Главные вкладки
Сусоев Антон Геннадьевич
Введение.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. От уровня здоровья современных подростков уже в ближайшее пятилетие будут зависеть кадровые и интеллектуальные, оборонные и репродуктивные возможности России государства.
В последние годы в Российской Федерации состояние детей и подростков характеризуется устойчивыми тенденциями роста заболеваемости, инвалидности.
Наиболее выраженное ухудшение здоровья отмечается среди детей 7-18 лет. В жизни ребенка этот возрастной период совпадает с систематическим обучением, получением общего среднего, начального и среднего профессионального образования, становлением личности индивидуума в социальном плане, формированием взрослых стереотипов поведения. В связи с этим уровень здоровья детей на возрастном этапе 7-18 лет в значительной мере зависит от условий обучения и воспитания, характера учебного процесса, образа жизни ребенка.
Особую тревогу вызывает тот факт, что в настоящее время для детей характерно снижение двигательной активности. По данным научных исследований, низкая физическая активность выявляется у 80% школьников. Показатели физической подготовленности у современных школьников достигают лишь 60% от результатов их сверстников 60-70-х годов прошлого века.
Это не может не беспокоить родителей и учителей, так и правительство страны, президента РФ, который в своём послании к федеральному собранию заяви: «Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизнью. Задача сконструировать так называемое умное здание, то есть современное, где предусмотрены и технологии обучения и укрепления здоровья. Уже в этом году будет введён новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю и обязательно с учётом индивидуальных особенностей детей ».
Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения интереса учащихся общеобразовательных учреждений к занятиям физической культурой и спортом.
Поэтому приоритетной становится задача сохранения и укрепления здоровья, выносливости учеников во время учебного процесса, в том числе и на уроках физической культуры.
При этом возникает противоречие между требованиями к физическому состоянию детей и подростков и их фактическим состоянием.
В связи с вышеизложенным, напрашивается вопрос: «Если применить новую модель урока физической культуры и рассмотреть ее как процесс вхождения обучающихся в инновационную активную деятельность, то возрастёт ли выносливость учащихся во время учебного процесса».
В соответствии с проблемой исследования поставлены следующие задачи:
- изучение существующего опыта по организации урочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта,
- определение условий и требований к созданию и внедрению модели урока физической культуры в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта;
- выявление эффективных форм и способов оптимизации урока физической культуры для младших школьников;
- отработка механизма проведения урока;
- диагностика результатов внедрения новой модели урока физической культуры.
Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов
Согласно различным источникам, уроки физической культуры, продолжительностью 35-45 минут, проводят не менее 2 раза в неделю. Их следует проводить в понедельник, среду, пятницу, чередуя с занятиями, требующими статического и интеллектуального напряжения.
Уроки физкультуры целесообразно проводить на открытом воздухе. В средней полосе занятия на открытом воздухе проводят при температуре воздуха до 15°С в безветренную погоду. Сдвоенные уроки по физической культуре (за исключением занятий плаванием и лыжами) не допускаются. К урокам физкультуры учащиеся допускаются при наличии у них спортивной одежды и спортивной обуви. При организации занятий на открытом воздухе одежда и обувь должны соответствовать погодным условиям.
Моторная плотность урока – соотношение времени, затрачиваемого ребенком на выполнение движений, и общей продолжительности занятий, в процентах и должна составлять в зале не менее 70%, а на воздухе – не менее – 80%. Положительный эффект от физических упражнений обеспечивается достижением среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) в пределах 140-160 уд/мин.
В структуре урока выделяют 3 части – вводную, основную, заключительную. Продолжительность вводной части – 5-10 минут, прирост ЧСС после вводной части составляет 25-30%. Основная часть урока длится 25-30 минут, прирост ЧСС составляет до 80-100%. Продолжительность заключительной части -3-5 минут. ЧСС возвращается к исходным величинам после окончания урока или на 3-4 минуте восстановительного периода во время перемены.
На занятиях физической культурой следует использовать современное исправное игровое оборудование и спортивный инвентарь. Их безопасность для здоровья учащихся должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением. Стационарное спортивное оборудование должно быть надежно закреплено, иметь покрытие, стойкое к воде, моющим и дезинфицирующим средствам, соответствовать возрасту и росту детей.
Содержание стандарта образования, акцентируя внимание к личностным аспектам учебного предмета по физической культуре, предъявляет новые требования к подготовке учащихся. За последнее десятилетие в теории и практике преподавания физической культуры разработано немало перспективных технологий, позволяющих достаточно эффективно решать задачи образования и развития учащихся, формировать их самостоятельность и активность на уроках. Это, прежде всего, здоровьесберегающие технологии, а также игровые, развивающие, информационные компьютерные технологии.
Кроме того, спортивный зал и пришкольный спортивный стадион (площадка) должны удовлетворять требованиям Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 1178—02).
Спортивный зал и пришкольные спортивные стадионы (площадки) должны быть оснащены типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки выпускников школы на базовом и профильном уровнях. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения.
Механизм преобразования образовательного процесса.
К сожалению, в МБУ СОШ №13 условия для занятий физической культурой далеки от идеала. А значит, успешная реализация ФГОС может быть обеспечена путём использования эффективных форм и способов организации урока, т.е. следует придать учебному процессу характер здоровьесбережения, изменить его организационные формы, опираясь на базовый комплекс технологий личностно-ориентированного образования.
Для решения этой задачи я использовал различные методы (групповой, фронтальный, поточный и т.д.) и приемы, но предпочтение отдал методу круговой тренировки, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен для развития основных двигательных качеств учащихся, а в конечном счёте повышает выносливость организма учащегося. Круговая тренировка, осуществляемая на уроках физической культуры, представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки. Она не сводится к какому-либо одному способу выполнения упражнений, она включает в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным общим воздействием на организм учащихся. Она органически вписывается в конкретную серию учебных занятий, помогает учителю выполнять учебную деятельность.
Итак, основой круговой тренировки является многократное выполнение предписанных действий, движений в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Это отличает метод строго регламентированного упражнения от игрового и соревновательного методов, для которых характерны лишь приблизительное регулирование и лишь приблизительная программа действий.
Комплексы упражнений подбирал в зависимости прохождения определенной темы и с учетом комплектования класса. В ходе проведения круговой тренировки, использовал снаряды, которыми оснащен спортивный зал, поэтому подготовка к занятиям занимает 3-4 минуты, еще меньше времени занимает уборка снарядов. Этим достигалась высокая организация урока. Другое преимущество такого подхода: ученикам достаточно один раз “пройтись” по всем снарядам (станциям), чтобы получить высокую разностороннюю нагрузку. С целью развития самостоятельности учащихся использую – контрольные карточки, карточки для работы по станциям и инструктивные карты. Данные пособия комплектуются по отдельным темам. Большинство упражнений, включенных в карточки, уже знакомы ученикам, поэтому при их выполнении нет затруднений. Но если есть необходимость, то отдельные упражнения сначала разучиваются с учащимися. Применение круговой тренировки в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и физической подготовленности по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени.
Использую нестандартные формы проведения уроков, интегрированные уроки, сюжетно – ролевые (урок – сказка, урок – олимпиада, урок – викторина, урок здоровья, урок спорт-клуб и т.д.). На таких уроках, наряду с развитием физических качеств у детей воспитывается потребность в здоровом образе жизни, самосовершенствовании, создаётся в коллективе атмосфера взаимоуважения, расширяется кругозор при ознакомлении с природой и достопримечательностями родного края.
Была разработана схема модели урока физической культуры в условиях ФГОС.