заняли первое и третье место.

5.        Участие в отборочном туре региональной Космической программы «Прикладные космические системы. Начало».

6.        Приняли участие в заочном и очном туре районной ученической конференции исследовательских работ (первое место и участие).

7.        Участие в XVII открытой региональной научно-практической конференции школьников «Эврика».

8.        Участие в образовательном треке для школьников 8-9 классы по направлению физика в рамках выездных стратегических сессий в проекте «Мобильный Альтаир».

9.        Провели школьный отборочный конкурс приборов для участия в районном конкурсе «Фестиваль конструкторских идей», где работы наших участников заняли все призовые места.

10.         Участие в открытой дистанционной олимпиаде по физике «Альтаир. Весна».

11.         Участие в онлайн пригласительном этапе всероссийской олимпиады по физике (образовательный центр «Сириус»).

12.Участие в работе летней профильной школе по профилю «Физика»

Члены кружка «Эврика» принимают участие в работе летнего оздоровительного лагеря «Клуб физиков».

23.06.2023                                         Зам. по УВР                Г.А.Осипова